Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры у студенческой молодежи на современном этапе'

Формирование правовой культуры у студенческой молодежи на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ЗАКОН / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION / LEGAL NIHILISM / LAW / RIGHT CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лохонова Галина Михайловна

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования правовой культуры у студенческой молодежи в условиях модернизации современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CULTURE AT STUDENT'S YOUTH AT THE PRESENT STAGE

In article theoretical aspects of formation of legal culture at student's youth in the conditions of modernization of modern society are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры у студенческой молодежи на современном этапе»

послевузовском образовании: дис... канд. пед. наук. М., 1998.

3. Кузьмина Л.Г., Сафонова В.В. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых // Иностр. языки в школе. 1998. № 5,6.

4. Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного языков в России: тезисы докладов и выступлений межрегиональной науч.-метод. конф. Ч. 1, 2. М.: Еврошкола, 1999.

5. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высш. шк., Амскортинтернэшнл, 1991.

Gushchin V.A. THEPROBLEMS OF CULTURAL EDUCATION STUDY BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the didactic descri ption problems of cultural education study by means of foreign language. Besides speech and linguistic competence, sociocultural competence is one the components of communicative competence.

Key words: sociocultural context, sociocultural education, sociocultural competence, cultural education study, communicative competence.

ГУЩИН Вячеслав Алексеевич родился в 1950 г., окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1974), Московский университет потребительской кооперации (1997), канд. филос. наук (2005), доцент кафедры философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 125 работ.

от того, насколько преподавателями продумываются задачи и содержание культуровед-ческого обогащения иноязычной практики студентов, настолько позитивен или негативен будет социализирующий эффект иностранного языка как учебного предмета.

Источники и литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.

2. Кузьмина Л.Г. Социокультурные аспекты развития иноязычной письменной речи в

УДК 37.017.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Г. М. Лохонова

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования правовой культуры у студенческой молодежи в условиях модернизации современного общества.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, закон, правотворческая деятельность.

Наличие высокого уровня правовой культуры общества и граждан является важной составляющей общей культуры государства в современных условиях. Основой правового государства и культурного общества является разработка и действие системы законодательства на основе общечеловеческих духовных ценностей, при которой защищаются и обеспечиваются права личности, а также царит режим законности и законо-послушания.

Английский этнограф Э. Тэйлор определил, что культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравствен-

ности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества [10]. Отечественный лингвист С. И. Ожегов под культурой понимал совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [7].

Что касается правовой культуры, то она не может развиваться обособленно. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Понятие правовой культуры многогранно, единого подхода к определению правовой культуры не существует. В учебной литературе правовая культура часто тракту-

ется как «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» [9].

Похожее определение правовой культуры общества находим в издании «Общая теория права» под редакцией В.К. Бабаева,

В.М. Баранова: «Правовая культура общества

- обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свободы поведения личности в единстве соответственности перед обществом». Правовая культура общества - совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов, состояний и форм, выполняющих функцию социо-правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации) [1]. Правовая культура личности - знание, понимание и сознательное выполнение требований права в жизнедеятельности человека (индивида). У А. Б. Венгерова дано следующее определение правовой культуры: «... характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которую опирается исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она интенсивностью убеждений ценности права» [2].

В современном понимании правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами государства правовых норм, умение использовать нормативно-правовые акты в практической деятельности, их юридическую грамотность, потребность к соблюдению закона и правовой активности.

Значимым элементом правовой культуры является наличие в государстве совершенного законодательства, отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости. В правовую культуру включаются также высокий уровень законотворческой деятельности в стране, а также наличие в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества.

Уровень правовой культуры в обществе и на разных этапах его развития зависит от

многих факторов: экономики страны, благосостояния граждан, этнических и конфессиональных особенностей, политического строя и способности власти охранять правовые институты, пресекать правонарушения, степени развития юридической науки и образования и т. д.

В современном российском государстве уровень правовой культуры недостаточно высокий. В обществе проявляется правовая антикультура: безграмотность, нигилизм и даже цинизм. В то же время ни граждане, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Исследователь А. Р. Ратинов в своих работах отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.» [8].

Часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, то есть знание людьми норм права, их отношение к закону, судебной системе. Правосознание является лишь одним из элементов правовой культуры. Правосознание есть определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Правосознание выступает в качестве одной из форм общественного сознания и обладает определенной самостоятельностью. В ряде работ можно найти различные определения правосознания. Так, например, в Энциклопедическом юридическом словаре дано следующее определение правосознания: «категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу общественного группового и индивидуального сознания, связанную с отражением правозначимых явлений и обусловленную правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного порядка» [11]. В.К. Бабаев определяет правосознание «как систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан Российской Федерации как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям» [6].' У С. А. Комарова находим следующее определение: «Правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни» [4].

