4. Определена структура представлений о взаимоотноше- 5. Разработан надежный инструмент оценки структуры
ниях врача и больного в процессе выявления обратной связи представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной». субъектов коммуникации друг о друге.
Библиографический список
1. Касаткин, С.Ф. Техника обратной связи. - М., 2002.
2. Каерова, Е.В. Формирование компетенции в установлении обратной связи у будущих бакалавров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -
Владивосток, 2012.
3. Петровская, Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981.
4. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999.
5. Похилько, В.И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности / В.И. Похилько, Е.О. Федотова // Вопросы
психологии. - 1984. - № 3.
6. Шкуратова, И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений: пособ. по спецкурсу. - Ростов-на-Дону, 1998.
7. Келли, Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб., 2000.
8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2002.
9. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М., 1987.
Bibliography
1. Kasatkin, S.F. Tekhnika obratnoyj svyazi. - M., 2002.
2. Kaerova, E.V. Formirovanie kompetencii v ustanovlenii obratnoyj svyazi u buduthikh bakalavrov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Vladivostok,
2012.
3. Petrovskaya, L.A. Obratnaya svyazj kak fenomen socialjno-perceptivnihkh processov v gruppe // Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe / pod red. G.M. Andreevoyj, A.I. Doncova. - M., 1981.
4. Artemjeva, E.Yu. Osnovih psikhologii subjhektivnoyj semantiki. - M., 1999.
5. Pokhiljko, V.I. Tekhnika repertuarnihkh reshetok v ehksperimentaljnoyj psikhologii lichnosti / V.I. Pokhiljko, E.O. Fedotova // Voprosih psikhologii.
- 1984. - № 3.
6. Shkuratova, I.P. Rukovodstvo po primeneniyu repertuarnogo testa Dzh. Kelli dlya diagnostiki mezhlichnostnihkh otnosheniyj: posob. po speckursu. - Rostov-na-Donu, 1998.
7. Kelli, Dzh. Teoriya lichnosti. Psikhologiya lichnihkh konstruktov. - SPb., 2000.
8. Sidorenko, E.V. Metodih matematicheskoyj obrabotki v psikhologii. - SPb., 2002.
9. Fransella, F. Novihyj metod issledovaniya lichnosti / F. Fransella, D. Bannister. - M., 1987.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 372.8:82
Firsova N.S. FORMATION OF FIFTH GRADERS' COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN LITERATURE CLASSES WHEN STUDING SHORT STORY. This article is devoted to an actual problem of competence-based approach in training in literature of school students on the example of reading and perception of the story of YP Kazakov «Arktur - of a hound a dog».
Key words: federal state educational standard, cognitive universal educational actions; educational process; short story; activity, pedagogical techniques.
Н.С. Фирсова, аспирант каф. русской литературы XX-XXI веков и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА
Данная статья посвящена актуальной проблеме компетентностного подхода в обучении литературе школьников на примере чтения и восприятия рассказа Ю.П. Казакова «Арктур - гончий пёс».
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, познавательные универсальные учебные действия, учебный процесс, рассказ, деятельность, педагогические техники.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г., ценностно-смысловым приоритетом деятельности средних общеобразовательных учреждений становится формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся.
Под универсальными учебными действиями современная педагогическая наука подразумевает «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 3]. В этом смысле, основой всестороннего развития личности становится познание, благодаря которому формируется умение управлять мыслительными процессами, овладевать различными способами и стратегиями обучения, развивать произвольные формы памяти, внимания и рефлексии.
Данные аспекты в совокупности представляют собой своеобразный фундамент для формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников. Опираясь на основные положения федерального государственного образовательного стандарта [1], под познавательными универсальными учебными действиями мы понимаем систему способов познания окружающего мира посредством осуществления поиска, анализа, систематизации и последующего использования полученной информации.
В образовательных программах по литературе для пятого класса центральное место отводится изучению рассказов, что обусловлено психолого-возрастными особенностями учащихся. Подростковый возраст в этом смысле интересен качественным переходом от наглядно-образного и начальных форм словеснологического мышления школьников к гипотетико-дедуктивному мышлению, в основе которого находятся обобщение и абстрактность. Кроме того, развиваются аналитические и рефлексивные умения учащихся.
