Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры подростков: сущность и факторы влияния'

Формирование правовой культуры подростков: сущность и факторы влияния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4492
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТОК / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКА / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ПОДРОСТКА / LEGAL CULTURE / TEENAGER / FORMATION OF LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION OF A TEENAGER / IMPACT FACTORS OF TEENAGER'S LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харников Максим Викторович

Дано определение сущности формирования правовой культуры подростка, которое понимается как целенаправленный, специально организованный, управляемый социально-педагоги-ческий процесс, обеспечивающий усвоение подростками правовых знаний, проявление нормативно-правовой позиции в социально-полезной деятельности. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование правовой культуры современного подростка в обществе. К ведущим факторам, влияющим на правовую культуру подростка, отнесены единая общенациональная политика в области формирования правовой культуры («Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»), организация пространства для участия подростков в социально значимой деятельности и для реализации правового просвещения (на примере программы «Не оступись!»), социализирующий потенциал семьи в процессе правового просвещения, влияние на правовую культуру подростка СМИ, прежде всего, Интернета (методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет), правовое просвещение подростков в образовательном учреждении, привлечение новых субъектов, влияющих на формирование правовой культуры (межведомственное взаимодействие) (рассмотрено на примере деятельности Уполномоченного по правам ребенка и правовых клиник), влияние особенностей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харников Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TEENAGERS’ LEGAL CULTURE: ESSENCE AND IMPACT FACTORS

We give the definition of the essence of the formation of teenager’s legal culture, which is understood as a purposeful, specially organized, managed social and pedagogical process that provides the assimilation of legal knowledge by teenagers, the manifestation of the legal position in socially useful activities. We also consider the impact factors of formation of legal culture of a modern teenager in society. The leading factors affecting teenager’s legal culture include a single national policy in the field of legal culture (“Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Field of Legal Literacy and Legal Awareness of Citizens”), the organization of space for the participation of teenagers in socially significant activities and for the implementation of legal education (for example, the program “Do not Stumble!”), socializing the potential of the family in the process of legal education, the impact on the legal culture of the teenager media, first of all, Internet (methodical recommendations about placement on information stands, official Internet sites and other information resources of the educational organizations and bodies exercising management in the sphere of education, information on safe behavior and use of the Internet), legal education of teenagers in educational institution, attraction of the new subjects influencing formation of legal culture (interdepartmental interaction) (it is considered on the example of activity of the Children’s rights ombudsman and legal clinics), influence of features of teenage age.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры подростков: сущность и факторы влияния»

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-70-80 УДК 36+378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ: СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Максим Викторович ХАРНИКОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: drugininaan@yandex.ru

Аннотация. Дано определение сущности формирования правовой культуры подростка, которое понимается как целенаправленный, специально организованный, управляемый социально-педагогический процесс, обеспечивающий усвоение подростками правовых знаний, проявление нормативно-правовой позиции в социально-полезной деятельности. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование правовой культуры современного подростка в обществе. К ведущим факторам, влияющим на правовую культуру подростка, отнесены единая общенациональная политика в области формирования правовой культуры («Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»), организация пространства для участия подростков в социально значимой деятельности и для реализации правового просвещения (на примере программы «Не оступись!»), социализирующий потенциал семьи в процессе правового просвещения, влияние на правовую культуру подростка СМИ, прежде всего, Интернета (методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет), правовое просвещение подростков в образовательном учреждении, привлечение новых субъектов, влияющих на формирование правовой культуры (межведомственное взаимодействие) (рассмотрено на примере деятельности Уполномоченного по правам ребенка и правовых клиник), влияние особенностей подросткового возраста.

Ключевые слова: правовая культура; подросток; формирование правовой культуры; правовое просвещение подростка; факторы, влияющие на правовую культуру подростка

Современная социально-экономическая ситуация в России, а именно: становление правового государства, конкурентоспособного среди ведущих мировых держав во всех сферах общественной жизни (наука, промышленность, культура), требует подготовки социально активной, соблюдающей законы и нормы правопорядка личности.

По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации (апрель 2018 г.) на 3,7 % увеличилась преступность среди несовершеннолетних (с 12941 до 13415), а также с 3,5 до 3,6 % удельный вес таких деяний от всех предварительно расследованных преступлений1.

Подростковый возрастной период является сензитивным для становления правового сознания и его ядра правовой культуры в ходе социально-полезной деятельности.

1 Состояние преступности в России за январь-

апрель 2018 года / Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное управление правовой статистики и информационных технологий. М., 2018.

