Научная статья на тему 'Формирование положительной мотивации учащихся к изучению истории России XX века'

Формирование положительной мотивации учащихся к изучению истории России XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3076
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ПРИНЦИП ИНТЕРАКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельниченко О. О.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся старших классов при изучении истории России XX в. с помощью интерактивных технологий и является отражением диссертационного исследования. В статье представлены результаты проведенного автором педагогического эксперимента, в основу которого была положена разработанная автором модель уроков, основанная на принципе интерактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of motivation increase among senior pupils in studying Russian history of the 20th century by means of interactive technologies and represents the ideas of the thesis. The author presents the results of the pedagogic experiment based on the interactive model of lessons.

Текст научной работы на тему «Формирование положительной мотивации учащихся к изучению истории России XX века»

О. О. Мельниченко

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РОССИИ XX ВЕКА.

Работа представлена кафедрой методики обучения истории и обществознанию.

Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Л. К. Ермолаева

Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся старших классов при изучении истории России XX в. с помощью интерактивных технологий и является отражением диссертационного исследования. В статье представлены результаты проведенного автором педагогического эксперимента, в основу которого была положена разработанная автором модель уроков, основанная на принципе интерактивности.

The article is devoted to the problem of motivation increase among senior pupils in studying Russian history of the 20th century by means of interactive technologies and represents the ideas of the thesis. The author presents the results of the pedagogic experiment based on the interactive model of lessons.

Психологи и педагоги выделяют мотивацию как важнейшую составляющую процесса обучения. Мотивация понимается здесь как движущая сила поведения человека, детерминируемая потребностями, интересами, целями, идеалами и т. д.

Серьезные изменения в мотивационной сфере происходят в подростковом возрасте, это сопровождается снижением желания учиться, переориентацией общения с взрослых на ровесников, нежеланием быть ведомым и контролируемым, стремлением к самостоятельности, к деятельности. Методические исследования и анализ практики преподавания дают неутешительные результаты: учащиеся старших классов утрачивают интерес к истории России XX в. и желание изучать ее. Очевидно, что незнание россиянами истории своего Отечества имеет негативное значение для всего российского общества.

Цель статьи - раскрыть возможности интерактивной технологии в формирова-нии положительной мотивации учащихся к изучению истории России XX в.

Под интерактивными технологиями в нашей статье подразумевается совокупность форм педагогической деятельности,

психологической основой для которых служит теория деятельностного подхода, использующих личный опыт учащихся и построенных на взаимодействии всех учащихся с учебной средой, учителем и друг с другом. Интерактивные технологии сочетают в себе приемы и методы, используемые в различных педагогических системах обучения, а именно: проблемном, развивающем, игровом, совместном, личностно ориентированном.

Важным компонентом интерактивной технологии является учебная среда, которая «... играет роль не обстановки, а источника развития»1. Специально организованная учебная среда воздействует на эмоциональную сферу учащихся, на их органы чувств с помощью цвета, света, антуража, звука, видеоряда и др., что содействует возникновению определенного «настроя» на урок. В учебную среду включены также разнообразные источники знаний, среди которых как учебные, так и исторические источники. Причем в число исторических источников включены различные предметы, документы, фотографии, открытки, письма, в том числе и из личных семейных архивов учащихся. Такой подбор источни-

ков обеспечивает не только организацию взаимодействия учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и позволяет им в привычном и обыденном предмете открыть новые стороны, увидеть нечто неожиданное, интересное, важное для познания. Идеальной учебной средой может стать музейная экспозиция, в которой можно проводить уроки по истории России XX в. Однако для организации такого урока необходимо взаимодействие школы и музея, школьного и музейного педагогов.

Вторым важнейшим компонентом интерактивной технологии является самостоятельная деятельность ученика, что так актуально для повышения мотивации учения в подростковом возрасте2.

Учащийся сам открывает путь к познанию, и таким образом усвоение знаний становится результатом его деятельности. Педагог не столько дает готовые знания, сколько побуждает участников к самостоятельному поиску и проявлению инициативы, выполняя при этом функцию организации и управления процессом самостоятельной деятельности учащихся. При этом необходимо помнить, что отношения учителя с учениками должны строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, особенно в старших классах3. Одним из необходимых педагогических условий проведения интерактивного урока является установление демократического стиля общения с классом.

Важнейшим условием развития личности в подростковом возрасте является такой вид деятельности, как общение. Интерактивная деятельность базируется на позитивном общении в режиме диалога. Цель педагога - так организовать учебный процесс, чтобы как можно больше учащихся было бы вовлечено в диалог, а следовательно, и в сам процесс познания. Для этого устраиваются дискуссии, организуются ролевые и деловые игры, проводится исследовательская работа учащихся с различными источниками информации, используются элементы творческой работы. В этих

видах деятельности реализуется также потребность в социализации, принятии на себя определенных социальных ролей.