Речь у пятиклассников становится контролируемой и управляемой, объём памяти увеличивается, появляется избирательность и точность. Внимание начинает характеризоваться устойчивостью и интенсивностью, восприятие - целенаправленностью и избирательностью.
В этой связи учителю следует уделить внимание созданию условий для формирования у школьников дивергентного мышления, интегрирующего в себе способности к прогнозированию, оперированию терминологией, построению и проверке гипотез.
При изучении рассказов, согласно требованиям примерных программ по литературе [2], пятиклассники должны научиться выявлять признаки эпических жанров, различать характерные для изображаемой эпохи темы, проблемы, идеи и образы, делать выводы об особенностях художественного мира произведения, обозначать авторскую позицию.
При изучении произведений малых эпических жанров нам представляется важным использование педагогических техник, которые составляют инструментальную сторону педагогической технологии. В своей работе мы опираемся на определение, предлагаемое в 30е годы XX века педагогической энциклопедией: «педагогическая техника - совокупность приёмов и средств, направленных на чёткую и эффективную организацию учебных занятий» [3, с. 21]. Подобный подход позволяет рассматривать педагогические техники в качестве системы, обеспечивающей повышение эффективности учебно-познавательной деятельности.
Предлагаем рассмотреть процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у пятиклассников в контексте использования педагогических техник на примере изучения произведения Ю.П. Казакова «Арктур - гончий пёс».
Рабочей программой по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы под редакцией В.Ф. Чертова, на изучение творчества Ю.П. Казакова предусмотрено два часа, данный урок является в системе вторым. На первом уроке учащиеся знакомились с биографическими сведениями о жизни и творчестве писателя на основе материалов учебника и дополнительных источников, читали рассказ, беседовали по вопросам и выполняли предлагаемые задания. Особое внимание уделялось рассмотрению терминов «образ рассказчика», «образ автора».
Второй урок посвящён рассмотрению образа Арктура и включает четыре этапа работы, соответствующие этапам восприятия художественного произведения. Так, например, на этапе подготовки к первичному восприятию текста происходит погружение в деятельность, в процессе первичного восприятия -организация деятельности, во время вторичного восприятия -осуществление деятельности, четвёртый этап предполагает осуществление рефлексии.
На первом этапе урока учителем создаются условия для возникновения проблемной ситуации, актуализирующей формирование познавательных общеучебных действий. Второй этап характеризуется становлением познавательных универсальных общеучебных, а также логических действий анализа. На третьем этапе урока у учащихся развиваются логические действия синтеза. Заключительный этап урока способствует формированию познавательных общеучебных действий.
Урок начинается с проверки домашнего задания посредством использования педагогической техники «история». Учитель предлагает вниманию учеников карточки с вопросами и цитатами из рассказа Ю.П. Казакова «Арктур - гончий пёс», на которые следует ответить:
1. «Однажды в доме появился ещё один обитатель». Как это произошло?
2. «О прошлом Арктура можно только догадываться». Почему?
В течение двух минут школьники работают в парах, обсуждают задания и придумывают свои вопросы. Они выстраивают последовательность изображаемых событий в произведении и выводят причинно-следственные связи. Использование этой техники способствует формированию познавательных общеучебных действий работы с информацией, построения устных и письменных высказываний, а также логических универсальных учебных действий.
Субъективный читательский опыт и степень его выраженности, столь значимые на этапе подготовки к первичному восприятию произведения, зависят не только от особенностей конкретного текста, но и от яркости переживания образов, актуализация которых, на наш взгляд, обеспечивается в результате применения техники «вершина». Учитель раздаёт учащимся блан-
ки, где изображена скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой») к вершине («идеальный»). Точкой следует отметить место, на котором, по мнению учеников, находится герой рассказа. Ребята выполняют задание и на время откладывают работы, чтобы вновь обратиться к ним в конце урока. Это вызывает интерес у школьников, так как позволяет обнаружить разницу в восприятии текста на различных этапах изучения, а также формировать познавательные общеучебные универсальные действия.