Правовая культура может быть рассмотрена как качественное правовое состояние

личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры:

- правовая культура личности или индивида включает в себя правосознание человека, привычку к законопослушному поведению, социально-правовую активность личности;

- правовая культура общества отражает обеспечение основ прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.

Правовая культура отражает не только деятельность человека в правовой сфере, но и в иных отраслях, связанных с применением юридических знаний, востребованных науками как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы и юридические нормы.

На современном этапе сложилась определенная система правового образования, включающая деятельность высших юридических учебных заведений, преподавание основ государства и права в учреждениях среднего образования, правовых дисциплин в высших учебных заведениях не юридического профиля. Система мероприятий право -вого образования также включает в себя работу правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами.

Приоритетная задача, стоящая перед высшими учебными заведениями на сегодняшний день — сформировать высокий уровень правовой культуры студенческой молодежи.

Уже начиная со школьной и студенческой скамьи, в то время когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления личности, уважающей и соблюдающей закон. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в механизме построения право -вого государства.

Правовое воспитание является процессом многоступенчатым. На начальной ступени молодые люди усваивают правовое поведение в семье, в образовательном учреждении и обществе. На второй ступени они усваивают правовые знания, получают представление о правовой действительности. На третьей у них вырабатываются умения, навыки дейст-

вовать в соответствии с полученными знаниями. На четвертой ступени идет формирование уважительного отношения к праву. На заключительной ступени воспитания идет готовность действовать в соответствии с полученными знаниями, навыками и убеждениями.

А.С. Макаренко отмечал: «Воспитательная работа - есть, прежде всего, работа организатора» [5]. Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от координации усилий, организованных действий различных участников данного процесса.

Основными задачами правового воспитания являются: достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, повышение авторитета закона, формирование законопос-лушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Выделяют основные составляющие правового воспитания - правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость.

Правовая грамотность включает в себя знакомство с определениями и сущностью правовых понятий, законодательными документами. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических и семинарских занятиях, на которых студенты проводят сравнительный анализ документов.

Правовое мышление и правовая умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать поступки и поведение людей с позиции права. Для формирования правового мышления и умелости предполагается разбор педагогических и психологических ситуаций, в ходе решения которых студенты учатся применять правовые знания, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование

- непосредственное получение юридических знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [3].

Высокий уровень обучения и воспитания достигается максимальным приближением преподавателя к студентам, индивидуализацией указанного процесса. Для этого преподаватель должен не только активно работать со студентами, но и постоянно быть в курсе преобразований, происходящих в правовой, политической, экономической и культурной жизни общества. К сожалению, реальная действительность такой возможности преподавателю правовых дисциплин пока не дает.

На состояние правового обучения студентов вузов серьёзно сказывается отсутствие учебной и методической литературы, которая отражала бы государственно-правовую действительность.

Другой формой правового воспитания студентов вузов является внеучебная работа

- это конференции, факультативы, кружки, диспуты, экскурсии, тематические чтения, обсуждение юридической литературы, встречи с представителями государственной власти, суда, правоохранительных органов и научно-исследовательская работа.

При проведении внеучебной правовоспитательной работы со студентами вузов следует учитывать социальный опыт студентов, а также уровень их развития и воспитания, что обеспечивается раздельным планированием работы для студентов различных курсов.

На первом курсе целесообразно проводить данную работу с учетом уровня знаний и навыков умственной деятельности, полученных в средних образовательных учреждениях. При этом особого внимания требует формирование правового сознания и социально-правовой активности, развитие представления о гражданских обязанностях. На втором курсе правовое воспитание должно помочь студентам овладеть основами работы по пропаганде права. На последующем курсе правовое воспитание предполагает активизацию применения правовых знаний на практике и повышение социально-правовой активности студентов. На выпускных курсах правовоспитательная работа должна ориентироваться на закрепление умений и навыков, творческое применение знаний в повседневной жизни и научно-исследовательской деятельности. Кроме того, данная работа должна включать студентов в систему общественных связей и отношений, способствовать развитию творческого самостоятельного правового мышления. Также нужно учитывать, что формы и методы правовоспитательной работы должны выбираться с

учетом интересов студентов и обеспечивать эмоциональное сопровождение проводимых мероприятий.

