Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении
ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
Иванова Ангелина Валерьевна (ivlina2005@yandex.ru)
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
В данной работе рассматривается проблема формирования познавательного интереса младших школьников при изучении информатики.
The problem of the cognitive younger students’ interest in the study of informatics is considered in this paper.
В педагогических исследованиях большое внимание уделяется формированию познавательного интереса школьников. Данной проблеме посвящены труды многих психологов и педагогов (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, В. В. Репкин, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.). Еще Я. А. Коменский отмечал: «Всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими предметами, методом обучения и властями». Н. Г. Морозова [1] считает, что подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, который направлен на процесс получения знаний и его результаты. Он развивает и повышает качество мыслительной деятельности, влияет на общее развитие учащихся, благоприятствует формированию способностей, воспитывает творческий подход к различным видам деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. По мнению Г. И. Щукиной [2], познавательный интерес - это интегральное образование личности. Он имеет сложнейшую структуру, состоящую как из отдельных психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных, мнемических, так и из объективных и субъективных связей человека с миром, выраженных в отношениях. При этом формируется и развивается он в деятельности.
Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала. Его развитие во многом зависит от мастерства учителя, от его профессиональной подготовленности. Методические приемы, возбуждающие интерес и активную познавательную деятельность, в соответствии со спецификой предмета, являются особыми, но вместе с тем, есть и общие педагогические условия. Формированию познавательных интересов способствуют такие группы условий, как содержание обучения, процесс образовательной деятельности учащихся и отношения, складывающиеся в учебном процессе между его участниками. Особая роль в формировании познавательного интереса отводится начальной школе. По утверждению
В. В. Давыдова [3], именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развиваются произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия. Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. У первоклассника сначала формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, затем к получаемому результату, только после этого - к его сдержанию, возникает потребность приобретать знания. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Известно, что уже в младшем школьном возрасте выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются познавательные стремления. Кроме того, интересы учеников начальной школы характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. В этом большая роль отводится использованию компьютерных средств обучения.
Для решения проблемы формирования познавательного интереса младших школьников был разработан электронный образовательный ресурс для изучения информатики [4], апробация которого с 2004 по 2010 гг. проводилась в следующих общеобразовательных школах: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Медведево» Республики Марий Эл, МОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 1» Республики Марий Эл, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Йошкар-Олы», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы», МОУ «Гимназия им. Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы».
Результаты проведенной экспериментальной работы с учащимися позволяют утверждать, что использование электронного образовательного ресурса для изучения информатики в начальной школе способствует формированию познавательного интереса к предмету, логического мышления учеников, повышению эффективности усвоения учебного материала, созданию возможностей для индивидуализации обучения и самообучения, интерактивному взаимодействию; является средством оказания методической помощи учителю.
Литература
1. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
2. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. -288 с.
4. Попов Н. И., Иванова А. В. Электронный курс для изучения информатики в начальной школе // Начальная школа. -2010. - № 2. - С. 39.