Необходимо создавать социальную среду, ориентированную на личность, всеми социальными институтами обеспечивающую качество социализации и качество жизни подростка и населения [1, с. 76].

Это актуализирует значение междисциплинарных исследований в области формирования правовой культуры подростков, ценностно-осмысленного поведения в правовом поле. Социально-педагогическое исследование является таким, оно позволяет рассматривать направления и факторы социально-педагогической деятельности, которые обеспечивают формирование правовой культуры подростков на основе междисциплинарности и межведомственности, причем важным направлением социально-педагогической деятельности является правовое просвещение подростка. Под формированием правовой культуры подростка понимаем целенаправленный, специально организованный, управляемый социально-педагогический процесс, обеспечивающий усвоение подростками правовых знаний, проявление нормативно-пра-

70

© Харников М.В., 2018

вовой позиции в социально-полезной деятельности.

В ходе исследования были выявлены факторы, влияющие на формирование правовой культуры современного подростка в обществе. Рассмотрим данные факторы более конкретно.

Первый фактор - единая общенациональная политика в области формирования правовой культуры подростков. 28 апреля 2011 г. Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», где перечислены основные меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, такие как: «развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей и др.»2.

Важно, что формирование правовой культуры связано с формированием ценностей гражданственности как ядра правосознания подростка. 30 декабря 2015 г. была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая также актуализирует необходимость правового просвещения населения и подростков в том числе через мероприятия программы, нацеленные на «содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской

2 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № ПР-1168. URL: https://крду.мвд.рф/upload/site119/document_file/Osnovy _gosudarstvennoy_poHtiki_Rossiyskoy_Federacii_v_sfere _razvitiya_pravovoy_gramotnosti_i_pravosoznaniya_grazh-dan.pdf (дата обращения: 08.04.2018).

Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей; развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации»3.

Второй фактор - организация пространства для участия подростков в социально значимой деятельности и для реализации правового просвещения на региональном и муниципальном уровнях. Рассмотрим подробнее опыт организации нового образовательного пространства для подростков на примере работы в Тамбовской области программы «Не оступись!».

Например, в Тамбовском регионе создаются муниципальные опорные площадки по работе с несовершеннолетними группы риска, деятельность которых координируется отделами образования местной администрации. Деятельность муниципальных площадок нацелена на максимальный охват несовершеннолетних группы риска и/или находящихся в конфликте с законом, их включение в продуктивную социальную деятельность, досуговые мероприятия.

Также в целях решения проблемы полного охвата детей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), продуктивной деятельностью и социально-педагогическим сопровождением (ряд подростков проживает в отдаленных населенных пунктах (сельских территориях)) организовано тьюторское сопровождение несовершеннолетних в соответствии с положением о деятельности тьютора. Разработаны и ведутся (заполняется и оформляется с установленной периодичностью) маршрутные карты несовершеннолетних как целевой группы, которые отражают социальную диагностику, программы занятости и полезной деятельности.

Систематически обновляется и поддерживается в актуальном состоянии банк дан-

3 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа. URL: http://static.government.ru/media/files/8qq YUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 08.04.2018).

ных детей различных категорий группы риска «Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении».

Все несовершеннолетние, имеющие отклонения в поведенческой сфере и состоящие на профилактических учетах разных уровней, вовлечены в мероприятия и технологии, направленные на их социализацию и реабилитацию, на базе муниципальной опорной площадки.

Например, на базе ряда районов Тамбовской области реализуется инновационная образовательная технология «Интенсивная школа», которая предполагает использование методик интенсивного обучения. В рамках технологии созданы интегрированные группы с охватом до 15 человек. Совместная деятельность в смешанной группе является основой для социализации. С целью установления доверительных отношений с членами группы и сплочения коллектива используются тренинговые занятия. В целях выявления проблем несовершеннолетних проводится диагностика психоэмоциональной сферы [2].

«Интенсивная школа» на муниципальной опорной площадке реализуется по программе, включающей четыре образовательных модуля.

1. «Молодежь за здоровый образ жизни». В целях ранней профилактики у несовершеннолетних аддиктивного поведения, формирования устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни проведены следующие мероприятия: конкурсная программа «Вредные привычки или здоровье -все в ваших руках»; заседание «круглого стола» «Жизнь без вредных привычек»; лекторий на тему «Тайны кода здоровья» и др. С привлечением медицинских работников проводятся занятия с использованием «Интерактивного светодинамического комплекса «Вредные привычки».

