Научная статья на тему 'Формирование преподавательского состава средней специальной гуманитарной школы России в 1960-е гг. '

Формирование преподавательского состава средней специальной гуманитарной школы России в 1960-е гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сойников А. А.

В статье рассмотрены вопросы формирования преподавательского состава российской средней специальной гуманитарной школы в 1960-е гг. Основное внимание уделено анализу подбора и расстановки педагогов, повышению их квалификации, развитию системы социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование преподавательского состава средней специальной гуманитарной школы России в 1960-е гг. »

УДК 94 (47). 084. 9

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СРЕДНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ШКОЛЫ РОССИИ

В 1960-Е ГГ.

© 2014 А. А. Сойников

докт. ист. наук, профессор каф. истории Отечества е-mail: istor ksu@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены вопросы формирования преподавательского состава российской средней специальной гуманитарной школы в 1960-е гг. Основное внимание уделено анализу подбора и расстановки педагогов, повышению их квалификации, развитию системы социальной защиты.

Ключевые слова: российская средняя специальная гуманитарная школа; среднее специальное образование; преподаватели; органы государственной власти.

В политике государства по развитию средней специальной гуманитарной школы РСФСР в 1960-1991 гг. одной из ключевых задач являлось обеспечение учебных заведений квалифицированными кадрами преподавателей. Им принадлежала ведущая роль в формировании качеств будущих специалистов, их личностных особенностей. Они также были обязаны осуществлять учебный процесс на основе марксистсколенинских идей, воспитывать подрастающее поколение в духе коммунистической идеологии. Поэтому партийно-государственные структуры пристальное внимание уделяли формированию педагогических кадров техникумов и училищ, подготовке к выполнению не только функциональных обязанностей, но и соответствующих идеологических задач.

Состояние преподавательского состава техникумов и училищ по ряду министерств и ведомств РСФСР на начало 1960/1961 уч. г. характеризовалось следующими данными. В педагогических училищах из 7486 человек 39% не имели высшего образования [1]. Аналогичная ситуация существовала в средних специальных учебных заведениях Министерства культуры РСФСР [2]. Значительно лучше обстояло дело с образовательным уровнем педагогов в техникумах финансово-экономического профиля. Так, в учебных заведениях Министерства финансов РСФСР только у 3,5% преподавателей отсутствовало высшее образование, в техникумах Российского союза потребительских обществ - у 6% [3]. Общей проблемой педагогических коллективов являлась квалификация преподавателей специальных дисциплин. Подавляющее большинство из них не обладало необходимыми для преподавательской деятельности знаниями в области педагогики и психологии, не владело методикой обучения.

Из-за несовершенства учебных планов и программ техникумы и училища были вынуждены привлекать совместителей. В начале 1960-х гг. в техникумах Министерства финансов РСФСР работало 12,2% совместителей, в учебных заведениях Министерства культуры РСФСР - 27,6% [4]. Серьезные проблемы существовали с повышением квалификации педагогов. Она как система отсутствовала и подменялась краткосрочными курсами, семинарами, самообразованием.

Таким образом, перед государственными органами и общественнополитическими структурами стояла задача качественного улучшения преподавательского состава средних специальных гуманитарных учебных заведений в

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

условиях их перестройки в соответствии с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.). Предстояло также решить комплекс задач, связанных с упорядочением системы оплаты труда педагогов, обеспечением их жилищными условиями, льготами и преимуществами наравне с другими работниками образовательной сферы.

В октябре 1960 г. Совет министров РСФСР возложил на Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР обязанность по учету, изучению, организации и руководству подготовкой и переподготовкой педагогических кадров техникумов и училищ. Тем самым расширялись его права по сравнению с ранее утвержденным «Положением о министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР», в котором прослеживалась только функция по руководству повышением квалификации [5, с. 54-56]. Вопросы подбора преподавателей являлись прерогативой самих техникумов и училищ при участии соответствующих управлений (отделов) учебных заведений отраслевых ведомств. По согласованию с местными партийными комитетами и советскими органами министерства назначали

руководителей учебных заведений.

