---------------------------------------------- © Эрнандез Г уальтерос И. Э.,
2009
УДК 65:622.362.1:622.362.3 Эрнандез Гуальтерос И.Э.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТРА ТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОБЫЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ КВАРЦЕВОГО ПЕСКА НА ОСНОВЕ SWOT - АНАЛИЗА
Рассматривается стратегии развития добычи и переработки кварцевого песка на основе SWOT-анализа.
Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегия развития предприятия, кварцевое производство.
Семинар № 10
Ernandez Gualteros I.E.
FORMATION OF THE PRIORITY ORIENTATION STRATEGY OF DEVELOPMENT OF EXTRACTION AND PROCESSING QUARTZ SAND ON THE BASIS OF SWOT -THE ANALYSIS
Is considered strategy of development of extraction and processing of quartz sand on the basis of SWOT - the analysis.
Key words: SWOT-анализ, стратегия развития предприятия, кварцевое производство.
OWOT-анализ ставит целью опре-
S деление сильных и слабых сторон предприятия, которые рассматриваются как внутренние факторы, а также изучение внешних факторов, каковыми являются рыночные возможности и угрозы [1].
Структура матрицы SWOT - анализа представлена на рис.унке.
SWOT-анализ ориентирует предприятия на максимальное использование сильных сторон, благоприятных возможностей, преодоление слабости и защиту от потенциальных угроз.
В каждой из четырех частей матрицы
формулировки соответствующих факторов должны быть упорядочены по значимости, т.е. в первую очередь указывается та сторона, которую считают самой сильной и самой слабой, а также те, где имеются наибольшие возможности или угрозы.
SWOT-анализ дает представление о внешней среде и деловом климате, отличительных характеристиках деятельности предприятия и результатах деятельности, определять степень соответствия положения предприятия заявленным целям ее развития.
Проведение SWOT-анализа и определение стратегических альтернатив развития предприятия.
Для реального отражения сильных и слабых сторон компании целесообразно составить перечень внешних опасностей и возможностей для организации, используя способ оценки воздействия факторов М. Мескона [2]. Взвешивание от +5 (очень положительный вес, большая возможность) через 0 (нейтральный, отсутствие воздействия) к -5 (очень отрицательный вес, сильная
Внутренние факторы Внешние факторы Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Угрозы
Матрица SWOT - анализа
160
Таблица 1
Влияние факторов внешней среды на деятельность ОАО «Раменский ГОК»
Факторы среды к) Р) С) 2005 г. к) Р) С) 2006г. к| Р) С) 2007г. Обоснование поставленной оценки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Макроокружение
1. Высокий уровень инфляции 3 -30 -90 3 -30 -90 3 -30 -90 Высокий уровень инфляции вынуждает установлению высокой цены на продукцию и повышать за счет этого доходы, однако, одновременно растут и затраты. Спрос на продукцию неэластичен.
2. Рост рынка 3 +40 +120 3 +40 +120 5 +50 +250 Увеличение доли рынка обеспечивает возможность расширить производство и увеличить продажи. С введением новой фабрики появилась возможность увеличить выпуск концентрата.
3. Принятие новых нормативных актов 1 -10 -10 2 -10 -20 3 -30 -90 Обеспечивает контроль за правильной отработкой месторождения и работой предприятия в целом.
4. Увеличение стабильности в обществе 2 +30 +60 3 +30 +90 3 +40 +120 Стабильность в обществе повышает уровень продаж.
5. Снижение уровня образования 3 -50 -150 3 -50 -150 3 -50 -150 Этот фактор снижает возможность потенциальных покупателей быть заинтересованными в приобретении предлагаемого товара.
6. НТП в кварцевом производстве 5 +50 +250 5 +50 +250 5 +50 +250 С ростом НТП у предприятия открываются новые возможности в усовершенствовании технологий обогащения кварцевого песка, что положительно влияет на рост производства.
Непосредственное окружение
7. Неплатежеспособность 5 -50 -250 5 -50 -250 5 -50 -250 Увеличение дебиторской задолженности
заказчиков приводит к уменьшению прибыли.
161
Факторы среды кі Рі Сі 2005 г. кі Рі Сі 2006г. кі Рі Сі 2007г. Обоснование поставленной оценки
8. Усиление влияния заказчиков на ценообразование 2 -20 -40 2 -20 -40 2 -30 -60 Существует возможность усиления взаимовыгодных условий поставки продукции.
9. Отсутствие квалифицированных рабочих и профессиональных менеджеров 4 -50 -200 5 -50 -250 5 -50 -250 Квалифицированное обслуживание производства и рациональный менеджмент неотъемлемые составляющие успешного бизнеса.
10. Изменение структуры рынка 3 +40 +120 3 +40 +120 4 +40 +160 В условиях роста конкуренции изменение структуры рынка стимулирует поиск нового уровня продаж.
11. Ужесточение конкуренции за заказчика 4 -30 -120 4 -30 -120 5 -30 -150 Данный фактор сдерживает рост цен на продукцию и снижает прибыль.
12. Потенциальные потребители могут не знать компанию 4 -40 -160 5 -50 -250 5 -50 -250 Усиливается роль рекламы в отношении укрепления брэнда.