2. «Кладовая добрых дел». В числе проведенных мероприятий следует отметить конкурс проектов «Мы за мир» под названием «Пусть наш голос будет услышан».

3. «Дети без права - Россия без будущего». В рамках реализации модуля проводятся мероприятия на тему «Мой выбор», направленные на формирование активной гражданской позиции подростков, повышение уровня правовой грамотности, интереса к политиче-

ским процессам. Социальными партнерами являются Избирательная комиссия района, депутаты городского и районного Советов народных депутатов. В рамках модуля проводятся конкурс детских авторских программ «Право жить», городская акция «Твоя правовая защита», встреча с сотрудниками органов внутренних дел «Как не сломать себе жизнь?».

4. «Храм - души моей спасенье». В числе проведенных мероприятий следует отметить театрализованное представление «Покрова Пресвятой Богородицы» [2].

Несовершеннолетним целевой группы также предоставляются образовательные услуги в вариативных формах дополнительного образования детей, например, в Жердев-ском районе Тамбовской области.

1. Военно-патриотический клуб «Каскад» на базе МБОУ «Жердевская СОШ».

2. Элективный клуб «Юный юрист», направленный на профилактику правонарушений среди подростков.

3. Волонтерский отряд «Надежда» на базе МБОУ «Жердевская СОШ».

В рамках деятельности отряда проведена работа по благоустройству святого источника (операция «Родничок»).

4. Волонтерский отряд «Меридиан» на базе ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности» [2].

В рамках деятельности отряда проведена работа по благоустройству парка и часовни, расположенных на территории колледжа.

В рамках технологии «Интенсивная школа» на базе муниципальной опорной площадки проведены беседы с участием детей целевой группы на темы «Агрессивность и ее преодоление», «Толерантность», «Трудности общения» и др.

Проводится работа по организации досуга. В числе проведенных мероприятий: «Удивительное рядом»», «Юбилейные даты в литературе» - заседания исследовательской группы «Лира»; литературно-музыкальная композиция, посвященная С.А. Есенину; спортивный праздник, посвященный Всемирному Дню студента; «Хоровод традиций» [2].

К работе муниципальной опорной площадки привлечены 3 районные общественные организации: детская районная организация «Росинка»; районная организация воинов-интернационалистов «Боевое братство»;

районная общественная организация ветеранов Великой Отечественной войны и правоохранительных сил.

ОМВД России по Жердевскому району организована индивидуальная шефская работа ветеранов органов внутренних дел с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОМВД России по Жердевскому району.

В рамках шефской деятельности проведена следующая работа:

- индивидуальные воспитательные беседы с подучетными подростками по вопросам уголовной ответственности за противоправные действия;

- рейдовые мероприятия по пресечению нарушений норм Закона Тамбовской области от 9 ноября 2009 г. № 576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей»;

- посещение по месту жительства неблагополучных семей [2].

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сотрудником подразделений по делам несовершеннолетних совместно с ветеранами органов внутренних дел в рамках правового всеобуча проведено более 30 лекций и бесед по правовой тематике.

Ветеранами органов внутренних дел организована шефская работа над отрядами правоохранительной направленности «Юные друзья полиции (ЮДП)», созданными на базе общеобразовательных учреждений района.

Специалисты муниципальной опорной площадки организовали участие несовершеннолетних района в областном марафоне продуктивной деятельности подростков «В кругу друзей». Информационно-консультационная поддержка несовершеннолетних, родителей, специалистов различных ведомств осуществляется порталом «Подросток и общество». Информация о работе муниципальной опорной площадки Жердевско-го района также размещена на портале «Подросток и общество».

Для родителей группы риска на базе МБОУ «Жердевская СОШ» реализуется услуга «Родительская школа», к проведению занятий которой привлечены специалисты муниципальной опорной площадки и партнеры различных ведомств. Цель: выявить

реабилитационный потенциал семьи и смо-тивировать родителей на сотрудничество. Задачи: оказание правовой, социально-психологической и психолого-педагогической, консультативной помощи родителям несовершеннолетних [2].

В соответствии с планом проводятся занятия по просвещению законных представителей несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению. В их числе: «Профилактика детской преступности. Роль родителей в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»; «Как найти пути к бесконфликтной дисциплине. Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть действенная похвала. Убеждение - как главный метод воспитания»; «Воровство. Причины воровства. Профилактика проявления элементов воровства. Уголовная ответственность лица, совершившего воровство»; «Агрессивное поведение ребенка в подростковом возрасте. Причины агрессии. Истерика. Действия родителей» и др.

