ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫХОДА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Фиберт Светлана Витальевна, преподаватель кафедры экономической теории, экономики и управления НОУ ВПО.
Место работы: Институт экономики, права и гуманитарных специальностей»
Контакты автора: 8-918-4779770
Туманова Инна Юрьевна, преподаватель кафедры экономики НЧОУ ВПО.
Место работы: «Южный институт менеджмента» Контакты автора: 8-861-233-88-59
Аннотация. Кризисные условия развития региональных экономических систем, существующих на мезо- уровне организации экономических отношений, определяют необходимость формирования материальных предпосылок будущего экономического роста.
Ключевые слова: кризис; развитие; регион.
FORMATION PREREQUISITES RETIREMENT SYSTEM OF REGIONAL ECONOMIC CRISIS
Fibert Svetlana, lecturer in economic theory, economics and management know VPO.
Place of employment: Institute of Economics, Law and Humanistic specialties.
Contacts of the author: 8-918-4779770
Tumanov Inna, Professor of Economics NCHOU HBO.
Place of employment: Southern Institute of Management. Contacts of the author: 8-861-233-88-59
Annotation. The crisis conditions of development of regional economic systems, which located at mezzo- level of organization of economic relations, determinate the imperative of formation of material pre- condition of future economic growth.
Keywords: crisis; development; region.
Развитие кризисной ситуации в хозяйственном пространстве современной России свидетельствует о том, что ее региональные экономические системы нуждаются в новом курсе антикризисного управления, отвечающем следующим требованиям:
- адекватности реальной ситуации, существующей на мезо-уровне организации экономических отношений;
- системности и стратегической ориентации, что предполагает выход за пределы постановки и решения сугубо тактических задач (например, таких, как составление списка нуждающихся в поддержке региональных коммерческих организаций, коррекция схемы распределения федеральной финансовой помощи регионам и т.п.);
- обоснования качественно новых парадигмы, стратегии и инструментов антикризисного управления на региональном уровне, соответствующих потребностям эволюции региональной экономической системы как субъекта общего процесса развития национальной экономики и полноправного участника формирования и реализации региональной социально-экономической политики.
Если глубокая рецессия в какой-то мере уравнивает различные региональные экономические системы, то выход из нее чреват формированием глубоких и устойчивых разрывов между ними, поскольку выбор
инерционной стратегии восстановительного роста отбрасывает одни территории назад, а выбор стратегии инновационной модернизации продвигает другие территории далеко вперед. В данном отношении кризисная ситуация закладывает основу для фундаментальной реорганизации всех уровней организации экономических отношений и смены лидеров. Верные стратегические решения, принятые в кризисный «момент истины», обеспечивают успех на десятилетия.
Выделим ряд существенных характеристик указанного нового курса. Первая из них - это интерпретация региональной экономической системы как особого, интегрированного субъекта. Такая интерпретация соответствует системной парадигме современной экономической науки и отражает любую территориальную экономическую систему как органическую форму организации хозяйственных отношений, обладающую устойчивыми потребностями, интересами, механизмами адаптации и, что наиболее важно - способностью к саморазвитию.
Примером более простого, по сравнению с территориальной системой, интегрированного субъекта, является коммерческая организация (предприятие), поскольку она обладает:
- собственным капиталом, потребностями в материальных и нематериальных ресурсах;
- социальной ответственностью перед своими участниками, контрагентами и третьими лицами;
- механизмами приспособления к изменениям, складывающимся в рыночной среде;
- способностью формировать в своей внутренней среде такие инициативы и инновации, которые принципиально изменяют рынок.
Благодаря приведенным выше характеристикам, коммерческая организация представляет собой активную, развивающуюся систему, которая, с одной стороны, восприимчива к переменам во внешней рыночной среде, а, с другой стороны, способна их инициировать и реально проводить в жизнь - например, перемещать ценные ресурсы и факторы производства из неэффективных видов бизнеса в эффективные, создавать качественно новые бизнес идеи, обеспечивать необходимые для развития слияния, разделения и поглощения и т. п .