Интерактивные технологии активно используют личный социальный опыт учащихся , так как это значимо для подростков, они имеют потребность в том, чтобы учитывали их мнение и давали возможность проявить свои знания и способности. Принцип опоры на личный социальный опыт ученика «.автоматически стимулирует развитие внутренней и внешней мотивации познавательной деятельности учащихся»4.

Большую роль в формировании интереса к учению, а значит, и мотивации играет создание проблемной ситуации, которая активно используется при конструировании интерактивных уроков. Учащиеся, сталкиваясь с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний, убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Немаловажным для повышения мотивации учения подростка является то, чтобы цели и результаты обучения соответствовали его потребностям и были лично-стно значимы для него, подросток должен видеть связь получаемых знаний с реальной жизнью. Именно такая возможность предоставляется при изучении истории России XX в.

Автором была выдвинута гипотеза, согласно которой применение интерактивных технологий способствует повышению мотивации у учащихся подросткового воз -раста. С целью проверки гипотезы была разработана модель урока интерактивной технологии для учащихся старших классов.

Модель такого урока состоит из четырех блоков.

Первый - мотивационный блок, который пробуждает интерес к содержанию урока. Его содержание определяет учитель, исхо-

дя из темы и цели урока, а также учитывая уровень познавательного интереса и познавательных возможностей конкретных уча -щихся. Мотивационный блок может содержать проблемные задания, погружение в историческую эпоху, музыкально-литера-турную композицию и другие приемы, ориентированные на привлечение внимания и интереса подростков.

Второй блок - организационный, во время которого учащиеся делятся на группы, им разъясняются задания и дается регламент их выполнения, объясняются (или напоминаются) правила работы в группах.

Следующий блок - блок обучения, во время которого происходит приобретение новых знаний и умений. Здесь учитель выступает скорее как консультант и, опираясь на личный опыт учащихся и имеющиеся у них знания, способствует их самостоятельной работе с историческими источниками по приобретению новых знаний, а также содействует процессу взаимодействия учащихся друг с другом. Затем следует анализ полученной информации и решение проблемных заданий, поставленных в начале урока. Происходит это в виде мозгового штурма, дискуссии, эвристической беседы, ролевой игры или другого вида обмена учащимися собственными мнениями, высказываниями, оценками.

Последний блок - блок контроля. Поскольку высшим видом деятельности является деятельность преобразующая, здесь учитель организует проверку усвоенных знаний посредством их применения в новой ситуации. Предлагаются различные виды креативной деятельности: создание рисунков, плакатов, лозунгов, коллажей, макетов и т. д. Может быть организована ролевая или деловая игра, в которой учащиеся смогут творчески применить свои знания. Другим вариантом контроля может являться когнитивная деятельность учащихся, выраженная в виде заполнения подготовленных учителем таблиц, рабочих листов.

Завершается урок устным подведением итогов работы: самооценкой учеников,

оценками экспертов из числа учеников и учителя.

Автор статьи экспериментально проверил эффективность разработанной модели в формировании у учащихся познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории XX в.

Благодаря анализу учебных программ по истории России XX в. для 9-го и 11-го классов были определены темы уроков, на которых можно использовать интерактивные технологии, и разработаны экспериментальные уроки. При их разработке учитывался имеющийся у учащихся личный социальный опыт и знания, те источники информации, из которых подросток, помимо школы, может получать информацию. Такими источниками являются средства массовой информации (телевидение, радио, книги, газеты, Интернет), социокультурные заведения (музеи, театры) и социальная среда, окружение ребенка семья, знакомые, друзья ит. д.

Эксперимент состоял из двух этапов. Первый этап проходил в г. Санкт-Петербурге на базе Музея политической истории России (ГМПИР) в 2003-2005 гг., второй -в городах Гаджиево и Полярный Мурман -ской области на базе школ и Историкокраеведческого музея в 2006-2007 гг. В эксперименте участвовало 220 учащихся 9-х и 11-х классов школ № 266, 267, 269, а также 5 учителей и разработчик модели (в качестве школьного и музейного педагога).

В целях создания достоверной картины педагогического исследования были отобраны как сильные, так и менее успешные классы, а также контрольные классы. В результате полученных данных был произведен отбор содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, соответствующих психологическим и интеллектуальным возможностям каждого конкретно класса и принципам интерактивного обучения.