В 1960-е гг. весомый вклад в развитие отдельных направлений среднего специального гуманитарного образования внесли директора В. Божкевич

(Армавирский юридический техникум), С. Левин (Бутурлиновское педагогическое училище Воронежской области), А. Одегов (Кировский кооперативный техникум), А. Чумова (Агинское педагогическое училище Красноярского края), С. Эйдинов (Магнитогорское музыкальное училище) и другие. Опыт их деятельности неоднократно освещался в местной печати, рекомендовался министерствами и ведомствами другим руководителям учебных заведений. К началу 1970-х гг. в целом удалось решить проблему обеспечения средних специальных гуманитарных учебных заведений руководителями с высшим образованием [6]. Однако далеко не каждый их них обладал опытом работы в соответствующей области и специальной подготовкой. Поэтому часть директоров испытывала трудности в управлении техникумами и училищами, определении перспектив их развития и решении специфических вопросов. Например, коллегия Министерства культуры РСФСР в июле 1970 г. в числе основных причин низкой эффективности деятельности Пензенского культурно-просветительного училища особо отметила отсутствие специального образования у его руководства [7].

Ситуация с обеспечением квалифицированными преподавательскими кадрами средних специальных гуманитарных образовательных учреждений на протяжении 1960-х гг. также развивалась противоречиво. Как правило, отсутствовали проблемы с преподавателями общеобразовательных дисциплин. Их подготовку осуществляли педагогические институты и университеты. Самые большие трудности возникали с педагогами специальных дисциплин. Связано это было с недостаточными темпами развития высшего образования.

В такой ситуации ряд министерств и ведомств приняли решение об открытии специализированных факультативов для подготовки преподавателей техникумов и училищ на базе своих институтов. По просьбам директоров кооперативных техникумов создается педагогический факультет в Московском кооперативном институте. К 1965 г. его окончили 385 преподавателей [8]. Министерство финансов РСФСР открыло подобный факультет в Ленинградском финансово-экономическом институте [9]. Подготовку преподавателей педагогики и психологии для дошкольных педагогических училищ стал осуществлять Московский педагогический государственный институт [10]. И все же предпринятых мер оказалось недостаточно для удовлетворения потребности расширяющейся сети техникумов и училищ в преподавателях специальных дисциплин с педагогической подготовкой. Указанные факультеты

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Сойников А. А. Формирование преподавательского состава средней специальной гуманитарной школы России в 1960-гг.

выпускали ежегодно 30-40 человек, причем, только для учебных заведений своих ведомств.

Однако другие министерства открыть аналогичные факультеты в собственных вузах не попытались. В результате большинство техникумов и училищ получали преподавателей специальных дисциплин без педагогического образования. Но даже заявки на них не удовлетворялись в полном объеме. Тогда ряд министерств и ведомств сделали упор на привлечение к преподаванию специалистов с опытом работы на производстве, в учреждениях и организациях. Такие решения приняли правление Российского союза потребительских обществ, коллегии министерств финансов, торговли и ЦСУ РСФСР [11]. Повсеместно в штат брали лиц со средним специальным образованием. В 1966/1967 уч.г. в педагогических училищах работали 35,3% преподавателей без высшего образования, в средних специальных учебных заведениях Министерства культуры РСФСР - 37% [12, л. 62]. Большие масштабы приобрело совместительство. В 1966 г. в учетно-кредитных техникумах работало 21,4% совместителей, в финансовых и финансово-кредитных - 12,1% [13]. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в учебных заведениях культуры и искусства, где на условиях совместительства преподавали 30,4% педагогов [14]. По отдельным техникумам и училищам число совместителей превышало 50%. Так, в Московском техникуме механизации учета и вычислительных работ в штате числился 31 человек, а на условиях почасовой оплаты работали 50 преподавателей [15]. К преподаванию привлекались даже учащиеся старших курсов. Например, в Прокопьевском музыкальном училище Кемеровской области их насчитывалось 20 человек, причем одновременно они работали и концертмейстерами [16].

Из-за неукомплектованности техникумов и училищ педагогами часть дисциплин не преподавалась. Например, по этой причине в Алтайском техникуме механизации учета и вычислительных работ в 1964/1965 уч. г. в учебный процесс не включили 1604 часа [17]. На протяжении второй половины 1960-х гг. аналогичные проблемы испытывали Обоянский библиотечный техникум (Курская область), Свердловское театральное училище, техникумы ЦСУ РСФСР в Оренбурге и Кемерово [18].

Пристальное внимание в 1960-е гг. государственные и общественнополитические структуры уделяли повышению квалификации преподавателей техникумов училищ. Связано это было с необходимостью качественного улучшения педагогического состава, совершенствования преподавательского мастерства, а также с приведением отдельных форм повышения квалификации в определенную систему.

