Научная статья на тему 'Формирование предпосылок выхода региональной экономической системы из кризисной ситуации'

Формирование предпосылок выхода региональной экономической системы из кризисной ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / CRISIS / DEVELOPMENT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фиберт Светлана Витальевна, Туманова Инна Юрьевна

Кризисные условия развития региональных экономических систем, существующих на мезоуровне организации экономических отношений, определяют необходимость формирования материальных предпосылок будущего экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фиберт Светлана Витальевна, Туманова Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION prerequisites RETIREMENT SYSTEM OF REGIONAL ECONOMIC CRISIS

The crisis conditions of development of regional economic systems, which located at mezzolevel of organization of economic relations, determinate the imperative of formation of material precondition of future economic growth.

Текст научной работы на тему «Формирование предпосылок выхода региональной экономической системы из кризисной ситуации»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫХОДА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Фиберт Светлана Витальевна, преподаватель кафедры экономической теории, экономики и управления НОУ ВПО.

Место работы: Институт экономики, права и гуманитарных специальностей»

Контакты автора: 8-918-4779770

Туманова Инна Юрьевна, преподаватель кафедры экономики НЧОУ ВПО.

Место работы: «Южный институт менеджмента» Контакты автора: 8-861-233-88-59

Аннотация. Кризисные условия развития региональных экономических систем, существующих на мезо- уровне организации экономических отношений, определяют необходимость формирования материальных предпосылок будущего экономического роста.

Ключевые слова: кризис; развитие; регион.

FORMATION PREREQUISITES RETIREMENT SYSTEM OF REGIONAL ECONOMIC CRISIS

Fibert Svetlana, lecturer in economic theory, economics and management know VPO.

Place of employment: Institute of Economics, Law and Humanistic specialties.

Contacts of the author: 8-918-4779770

Tumanov Inna, Professor of Economics NCHOU HBO.

Place of employment: Southern Institute of Management. Contacts of the author: 8-861-233-88-59

Annotation. The crisis conditions of development of regional economic systems, which located at mezzo- level of organization of economic relations, determinate the imperative of formation of material pre- condition of future economic growth.

Keywords: crisis; development; region.

Развитие кризисной ситуации в хозяйственном пространстве современной России свидетельствует о том, что ее региональные экономические системы нуждаются в новом курсе антикризисного управления, отвечающем следующим требованиям:

- адекватности реальной ситуации, существующей на мезо-уровне организации экономических отношений;

- системности и стратегической ориентации, что предполагает выход за пределы постановки и решения сугубо тактических задач (например, таких, как составление списка нуждающихся в поддержке региональных коммерческих организаций, коррекция схемы распределения федеральной финансовой помощи регионам и т.п.);

- обоснования качественно новых парадигмы, стратегии и инструментов антикризисного управления на региональном уровне, соответствующих потребностям эволюции региональной экономической системы как субъекта общего процесса развития национальной экономики и полноправного участника формирования и реализации региональной социально-экономической политики.

Если глубокая рецессия в какой-то мере уравнивает различные региональные экономические системы, то выход из нее чреват формированием глубоких и устойчивых разрывов между ними, поскольку выбор

инерционной стратегии восстановительного роста отбрасывает одни территории назад, а выбор стратегии инновационной модернизации продвигает другие территории далеко вперед. В данном отношении кризисная ситуация закладывает основу для фундаментальной реорганизации всех уровней организации экономических отношений и смены лидеров. Верные стратегические решения, принятые в кризисный «момент истины», обеспечивают успех на десятилетия.

Выделим ряд существенных характеристик указанного нового курса. Первая из них - это интерпретация региональной экономической системы как особого, интегрированного субъекта. Такая интерпретация соответствует системной парадигме современной экономической науки и отражает любую территориальную экономическую систему как органическую форму организации хозяйственных отношений, обладающую устойчивыми потребностями, интересами, механизмами адаптации и, что наиболее важно - способностью к саморазвитию.

Примером более простого, по сравнению с территориальной системой, интегрированного субъекта, является коммерческая организация (предприятие), поскольку она обладает:

- собственным капиталом, потребностями в материальных и нематериальных ресурсах;

- социальной ответственностью перед своими участниками, контрагентами и третьими лицами;

- механизмами приспособления к изменениям, складывающимся в рыночной среде;

- способностью формировать в своей внутренней среде такие инициативы и инновации, которые принципиально изменяют рынок.

