Научная статья на тему 'Формирование правового статуса терского казачества: историко-правовой аспект'

Формирование правового статуса терского казачества: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / TEREK COSSACKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савченко Марина Станиславовна

В научной статье исследован комплекс вопросов, касающихся особенностей формирования правового статуса терского казачества. Показан, в том числе в сопоставлении с современной ситуацией, процесс включения этого военно-политического образования в государственноправовую систему дореволюционной России. Проанализированы факторы, повлиявшие на утрату терским казачеством автономии и включение его в состав Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the complex of problems concerning the specific features of forming the Terek Cossacks' legal status. The process of involving this military-political formation into the state-legal system of the pre-Revolutionary Russia is displayed including the comparison with the present situation. The factors caused the deprivation of the Terek Cossacks' autonomy and inclusion into the Russian Empire have been analysed.

Текст научной работы на тему «Формирование правового статуса терского казачества: историко-правовой аспект»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

М.С. Савченко

FORMATION OF THE TEREK COSSACKS' LEGAL STATUS: HISTORICAL-LEGAL ASPECT

Savchenko M.S.

The article investigates the complex of problems concerning the specific features of forming the Terek Cossacks' legal status. The process of involving this military-political formation into the state-legal system of the pre-Revolutionary Russia is displayed including the comparison with the present situation. The factors caused the deprivation of the Terek Cossacks' autonomy and inclusion into the Russian Empire have been analysed.

The author used a number of original sources introduced into scientific circulation for the first time.

В научной статье исследован комплекс вопросов, касающихся особенностей формирования правового статуса терского казачества. Показан, в том числе в сопоставлении с современной ситуацией, процесс включения этого военно-политического образования в государственно-правовую систему дореволюционной России. Проанализированы факторы, повлиявшие на утрату терским казачеством автономии и включение его в состав Российской империи.

Автором использован ряд источников, впервые вводимых в научный оборот.

Формирование правового статуса военно-политического образования стало актуальным объектом научных исследований в связи с современными социальными процессами в России. В категорию военно-политических образований автор включает, например, сепаратистские движения и непризнанные государства, возникшие в результате сецессии. Изучение их современного состояния и динамики может быть дополнено и методологически углублено с помощью закономерностей, выявленных методами историко-правового анализа. Показательным объектом такого исследования являются казачьи войска дореволюционной России. Они обоснованно рассматриваются на этапе своего формирования в качестве военно-политических образований, постепенно терявших свою суверенность и включавшихся в общероссийскую систему управления.

Терское войско и, шире, военно-политическая общность терского казачества является одним из самых интересных примеров с точки зрения исследователя процессов формирования правового статуса. Оно располагалось в наиболее конфликтоопас-ном и нестабильном в социально-политическом отношении регионе России. Терское казачество образовалось значительно раньше кубанского, также находящегося на Северном Кавказе и поэтому предоставляет возможность проследить его историю на длительном отрезке времени.

УДК 340:340.115.6 (470.62)

Формирование социально-политической общности терского казачества, вошедшего затем в состав иррегулярных войск царской России под названием Терского казачьего войска, проходило в период хозяйственной и военной колонизации русскими степного Предкавказья. Правовой статус терского казачества как особой сословной группы возникал и изменялся в ходе сложных процессов образования Терского казачьего войска из разнородных групп населения на протяжении длительного периода времени. На формирование правового статуса оказал влияние ряд факторов: особенности территории проживания, институтов власти, динамика политического суверенитета и обычного права как основного регулятора общественных отношений.

История возникновения и развития казачьих общин на Северном Кавказе содержит много неуточненных фактов и спорных оценок. Существует несколько точек зрения по поводу происхождения первых поселенцев - казаков на Северном Кавказе и места их первоначального расселения. Однако все предположения основаны не на архивных данных, а на древних преданиях, поэтому начальный этап истории вольного казачества на Северном Кавказе до сих пор вызывает дискуссии и требует новых исследований.

Если учесть все точки зрения о месте первоначального расселения казачества на Северном Кавказе, можно сделать вывод, что формирование казачьих общин происходило в ареале от устья и низовьев Терека до терско-сунженского междуречья, склонов Терского хребта и далее до правобережья Сунжи. Большой район расселения привел к выделению двух общин казаков: терско-низового казачества, поселившегося на самом Тереке, и гребенского казачества, обосновавшегося ближе к отрогам (гребню) гор (10), (4), (1).