К началу 1960-х гг. в средних специальных гуманитарных учебных заведениях складываются некоторые формы повышения квалификации преподавателей. Здесь работали предметно-цикловые комиссии, проводились педагогические чтения, действовали лектории и теоретические семинары по вопросам обучения и воспитания учащихся. В ряде техникумов и училищ практиковались выезды педагогов в учебные заведения других регионов для обмена опытом работы. По инициативе союзного и российского министерств высшего и среднего специального образования проводились всесоюзные, республиканские и зональные семинары педагогов по специальным предметам. Министерство культуры РСФСР создало очно-заочные курсы для педагогов музыкальных училищ [19]. Многие преподаватели кооперативных техникумов включились в исследовательскую работу по изучению организационных и экономических вопросов развития потребительской кооперации в РСФСР [20]. По указанию Министерства просвещения РСФСР педагоги по общеобразовательным дисциплинам повышали свое мастерство на учительских курсах [5, с. 378].

Вместе с тем в большинстве техникумов и училищ работа по повышению квалификации преподавателей проводилась эпизодически. Нуждались в пересмотре

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

целевые установки, планы и программы совершенствования педагогического мастерства преподавателей. И наконец, требовалось достижение планомерности и систематичности в повышении квалификации педагогов средних специальных учебных заведений. Комплекс этих вопросов неоднократно рассматривался в ЦК КПСС, Советах министров СССР и РСФСР, отраслевых ведомствах. В результате принимается решение об организации факультетов повышения квалификации техникумов и училищ со сроком обучения до четырех месяцев. Они создаются в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (сентябрь 1966 г.) [22].

Факультеты повышения квалификации открылись в течение 1967-1968 гг. при ряде вузов. Каждое министерство и ведомство определило основные институты для повышения квалификации преподавателей. В Министерстве просвещения РСФСР ими стали Калининский и Орехово-Зуевский педагогические институты, в Российском союзе потребительских обществ - Московский кооперативный, в Министерстве финансов РСФСР - Ленинградский финансово-экономический и т.д. Преподаватели общественных дисциплин были прикреплены к ряду вузов Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону.

Однако созданная система повышения квалификации не обеспечивала возможности ее прохождения каждому педагогу один раз в пять лет. Так, в 1969 г. только 8,3% преподавателей педагогических училищ были направлены на обучение в Калининский и Орехово-Зуевский педагогические институты. Министерство просвещения РСФСР было вынуждено дополнительно организовывать зональные курсы повышения квалификации [23]. Аналогичное положение существовало и в других средних специальных гуманитарных учебных заведениях. В декабре 1969 г. коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР обсудила итоги первых лет деятельности факультетов повышения квалификации. На основе критического анализа организации и содержания их работы она рекомендовала отраслевым министерствам и ведомствам увеличить число отделений повышения квалификации, а техникумам и училищам составить перспективные планы направления педагогов на обучение [24]. Принятые решения позволили временно снять остроту проблемы, но не разрешили ситуацию в полном объеме.

В 1960-е гг. получают распространение стажировки преподавателей на предприятиях, в учреждениях и организациях. Преподаватели постоянно привлекались к оказанию квалифицированной помощи работникам соответствующих отраслей. Ленинградский техникум советской торговли разработал предложения по перестройке работы бухгалтеров и товароведов торговой сети одного из районов города. Преподаватели педагогических училищ РСФСР с 1966/1967 уч. г. включились в экспериментальную работу совместно со школами в связи с переходом к обучению учащихся начальных классов по новым планам и программам. Педагоги театральных училищ помогали создавать самодеятельные народные театры, театральные студии и кружки в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях [25].

Особое внимание партийные органы уделяли идеологической обработке педагогов. Повсеместно была развернута сеть кружков и семинаров системы политического просвещения, где обязывались заниматься все преподаватели. Здесь в основном обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, текущие задачи развития образования. В учебных заведениях организовывались теоретические семинары по проблемам марксистско-ленинской теории и коммунистическому воспитанию учащихся, циклы лекций по общественно-политической тематике, которые читали преподаватели вузов, партийные и комсомольские работники. Причем при

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Сойников А. А. Формирование преподавательского состава средней специальной гуманитарной школы России в 1960-гг.

проведении этой работы совершенно не учитывались особенности творческой интеллигенции как социальной группы общества, ее потребности и интересы. Подобный подход отражал общее отношение КПСС к данной группе, укоренившейся в предшествующие десятилетия. Его наиболее характерными чертами являлись недоверие к представителям творческих профессий, стремление властных структур подчинить их своему влиянию, выработать соответствующий стиль мышления, установить жесткий контроль за поведением и образом жизни.