Коммерческая организация обладает всеми конституирующими признаками интегрированного субъекта:
- собственной вертикалью экономической власти, в данном случае представленной как власть группы собственников капитала и как власть особого исполнительного органа;
- системной организацией прав собственности и их эффективным распределением во внутренней среде субъекта, что обеспечивает согласование интересов и снижение совокупных издержек функционирования и развития предприятия;
- способностью обеспечивать свое функционирование и развитие.
Предприятие правомерно квалифицировать в качестве локальной пространственной экономической системы, соответствующей микро- уровню организации хозяйственных отношений. Национальная экономика представляет собой более сложную форму пространственной организации интегрированного субъекта на макро- уровне организации хозяйственных отношений, в которую особым образом встроена вертикаль государственной власти.
Мы зафиксировали определенное противостояние пространственных систем макро- и микро- уровня. В реальной хозяйственной жизни взаимодействие мак-ро- и микро- уровней порождает производные формы интегрированных субъектов, соответствующие мезо-уровню организации хозяйственных отношений:
Фиберт С.В., ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫХОДА РЕГИОНАЛЬНОЙ
Туманова И.Ю. ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
- региональные экономические системы, обладающие устойчивым населением, необходимыми ресурсами, капиталом и инфраструктурой, обеспечивающими развитие данной территории;
- макро- региональные экономические системы, возникающие на основе естественного притяжения и интеграционного взаимодействия отдельных региональных систем;
- суб- региональные экономические системы, возникающие на основе естественной дифференциации и устойчивой локализации каких-то пространственных составляющих региональных систем.
- мета- местные (межмуниципальные) экономические системы, складывающиеся на основе интеграционного взаимодействия отдельных местных хозяйств городского или сельского типа [1].
Что дает научному исследованию приведенное выше разграничение различных интегрированных субъектов, соответствующих мезо- уровню организации хозяйственных отношений? Применительно к рассматриваемой нами проблеме антикризисного управления - возможность дифференцировать и оценить те материальные предпосылки выхода из кризиса и последующего экономического роста, которые складываются в рамках различных форм интегрированных субъектов данного уровня организации хозяйственных отношений.
Способность продуцировать материальные предпосылки последующего развития уже в фазах рецессии и депрессии выступает в качестве одного из важнейших критериев жизнеспособности интегрированных субъектов, поскольку они находятся в кризисной ситуации. Более того, качество указанных предпосылок детерминирует способ выхода из кризиса и основные параметры ростовых фаз цикла деловой активности.
Поскольку интегрированные субъекты мезо- уровня предполагают определенную иерархию отношений, то оценка возникающих на данном уровне материальных предпосылок выхода из кризиса и последующего роста должна исходить из констатации следующих фактов:
- субординации территориального антикризисного управления общенациональным антикризисным управлением и, соответственно, субординации региональной составляющей социально-экономической политики федеральной составляющей данной политики;
- устойчивой асимметрии в распределении ресурсов, ответственности и результатов между указанными выше уровнями организации антикризисного управления и социальноэкономической политики.
Но в рыночной среде действуют не только властные иерархические структуры, но и спонтанно складывающиеся силы рыночного взаимодействия. В отношении последних необходимо принимать во внимание возможности естественно складывающейся спецификации отношений между участниками рынка. Анализируя эволюцию рыночных сделок, О. Уильямсон пришел к выводу о том, что в процессе развития рынка безликая контрактация уступает дорогу двусторонней контрактации, в которой складываются устойчивые пары контрагентов, происходит устойчивая спецификация активов и «притирание» друг к другу субъектов контрактных отношений. В свою очередь, двусторонняя специфицированная контрактация во многих случаях уступает дорогу внутренней организации, обладающей иерархией и способностью «разрешения проблем» [2].
Внутренняя организация, возникающая на основе спецификации активов и устойчивого функционирования контрактных отношений, представляет собой естественно возникающие в рыночной среде точки и зоны перспективного экономического роста, которые в
ситуациях рецессии и депрессии несут в себе материальные предпосылки выхода из кризиса.