На следующем этапе урока учитель задаёт ученикам вопрос: «Откуда появилось имя Арктур? И почему в финале рассказчик говорит о том, что «никакая собака не была так достойна громкого имени», как Арктур?»
Педагогом предоставляются кубики, на каждой грани которых обозначены подсказки, их следует использовать в своём ответе:
1. Опиши это...
2. Сравни это.
3. Дай ассоциацию высказыванию.
4. Проанализируй ...
5. Приведи аргументы за или против.
6. Сделай свой вывод.
Учащиеся работают в парах: в течение минуты размышляют над заданием, затем попеременно высказываются. Данная техника способствует развитию способности ученика рассматривать авторскую позицию с разных ракурсов и формированию познавательных общеучебных, логических и коммуникативных универсальных действий.
На этапе первичного восприятия произведения пятиклассники овладевают познавательными общеучебными действиями структурирования знаний, работы с информацией, смыслового чтения. Кроме того, формируются и познавательные логические действия сравнения, сериации, классификации и анализа.
Этап вторичного восприятия текста важен для воссоздания у учащихся целостной картины мира художественного произведения. В этой связи учителем на интерактивной доске выводится проблемный вопрос, содержащий в себе противоречивую информацию: «Что руководило Арктуром: талант, прокладывающий себе путь к цели или безрассудство, ведущее к погибели?».
Педагог знакомит учащихся с правилами конструктивного взаимодействия: к доске с помощью магнитов прикрепляется круг, в центре которого написано «работа в команде», а вокруг него в форме лучиков располагаются условия. Ребята узнают о том, что следует быть доброжелательными, вежливыми и внимательными к собеседнику, запрещается спорить, критиковать предлагаемые идеи, говорить в параллель.
Учитель помогает организовать работу, разделив класс на две группы. Первая из них «генераторы идей» в течение трёх минут предлагает варианты решения обсуждаемой проблемы. Один из участников, выполняющий функции секретаря, записывает поступившие предложения. Вторая группа «аналитики» получает от другой списки и выбирает оригинальные идеи, которые озвучиваются. После проведения первого круга организуется второй, где группы меняются своими функциями. Сотрудничая друг с другом, учащиеся становятся более самостоятельными, инициативными, толерантными, у них повышается мотивация к познавательной деятельности, качественно улучшается результативность учебного процесса.
Часть детей недоумевает относительно «небезопасной» на их взгляд модели поведения слепой собаки. Другие утверждают, что раскрытие охотничьей сущности Арктура произошло, благодаря обнаружению дара гончей собаки, которая не нуждается в зрении, поскольку имеет уникальное чутьё.
Существенное место при изучении художественного текста отводится рассмотрению композиции, посредством применения техники «Попс», включающей в себя ряд структурных элементов: позиция, объяснение, пример, следствие. Учитель задаёт вопрос ученикам: «Случайно ли, что этот грустно заканчивающийся рассказ начинается и завершается описанием весны и прилётом лебедей?». И предлагает ответить на него, используя опорные фразы:
1. Я считаю, что.
2. Потому что.
3. Я могу это доказать на примере.
4. Исходя из этого, я делаю вывод о том, что.
Эффективность выполнения задания зависит от понимания учащимися символики данных птиц, поэтому целесообразно применить технику «ромб ассоциаций», призванную актуализировать субъективный опыт учащихся: посередине тетрадного листа чертится ромб, внутри которого записывается слово «лебедь». Слева фиксируются фразы, слова, словосочетания из текста, справа - чувства, образы, ассоциации, возникающие при чтении и пропущенные сквозь призму своего «Я».
Учащиеся сходятся в интерпретации образа лебедя, символизирующего чистоту, возрождение и гордое одиночество. Всё это соотносится с мыслью о цикличности бытия, позволяющей ученикам осознать, что «ничто не вечно в этом мире, даже горе. А жизнь не останавливается. Нет, никогда не останавливается жизнь» [4, с. 255].
