Научная статья на тему 'Формирование проектной культуры студентов, обучающихся по направлению «Технология художественной обработки материалов»'

Формирование проектной культуры студентов, обучающихся по направлению «Технология художественной обработки материалов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ДИЗАЙНЕРСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Ю.В.

В работе рассматриваются виды деятельности по формированию проектной культуры студентов в процессе обучения основам дизайна. Проводится терминологический анализ понятий «проектная культура», «дизайнерская культура». Обосновывается роль самостоятельного дизайн-проектирования в процессе освоения студентами дисциплины «Дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной культуры студентов, обучающихся по направлению «Технология художественной обработки материалов»»

Список литературы:

1. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. - Грозный, 1979.

2. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006. - 490 с.

3. Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ»

© Веселова Ю.В.*

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

В работе рассматриваются виды деятельности по формированию проектной культуры студентов в процессе обучения основам дизайна. Проводится терминологический анализ понятий «проектная культура», «дизайнерская культура». Обосновывается роль самостоятельного дизайн-проектирования в процессе освоения студентами дисциплины «Дизайн».

Ключевые слова дизайн, проектная культура, дизайнерская культура, проектирование.

Смена образовательных стандартов, уровня и качества подготовки, номенклатуры специальностей в системе высшего образования требует оптимизации педагогических условий, форм, методов, способствующих профессиональному становлению студентов, обучающихся по самым различным направлениям. Среди этих задач, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 63. п. 1, актуальным также является формирование проектной культуры студентов как важной части общей и профессиональной культуры выпускника вуза.

В качестве одного из средств формирования проектной культуры личности студента можно рассматривать дизайн, как вид проектно-художест-венной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов» (квалифика-

* Доцент кафедры «Материаловедение в машиностроении», кандидат педагогических наук, доцент.

ция (степень) «бакалавр») в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата указано, что выпускник должен обладать такими компетенциями, как способность решать профессиональные задачи в области проектирования, использовать художественные приемы композиции, цвето- и формообразования для получения завершенного дизайнерского продукта, осуществлять художественно-производственную деятельность; разработку художественных эскизов готовой продукции, проектировать художественно-промышленные объекты из материалов различных классов [8].

В связи с этим профессиональная подготовка студентов по направлению «Технология художественной обработки материалов» предполагает изучение дисциплины «Дизайн» в объёме 130 часов, большая часть которых отводится на практическую работу. Недостаточный объём дисциплины, увеличение роли самостоятельной работы студентов в учебном процессе, продиктованный ФГОС-3 ВПО, заставляет корректировать содержание, искать методы и формы для, наиболее оптимального, усвоения знаний студентами технического вуза.

Преподавание основ дизайна в процессе подготовки студентов по направлению «Технология художественной обработки материалов» непосредственно решает не только учебные задачи дисциплины «Дизайн», предусмотренной учебным планом, но способствует эстетическому воспитанию будущих бакалавров, вносит неоценимый вклад в формирование у них заинтересованного, творческого и делового отношения к учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Преподавание дисциплины «Дизайн» основывается на совмещении методов традиционной дидактики и дидактики творческого развития. При этом необходимо продуктивное их сочетание; использование различных форм организации учебных занятий, импровизация в эффективном оперировании средствами обучения; социальная направленность творческих задач и, вместе с тем их личностная значимость для каждого, целостное рассмотрение и решение учебных задач.

Процесс обучения основам дизайна строится на системе упражнений и заданий, которые требуют от учащихся активного эксперимента с формой, цветом и материалом. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждому проекту. Для этого необходимо знать проектные методы и алгоритм проектной деятельности. Кроме того, художественное проектирование любой вещи, интерьера требует умений рисовать, чертить, моделировать, грамотно и эстетично представлять полученный результат. Поэтому изучение дисциплины «Дизайн» предваряет освоение дисциплин «Рисунок», «Живопись и цветоведение», «Композиция», «Инженерная графика», «Художественное материаловедение» и других дисциплин, в соответствии с учебным планом данного направления.