Благодаря приведенным выше характеристикам, коммерческая организация представляет собой активную, развивающуюся систему, которая, с одной стороны, восприимчива к переменам во внешней рыночной среде, а, с другой стороны, способна их инициировать и реально проводить в жизнь - например, перемещать ценные ресурсы и факторы производства из неэффективных видов бизнеса в эффективные, создавать качественно новые бизнес идеи, обеспечивать необходимые для развития слияния, разделения и поглощения и т. п .

Коммерческая организация обладает всеми конституирующими признаками интегрированного субъекта:

- собственной вертикалью экономической власти, в данном случае представленной как власть группы собственников капитала и как власть особого исполнительного органа;

- системной организацией прав собственности и их эффективным распределением во внутренней среде субъекта, что обеспечивает согласование интересов и снижение совокупных издержек функционирования и развития предприятия;

- способностью обеспечивать свое функционирование и развитие.

Предприятие правомерно квалифицировать в качестве локальной пространственной экономической системы, соответствующей микро- уровню организации хозяйственных отношений. Национальная экономика представляет собой более сложную форму пространственной организации интегрированного субъекта на макро- уровне организации хозяйственных отношений, в которую особым образом встроена вертикаль государственной власти.

Мы зафиксировали определенное противостояние пространственных систем макро- и микро- уровня. В реальной хозяйственной жизни взаимодействие мак-ро- и микро- уровней порождает производные формы интегрированных субъектов, соответствующие мезо-уровню организации хозяйственных отношений:

Фиберт С.В., ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫХОДА РЕГИОНАЛЬНОЙ

Туманова И.Ю. ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

- региональные экономические системы, обладающие устойчивым населением, необходимыми ресурсами, капиталом и инфраструктурой, обеспечивающими развитие данной территории;

- макро- региональные экономические системы, возникающие на основе естественного притяжения и интеграционного взаимодействия отдельных региональных систем;

- суб- региональные экономические системы, возникающие на основе естественной дифференциации и устойчивой локализации каких-то пространственных составляющих региональных систем.

- мета- местные (межмуниципальные) экономические системы, складывающиеся на основе интеграционного взаимодействия отдельных местных хозяйств городского или сельского типа [1].

Что дает научному исследованию приведенное выше разграничение различных интегрированных субъектов, соответствующих мезо- уровню организации хозяйственных отношений? Применительно к рассматриваемой нами проблеме антикризисного управления - возможность дифференцировать и оценить те материальные предпосылки выхода из кризиса и последующего экономического роста, которые складываются в рамках различных форм интегрированных субъектов данного уровня организации хозяйственных отношений.

Способность продуцировать материальные предпосылки последующего развития уже в фазах рецессии и депрессии выступает в качестве одного из важнейших критериев жизнеспособности интегрированных субъектов, поскольку они находятся в кризисной ситуации. Более того, качество указанных предпосылок детерминирует способ выхода из кризиса и основные параметры ростовых фаз цикла деловой активности.

Поскольку интегрированные субъекты мезо- уровня предполагают определенную иерархию отношений, то оценка возникающих на данном уровне материальных предпосылок выхода из кризиса и последующего роста должна исходить из констатации следующих фактов:

- субординации территориального антикризисного управления общенациональным антикризисным управлением и, соответственно, субординации региональной составляющей социально-экономической политики федеральной составляющей данной политики;

- устойчивой асимметрии в распределении ресурсов, ответственности и результатов между указанными выше уровнями организации антикризисного управления и социальноэкономической политики.

Но в рыночной среде действуют не только властные иерархические структуры, но и спонтанно складывающиеся силы рыночного взаимодействия. В отношении последних необходимо принимать во внимание возможности естественно складывающейся спецификации отношений между участниками рынка. Анализируя эволюцию рыночных сделок, О. Уильямсон пришел к выводу о том, что в процессе развития рынка безликая контрактация уступает дорогу двусторонней контрактации, в которой складываются устойчивые пары контрагентов, происходит устойчивая спецификация активов и «притирание» друг к другу субъектов контрактных отношений. В свою очередь, двусторонняя специфицированная контрактация во многих случаях уступает дорогу внутренней организации, обладающей иерархией и способностью «разрешения проблем» [2].

