УДК 330.163.2
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕДПРИЯТИЯ
Родионова Елена Викторовна
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Григорьевича Столетовых к.э.н., кафедры менеджмента e-mail: econom@mivlgu.ru
Аннотация. В статье раскрываются актуальные вопросы формирования положительного имиджа современного предприятия. Дается определение имиджа, рассматриваются его составляющие. Подчеркивается роль гуманистического подхода к управлению в формировании имиджа современного предприятия.
Ключевые слова: имидж, организационная культура, инновационный потенциал, философия организации, гуманистический подход.
Forming a positive image of the enterprise Rodionova Elena Viktorovna
Abstract. The article describes the current issues of forming a positive image of the modern enterprise. The definition of image is given, its components are considered. The role of the humanistic approach to management in shaping the image of the modern enterprise is highlighted.
Keywords: Image, organizational culture, innovation capacity, the philosophy of the organization, humanistic approach.
Функционируя в конкурентной среде, каждое предприятие обязательно должно заботиться о формировании имиджа, обеспечивающего в перспективе «свою» рыночную нишу, внимание со стороны клиентов, гарантированные
поставки, привлекательность для инвесторов и в конечном счете успешную деятельность.
В данном случае имидж - это целенаправленно сформированный образ предприятия, наделяющий предприятие индивидуальными чертами и придающий определенную значимость для окружающих. Имидж можно проще определить как основную причину побед и поражений предприятия в бизнесе, конкурентной борьбе, общественной жизни.
Понятие имиджа предложено американским экономистом К. Болдингом в 1961 г. Цель создания имиджа состоит не в обретении организацией известности, а в обеспечении положительного отношения к себе. Основой этого являются надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность.
В основе имиджа лежит организационная культура, которую можно определить как систему ценностей, в большей или меньшей степени разделяемых всеми членами организации.
На имидж влияют многие аспекты деятельности предприятия - от качества товаров и услуг до настроения работников. Каким будет имидж - высоким или низким, зависит от деятельности предприятия в целом: работы руководства и подразделений предприятия; сплоченности коллектива; утвердившихся на предприятии норм, стандартов, принципов; отношения работников к своему предприятию.
Имидж включает две составляющие - внешнюю и внутреннюю.
Внешняя составляющая имиджа характеризует, как предприятие воспринимается обществом. Она определяется качеством товаров и услуг, производимых предприятием, первым впечатлением, получаемым клиентами, связями предприятия со средствами массовой информации, акционерами и инвесторами.
Внутренняя составляющая имиджа определяется отношением работников к своему предприятию, существующей системой взаимоотношений, поощрения, продвижения и кадрового роста на предприятии. Основой внутреннего имиджа являются преданность работников своему предприятию и
внимание к потребителям. Внутренний имидж труднее поддается формированию и корректировке, но для репутации предприятия он более важен.
Имидж динамичен и может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации.
Информационное общество формирует новый имидж, новые представления об успехе. Приоритетом становится не наращивание объема выпуска и получение максимальной прибыли, а качество и экологичность продукции, творческий дух в коллективе, внедрение новейшей техники и технологий, реализация гуманистической концепции при управлении, эргономичность производства, развитие человеческого потенциала.
Гуманистический подход к управлению предполагает формирование производственной среды, препятствующей процессу отчуждения работника от результатов производства, что способствует восстановлению целостности производства и культуры, возвышению человека как самостоятельной творческой личности. Многие компании мира считают своим главным оружием в конкурентной борьбе развитие человеческих ресурсов и основные капиталовложения направляют не на технико-экономическое развитие, а на развитие “человеческих технологий”.
Современное производство требует от работника развития в наибольшей степени инновационного потенциала, который определяется уровнем интеллекта, креативными и познавательными способностями, системой ценностей и мотивацией.
Специальные исследования свидетельствуют о том, что каждый человек талантлив в той или иной мере, а использует он в различных формах деятельности всего лишь 8-10 % своего потенциала. Следовательно, процесс развития должен стать составной частью всего, что делается на предприятии, образом мышления и, что еще важнее, образом поведения работников, побуждающим к творчеству, инициативе, поиску инновационных идей и их реализации.
В современных условиях на каждом предприятии программа развития
инновационного потенциала работников представляет собой результат творчества руководителей и специалистов, является своеобразным ноу-хау и она органично включается в общую систему управления персоналом.
Свои слабые стороны многие руководители объясняют воздействием внешних и внутренних факторов, таких как нестабильность экономической ситуации в стране, недостатки в производственном процессе, отсутствие оборотных средств, недостаточно высокий уровень качества продукции, устаревшее оборудование, слабая работа службы маркетинга, и сосредоточивают свое внимание на этих направлениях. Однако за каждой из этих проблем стоят люди, работники предприятия. Именно люди делают работу, подают идеи, ограничивают или увеличивают силу и слабость предприятия.
Повышенная адаптивность к внешней среде, быстрая реакция на изменение спроса напрямую зависят от активности работников. Производство конкурентоспособной продукции возможно только в том случае, если работники хорошо знакомы с производственным оборудованием и технологическим процессом, владеют несколькими смежными специальностями или операциями и умеют быстро перейти на выпуск нового изделия, не допуская простоев и срывов. Высокая управляемость и подконтрольность зависят от социально-психологического климата в коллективе, от того, представляет ли он собой команду единомышленников, способных осознавать и реализовывать замыслы руководства. Степень информированности о состоянии внешней и внутренней среды предприятия зависит от того, насколько люди заинтересованы в получении информации, позитивно или негативно они настроены на ее восприятие.
Большой потенциал коллектива определяется наличием у работников творческого подхода к труду, сочетающего умение, инициативу и способность воплотить идею в дело.
Программа развития инновационного потенциала работников на предприятиях призвана обеспечить формирование инновационного климата в
коллективе, чтобы каждый работник чувствовал необходимость развития в профессиональном и личностном плане. Постепенно развивающийся инновационный потенциал работников сможет преодолеть технические и технологические ограничения в производстве товаров мирового уровня.
Для формирования имиджа как внутри, так и вне предприятия, большое значение имеет разработка делового кредо или философии организации -своеобразного документа, в котором сформулированы основные базисные ценности. В деловом кредо отражается следующее:
- миссия организации, то есть восприятие организацией себя и своего предназначения;
- главные направления деятельности или базовые цели;
- кодекс поведения.
Важно не только сформулировать деловое кредо, но и довести его до каждого работника, включить его в систему личной мотивации. Опыт ведущих японских фирм показывает, что на то, чтобы “заразить” работников деловым кредо обычно затрачивается около восьми месяцев при условии повседневной, методичной работы с персоналом. Однако результаты превосходят затраты. Формируется образ мышления членов организации, оказывающий огромное положительное влияние на повседневное поведение и отношение к своим служебным обязанностям и как следствие на качество товаров и услуг, уровень деловых контактов и в итоге на имидж организации.
Формирование имиджа - это не быстрый, а продуманный, хорошо организованный процесс, в котором задействованы все работники предприятия. Однако имидж мало создать - его необходимо поддерживать и сохранять длительное время, пока существует предприятие. Никогда нельзя жертвовать положительным имиджем ради краткосрочных прибыли и успехов.