Дважды, в начале и конце педагогического эксперимента, с помощью анкетирования, наблюдения и интервьюирования было проведено исследование мотивации

25 1

к изучению истории. Выяснялось, в чем учащиеся видят смысл изучения истории, какова потребность в изучении истории, какие эмоции испытывают учащиеся во время уроков истории, каково отношение к истории как к науке и как к учебному предмету, какой вид учебных заданий и какую форму проведения урока предпочитают учащиеся и учителя, выявлялось наличие интереса к изучению истории и его уровень.

В начале учебного года анкетирование на мотивацию дало следующие результаты: 35% учащихся не видели смысла в изучении истории, при этом из них 10% вообще не учили этот предмет, а 25% готовились к урокам лишь для того, чтобы получить положительную оценку (из них 12% стремились избежать наказания). 47% учащихся готовились к урокам по истории, считая ее неизбежной частью образования и желая получить хорошую оценку в аттестат, но при этом они относились к учебному предмету равнодушно. По мнению 18% учащихся, история - интересный и нужный предмет, который они посещали с удовольствием, радостью. Из этих учеников 5% указали, что история - предмет, связанный с их будущей профессией. Приблизительно такие же показатели были и в контрольных классах. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что у опрошенных подростков превалировал внешний мотив на поощрение и стремление избежать неприятностей.

В конце года, после внедрения экспериментальной модели, показатели изменились. 55% учащихся отметили историю как интересный и нужный предмет. Из них 35% учеников стали посещать его с удовольствием, радостью, 42% школьников указали, что история перестала быть для них теоретическим предметом, оторванным от жизни. 33% учащихся учили историю, считая ее неизбежной частью образования и желая получить хорошую оценку в аттестат. 12% учащихся не видели смысла в изучении истории, из них 5% по-прежнему не

готовились к урокам. В контрольных классах серьезных изменений отмечено не было. Анализ полученных данных свидетельствует о позитивных изменениях в отношении к учебному предмету. Повысился процент учеников, посещавших уроки истории с удовольствием, радостью. Многие ученики осознали социальную значимость истории, у них также исчезло чувство напряжения и скованности, учащиеся стали чувствовать себя комфортно. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренняя мотивация учащихся повысилась.

Автором статьи было также проведено исследование на предпочитаемые формы работы на уроке. В начале года выяснилось, что большинство учащихся предпочитают активные формы работы: участвовать в беседе с учителем и классом, искать информацию в дополнительных источниках, участвовать в исторических играх и инсценировках (56%). Однако выяснилось, что не все учителя готовы удовлетворить эту потребность учащихся. Исследование, проведенное в конце года, показало, что количество учащихся, предпочитающих активные формы, повысилось до 79%. С 44 до 21% снизился процент учеников, предпочитающих пассивные формы работы (слушать рассказ учителя, работать с учебником).

Проверка результатов педагогического эксперимента показала, что экспериментальные уроки вызывали больший познавательный интерес, познавательную активность у учащихся по сравнению с традиционными уроками истории. Сравнение начального и итогового анкетирования на познавательный интерес дало следующие результаты: положительный ответ на вопрос «Смотришь ли ты исторические фильмы?» в конце года дали на 30% больше учащихся, чем в начале года. Положительная динамика наблюдалась в ответах на вопросы: «Читаешь ли ты исторические книги?» (12%), «Смотришь ли ты телепередачи по истории?» (42%), «Обсуждаются ли исторические события у тебя в семье?» (15%), «Смотришь ли ты программы новостей?»

(45%), «Готовил ли ты доклады и рефераты по истории?» (65%), «Делаешь ли ты какие-либо другие пособия по истории?» (22%), «Интересовался ли ты историей своей семьи?» (75%).

У учащихся экспериментальных классов появилась личная заинтересованность в изучении истории, чаще стали проявляться положительные эмоции на уроках истории, у многих появилось желание выполнять более сложные, а также творческие задания. Кроме того, можно сделать вывод, что эффективность учебного процесса напрямую связана с тем, насколько высока

учебная мотивация. Сравнительная проверка качества знаний в экспериментальных классах до и после внедрения модели интерактивной технологии дала положительную динамику. Следовательно, применение уроков интерактивных технологий усиливает мотивацию учащихся к изучению истории, повышает познавательный интерес и ведет к более успешному усвоению учебного материала. Выяснилось также, что предложенную модель можно назвать универсальной, так как она эффективно реализуется как в школьной аудитории, так и в музее.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Выготский Л. С. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика. 1984. С. 395.

2 Маркова А. К. Психология обучения подростков. М.: Знание, 1975. С. 4.

3 Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 126.

4 Соболева О. Б. Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. СПб., 2004. С. 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.