Современные студенты становятся свидетелями многих изменений в политической, правовой, социальной и экономических сферах. Современное студенчество как наиболее активная часть общества - это реальная сила, способная оказывать воздействие и направлять эти изменения. Поэтому проведение научных исследований и совершенствование знаний о студентах позволит целенаправленно использовать их высокую политическую, научную и социальную активность в интересах общества и с большей эффективностью руководить процессом воспитания студентов, как будущих специалистов с высоким уровнем культуры и правового самосознания.

Таким образом, правовая культура общества предполагает определенный уровень знания гражданами действующего законодательства, их поведение в форме соблюдения и исполнения норм права. Формирование правовой культуры у студенческой молодежи является важной задачей системы высшего профессионального образования. С учетом сегодняшних реалий нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета законодательства, его способ -ности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства.

Источники и литература

1. Бабаев В.К., Баранов В.Н. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1998.

С. 90-95.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 585.

3. Кваша А.А. Правовые установки граждан: дис. ... канд. юрид. наук / Кваша А.А. Волгоград, 2002. С. 160.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М, 1998. С. 326.

5. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 416.

6. Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 474-475.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,

1991.

8. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.

9. Семитко А.П. Теория государства и права / под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 331.

10. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. С. 18.

11. Энциклопедический юридический словарь. М., 1997. С. 240.

Lochonova G.M. FORMATION OF LEGAL CULTURE AT STUDENT'S YOUTH AT THE PRESENT STAGE.

In article theoretical aspects of formation of legal culture at student's youth in the conditions of modernization of modern society are considered.

Key words: legal culture, legal education, legal nihilism, law, right creative activity.

ЛОХОНОВА Галина Михайловна родилась в 1984 г., окончила Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (2006), Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (2009), канд. пед. наук (2011), руководитель Центра организации НИР и кооперативного партнерства Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 43работ, в т.ч. 1 монографии.

УДК 93/94

РЕФОРМЫ ГОСУДАРЕВА ДВОРА конца XVI — нач. XVII вв.

Е.А. Савинова

Рассматриваются проблемные вопросы реформ Государева двора, проведенные в конце XVI - начале XVII вв. правлением Бориса Годунова. Автор приходит к выводу, что Государев двор становится одним из центральных государственных учреждений, с помощью которого царь мог контролировать работу государственного аппарата.

Ключевые слова: органы государственной власти, реформы, учреждения, царь, бояре.

После смерти Ивана Грозного встал вопрос о создании единого Государева двора. Однако простое механическое соединение земского и опричного («дворового») двора было невозможным в силу явного худородства состава особого двора по сравнению с земским. Из-за недостаточного количества источников трудно проследить детально, как шел процесс слияния обоих дворов и выработки единого списка Государева двора после смерти Ивана Грозного. Можно лишь констатировать, что уже в 1585 г. в списке дворовых перечисляются вместе как бывшие земские, так и бывшие «дворовые» бояре. Земские и «дворовые» не различаются здесь и в перечне выборных дворян [1].

Острая борьба за власть между различными группировками в первые годы царствования Федора Иоанновича затормозила осуществление дальнейшей реформы двора. Противоречия между земскими и дворовыми, а также внутри самого двора усугублялись противоречиями местнического, кланово-семейного и династического (родня царевичей Федора и Дмитрия) характера. При жизни Ивана Грозного боярские группировки не смели открыто выступать за свои интересы, после же его смерти, накапливавшиеся в боярской среде годами взаимные недоволь-

ства и обиды стремительно вылились наружу.

По мнению С.Ф. Платонова, борьба в верхах в годы царствования Федора Иоанновича свелась лишь к «простым столкновениям за дворцовое влияние и положение между людьми, почитавшими себя в родстве с царем» [2]. Такая точка зрения, на наш взгляд, не учитывает всей сложности и специфичности тогдашней обстановки. После смерти Ивана Грозного в условиях острого политического кризиса, вызванного многолетней политикой раскола страны и правящего класса, не мог не встать вопрос о путях дальнейшего политического развития государства, о дальнейшей судьбе особого двора и дворового политического курса. Таким образом, дальнейший путь развития Русского государства в конце XVI в. зависел от расстановки и соотношения сил в правящей среде. При недееспособном преемнике Ивана Грозного власть в стране и судьба государства фактически оказались в руках противоборствующих боярских группировок.

О принципиальном, политическом характере развернувшейся борьбы может свидетельствовать сам состав соперничавших группировок. Уже в первый год царствования Федора Иоанновича отчетливо выявились два полюса политической борьбы. На одном из них стояла первостепенная княжеская знать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.