За период реализации программы «Не оступись!» на базе опорной площадки проведены методические семинары, где рассмотрены вопросы: «О создании системы творческой реабилитации подростков, совершивших преступления»; «Об организации содержательного досуга как средства реабилитации подростков с противоправным поведением»; «Об обеспечении социального сопровождения детей, находящихся в конфликте с законом»; «Профилактика семейного и детского неблагополучия» и ряд других [2]. Анализ регионального опыта показывает важное значение фактора, позитивно влияющего на результативность формирования правовой культуры подростков, так как именно организация пространства для участия подростков в социально значимой деятельности и для реализации правового просвещения выполняет интегративную функцию на региональном и муниципальном уровнях социально-педагогической деятельности.

Третий фактор, влияющий на формирование правовой культуры подростков, -это социализирующий потенциал семьи. Согласно исследованиям А.А. Реан, «представление подростка об отрицательном отношении родителей, семьи, близких к поступку снижает вероятность его осуществления» [3].

В целом вопросы семейного воспитания подростков регулирует Конституция РФ, согласно части 2 статьи 38: «Забота о детях, их воспитание - равные права и обязанность родителей»4. Семейный Кодекс РФ в части 1 статьи 63 фиксирует: «...Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами»5.

Важными для нас являются выводы, полученные А.А. Реан: «долгое время считалось, что социально отклоняющееся поведение личности связано со структурной деформацией семьи, под которой понимается просто неполная семья - отсутствие одного из родителей. Статистические данные по преступности несовершеннолетних, полученные в разных странах мира, подтверждали этот вывод. Однако в 1960-1970-е гг. обнаружилась другая тенденция. Сначала разница между полными и неполными семьями по количеству «выдаваемых» ими подростков-правона-рушителей стала неуклонно сокращаться, а затем и практически полностью исчезла. В настоящее время считается, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи. И это общемировая тенденция. Другим важным механизмом влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности является пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему. Ряд исследований показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители - ребенок» и социально отклоняющимся развитием личности. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

агрессивность по отношению к собственным родителям» [3].

Четвертый фактор - это влияние на правовую культуру подростка СМИ, включая Интернет. Современная Россия стремится развиваться в русле общемировых тенденций, основанных на развитии информационных технологий и все возрастающей роли информации. Современный подросток ежедневно погружен в информационные потоки, которые, как доказывают ученые, оказывают влияние на развитие личности. Информация из телевидения, СМИ, сети Интернет, в которую ежедневно погружен подросток, является источником жизненного опыта, предоставляя знания о различных моделях поведения, которые могут восприниматься подростками как образцы для подражания. Окружающий подростка поток информации является неконтролируемым, и поэтому он способен оказывать негативное влияние на формирование правовой культуры подростка.

Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобр-науки России были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет. Методические рекомендации направлены на качественное повышение уровня информационной деятельности общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части информирования учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности. В методических рекомендациях представлена Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей, она должна помочь школьнику безопасно находиться в Сети. В ней рассмотрены и даны советы по безопасности работы с компьютерными вирусами, сетями Wi-Fi, социальными сетями, электронными деньгами, электронной почтой, кибербуллингом, или виртуальным издевательством, мобильным телефоном, онлайн-играми, фишингом, или кражей личных данных, цифровой репу-

тацией, авторским правом. Подробно рассказано о портале Сетевичок.рф.

Также в методических рекомендациях содержится Памятка для родителей об информационной безопасности детей, которая содержит общие правила для родителей, а также советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет; советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет; советы по безопасности для подростков в возрасте от 13 до 17 лет6.

При организации социально-педагогической работы по формированию правовой культуры подростков необходимо учитывать положительные и отрицательные возможности информационных технологий и, прежде всего, Интернета.

Пятый фактор, влияющий на формирование правовой культуры подростков, -это системное правовое просвещение подростков в образовательном учреждении.