Упражнения, практические задания, самостоятельная деятельность студентов по разработке проектов связаны с развитием чувства формы, цвета,

ритма, пространственного мышления и воображения. Цель выполнения данных практических заданий сводится к выработке навыков решения проект-но-художественных задач и приобретению умений оперирования цветовыми и объемно-пространственными образами при решении композиции объектов проектирования.

Наряду со способами преобразования готовых форм, студентов обучаются способам моделирования представлений, приемам художественных комбинаций и синтеза в рамках поставленных проектных задач. Проектная деятельность студентов в процессе аудиторных занятий осуществляется под руководством преподавателя: она начинается с выполнения ряда практических заданий, направленных на освоение творческих методов дизайна, способствующих оптимальной реализации процесса проектирования. Применение этих методов даёт возможность предлагать множество вариантов решения проблемы, выбирать наиболее оптимальные из них, анализируя конкретно заданную ситуацию и предполагая наиболее приемлемый результат.

Особое место в процессе освоения курса занимает самостоятельное дизайн-проектирование. При этом выбор темы проекта осуществляется студентами самостоятельно, но в связи с особенностями направления обучения проектирование ведётся в области промышленного и ювелирного дизайна. Свободный выбор темы проекта мотивирует студента к творческой, исследовательской деятельности, повышает интерес к обучению, а в целом, способствует его самореализации и профессиональному самоопределению. В процессе работы над самостоятельным проектом по выбранной теме студенты на практике знакомятся с последовательностью проектирования, -учатся определять потребность в том или ином изделии, анализируя современный рынок выпускаемой продукции, обосновывают актуальность разработки изделия, основываясь на анализе современных аналогов, проводя исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначают требования к объекту проектирования, разрабатывают эскизы, отражающие первоначальные идеи в области формы и конструкции будущего изделия, из полученных эскизов выбор одного, осуществляют планирование операций по изготовлению, выбор технологии, материала, выполняют чертежи. Форма представления результатов может быть различной (макет, видеофильм, компьютерная презентация). Результаты проектной деятельности студенты должны представить и защитить публично, выступая на научно-исследовательских и научно-практических конференциях, организованных системой НИРС вуза. Защита проекта является определённой формой промежуточного контроля, позволяющего преподавателю не только оценить работу студента в соответствии с балльно-рейтинговой системой аттестации, принятой в вузе, но и проследить уровень сформированное™ проектной культуры студента. Кроме того, разработка проекта, осуществляемая в рамках изучения дисциплины «Дизайн» может найти дальнейшую реализацию во время производственной практики.

Здесь можно говорить о коллективном творчестве, предполагающем не создание не одной вещи, а комплексного дизайнерского проекта. Необходимо заметить, что одной из самых востребованных особенностей культурного человека становится умение работать в коллективе. В первую очередь это касается труда дизайнеров. Здесь особенно значимой является способность будущих специалистов кооперироваться, так как разработка дизайн-проекта, может включать в себя несколько различных отраслей знания, видов предметной культуры, техники. Поэтому очень важным для решения проектных проблем становится умение налаживать связи с узкими специалистами, общественными организациями и другими участниками проектирования.

От каждого участника коллективного проекта требуется умение взаимодействовать. В процессе коллективной работы над дизайнерским проектом студенты вырабатывают практические умения, получают навыки общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию личности в обществе, способствует процессу социализации.

Работа над проектом является важным источником накопления знаний, умений и навыков в области проектной, исследовательской и творческой деятельности, развивает художественно-проектное (дизайнерское) мышление, актуализирует знания, полученные в процессе изучения технических и художественных дисциплин, даёт возможность применять ранее изученные методы проектирования, формирует навыки исследовательской деятельности; стимулирует самообразование, повышает мотивацию к обучению, развивает творческие способности студента. Всё это способствует формированию не только профессиональной дизайнерской культуры, но и проектной культуры личности.