Начало формирования гребенского казачества - самой ранней по своему происхождению группы Терского казачьего войска - можно отнести к середине XVI в., когда практически завершился процесс объединения русских земель и образования централизованного государства. В формирова-

нии населения первых казачьих поселений приняли участие самые разнообразные группы: периодически появляющиеся на Северном Кавказе вольные казаки с Дона, Волги, Днепра и Яика, беглые крестьяне из разных регионов России и горцы. В результате бегства населения от государственной власти происходило освоение новых территорий, прилегающих к границам государства и их колонизация, получившая название «народной». Точную и образную формулу подобной модели колонизации в сравнении с североамериканской моделью дал А.И. Герцен: «Россия расширяется по другому закону, чем Америка; от того, что она не колония, не наплыв, не нашествие, а самобытный мир, идущий во все стороны, но крепко сидящий на собственной земле. Соединенные Штаты, как лавина, оторвавшаяся от своей горы, прут перед собой все. Каждый шаг, приобретенный ими, - шаг, потерянный индейцами. Россия..., как вода, обходит племена со всех сторон, потом накрывает их однообразным льдом самодержавия»

(3).

Появление вольного казачества на Северном Кавказе в XVI в. предшествовало активизации здесь политики России. Выход русского государства к Каспийскому морю дал России не только возможность принимать самое активное участие в делах Кавказа, но и привел к обострению отношений с Турцией. Правящие группы ряда народов Кавказа стали искать защиты у Русского государства. В 1559 г. впервые были посланы царские войска в помощь кабардинским князьям. Как справедливо замечает Попко И.Д., «в этом походе должны были участвовать и гребенские казаки, почему этот поход и следовало бы считать за первую службу гребенских казаков русскому государству, если бы в дошедших исторических памятниках имелись точные указания на участие казаков в этом походе» (10, 27).

В 1567 г. на правом берегу Терека в устье Сунжи был построен укрепленный городок Терка, «где должно было постоянно находиться русское войско, которое могло бы в нужное время оказать помощь и защиту» (6). Здесь гребенские казаки начали от-

бывать воинскую службу, заключавшуюся в объездах, заставах, в охране переправ, в походах против общих врагов (9, 38). С этого времени установились непосредственные контакты Московского правительства с вольными казачьими группами. Однако службу несли терско-гребенские казаки, «когда это соответствовало их интересам, хотя получали за нее жалование и похвальные грамоты» (14).

В 1577 г. в связи с русско-турецкой войной город был перестроен в крепость, которая предназначалась для поддержки народов, присягнувших на верность России. В составе крепостного гарнизона, кроме царских ратных людей, находились вольные гребенские казаки, которые, поступив на службу, сформировали подразделение со своими командирами - старшинами. Этот год считается официальной датой возникновения гребенского казачества, которое составило основу Терского казачьего войска.

Терско-низовое казачество образовалось позднее, «жило оно в низовьях Терека, около моря» (10, 39). В отличие от гребен-ских, терские казаки формировались из числа беглых, разрозненных групп русских людей и горских народов и первоначально представляли собой не общину вольных казаков, а сбор разных служилых людей, объединенных совместным проживанием.

Во многих документах XVI - XVII в. терское и гребенское казачество упоминались вместе, как единое целое. Царская администрация обычно обращалась «к терским и гребенским вольным казакам, чтобы они шли на государеву службу и выплачивала им вместе (не разделяя) годовое жалование» (4). Государственные акты этого периода свидетельствуют о том, что «царские воеводы постоянно смешивали их ...и называли одним и тем же именем "терские казаки"» (10, 39).

В этот период вольное казачество на Северном Кавказе объединяется в единую военно-политическую организацию - Гре-бенское войско. До начала ХVIII в. отношения между российским государством и терским казачеством основывались на принципах договорных соглашений. Российские

