Научная статья на тему 'Формирование потенциального словаря у курсантов выработка навыков самостоятельной семантизации'

Формирование потенциального словаря у курсантов выработка навыков самостоятельной семантизации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ / ПРОИЗВОДНЫЕ ОПОРЫ / ПРИЕМЫ СЕМАНТИЗАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ / POTENTIAL VOCABULARY / DERIVATIVE SUPPORT / METHODS OF SEMANTIZATION / FORMATION OF SKILLS OF INDEPENDENT SEMANTIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копрева Лариса Геннадьевна

В данной статье рассматривается вопрос формирования потенциального словаря у курсантов. В рамках проблемы были затронуты следующие вопросы: производные опоры, приемы семантизации; пути формирования навыков самостоятельной семантизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POTENTIAL VOCABULARY OF CADETS FORMATION OF SKILLS OF INDEPENDENT SEMANTIZATION

This article deals with the question of formation of potential vocabulary of cadets. The following questions were touched within the problem: derivative support, methods of semantization; ways of formation of skills of independent semantization.

Текст научной работы на тему «Формирование потенциального словаря у курсантов выработка навыков самостоятельной семантизации»

УДК 81'23 Копрева Лариса Геннадьевна

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков

Военного учебно-научного центра ВВС

Военно-воздушной академии

им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

(филиал в Краснодаре)

koprevalarisa@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СЛОВАРЯ У КУРСАНТОВ -ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ

Kopreva Larisa Gennadievna

PhD in Philology, associate professor of the chair of foreign languages, Military Training Research Center of Air Force Academy (Krasnodar affiliate) koprevalarisa@mail.ru

FORMATION OF POTENTIAL VOCABULARY OF CADETS -FORMATION OF SKILLS OF INDEPENDENT SEMANTIZATION

Аннотация:

В данной статье рассматривается вопрос формирования потенциального словаря у курсантов. В рамках проблемы были затронуты следующие вопросы: производные опоры, приемы семантизации; пути формирования навыков самостоятельной семантиза-ции.

Ключевые слова:

потенциальный словарь, производные опоры, приемы семантизации; формирование навыков самостоятельной семантизации.

The summary:

This article deals with the question of formation of potential vocabulary of cadets. The following questions were touched within the problem: derivative support, methods of semantization; ways of formation of skills of independent semantization.

Keywords:

potential vocabulary, derivative support, methods of semantization; formation of skills of independent semantization.

При работе над текстами курсанты часто встречают слова, которые они могут понять без словаря, если у них сформированы навыки самостоятельной семантизации. Такие слова принадлежат к потенциальному словарю (ПС) курсанта, в который входят аффиксальные производные, сложные и многозначные слова, конвертированные образования и слова одного корня, ранее не встречавшиеся, но возможные при знании основных продуктивных словообразовательных моделей языка [1, с. 94]. Отсюда следует, чтобы принадлежать к потенциальному словарю обучаемых, слово должно быть:

- производным;

- образованным от знакомой основы и связанным с ней по корню и смыслу;

- образованным знакомым способом.

Раскрытие лексического значения единицы ПС может осуществляться либо на основе выводимости, либо по догадке. «Выводимость - это правило сообразное выведению значения слова в опоре на подсказки, заложенные в нем самом, и на контекст, когда таких подсказок недостаточно» [1, с. 94].

В суффиксальных производных опорами служат:

а) знакомое значение производящей основы;

б) значение суффикса;

в) часть речи производного.

При этом значение суффикса часто показывает, каким образом производное слово связано с исходной основой. У всех суффиксальных производных, принадлежащих к одной словообразовательной модели, имеется общая формула толкования лексического значения (семантическая схема или дефиниция слова). Так, существительные со значе-

- 5G -

нием лица имеют формулу «тот, кто + исходное слово», например: manufacturer - one who manufactures, designer - one who designs, record setters - one who sets a record, navigator -one who navigates.

При работе с суффиксальными моделями рекомендуется раскрывать лексическое значение производных с помощью семантических схем.

Курсантам предлагается образовать существительные с помощью суффиксов -er / -or от глагольных основ: to bomb, to train, to carry, to indicate, to observe, to spot, to airlift, to strike (используем таблицу):

Модель Значение по-английски Значение по-русски Возможные русские соответствия

|v + -ег / -or = n fighter One who fights Тот, кто занимается тем, что выражено основой 1) причастие настоящего времени; 2) существительные с суффиксами -тель, -ник, -щик и др.