Дизайнерская культура включает в себя различные виды инженерно-технической деятельности (графическое, знако-кодовое отображение, проектирование, моделирование и т.п.) и поисково-исследовательской работы, основанной на гуманизирующем, проблемно-ориентированном художественно-проектном мышлении [4]. Понятие «проектная культура» имеет множество определений, так как становится всё более актуальным в образовании и социальной практике. Некоторые исследователи включают в это понятие весь современный контекст проектирования, взятый в его целостности [3]. Другие определяют проектную культуру как комплекс навыков, знаний и опыта, накопленного человечеством в изобретательской, преобразовательской и исполнительской деятельности [9].Существует также определение проектной культуры как способа освоения и преобразования действительности, отличающегося необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности [5]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная культура, несомненно, связана с

деятельностью любого проектирования, различного по способу и объекту, и это понятие более широкое, чем дизайнерская культура, формируемая, скорее, в процессе определённой профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка студентов по направлению «Технология художественной обработки материалов» предполагает ещё и инженерное проектирование, основанное на знании материалов и технологических процессов производства. Поэтому на занятиях по дисциплине «Дизайн» должны формироваться основы именно проектной культуры личности, становление которой будет происходить в целостном образовательном процессе по данному направлению.

Рассматривая дизайнерскую деятельность в качестве одного из эффективных средств формирования проектной культуры личности студента, можно говорить о том, что это, прежде всего, творческая деятельность, которая способствует практическому овладению технологией проектирования. Но необходимо помнить, что глобальная цель дизайна - эстетическая организация среды. То есть дизайн - это творческая деятельность по проектированию предметно-пространственной среды (в целом и отдельных её компонентов), с целью придания результатам проектирования эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом [7].

На основании анализа определений проектной культуры, учитывая творческую и проектную сущность дизайнерской деятельности можно сделать вывод о том, что проектная культура студента основывается на:

а) проектной компетентности студента, включающей в себя знания и умения по основам дизайна и проектированию;

б) эстетическом отношении к среде жизнедеятельности, предполагающее активность личности в преобразовательной деятельности, направленной на её оптимизацию и эстетическое совершенствование;

в) сформированности творческих качеств и способностей личности, ее умении конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях [1].

Обучение основам дизайна имеет большие возможности формировать познавательную активность студентов через включение их в систематическую, правильно организованную проектную деятельность. Это обеспечивает создание не только внешней, но и внутренней, мыслительной активности на теоретических и практических занятиях с максимальной опорой на мыслительную и творческую деятельность студентов, на включение их в выполнение различных заданий. Всё это в целом способствует формированию проектной культуры студентов, что актуально как для профессионала в любой отрасли, так и для современного общества.

Список литературы:

1. Веселова Ю.В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / ОГПУ - Омск, 2007. - С. 48.

2. Генисаретский О.И. Начала знаний о культуре / О.И. Генисаретский // Труды ВНИИТЭ. - М., 1990. - № 61, Ч. 2. - С. 123.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

4. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры / В.И. Пузанов // Техническая эстетика. - 1989. - № 11. - С. 16-19.

6. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учебное пособие. - СПб.: СПб ГТУ, 1996.

7. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие (конспект лекций). - М.: М3-Пресс, 2001. - 252 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов» (квалификация (степень) «бакалавр»).

9. Фильчакова Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ю.А. Фильчакова. - Рязань, 2003. - 23 с.

НЕДООЦЕНКА ВОСПИТАНИЯ РОЖДАЕТ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

© Висюлькина Е.А.*, Янина А.В.*

Вольский военный институт материального обеспечения, г. Вольск

В данной статье рассматриваются вопросы воспитания в образовательной деятельности, взгляды на данную проблему известных мыслителей и деятелей, анализируется негативные последствиянедостатка воспитательной работы в гражданских и военных вузах, предлагаются способы улучшить положение воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: воспитание, образование, образовательная деятельность, ценностные ориентиры, воспитательная работа, формирование человека, образовательный уровень, наставничество, современная молодежь, военное образование, компетентность.

В последнее время наблюдаются стремительные и значительные изменения в различных сферах жизни страны. Определен курс на всеобщую и

* Преподаватель кафедры № 1 «Экономика, менеджмент и право».

* Помощник начальника учебного отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.