Анализ нормативных и программно-методических материалов в системе современного образования показал, что в образовательных учреждениях уделяется достаточно серьезное внимание правовому просвещению, однако, часов в образовательных программах выделено недостаточно. Это же подтверждают и другие исследователи, например:

- в начальной школе (1-4 классы) в интегрированном курсе «Окружающий мир» правовые вопросы представлены минимально (3 часа из 264 часов, 1,1 %), затронуты только отдельные элементы государственного права (Конституция РФ, государственные символы, федеративное государство, Президент РФ, права ребенка);

- в основной школе содержательная область «Право» включена в курс общест-вознания и до 9 класса изучается в незначительном объеме:

5-7 классы - освещены отдельные вопросы по правовой тематике в минимальном объеме (за три года 17 из 102 часов, 17 %):

6 О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»): письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

5 класс - 5 из 35 часов (государственное право, повторение изученного содержания в начальной школе); 6 класс - правовые вопросы не изучаются; 7 класс - 12 из 35 часов (права и свободы человека и гражданина, обязанности гражданина РФ, правовой статус несовершеннолетнего, правонарушение);

8-9 класс - право представлено единым содержательным блоком в курсе обществоз-нания (за два года 22 из 68 часов, 32 %): 8 класс - правовые вопросы не изучаются; 9 класс - 22 часа (обзорно затронуты ключевые вопросы теории государства и права, первое знакомство с содержанием отраслей права). Содержательный блок права изучается в конце первого полугодия и втором полугодии, учащиеся в этот период в основном готовятся к ОГЭ;

- в старшей школе курс права изучается в различных объемах и на различной содержательной основе: курс права изучается внутри базового курса обществознания в 10-11 классах (22 из 134 часов, 16 %), его изучают более 50 % учеников, которые не сдают ЕГЭ по обществознанию (раздел право изучается во втором полугодии 11 класса, учащиеся уделяют много внимания подготовке к ЕГЭ). Отдельный курс права изучается в объеме 134 часов в классах социально-гуманитарного профиля и 68 часов - в классах социально-экономического профиля, эти профили выбирают учащиеся, которые сдают обществознание как ЕГЭ. В контрольно -измерительных материалах по обществозна-нию из 21 задания первой части, ориентированных на определенную область знания, только 5 заданий посвящены праву [4, с. 73].

Профильные учебно-методические комплексы (УМК) по праву требуют серьезного обновления, так как они были созданы еще в начале предыдущего десятилетия. Таким образом, вне правового обучения оказывается большинство учащихся, кроме тех, кто изучает право как профильный курс; начальная школа потеряна для правового просвещения; в основной школе право фактически начинают изучать в 7 классе (14 лет), с полным содержанием права учащиеся знакомятся только с 9 класса; более 50 % старшеклассников получают минимальные знания по праву из-за непродуманной структуры базового обществознания и значительного влияния ЕГЭ на образовательный процесс; в

школе не изучают системно Конституцию РФ, не говоря о других отраслях права, происходит размывание содержательной стороны права в курсах обществознания [4, с. 73].

Кроме правового обучения, в образовательных организациях уделяется внимание правовому воспитанию учащихся, особе значение оно имеет в подростковом возрасте.

Шестой фактор, влияющий на формирование правовой культуры подростков, -это привлечение новых субъектов, влияющих на формирование правовой культуры (межведомственное взаимодействие). Успешное правовое просвещение как направление социально-педагогической деятельности зависит от привлечения субъектов на основе принципа межведомственного взаимодействия.

В современных условиях в России действует институт Уполномоченного по правам ребенка. Согласно М.Ю. Шамрину: «Роль Уполномоченного по правам ребенка в системе защиты прав и свобод обусловливается единственной целью учреждения данного института - обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод ребенка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Кроме того, традиционно институт Уполномоченного (омбудсмена) принято рассматривать как своего рода посредника, «медиатора» между гражданским обществом и государственными органами, что значительно повышает его роль в системе государственного управления» [5, с. 16].

На Всероссийском совещании Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, проходившем в ноябре 2016 г., выработан план необходимых действий по улучшению положения детей и семей с детьми, включающий в себя такие направления, как:

- создание безопасной для детей и подростков информационной среды, разработка дополнительных гарантий информационной безопасности несовершеннолетних, их защиты от пропаганды суицидов, разврата, наркокультуры, жестокости и насилия. Повышение медиаграмотности и правовой культуры населения в области медиабезо-пасности;

- формирование взаимного уважения и неагрессивных моделей разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса;

- контроль за эффективностью профилактической работы в области предупреждения саморазрушающего поведения детей и подростков (абортов, самоубийств, потребления психоактивных веществ, интернет-зависимости, игровой зависимости и т. п.);

- содействие воспитанию детей и подростков в духе уважения к семье, материнству и отцовству, их подготовке к созданию собственной семьи и формированию у них ответственного отношения к будущим семейным и родительским обязанностям;

- привлечение ресурсов некоммерческих организаций (НКО) и экспертного сообщества к профилактике девиантного поведения несовершеннолетних и соблюдению прав детей, находящихся в конфликте с законом, предупреждению преступлений против несовершеннолетних и защите прав детей -жертв преступлений и др.