Противоречиво решались вопросы социальной защиты преподавателей средних специальных гуманитарных учебных заведений. Уровень их заработной платы в течение 1960-х гг. возрос, но различия в оплате труда по-прежнему зависели от ведомственной принадлежности техникумов и училищ. Одной из основных оставалась жилищная проблема. Например, в Обоянский библиотечный техникум за 1964-1966 гг. направили 10 выпускников институтов культуры, а из-за отсутствия жилья выбыло 13 преподавателей [26]. Конечно, областные структуры регулярно принимали постановления об обеспечении педагогов нормальными жилищными условиями, но в подавляющем числе случаев они были экономически необоснованны и оставались на бумаге. Факты получения квартир были единичными и не решали коренным образом жилищную проблему. На протяжении 1960-х гг. не произошло каких-либо существенных изменений для преподавателей техникумов и училищ в законодательстве о льготах. Единственное, что получали тогда преподаватели по льготным ценам, - это путевки в дома отдыха и санатории. Да и то их количество жестко лимитировалось. Реально можно было рассчитывать на льготное санаторнокурортное лечение только проработав 10-12 лет. В отношении преподавателей, совмещающих работу с обучением на заочном и вечернем отделениях вузов, действовали льготы по дополнительным отпускам, заработной плате и проезду, установленные в конце 1950-х гг. [5, с. 115-117]

1960-е гг. отмечены созданием творческих и квалифицированных педагогических коллективов в Лукояновском (Горьковская область), Ногинском (Московская область), Омском № 1 педагогических училищах, Армавирском

юридическом техникуме, Магнитогорском музыкальном училище и ряде других учебных заведений. Опыт их работы по обучению и воспитанию специалистов средней квалификации являлся примером не только для техникумов и училищ РСФСР, но и Советского Союза. Он неоднократно обобщался министерствами и ведомствами, активно пропагандировался в центральной и местной печати. На протяжении 1960-х гг. в средних специальных гуманитарных учебных заведениях работали преподаватели, отличающиеся творческим подходом к подготовке кадров. Среди них следует отметить Л. Кярт (Кондровское педагогическое училище Калужской области), Г. Паутову (Свердловский техникум советской торговли), Г. Поляка и К. Рюмину (Московское музыкально-педагогическое училище), А. Федорову (Ангарский вечерний техникум легкой промышленности Иркутской области), А. Чурина (Ярославское художественное училище). Одновременно в учебных заведениях явственно обозначилась специфичная категория преподавателей. Они сводили свою деятельность только к проведению аудиторных занятий и игнорировали возможности внеурочной работы. Их больше всего интересовала учебная нагрузка, чем совершенствование обучения и его результаты. Фактически они стояли в стороне от воспитания подрастающего поколения, не участвовали в научной работе по вопросам среднего специального образования, в написании методических пособий.

К концу 1960-х гг. ситуация с обеспечением преподавательскими кадрами средних специальных гуманитарных учебных заведений в условиях расширения их сети и увеличения количества учащихся приобретает весьма острый характер. На

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

совещании в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР (ноябрь 1967 г.) при обсуждении проектов документов, регламентирующих

деятельность техникумов и училищ, представители ведомств высказали предложение не включать в них формулировку о назначении преподавателей только с высшим образованием [28]. Их просьба была учтена в новом «Положении о средних специальных учебных заведениях СССР» (январь 1969 г.). В нем содержалась следующая редакция: «Преподавателями... назначаются лица, имеющие, как правило, соответствующее высшее образование». Только в отношении старшего преподавателя устанавливалось жесткое требование об образовании в объеме вуза [29].

В 1970/1971 уч. г. самой неблагополучной оставалась ситуация с педагогами в педагогических училищах РСФСР. Здесь 24,5% не имели высшего образования. При этом только 855 человек из 4 тысяч преподавателей со средним специальным образованием продолжали обучение в вузах [12, л. 62]. По отдельным техникумам и училищам положение было еще хуже. В Пензенском культурно-просветительном и музыкальном училищах около 40% педагогов не имели высшего образования [31]. В средних культурно-просветительных учебных заведениях Центрального Черноземья таких было 53,4% [32]. Наиболее удовлетворительной с точки зрения образовательного уровня можно считать ситуацию с педагогическими кадрами в техникумах финансовоэкономического профиля. Например, в учебных заведениях Министерства финансов РСФСР всего 11 человек из 558 преподавателей имели среднее специальное образование [33]. К концу 1960-х гг. по-прежнему оставалась нерешенной проблема укомплектованности штатов техникумов и училищ и обеспечения их преподавателями по специальным предметам и соответствующей педагогической и методической подготовкой.