Внутренняя организация, возникающая на основе спецификации активов и устойчивого функционирования контрактных отношений, представляет собой естественно возникающие в рыночной среде точки и зоны перспективного экономического роста, которые в

ситуациях рецессии и депрессии несут в себе материальные предпосылки выхода из кризиса.

Выделим применительно к региональным экономическим системам современной России некоторые организационные формы таких точек и зон перспективного экономического роста, обладающие наиболее существенным потенциалом.

А. Инфраструктурные локализации, которые демонстрируют способность к ускоренной модернизации узлов и групп элементов территориальной транспортной, логистической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.

Данная организационная форма наиболее востребована в тех сферах региональных экономических систем, где состояние территориальной инфраструктуры значительно хуже среднего по региону. А. Баликоев справедливо относит к таким сферам территориальную подсистему жилищно-коммунальных услуг, в которой физический износ инженерных сетей доходит до 80-90% [3].

Развитие инфраструктурных локализаций предполагает значительные объемы государственного инвестирования, опережающего участие частных инвесторов, поскольку риски вложения средств здесь запредельно высоки [4]. Вместе с тем, в кризисной ситуации инвестиционные возможности государства на региональном уровне сжаты - известно, что за полтора года количество регионов-доноров государственного бюджета уменьшилось с 16-18 до 3 [5].

Разрешение указанного противоречия возможно на основе использования такого специального инструмента, как инфраструктурные облигации, которые за последние годы заняли свою нишу на национальном фондовом рынке, опираясь на возможности, которые они предоставляют в области привлечения средств частных инвесторов для реализации масштабных государственных инфраструктурных проектов. Указанный инструмент тесно связан с такой организационной формой модернизации и развития инфраструктуры, как государственно-частное партнерство (ГЧП), в рамках которого государство способно за счет привлеченных с помощью инфраструктурных облигаций средств модернизировать и построить инфраструктурные объекты различного назначения - автомобильные и железные дороги, аэропорты и др.

Однако потенциал инфраструктурных облигаций может быть реализован только на основе социально ответственного поведения всех участников финансовоинвестиционной цепочки, складывающейся на основе эмиссии данных облигаций, их рыночного оборота, реализации полученных инвестиционных ресурсов и расчетов с держателями облигаций. Поскольку инфраструктурные облигации имеют срок обращения до 25 лет, их основными покупателями станут не частные лица и коммерческие организации, не рассчитывающие на столь длительный срок возврата своих средств, а преимущественно институциональные инвесторы, заинтересованные в долгосрочном и надежном размещении своих средств - страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.

Б. Продовольственные подсистемы регионов, которые для большинства регионов-субъектов ЮФО имеют приоритетное значение. Рыночные преобразования на мезо- уровне организации хозяйственных отношений меньше всего затронули организационноэкономическую форму территориального АПК, оставшегося «островком» командной экономики, во главе

которого находится территориальный департамент или региональное министерство сельского хозяйства и продовольствия. Данное обстоятельство во многом объясняет сохраняющееся отставание всего продовольственного комплекса, низкую конкурентоспособность собственных аграрных производителей и вытеснение отечественного продовольствия с локальных рынков даже тех регионов, для которых прежде был характерен аграрный или аграрно-индустриальный профиль развития.

Архаичные структуры территориальных АПК должны быть преобразованы в соответствии с потребностями развития современного хозяйственного процесса. При этом необходимо исходить из того, что приходящие им на смену территориальные продовольственные подсистемы представляют собой институциональнохозяйственные формы, для которых характерны следующие черты:

- обладание функциональной ориентацией, собственной инфраструктурой, ресурсной базой и капиталом, которые достаточны для обеспечения потребностей эффективного и устойчивого саморазвития;

- обеспечение существенного вклада в ВРП территории на основе создания собственных конечных продуктов, приоритетных для населения, бизнеса и власти;

- опора на тесную взаимосвязь между параметрами эволюционного процесса и институциональными характеристиками среды их существования, господствующих форм контрактов и форм экономического поведения субъектов данных подсистем.