Данный этап урока способствует формированию у учащихся познавательных универсальных действий учебных действий постановки и решения проблемы, способности кратко и всесторонне выражать собственное мнение.
На заключительном этапе школьникам следует вновь вернуться к проблеме осознания роли Арктура в произведении, посредством применения техники «вершина». Ребята ручкой другого цвета отмечают место, которое, по их мнению, занимает главный герой по выше обозначенной шкале, после чего сдают свои работы учителю.
Рефлексия урока проводится с помощью техники «Продолжи фразу», способствующей приобретению учащимися навыков критического мышления, благодаря осмыслению результатов собственной деятельности:
- Мне было интересно.
- Я разобрался с.
- Я понял, что.
- Мне было трудно.
- Я хочу узнать.
Библиографический список
Домашнее задание предлагается с учётом трёх уровней, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся. Так, например, создание паспорта Арктура с подробной характеристикой и портретом посильно любому ученику. Составление кроссворда «Образы животных в мировой литературе» предлагается тем школьникам, которые стремятся к хорошей отметке. Третий уровень представлен в виде творческого задания, написания рассказа для сборника «Животные-герои».
Таким образом, на уроке литературы при изучении рассказа могут быть реализованы все виды познавательных универсальных учебных действий: на этапе подготовки к первичному восприятию произведения - познавательные общеучебные действия поиска и выделения необходимой информации, смыслового чтения, построения устных и письменных высказываний; первичное восприятие художественного текста характеризуется становлением познавательных общеучебных действий работы с информацией, создания алгоритмов деятельности, выбора эффективных способов решения, действий постановки и решения проблемы, а также логических действий сравнения, сериа-ции, классификации и анализа. На этапе вторичного восприятия произведения формируются познавательные логические действия синтеза, установления причинно-следственных связей, построения логической цепи и знаково-символические моделирования. Этап рефлексии знаменателен для развития познавательных общеучебных действий контроля и оценки.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы способствует развитию мыслительных процессов учащихся, их способности самостоятельно работать с новой информацией, понимать проблему, цели и задачи, планировать и осуществлять интеллектуальную работу, конструктивно работать в команде. Предлагаемая методика позволяет повысить эффективность учебно-познавательного процесса и обеспечивает реализацию ключевой компетенции «умения учиться».
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011.
2. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы: проект. - М., 2010.
3. Педагогическая техника: ремесло или искусство [Э/р]. - Р/д: http:// didaktor.ru/ pedagogicheskaya-texnika-remeslo-ili-iskusstvo.
4. Литература. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе: в 2 ч. / под ред. В. Ф. Чертова. - М., 2012.
- Ч. 2.
Bibliography
1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya. - M., 2011.
2. Primernihe programmih po uchebnihm predmetam. Literatura 5-9 klassih: proekt. - M., 2010.
3. Pedagogicheskaya tekhnika: remeslo ili iskusstvo [Eh/r]. - R/d: http:// didaktor.ru/ pedagogicheskaya-texnika-remeslo-ili-iskusstvo.
4. Literatura. 5 klass: uchebnik dlya obtheobrazovat. uchrezhdeniyj s pril. na ehlektron. Nositele: v 2 ch. / pod red. V. F. Chertova. - M., 2012. - Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 16.07.13
УДК 37.013
Bashirova S.A. SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN - ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY. This article discusses the social problems of education of children - orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans - the boys and girls of school age.
Key words: orphaned children, education, social education, boarding, children's home, social orphans.
С.А. Баширова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, зам. декана факультета информатики
филиала Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты - мальчики и девочки школьного возраста.
Ключевые слова: дети-сироты, воспитание, социальное воспитание, интернат, детский дом, социальные сироты.
На протяжении веков дети считались и считаются главным питания является полное, свободное и гармоничное развитие достоянием любого общества. Их воспитанию уделяется осо- внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, бое внимание как семьи, школы, так и государства. Целью вос- формирование личности свободной от конформизма и эгоцент-