Выделим применительно к региональным экономическим системам современной России некоторые организационные формы таких точек и зон перспективного экономического роста, обладающие наиболее существенным потенциалом.
А. Инфраструктурные локализации, которые демонстрируют способность к ускоренной модернизации узлов и групп элементов территориальной транспортной, логистической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.
Данная организационная форма наиболее востребована в тех сферах региональных экономических систем, где состояние территориальной инфраструктуры значительно хуже среднего по региону. А. Баликоев справедливо относит к таким сферам территориальную подсистему жилищно-коммунальных услуг, в которой физический износ инженерных сетей доходит до 80-90% [3].
Развитие инфраструктурных локализаций предполагает значительные объемы государственного инвестирования, опережающего участие частных инвесторов, поскольку риски вложения средств здесь запредельно высоки [4]. Вместе с тем, в кризисной ситуации инвестиционные возможности государства на региональном уровне сжаты - известно, что за полтора года количество регионов-доноров государственного бюджета уменьшилось с 16-18 до 3 [5].
Разрешение указанного противоречия возможно на основе использования такого специального инструмента, как инфраструктурные облигации, которые за последние годы заняли свою нишу на национальном фондовом рынке, опираясь на возможности, которые они предоставляют в области привлечения средств частных инвесторов для реализации масштабных государственных инфраструктурных проектов. Указанный инструмент тесно связан с такой организационной формой модернизации и развития инфраструктуры, как государственно-частное партнерство (ГЧП), в рамках которого государство способно за счет привлеченных с помощью инфраструктурных облигаций средств модернизировать и построить инфраструктурные объекты различного назначения - автомобильные и железные дороги, аэропорты и др.
Однако потенциал инфраструктурных облигаций может быть реализован только на основе социально ответственного поведения всех участников финансовоинвестиционной цепочки, складывающейся на основе эмиссии данных облигаций, их рыночного оборота, реализации полученных инвестиционных ресурсов и расчетов с держателями облигаций. Поскольку инфраструктурные облигации имеют срок обращения до 25 лет, их основными покупателями станут не частные лица и коммерческие организации, не рассчитывающие на столь длительный срок возврата своих средств, а преимущественно институциональные инвесторы, заинтересованные в долгосрочном и надежном размещении своих средств - страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.
Б. Продовольственные подсистемы регионов, которые для большинства регионов-субъектов ЮФО имеют приоритетное значение. Рыночные преобразования на мезо- уровне организации хозяйственных отношений меньше всего затронули организационноэкономическую форму территориального АПК, оставшегося «островком» командной экономики, во главе
которого находится территориальный департамент или региональное министерство сельского хозяйства и продовольствия. Данное обстоятельство во многом объясняет сохраняющееся отставание всего продовольственного комплекса, низкую конкурентоспособность собственных аграрных производителей и вытеснение отечественного продовольствия с локальных рынков даже тех регионов, для которых прежде был характерен аграрный или аграрно-индустриальный профиль развития.
Архаичные структуры территориальных АПК должны быть преобразованы в соответствии с потребностями развития современного хозяйственного процесса. При этом необходимо исходить из того, что приходящие им на смену территориальные продовольственные подсистемы представляют собой институциональнохозяйственные формы, для которых характерны следующие черты:
- обладание функциональной ориентацией, собственной инфраструктурой, ресурсной базой и капиталом, которые достаточны для обеспечения потребностей эффективного и устойчивого саморазвития;
- обеспечение существенного вклада в ВРП территории на основе создания собственных конечных продуктов, приоритетных для населения, бизнеса и власти;
- опора на тесную взаимосвязь между параметрами эволюционного процесса и институциональными характеристиками среды их существования, господствующих форм контрактов и форм экономического поведения субъектов данных подсистем.
Институционально-хозяйственная подсистема, ориентированная на воспроизводство продовольствия, позволит обеспечить эффективное развитие соответствующих видов бизнеса и, в то же время, необходимую коррекцию тех институтов, которые в настоящее время препятствуют эволюционному процессу в АПК.
