Научная статья на тему 'Формирование приоритетной направленности стратегии развития добычи и переработки кварцевого песка на основе SWOT анализа'

Формирование приоритетной направленности стратегии развития добычи и переработки кварцевого песка на основе SWOT анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / КВАРЦЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эрнандез Гуальтерос И.Э.

Рассматривается стратегии развития добычи и переработки кварцевого песка на основе SWOT-анализа. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

s considered strategy of development of extraction and processing of quartz sand on the basis of SWOT the analysis.

Текст научной работы на тему «Формирование приоритетной направленности стратегии развития добычи и переработки кварцевого песка на основе SWOT анализа»

---------------------------------------------- © Эрнандез Г уальтерос И. Э.,

2009

УДК 65:622.362.1:622.362.3 Эрнандез Гуальтерос И.Э.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТРА ТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОБЫЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ КВАРЦЕВОГО ПЕСКА НА ОСНОВЕ SWOT - АНАЛИЗА

Рассматривается стратегии развития добычи и переработки кварцевого песка на основе SWOT-анализа.

Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегия развития предприятия, кварцевое производство.

Семинар № 10

Ernandez Gualteros I.E.

FORMATION OF THE PRIORITY ORIENTATION STRATEGY OF DEVELOPMENT OF EXTRACTION AND PROCESSING QUARTZ SAND ON THE BASIS OF SWOT -THE ANALYSIS

Is considered strategy of development of extraction and processing of quartz sand on the basis of SWOT - the analysis.

Key words: SWOT-анализ, стратегия развития предприятия, кварцевое производство.

OWOT-анализ ставит целью опре-

S деление сильных и слабых сторон предприятия, которые рассматриваются как внутренние факторы, а также изучение внешних факторов, каковыми являются рыночные возможности и угрозы [1].

Структура матрицы SWOT - анализа представлена на рис.унке.

SWOT-анализ ориентирует предприятия на максимальное использование сильных сторон, благоприятных возможностей, преодоление слабости и защиту от потенциальных угроз.

В каждой из четырех частей матрицы

формулировки соответствующих факторов должны быть упорядочены по значимости, т.е. в первую очередь указывается та сторона, которую считают самой сильной и самой слабой, а также те, где имеются наибольшие возможности или угрозы.

SWOT-анализ дает представление о внешней среде и деловом климате, отличительных характеристиках деятельности предприятия и результатах деятельности, определять степень соответствия положения предприятия заявленным целям ее развития.

Проведение SWOT-анализа и определение стратегических альтернатив развития предприятия.

Для реального отражения сильных и слабых сторон компании целесообразно составить перечень внешних опасностей и возможностей для организации, используя способ оценки воздействия факторов М. Мескона [2]. Взвешивание от +5 (очень положительный вес, большая возможность) через 0 (нейтральный, отсутствие воздействия) к -5 (очень отрицательный вес, сильная

Внутренние факторы Внешние факторы Сильные стороны Слабые стороны

Возможности Угрозы

Матрица SWOT - анализа

160

Таблица 1

Влияние факторов внешней среды на деятельность ОАО «Раменский ГОК»

Факторы среды к) Р) С) 2005 г. к) Р) С) 2006г. к| Р) С) 2007г. Обоснование поставленной оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Макроокружение

1. Высокий уровень инфляции 3 -30 -90 3 -30 -90 3 -30 -90 Высокий уровень инфляции вынуждает установлению высокой цены на продукцию и повышать за счет этого доходы, однако, одновременно растут и затраты. Спрос на продукцию неэластичен.

2. Рост рынка 3 +40 +120 3 +40 +120 5 +50 +250 Увеличение доли рынка обеспечивает возможность расширить производство и увеличить продажи. С введением новой фабрики появилась возможность увеличить выпуск концентрата.

3. Принятие новых нормативных актов 1 -10 -10 2 -10 -20 3 -30 -90 Обеспечивает контроль за правильной отработкой месторождения и работой предприятия в целом.

4. Увеличение стабильности в обществе 2 +30 +60 3 +30 +90 3 +40 +120 Стабильность в обществе повышает уровень продаж.

5. Снижение уровня образования 3 -50 -150 3 -50 -150 3 -50 -150 Этот фактор снижает возможность потенциальных покупателей быть заинтересованными в приобретении предлагаемого товара.

6. НТП в кварцевом производстве 5 +50 +250 5 +50 +250 5 +50 +250 С ростом НТП у предприятия открываются новые возможности в усовершенствовании технологий обогащения кварцевого песка, что положительно влияет на рост производства.

Непосредственное окружение

7. Неплатежеспособность 5 -50 -250 5 -50 -250 5 -50 -250 Увеличение дебиторской задолженности

заказчиков приводит к уменьшению прибыли.

161

Факторы среды кі Рі Сі 2005 г. кі Рі Сі 2006г. кі Рі Сі 2007г. Обоснование поставленной оценки

8. Усиление влияния заказчиков на ценообразование 2 -20 -40 2 -20 -40 2 -30 -60 Существует возможность усиления взаимовыгодных условий поставки продукции.

9. Отсутствие квалифицированных рабочих и профессиональных менеджеров 4 -50 -200 5 -50 -250 5 -50 -250 Квалифицированное обслуживание производства и рациональный менеджмент неотъемлемые составляющие успешного бизнеса.

10. Изменение структуры рынка 3 +40 +120 3 +40 +120 4 +40 +160 В условиях роста конкуренции изменение структуры рынка стимулирует поиск нового уровня продаж.

11. Ужесточение конкуренции за заказчика 4 -30 -120 4 -30 -120 5 -30 -150 Данный фактор сдерживает рост цен на продукцию и снижает прибыль.