Интересен опыт привлечения к организации правового просвещения еще одного субъекта - правовых клиник. Например, Оренбургский государственный университет большое внимание уделяет проблеме правового просвещения, это направление является важным в деятельности правовой клиники, действующей при юридическом факультете Оренбургского государственного университета. Студенты под руководством преподавателей повышают правовую грамотность населения, а именно разрабатывают и опубликовывают правовые консультации в газетах, выступают на радио и телевидении. В целях повышения уровня правосознания, правовой культуры несовершеннолетних, а также ликвидации национальной нетерпимости студенты-клиницисты разрабатывали и проводили правовые лектории в школах, лицеях и гимназиях Оренбурга. На своих занятиях клиницисты затрагивали вопросы, касающиеся административной ответственности за совершение правонарушений, проводились лектории по следующим темам: «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за действия, связанные с

7 Доклад о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в Тамбовской области в 2016 году. Тамбов: Принт-Сервис, 2017. С. 3-5.

потреблением, приобретением, хранением, перевозкой и сбытом наркотических веществ и их аналогов», «Интернет и пороки», «Профилактика табакокурения», «Профилактика алкоголизма», «Профилактика употребления наркотиков». На лекториях подростки могут задавать вопросы, уточнить меры ответственности. Таким образом, формируются правовые знания, устанавливаются границы социально дозволенного поведения, зарождаются основы правовой культуры [6, с. 235].

Седьмой фактор, оказывающий влияние на формирование правовой культуры подростков, - это особенности подросткового возраста. При организации социально-педагогической деятельности по правовому просвещению подростка важно учитывать его психологические особенности, прежде всего, потребность в признании и защищенности; потребность в общении и одновременно в обособлении; потребности во включенности в социально-полезную деятельность, зависимость поведения от группы сверстников и значимых взрослых.

Для подросткового возраста также характерны следующие проблемы: проблемы в школе (неуспеваемость, нежелание посещать школу, прогулы занятий, конфликты с педагогами и администрацией учебных заведений и др.); проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (молодежные субкультуры, плохая компания, риск быть вовлеченным в правонарушения и др.); проблемы во взаимоотношениях в семье (непонимание или ущемление интересов детей, строгие наказания, повышенный контроль или безразличие родителей и др.); проблемы здоровья (табачная, алкогольная, наркотическая и другие виды зависимостей и др.); проблемы досуга; проблемы выбора (профессия и трудоустройство) [7, с. 8].

Анализ особенностей современного подросткового возраста дает основания для проектирования возрастносообразных маршрутов сопровождения подростков [8, с. 155]. Подросток находится в пограничной зоне: между внутренним миром и внешним миром; между семьей и социумом. За несколько лет он должен решить важнейшие для него задачи: выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми необходимо выстраивать дальнейшее поведение; выстраивание определенных отношений с лицами противо-

положного пола; формирование Я-концеп-ции; развитие интеллектуальных качеств и решение вопроса «Кем быть?» в широком смысле; принятие своего изменившегося физического состояния [9, с. 126].

Согласны с О.В. Положенцевой и Е.В. Положевец, что подростковый возраст -это один из самых значимых периодов в становлении личности. Именно в этом периоде закладываются базовые ценности, которые на долгие годы определяют социально-нравственный облик человека. Именно в этом возрасте идет интенсивное освоение нравственно-правовых норм и правил поведения, принятых в обществе [10, с. 32].

Таким образом, считаем, что формирование правовой культуры подростка - целенаправленный, специально организованный на разных уровнях (макро-, мезо-, микро-), управляемый социально-педагогический процесс, обеспечивающий усвоение подростками ценности правомерного поведения, правовых знаний, проявление нормативно-правовой позиции в социально-полезной деятельности на основе межведомственного принципа и применения инновационных технологий и программ.

К факторам, влияющим на формирование правовой культуры современных подростков в обществе, относим следующие.

1. Единая общенациональная политика в области формирования правовой культуры. В законодательных актах представлены основные меры государственной политики в области правового образования.