власти привлекали казаков для охраны Северо-Кавказского пути, сопровождения посольств, участия в военных походах царских войск, сбора разведывательных сведений. Они выполняли службы «на городе и на остроге, по башням... и на отъезжих караулах, на Кизляре, на Астраханской дороге.» (7, 35). За службу терским казакам давалось «зелья и свинцу и запасу. смотря по тамошнему делу» (2, 63). Периодически они получали хлебное и денежное жалованье. Причем жалование казакам было положено только за участие в походах, за оборону самих казачьих городков Московское правительство не платило. До начала 20-х годов ХVII в. пожалования носили временный характер и часто случались задержки с доставкой пороха и оружия, перебои в снабжении продовольствием, невыплата жалованья. Терские воеводы неоднократно сообщали в Москву о том, что «терские... атаманы и казаки волные в провожатых с послы, не взяв твоего государева жалованья денежного и хлебного, и зелья, и свинцу, в поход не ходят» (3, 350). Механизм поощрения государством вольного казачества на Тереке «за службу» постепенно совершенствуется и в документах второй четверти ХVII в. уже упоминается о постоянном жаловании тер-ско-гребенскому казачеству.

В конце ХVII - начале XVIII вв. правительство неоднократно переселяло терское казачество и реорганизовывало его войсковые структуры. Многократные административные преобразования являются, по мнению автора, одной из особенностей терского казачества по сравнению с другими казачьими общностями Юга России. Первоначально казачество на Тереке по отношению к российскому государству сохраняло суверенитет, характерными чертами которого являлись демократические институты власти и право самостоятельно решать вопросы внутреннего управления, суда и внешних связей. Письменные источники мало описывают внутренние процессы, происходившие в казачьем войске, но они содержат сведения, что у терско-гребенского казачества значительное время сохранялось относительное равенство. По словам

И.Д. Попко, «казачество стремилось осуществить в своей жизни, в своем обществе идеал гражданского равенства и безусловного самоуправления» (9, 290). Это было обусловлено рядом причин. Как отмечал Н.И. Никитин, «казаки не продержались бы долго без личной свободы, социального равенства, без широкого демократизма в решении общих дел и, вместе с тем, дисциплины и единоначалия во время военных действий» (8).

Все наиболее важные дела у терских и гребенских казаков решались на войсковом кругу - собрании казаков - воинов «всей реки». Войсковой круг распределял царское жалование, осуществлял судопроизводство, принимал постановления и правила, дозволения и запрещения, обязательные для каждого из членов войскового общества. На общем собрании казаков избирались на годичный срок войсковые должностные лица: войсковой атаман, которому принадлежала исполнительная власть в войске, войсковой есаул, войсковой хорунжий и войсковой писарь.

В отличие от других казачьих войск, терское казачество не имело единого центра - войсковой столицы с управленческой структурой. По-видимому ее роль выполняли те казачьи городки или станицы, чьи станичные атаманы становились во главе войска. Иногда казаки «со всех городков съезжались на круг в Терский город» (13).

Станичный круг и должностные лица имели те же атрибуты власти по отношению к своему городку (станице), что и войсковые должностные лица по отношению ко всему войску. «Если войсковой круг мог осудить и повесить или посадить в воду каждого войскового гражданина, какого бы он ни был городка, то станичный круг был вправе сделать то же с каждым из обывателей своего городка, не испрашивая разрешения войсковой власти» (9, 127). Другими словами, каждый городок и станица пользовались автономией в делах своего поселения. Хотя внутренние дела городков не выносились на рассмотрение войсковой власти, тем не менее эта власть была высшей инстанцией и ее

распоряжения «исполнялись беспрекословно» (1).

До начала ХVIII в. казачье войско было относительно независимым от власти российского государства самоуправляющимся сообществом и сотрудничало с Московским государством по мере своих интересов. Степень суверенности является важнейшей характеристикой правового статуса военно-политического образования. Показателем же меры суверенности является организация взаимодействия с этим образованием доминирующего в регионе государства (государств). Показательно, что взаимоотношения между терско-гребенским казачеством и российским государством на протяжении полутора столетий строились через Посольский приказ, как между равноправными субъектами. С народами северокавказского региона вольное казачество Терека самостоятельно устанавливало союзнические отношения. Соседство с оседлыми автохтонными этносами Северного Кавказа, у которых существовали собственные системы традиционного права, различные виды взаимодействия с ними (военные действия, торговые связи, брачные союзы и др.) во многом определяли специфику норм права, бытовавших у терских казаков.

Таким образом, на протяжении ХVI -начала XVIII в. терское казачество представляло собой автономное союзное Русскому государству военно-политическое образование. Статус казачьего войска включал корпоративные права, предусмотренные обычным правом или предоставленные в соответствии с российским законодательством, а также обязанности, регламентируемые теми же источниками. К правам терского казачества относились: право собственности на земли, приобретенные путем занятия пустующей территории, право на использование в пределах территории земельных, водных и лесных ресурсов, право на осуществление хозяйственной деятельности, право вести военные действия против представителей враждебных нехристианских народов, право на получение царского жалования, право записывать лиц неказачьего происхождения в казаки.