12. Потенциальные потребители могут не знать компанию 4 -40 -160 5 -50 -250 5 -50 -250 Усиливается роль рекламы в отношении укрепления брэнда.

Таблица 2

Анализ внутренней среды ОАО «Раменский ГОК»

№пп Наименование стратегической позиции Сильная Нейтральная Сла-бая

1 Расположение производства (географическое)

2 Организационная структура W

3 Общее финансовое положение W

4 Финансы как инвестиционный ресурс W

5 Опыт работы в отрасли 8

6 Стекольное сырье (как конкурентный продукт) 8

7 Формовочное сырье(как конкурентный продукт) N

8 Сырье для строительных смесей (как конкурентный продукт) N

162

9 Система товародвижения (продукта к клиенту) 8

10 Информационная технология 8

11 Инновации как способность к реализации новых продуктов и освоение новых рынков N

12 Способность к лидерству W

13 Уровень производства N

14 Квалификация специалистов 8

15 Профессиональное качество рабочих N

16 Уровень маркетинга 8

17 Уровень менеджмента W

18 Репутация на рынке 8

19 Отношения с властями 8

20 Отношения со смежниками (кооперация) W

21 Инновации как исследования и разработки 8

22 Сплоченный коллектив 8

23 Стратегические альянсы W

24 Разведанные запасы сырья 8

25 Запасы сырья 8

26 Качество запасов N

27 Производительность W

28 Себестоимость W

29 Энергоемкость, материалоемкость W

30 Финансовая устойчивость W

163

Таблица 3

SWOT - анализ ОАО «Раменский горно-обогатительный комбинат»

Возможности Сильные стороны

1 Увеличение заказов на продукцию 1 Расположение предприятия

2 Появление новых групп потребителей (высокодоходные рынки) 2 Большие разведанные запасы сырья

3 Увеличение требований заказчиков к качеству 3 Квалифицированный технический персонал

4 Технологическое отставание конкурентов 4 Опыт работы и хорошая репутация в отрасли

5 Инвестиции в развитие 5 Высококачественные продукты (стекольная отрасль)

6 Инновации как исследования и разработки

8 Уровень маркетинга (знание рынка , логистика)

9 Введение в эксплуатацию новой фабрики (цех обогащения №2)

Угрозы Слабые стороны

1 Повышение налогов на недра 1 Износ оборудования на старой фабрике (цех обогащения №1)

2 Ужесточение требований по экологии 2 Отсутствие системы стратегического планирования

3 Повышение тарифов на продукцию естественных монополий 3 Финансовое положение

4 Рост рыночных цен 4 Производственные мощности (ограничены)

5 Экономическая нестабильность 5 Уровень себестоимости

6 Неплатежеспособность заказчиков 6 Степень вертикальной интегрированности

7 Снижение таможенных пошлин 7 Степень горизонтальной интегрированности

8 Укрепление рубля по отношению к мировым валютам

9 Принятие новых нормативных актов, в т.ч. имеющие обратную силу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Появление новых конкурентов в лице зарубежных компаний

опасность). Воздействие:+50 или больше (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -50 или меньше (сильное воздействие, серьезная опасность).

Применительно к реальным экономическим условиям интегральная оценка влияния i - ой группы факторов С! можно определить по следующим формулам:

Возможности: С. = к • (+Р )

Опасности: С = к • (—Р )

I I \ I /

где к1 - значимость ! - ой группы факторов внешней среды (от 1 до 5); (+Р1), (- Р1)

- сила воздействия каждого фактора в отдельности (от -50 до +50).

В табл. 1 представлено влияние факторов внешней среды на деятельность ОАО «Раменский ГОК».

На основе анализа табл. 1 можно сделать вывод, что на деятельность предприятия наибольшее положительное воздействие оказывают такие факторы, как рост рынка и НТП в кварцевом производстве. Увеличение доли рынка дает дополнительную возможность расширить производство и увеличить продажи. С вводом мощности новой фабрики появилась возможность увеличить выпуск концентрата по новым стандартам. В условиях неэластичного спроса увеличение общей выручки определяется возможностью увеличения цен на реализуемую продукцию.

Отрицательное воздействие оказывают такие факторы, как неплатежеспособность заказчиков, отсутствие квалифицированных рабочих и профессиональных менед-

жеров, а также отсутствие информированности потенциальных заказчиков относительно предприятия. Результаты анализа внутренней среды ОАО “Раменский ГОК представлены в табл. 2.

Основные сильные стороны ОАО “Раменский ГОК”: высокое качество продукции; большие разведанные запасы сырья; наличие лицензии на выполнение работ; уровень маркетинга; расположение предприятия; наличие заинтересованного и высококвалифицированного персонала; сплоченный коллектив; опыт работы и хорошая репутация в отрасли; инновации как исследования и разработки.

Основные слабые стороны ОАО “Раменский ГОК”: отсутствие систем стратегического планирования; уровень себестоимости; финансовое положение.

Результаты анализа внешней и внутренней среды представим в форме SWOT

- матрицы (матрицы ССВО - “сильные и слабые стороны, возможности и опасности), табл.З.

В качестве основных направлений деятельности и усиления своей конкурентной позиции в отрасли можно выделить следующие:

В результате проведенного анализа, наиболее приемлемыми для ОАО “Раменский ГОК” являются: стратегия диверсификации (по качеству); стратегия интегрированного роста (увеличение доли рынка кварцевого песка, посредством дружественного слияния профильных предприятий и производств).

------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шеремет Д.А. Теория экономического анализа. - М.: Инфра-М, 2008.

2. МесконМ. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 1997. ЕШ

— Коротко об авторе --------------------------------------------------------------------

Эрнандез Гуальтерос И.Э. - Московский государственный горный университет,

Moscow state mining university, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.