Институционально-хозяйственная подсистема, ориентированная на воспроизводство продовольствия, позволит обеспечить эффективное развитие соответствующих видов бизнеса и, в то же время, необходимую коррекцию тех институтов, которые в настоящее время препятствуют эволюционному процессу в АПК.

Отметим, что при обосновании стратегий и инструментов развития институционально-хозяйственных подсистем, складывающихся в процессе реформирования территориального АПК, необходимо принимать во внимание следующие объективные обстоятельства:

- двойственную, то есть, одновременно хозяйственную и институциональную, природу указанных подсистем;

- активное взаимодействие процессов дифференциации и интеграции в экономическом пространстве региона, которое обусловливает сложное переплетение различных функций, закрепленных за институционально-хозяйственными подсистемами.

В. Научно-образовательные подсистемы, наукограды, которые обеспечивают концентрацию в локальном хозяйственном пространстве креативных элементов территориального воспроизводственного процесса, а также динамичную подготовку и коррекцию квалификации персонала, необходимого для региональной экономической системы.

Отметим, что интенсивное развитие негосударственного сектора системы высшего и среднего специального образования подготовило многие необходимые предпосылки для создания территориальных научнообразовательных подсистем, в том числе:

- элементы образовательной инфраструктуры (соответствующие здания и сооружения, компьютерные центры и классы, библиотеки и др.);

- учебно-методические комплексы и ряд образовательных технологий;

- образовательные коллективы;

- систему диффузии знаний и навыков и т.п.

Вместе с тем, научно-образовательные подсистемы остро нуждаются в развитом научном компоненте, сформировать который гораздо труднее, чем образовательный компонент. За годы рыночных преобразо-

ваний научные организации практически всех регионов-субъектов ЮФО понесли существенный урон в персонале, технологиях, оборудовании, методическом обеспечении и финансовых ресурсах, причем восстановление утерянного научного потенциала обойдется территориальным системам намного дороже, чем стоило бы его простое воспроизводство (поддержание в жизнеспособном состоянии).

Научно-образовательные подсистемы регионов по своей природе ориентированы на расширенное воспроизводство двух наиболее мобильных и созидательных элементов современной хозяйственной жизни:

- нематериальных активов;

- человеческого капитала.

При этом человеческий капитал выступает в качестве специфического креативного фактора современного производства. Утвердившееся во многих работах расширительное толкование человеческого капитала, доходящее практически до отождествления его с личностным потенциалом вообще, как и завышенные доходные ожидания от инвестиций в образование людей, привели к кризису общественной оценки данной категории. Кризисная ситуация в хозяйственной системе -это сжатие рынка, избавление от избыточных продуктов, неэффективных факторов производства, лишних организаций и нереальных проектов. Кризисная ситуация в научной системе - это сужение системы знания, избавление от избыточных понятий, чрезмерно широких трактовок и некорректных подходов [6].

Для начала необходимо избавить человеческий капитал от ложной трактовки чудесного «средства достижения всеобщего блага» и признать его одной из форм капитала. Капитализация любых личностных способностей превращает их в обыкновенный фактор производства стоимости и извлечения дохода. При этом имеет место экономическая редукция - все избыточные способности отделяются, выводятся за скобки, оставляя и закрепляя в воспроизводственном процессе лишь то, что востребовано процессом возрастания стоимости.

Отличия человеческого капитала от всех остальных форм капитала обусловлены тем, что фактором производства стоимости становится не вещь, а живой субъект, способный включиться в капитальную комбинацию не в качестве приобретенного для нее элемента, а в качестве ее творца, а значит, партнера владельцев всех остальных форм капитала.

Список литературы:

1. Ахполова В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2007.

2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.

3. Баликоев А.А. Социально-интеграционная парадигма реформирования сферы жилищнокоммунальных услуг современной России. Краснодар: ЮИМ, 2008.

4. Пчелинцев О.Г. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.

5. Мамедов О.Ю. Экономическая тайна финансового кризиса - 2008 // Экономический вестник Ростовского государственного университета (Пространство экономики). 2009. №1.

6. Ермоленко А.А., Ермоленко Ан.А. Человеческий капитал // Научная мысль Кавказа. 2009. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.