Таким образом, многочисленные решения ЦК КПСС, Совета Министров СССР и РСФСР, союзного и российского министерств высшего и среднего специального образования, отраслевых ведомств, местных партийных и государственных органов по вопросам улучшения качественного состава педагогических кадров средних специальных гуманитарных учебных заведений в полном объеме реализовать не удалось.

Библиографический список

1. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 73. Д. 3307. Л. 50.

2. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 3286. Л. 51.

3. Подсчитано автором: ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 3. Д. 5636. Л. 35; Ф.А-506. Оп. 2. Д. 1487. Л. 37.

4. Подсчитано автором: ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 3. Д. 6996. Л. 2; Ф. А-501. Оп. 1. Д. 3286. Л. 51.

5. Александров И.В., Леон Э.Л. Среднее специальное образование (техникумы, училища, школы): сб. руков. материалов. М., 1963.

6. ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 5. Д. 527. Л. 1; Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 2324. Оп. 29. Д. 1294. Л. 26.

7. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 6169. Л. 143.

8. ГАРФ. Ф. А-506. Оп. 2. Д. 2059. Л. 2; РГАЭ. Ф. 484. Оп. 19. Д. 1840. Л. 82.

9. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 3828. Л. 5.

10. ГАРФ. Ф. 5. Оп. 59. Д. 47. Л. 236.

11. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 3828. Л. 5; Ф. А-411. Оп. 3. Д. 5637. Л.6; РГАЭ. Ф. 484. Оп. 19. Д. 1840. Л. 52; Д. 4038. Л. 9.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Сойников А. А. Формирование преподавательского состава средней специальной гуманитарной школы России в 1960-гг.

12. Терентьева А.В. Деятельность партийных организаций по совершенствованию подготовки кадров в педагогических училищах (на материалах РСФСР, 1966-1970 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Л., 1983. Л. 62.

13. Подсчитано автором: ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 3. Д. 8074. Л. 24; Ф. А-506. Оп. 2. Д. 2059. Л. 2; РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 29. Д. 258. Л. 27, 32, 33, 35, 38, 40, 43, 46, 51, 53.

14. Подсчитано автором: ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 5158. Л. 112.

15. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 7503. Л. 15.

16. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 7503. Л. 15.

17. ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 35. Д. 8132. Л. 10.

18. ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 36. Д. 11432. Л. 4; Д. 11434. Л. 5; Ф. А-501. Оп. 1. Д. 6177. Л. 82; Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р-214. Оп. 1. Д. 458. Л. 13.

19. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 5158. Л. 61; Д. 6177. Л. 3, 4, 38, 82.

20. ГАРФ. Ф. А-506. Оп. 2. Д. 1336. Л. 39; Д. 1768. Л. 28, 30; Д. 1906. Л. 33; Д. 2058. Л. 27; РГАЭ. Ф. 484. Оп. 19; Д. 3163. Л. 11; Д. 3166. Л.94.

21. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и испр. М., 1972. Т. 9. С. 134.

22. Подсчитано автором: Материалы о состоянии народного образования в РСФСР за 1969/1970 учебный год. М., 1971. С. 102.

23. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 3602. Л. 172, 184.

24. Материалы о состоянии народного образования в РСФСР за 1966/1967 учебный год. М., 1968. С. 77; ГАРФ. Ф. А-410. Оп. 1. Д. 1764. Л. 14; Ф. А-501. Оп. 1. Д. 6177. Л. 23.

25. ГАКО. Ф. Р-214. Оп. 1. Д. 458. Л. 13.

26. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 2789. Л. 106.

27. Среднее специальное образование: сб. основных постановлений, приказов, инструкций: в 2 ч. М., 1983. Ч. 1. С. 54.

28. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 6169. Л. 143.

29. Процент подсчитан автором на основании отчетов средних культурнопросветительных учебных заведений по форме № 2 - НК за 1970/1971 учебный год.

30. Подсчитано автором: ГАРФ. Ф. А-411. Оп. 5. Д. 527. Л. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.