2. Организация пространства для участия подростков в социально значимой деятельности и правового просвещения в форме муниципальной опорной площадки по работе с несовершеннолетними группы риска, деятельность которой нацелена на максимальный охват несовершеннолетних группы риска и/или находящихся в конфликте с законом, включение их в продуктивную деятельность, досуговые мероприятия, предоставление социально-педагогического сопровождения (тьюторское сопровождение) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Роль семьи в процессе правового просвещения. Важным фактором в формировании правовой культуры подростка является семья и родители, которым необходимо осуществлять правовое просвещение по отношению к своим детям и подросткам.

4. Влияние на правовую культуру подростка СМИ, включая Интернет. Окружающий подростка поток информации является неконтролируемым, и поэтому он способен оказывать негативное влияние на формирование правовой культуры подростка. Разработанные методические рекомендации о размещении информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет направлены на качественное повышение уровня информационной деятельности общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части информирования учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности.

5. Правовое просвещение подростков в образовательном учреждении. В образовательных учреждениях уделяется внимание правовому просвещению, однако, часов на правовое обучение выделено недостаточно.

6. Привлечение новых субъектов, влияющих на формирование правовой культуры (межведомственное взаимодействие). Успешное правовое просвещение зависит от привлечения субъектов на основе межведомственного взаимодействия.

7. Влияние на правовое просвещение особенностей и проблем подросткового возраста. Для подросткового возраста характерны следующие проблемы: проблемы в школе, во взаимоотношениях со сверстниками, во взаимоотношениях в семье; проблемы здоровья, досуга, проблемы выбора.

Список литературы

1. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI 10.20310/18100201 -2016-21-10(162)-72-81.

2. Кадунина Л.В. Из опыта работы муниципальной опорной площадки Жердевского района по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, повышению реабилитационного потенциала семей, нахо-

дящихся в трудной жизненной ситуации // Из опыта работы муниципальных опорных площадок «Подросток и общество» по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Тамбов: ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», 2017. С. 11-20.

3. Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29-40.

4. Атагимова Э.И., Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). С. 70-76.

5. Шамрин М.Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка: историко-теоретический аспект. Тула: Тул. гос. ун-т, 2015.

6. Носенко Л.И. Правовая культура и информационная безопасность как фактор, влияющий на административную ответственность несовершеннолетних // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 3 (47). С. 234-236.

7. Старт во взрослую жизнь: Подростку (14-18 лет) о его правах, обязанностях и ответственности / под ред. А.В. Федичева. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2015.

8. Маракушина И.Г., Буторина А.Н., Кузнецова О.Е. Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 152-156.

9. Еремин А.Н., Кузеванова М.Н. Нерешенная проблема подростка становится проблемой общества // Актуальные проблемы управления и экономики: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2016. С. 126129.

10. Положенцев О.В., Положевец Е.В. Взгляды ученых на проблему нравственного воспитания культуры личности подростка // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 9. С. 32-33.

Поступила в редакцию 14.06.2018 г. Отрецензирована 20.07.2018 г. Принята в печать 01.10.2018 г.

Информация об авторе

Харников Максим Викторович, аспирант, кафедра психолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: drugininaan@yandex.ru

Для цитирования

Харников М.В. Формирование правовой культуры подростков: сущность и факторы влияния // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 177. С. 70-80. Б01 10.20310/1810-02012018-23-177-70-80.

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-70-80

FORMATION OF TEENAGERS' LEGAL CULTURE: ESSENCE AND IMPACT FACTORS

Maksim Viktorovich KHARNIKOV

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: drugininaan@yandex.ru

Abstract. We give the definition of the essence of the formation of teenager's legal culture, which is understood as a purposeful, specially organized, managed social and pedagogical process that provides the assimilation of legal knowledge by teenagers, the manifestation of the legal position in socially useful activities. We also consider the impact factors of formation of legal culture of a modern teenager in society. The leading factors affecting teenager's legal culture include a single national policy in the field of legal culture ("Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Field of Legal Literacy and Legal Awareness of Citizens"), the organization of space for the participation of teenagers in socially significant activities and for the implementation of legal education (for example, the program "Do not Stumble!"), socializing the potential of the family in the process of legal education, the impact on the legal culture of the teenager media, first of all, Internet (methodical recommendations about placement on information stands, official Internet sites and other information resources of the educational organizations and bodies exercising management in the sphere of education, information on safe behavior and use of the Internet), legal education of teenagers in educational institution, attraction of the new subjects influencing formation of legal culture (interdepartmental interaction) (it is considered on the example of activity of the Children's rights ombudsman and legal clinics), influence of features of teenage age.