К основным обязанностям терских казаков относилось: следование предписаниям, содержащимся в нормах обычного права, защита от захватнических нападений, сопровождение и охрана посольств.

По мере расширения российской колонизации на Северном Кавказе терско-гребенские казаки все больше попадали в сферу влияния московских воевод и постепенно утрачивали свою самостоятельность. Российское правительство было заинтересовано в терско-гребенском казачестве, как значительной военной силе на Северном Кавказе. Оно все активнее вовлекалось в военные кампании и походы российского государства и использовалось в качестве гаранта российского влияния в регионе. Вместе с тем, и казачество нуждалось в помощи и поддержке российского государства, о чем свидетельствуют войсковые отписки, направляемые казаками в Москву, в которых сообщалось об усиливавшихся набегах на их городки северокавказских владетелей в связи с активизацией Османской Порты (5). С усилением влияния России на Северном Кавказе в 20-е годы ХVIII в. казачество начинает включаться в государственную военную структуру. В 1720 г. царская администрация ограничила вольности казачьих общин, подчинив войско Астраханскому губернатору (11), а в 1721 г. все казачьи войска передавались в подчинение Военной коллегии (12). Это событие изменило весь порядок отношений между российским правительством и казачеством Терека. С подчинением терско-гребенского казачества Военной коллегии заканчивается период вольной колонизации Предкавказья и начинается период превращения казаков в особое служилое сословие. Все мужское население считалось теперь бессрочно служащим. И если ранее власти обращались к терским казакам с просьбами о «вспоможении», а они «учиняли меж собой совет», то есть собирались на круг и решали, откликнуться ли им на призыв российского государства или нет, то с этого времени следовали царские указы, которые подлежали обязательному выполнению (7, 52).

На этом этапе, с начала и до конца XVIII в., постепенно определялись обязанности казаков и в то же время размеры постоянного жалования, которое государство выплачивало им за службу. По словам В.А. Потто, терские казаки «начинают жить общею жизнию с государством, принимающим на себя заботы об их материальных и нравственных нуждах» (10, 57).

Таким образом, изменения правового статуса терского казачества не были следствием лишь только силового подчинения данного военно-политического образования российским государством. Эти изменения определялись в конечном итоге интересами терского казачества как социальной общности, их совпадением с интересами России в регионе. Высокая степень разнородности и территориальной разобщенности терского казачества, постоянное военное противостояние с различными противниками требовали такого изменения правового статуса, которое трансформировало бы военно-политическое образование в сословную группу в составе Российской империи. Этот процесс был в целом завершен в XVIII веке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов О.В. Казачьи войска Российской империи. - М., 1995. - С. 154.

2. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. - Вып. 1. 1578 - 1613 гг. -М., 1889.

3. Герцен А.И. Соч. Т. 7. - М., 1958. - С. 66.

4. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI - начало ХХ в.) / Историко-этно-графические очерки. -М., 1974. - С. 188.

5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б.Б. Пиотровского. - М., 1988. - С. 407 -410.

6. Кабардино-русские отношения в XVI - XVIII вв. Т.1. -М, 1957. - С. 69.

7. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. -СПб., 1996.

8. Никитин Н.И. О происхождении, структуре и социальной природе сообществ русских казаков XVI - середины XVII века // История СССР. - 1986. - № 4. - С. 176.

9. Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. - Нальчик, 2001.

10. Потто В.А. Два века терского казачества (1577 - 1801) / Репринтное издание. - Став-

рополь, 1991.

11. ПСЗ. Т. VI. - № 3694.

12. ПСЗ. - Т. VI. - № 3750.

13. РГАДА. Ф. 115. 1640 г. Д. 1. Л. 216 - 217.

14. РГАДА. Ф. 115. 1646 г. Д. 1. Л. 262.

Об авторе

Савченко Марина Станиславовна, кандидат юридических наук, доцент Краснодарского уни-

верситета МВД России (Краснодар), подполковник милиции. Сфера научных интересов - исследование правового статуса казачьих войск Юга России. Участник международных конференций и симпозиумов в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.