При ознакомлении с моделью словообразования n + -ful = n преподаватель объясняет, что слова с суффиксом -ful обозначают наличие качества или свойства, а суффикс имеет значение полный: trustful - полный доверия, cheerful - полный радости (веселья), respectful - полный уважения.

Суффикс отрицательного значения -less употребляется для образования прилагательных со значением отсутствия качества или свойства, выраженного корневым словом

- именем существительным. По своему значению суффикс -less соответствует приставкам русского языка -без, не-: tactless (having no tact, without a tact), nameless, hairless, fatherless, childless.

Слова с суффиксом -able /- ible обозначают способность подвергаться действию, выраженному глаголом: transportable, usable, changeable, maneuverable, steerable, responsible.

Таким образом, для понимания слов необходимо знать значение суффикса, модель и часть речи производного.

Тренировка употребления производных слов проводится на уровне слова, словосочетания и на уровне предложения. Быстрому запоминанию модели способствует выполнение разных видов заданий.

1. Образуйте слова и догадайтесь об их значении:

Model 1: truth (правда) - truthful (правдивый)

Help, respect, care, thank, cheer.

Model 2: heart (сердце) - heartless (бессердечный)

Spine, care, truth.

2. Найдите эквиваленты.

3. Переведите словосочетания: respectful person, cheerful woman, recoilless rifles, reliable pilot, movable part, jettisonable fuel tanks, retractable landing gear.

4. Приведите свои примеры с последующим переводом.

5. Переведите предложения:

Modern aircraft have retractable landing gear.

Movable parts of the aircraft are the rudder, elevators, and ailerons.

It is desirable to have airplanes capable of operating from a runway of minimum length.

Recoilless rifles can be used to fight both armor and manpower.

Women are more helpful at home than men.

Поскольку в сложных словах внутрисловной опорой можно считать определенную смысловую структуру слова, тогда второе слово всегда является главным, первое служит

определением к нему. На этом основании значение многих сложных слов, образованных по модели n + n, может быть выведено по правилу левого определения: левое слово является определением к правому, главному по значению, например: non-stop flight - безостановочный полет, world record - мировой рекорд, combat mission - боевая задача, cargo plane - грузовой самолет, reconnaissance aircraft - разведывательный самолет.

В некоторых случаях для более точного понимания слова его следует перефразировать в соответствующее ему сочетание: spacecraft commander - командир космического корабля, а не космический командир, parachute jumps - прыжки с парашютом, а не парашютные прыжки.

Многозначные слова имеют иногда тесную смысловую связь с известным курсантам значением и регулярные соответствия в русском языке. Например, и в английском, и в русском языках совпадают некоторые значения многозначного слова component (составная часть, а не только компонент). Но поскольку значение многозначного слова проявляется только в контексте, принято говорить не о языковой, а о контекстуальной выводимости. The main component of the power plant is an engine. Coastal aviation is a component of the US Air Force.

В связи со сказанным, делаем вывод о том, что при раскрытии значения суффиксальных производных и сложных слов, имеющих достаточно внутрисловных опор, а также при семантизации значений многозначных слов, тесно связанных по смыслу, используются приемы, основанные на выводимости: толкование слова с помощью семантической дефиниции, опора на правило левого определения, контекстуальная выводимость. В тех случаях, когда опор внутри слова недостаточно, чтобы понять его значение, используется прием языковой или контекстуальной догадки.

Таким образом, для успешного усвоения приемов семантизации необходимо создавать определенную мотивацию, стимулирующую и направляющую эту деятельность. Действенным в системе мотивов является тот факт, что умение самостоятельно семантизировать не встречавшуюся ранее производную лексику помогает понимать тексты при чтении. Кроме того, сама работа со словообразовательным материалом стимулирует курсантов к исследованию возможностей языка.

Ссылки:

1. Побединская С.Е. Некоторые приемы формирования потенциального словаря учащихся при обучении английскому языку // ИЯШ. 1984. № 2.

References (transliterated):

1. Pobedinskaya S.Y. Nekotorye priemy formiro-vaniya potentsial'nogo slovarya uchashchihsya pri obuchenii angliiyskomu yazyku // IYASH. 1984. No. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.