Keywords: legal culture; teenager; formation of legal culture; legal education of a teenager; impact factors of teenager's legal culture

References

1. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Innovatsionnye tekhnologii obespecheniya sotsial'nogo zdorov'ya [Innovative technology to ensure social health]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 72-81. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81. (In Russian).

2. Kadunina L.V. Iz opyta raboty munitsipal'noy opornoy ploshchadki Zherdevskogo rayona po profilaktike pravonarusheniy i prestupleniy nesovershennoletnikh, povysheniyu reabilitatsionnogo potentsiala semey, nakhodyashchikhsya v trudnoy zhiznennoy situatsii [From the work experience of municipal support base of the Zherdevka District in preventing juvenile offences and crimes, improving rehabilitation potential of the families facing hardships]. Iz opyta raboty munitsipal'nykh opornykh ploshchadok «Podrostok i obshchestvo» po profilaktike pravonarusheniy i prestupleniy nesovershennoletnikh [From the Work Experience of Municipal Support Bases "Teenager and Society" in Preventing Juvenile Offences and Crimes]. Tambov, Tambov Regional State Budget Educational Institution of Supplementary Education "Center of Development Children and Youth's Creativity" Publ., 2017, pp. 1120. (In Russian).

3. Rean A.A. Sem'ya, sotsial'nye ustanovki i asotsial'noe povedenie detey i podrostkov [Family, social attitudes and antisocial behaviour of children and teenagers]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal - Russian Psychological Journal, 2015, vol. 12, no. 1, pp. 29-40. (In Russian).

4. Atagimova E.I., Fedorov I.N. Nravstvenno-pravovoe vospitanie i pravovoe prosveshchenie v sovremennoy shkole: problemy i puti resheniya [Legal-cum-moral education and raising legal awareness in the modern school: problems and ways to solve them]. Monitoringpravoprimeneniya - Monitoring of Law Enforcement, 2016, no. 3 (20), pp. 70-76. (In Russian).

5. Shamrin M.Y. Administrativno-pravovoy status Upolnomochennogo po pravam rebenka: istoriko-teoreticheskiy aspekt [Administrative and Legal Status of Children's Rights Ombudsman: Historical and Theoretical Aspect]. Tula, Tula State University Publ., 2015. (In Russian).

6. Nosenko L.I. Pravovaya kul'tura i informatsionnaya bezopasnost' kak faktor, vliyayushchiy na administrativnuyu otvetstvennost' nesovershennoletnikh [Legal culture and information security as a factor influencing the administrative responsibility of minors]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - Izvestia Orenburg State Agrarian University, 2014, no. 3 (47), pp. 234-236. (In Russian).

7. Fedichev A.V. (ed.). Start vo vzrosluyu zhizn': Podrostku (14-18 let) o ego pravakh, obyazannostyakh i otvetstvennosti [Start to the Adult Life: To a Teenager (14-18 Years Old) about His Rights, Duties and Responsibility]. Moscow, Federal Budget Institution Scientific Centre of Legal Information at the Ministry of Justice of Russia Publ., 2015. (In Russian).

8. Marakushina I.G., Butorina A.N., Kuznetsova O.E. Vozrastnoy podkhod k analizu psikhologo-pedagogicheskikh problem sovremennogo mladshego podrostka [Age approach to the analysis of psychological and pedagogical problems of contemporarian younger teenager]. Chelovek i obrazovanie - Man and Education, 2014, no. 2 (39), pp. 152-156. (In Russian).

9. Eremin A.N., Kuzevanova M.N. Nereshennaya problema podrostka stanovitsya problemoy obshchestva [The unsolved problem of a teenager becomes the problem of society]. Sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy upravleniya i ekonomiki» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Management and Economics"]. Krasnoyarsk, 2016, pp. 126-129. (In Russian).

10. Polozhentsev O.V., Polozhevets E.V. Vzglyady uchenykh na problemu nravstvennogo vospitaniya kul'tury lichnosti podrostka [The views of scientists on the problem of moral education culture of personality of a teenager]. Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Educational Consortium Middle Russian University. Series: Humanities], 2017, no. 9, pp. 32-33. (In Russian).

Received 14 June 2018 Reviewed 20 July 2018 Accepted for press 1 October 2018

Information about the author

Kharnikov Maksim Viktorovich, Post-Graduate Student, Psychological and Pedagogical and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: drugininaan@yandex.ru

For citation

Kharnikov M.V. Formirovanie pravovoy kul'tury podrostkov: sushchnost' i faktory vliyaniya [Formation of teenagers' legal culture: essence and impact factors]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 177, pp. 70-80. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-70-80. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.