Таблица 2
Анализ внутренней среды ОАО «Раменский ГОК»
№пп Наименование стратегической позиции Сильная Нейтральная Сла-бая
1 Расположение производства (географическое)
2 Организационная структура W
3 Общее финансовое положение W
4 Финансы как инвестиционный ресурс W
5 Опыт работы в отрасли 8
6 Стекольное сырье (как конкурентный продукт) 8
7 Формовочное сырье(как конкурентный продукт) N
8 Сырье для строительных смесей (как конкурентный продукт) N
162
9 Система товародвижения (продукта к клиенту) 8
10 Информационная технология 8
11 Инновации как способность к реализации новых продуктов и освоение новых рынков N
12 Способность к лидерству W
13 Уровень производства N
14 Квалификация специалистов 8
15 Профессиональное качество рабочих N
16 Уровень маркетинга 8
17 Уровень менеджмента W
18 Репутация на рынке 8
19 Отношения с властями 8
20 Отношения со смежниками (кооперация) W
21 Инновации как исследования и разработки 8
22 Сплоченный коллектив 8
23 Стратегические альянсы W
24 Разведанные запасы сырья 8
25 Запасы сырья 8
26 Качество запасов N
27 Производительность W
28 Себестоимость W
29 Энергоемкость, материалоемкость W
30 Финансовая устойчивость W
163
Таблица 3
SWOT - анализ ОАО «Раменский горно-обогатительный комбинат»
Возможности Сильные стороны
1 Увеличение заказов на продукцию 1 Расположение предприятия
2 Появление новых групп потребителей (высокодоходные рынки) 2 Большие разведанные запасы сырья
3 Увеличение требований заказчиков к качеству 3 Квалифицированный технический персонал
4 Технологическое отставание конкурентов 4 Опыт работы и хорошая репутация в отрасли
5 Инвестиции в развитие 5 Высококачественные продукты (стекольная отрасль)
6 Инновации как исследования и разработки
8 Уровень маркетинга (знание рынка , логистика)
9 Введение в эксплуатацию новой фабрики (цех обогащения №2)
Угрозы Слабые стороны
1 Повышение налогов на недра 1 Износ оборудования на старой фабрике (цех обогащения №1)
2 Ужесточение требований по экологии 2 Отсутствие системы стратегического планирования
3 Повышение тарифов на продукцию естественных монополий 3 Финансовое положение
4 Рост рыночных цен 4 Производственные мощности (ограничены)
5 Экономическая нестабильность 5 Уровень себестоимости
6 Неплатежеспособность заказчиков 6 Степень вертикальной интегрированности
7 Снижение таможенных пошлин 7 Степень горизонтальной интегрированности
8 Укрепление рубля по отношению к мировым валютам
9 Принятие новых нормативных актов, в т.ч. имеющие обратную силу
10 Появление новых конкурентов в лице зарубежных компаний
опасность). Воздействие:+50 или больше (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -50 или меньше (сильное воздействие, серьезная опасность).
Применительно к реальным экономическим условиям интегральная оценка влияния i - ой группы факторов С! можно определить по следующим формулам:
Возможности: С. = к • (+Р )
Опасности: С = к • (—Р )
I I \ I /
где к1 - значимость ! - ой группы факторов внешней среды (от 1 до 5); (+Р1), (- Р1)
- сила воздействия каждого фактора в отдельности (от -50 до +50).
В табл. 1 представлено влияние факторов внешней среды на деятельность ОАО «Раменский ГОК».
На основе анализа табл. 1 можно сделать вывод, что на деятельность предприятия наибольшее положительное воздействие оказывают такие факторы, как рост рынка и НТП в кварцевом производстве. Увеличение доли рынка дает дополнительную возможность расширить производство и увеличить продажи. С вводом мощности новой фабрики появилась возможность увеличить выпуск концентрата по новым стандартам. В условиях неэластичного спроса увеличение общей выручки определяется возможностью увеличения цен на реализуемую продукцию.
Отрицательное воздействие оказывают такие факторы, как неплатежеспособность заказчиков, отсутствие квалифицированных рабочих и профессиональных менед-
жеров, а также отсутствие информированности потенциальных заказчиков относительно предприятия. Результаты анализа внутренней среды ОАО “Раменский ГОК представлены в табл. 2.
Основные сильные стороны ОАО “Раменский ГОК”: высокое качество продукции; большие разведанные запасы сырья; наличие лицензии на выполнение работ; уровень маркетинга; расположение предприятия; наличие заинтересованного и высококвалифицированного персонала; сплоченный коллектив; опыт работы и хорошая репутация в отрасли; инновации как исследования и разработки.
Основные слабые стороны ОАО “Раменский ГОК”: отсутствие систем стратегического планирования; уровень себестоимости; финансовое положение.
Результаты анализа внешней и внутренней среды представим в форме SWOT
- матрицы (матрицы ССВО - “сильные и слабые стороны, возможности и опасности), табл.З.
В качестве основных направлений деятельности и усиления своей конкурентной позиции в отрасли можно выделить следующие:
В результате проведенного анализа, наиболее приемлемыми для ОАО “Раменский ГОК” являются: стратегия диверсификации (по качеству); стратегия интегрированного роста (увеличение доли рынка кварцевого песка, посредством дружественного слияния профильных предприятий и производств).
------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шеремет Д.А. Теория экономического анализа. - М.: Инфра-М, 2008.
2. МесконМ. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 1997. ЕШ
— Коротко об авторе --------------------------------------------------------------------
Эрнандез Гуальтерос И.Э. - Московский государственный горный университет,
Moscow state mining university, Russia, ud@msmu.ru