Отметим, что при обосновании стратегий и инструментов развития институционально-хозяйственных подсистем, складывающихся в процессе реформирования территориального АПК, необходимо принимать во внимание следующие объективные обстоятельства:
- двойственную, то есть, одновременно хозяйственную и институциональную, природу указанных подсистем;
- активное взаимодействие процессов дифференциации и интеграции в экономическом пространстве региона, которое обусловливает сложное переплетение различных функций, закрепленных за институционально-хозяйственными подсистемами.
В. Научно-образовательные подсистемы, наукограды, которые обеспечивают концентрацию в локальном хозяйственном пространстве креативных элементов территориального воспроизводственного процесса, а также динамичную подготовку и коррекцию квалификации персонала, необходимого для региональной экономической системы.
Отметим, что интенсивное развитие негосударственного сектора системы высшего и среднего специального образования подготовило многие необходимые предпосылки для создания территориальных научнообразовательных подсистем, в том числе:
- элементы образовательной инфраструктуры (соответствующие здания и сооружения, компьютерные центры и классы, библиотеки и др.);
- учебно-методические комплексы и ряд образовательных технологий;
- образовательные коллективы;
- систему диффузии знаний и навыков и т.п.
Вместе с тем, научно-образовательные подсистемы остро нуждаются в развитом научном компоненте, сформировать который гораздо труднее, чем образовательный компонент. За годы рыночных преобразо-
ваний научные организации практически всех регионов-субъектов ЮФО понесли существенный урон в персонале, технологиях, оборудовании, методическом обеспечении и финансовых ресурсах, причем восстановление утерянного научного потенциала обойдется территориальным системам намного дороже, чем стоило бы его простое воспроизводство (поддержание в жизнеспособном состоянии).
Научно-образовательные подсистемы регионов по своей природе ориентированы на расширенное воспроизводство двух наиболее мобильных и созидательных элементов современной хозяйственной жизни:
- нематериальных активов;
- человеческого капитала.
При этом человеческий капитал выступает в качестве специфического креативного фактора современного производства. Утвердившееся во многих работах расширительное толкование человеческого капитала, доходящее практически до отождествления его с личностным потенциалом вообще, как и завышенные доходные ожидания от инвестиций в образование людей, привели к кризису общественной оценки данной категории. Кризисная ситуация в хозяйственной системе -это сжатие рынка, избавление от избыточных продуктов, неэффективных факторов производства, лишних организаций и нереальных проектов. Кризисная ситуация в научной системе - это сужение системы знания, избавление от избыточных понятий, чрезмерно широких трактовок и некорректных подходов [6].
Для начала необходимо избавить человеческий капитал от ложной трактовки чудесного «средства достижения всеобщего блага» и признать его одной из форм капитала. Капитализация любых личностных способностей превращает их в обыкновенный фактор производства стоимости и извлечения дохода. При этом имеет место экономическая редукция - все избыточные способности отделяются, выводятся за скобки, оставляя и закрепляя в воспроизводственном процессе лишь то, что востребовано процессом возрастания стоимости.
Отличия человеческого капитала от всех остальных форм капитала обусловлены тем, что фактором производства стоимости становится не вещь, а живой субъект, способный включиться в капитальную комбинацию не в качестве приобретенного для нее элемента, а в качестве ее творца, а значит, партнера владельцев всех остальных форм капитала.
Список литературы:
1. Ахполова В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2007.
2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.
3. Баликоев А.А. Социально-интеграционная парадигма реформирования сферы жилищнокоммунальных услуг современной России. Краснодар: ЮИМ, 2008.
4. Пчелинцев О.Г. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.
5. Мамедов О.Ю. Экономическая тайна финансового кризиса - 2008 // Экономический вестник Ростовского государственного университета (Пространство экономики). 2009. №1.
6. Ермоленко А.А., Ермоленко Ан.А. Человеческий капитал // Научная мысль Кавказа. 2009. №3.