Научная статья на тему 'Формирование политики по управлению дебиторской задолженностью'

Формирование политики по управлению дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1163
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ДЕБИТОРЫ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коба Е. Е.

В статье приводится механизм формирования дебиторской задолженности, формирования производственного цикла, рассматривается механизм принятия решений относительно оптимального инвестирования оборотного капитала в дебиторскую задолженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование политики по управлению дебиторской задолженностью»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Е.Е. Коба, кандидат экономических наук, доцент,

Королевский институт управления, экономики и социологии г. Королев Московской обл.

В статье приводится механизм формирования дебиторской задолженности, формирования производственного цикла, рассматривается механизм принятия решений относительно оптимального инвестирования оборотного капитала в дебиторскую задолженность.

Ключевые слова: денежные обязательства, дебиторы, задолженность.

Особое место в жизни современного общества занимают долговые денежные обязательства. По величине, разнообразию, частоте и сложности долговых обязательств доминируют хозяйствующие субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность: организации, предприятия, банки, инвестиционные и страховые компании, другие учреждения. Наличие долгов у них постоянно и вызвано не только отсутствием денежных средств к моменту платежа или их избытком, но и желанием часть своих средств отдать в долг, чтобы вернуть его с дополнительной прибылью. Долги предприятий стали частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью денежных расчетов, их составным элементом.

Дебиторская задолженность возникает из договоров между организацией, выступающей в роли кредитора, и другими юридическими и физическими лицами, выступающими в роли должников. В силу указанных договоров должники обязуются совершить в пользу организации-кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги. Дебиторская задолженность за юридическими и физическими лицами может быть принята к учету и в результате судебного решения. В денежной оценке она является составной частью оборотных активов организации. Организация-кредитор погашает дебиторскую задолженность по факту поступления денежных средств от должника, приемки работ, получения услуг или путем зачета взаимных требований.

Среди видов дебиторской задолженности наибольший объем составляет задолженность покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторская задолженность по расчетам с покупателями составляет 80—90%.

Отгружая товары, выполняя работы или оказывая услуги, хозяйствующий субъект, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода времени от момента отгрузки до момента поступления платежа средства образуют дебиторскую задолженность.

Значимость проблемы неплатежей для организаций объясняется необходимостью осуществления ряда обязательных платежей, не зависящих от финансового результата их деятельности (зарплата, коммунальные платежи, некоторые налоги). Таким образом, отсутствие своевременно поступивших платежей может поставить под угрозу нормальное функционирование организации-поставщика, поэтому важно иметь эффективную политику управления дебиторской задолженностью, направленную на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

Политика управления дебиторской задолженностью является составной частью общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, которая направлена на расширение объема реализации продукции и состоит в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Дебиторская задолженность, относимая к текущим активам, должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Производственно-коммерческий цикл (рис. 1) охватывает весь период времени, начиная с вложения денег для осуществления закупок, до взыскания дебиторской задолженности, возникшей в результате продажи продукции и услуг.

Управление дебиторской задолженностью предприятия предусматривает принятие управленческих решений относительно противоположных процессов: роста безнадежных долгов, с одной стороны, и увеличения объемов продаж, с другой. Фактически дебиторскую задолженность клиентов следует рассматривать как беспроцентный займ покупателям (заказчикам).

Денежные средства

Период

инкассирования:

Соглашение о

покупке

Дебиторская

задолженность

Покупка товаров и услуг

Продажа

Период - хранения или производства

Запасы

Рис. 1. Производственно-коммерческий цикл

Текущая оценка долговых обязательств — это их дисконтированная величина или текущая стоимость будущего платежа. Для краткосрочной дебиторской задолженности из-за короткого промежутка времени уровень дисконта незначителен, им можно пренебречь и учитывать долги по номинальной первоначальной стоимости. Для долговых обязательств с уплатой в срок, превышающий 12 месяцев, их текущую стоимость определяют с использованием формулы сложных процентов или путем дисконтирования первоначальной суммы.

Рыночная оценка долга учитывает влияние многих факторов и, в первую очередь, возможность его реального взыскания. Наиболее объективно она формируется при продаже или уступке права требования долговых обязательств.

Близка к рыночной экспертная оценка дебиторской и кредиторской задолженности. Ее осуществляют аудиторы и риелторы при оценке предприятия как хозяйственного комплекса или получении специального аудиторского задания, связанного с банкротством организации, а также для аналитических целей.

Правовую оценку долговых обязательств дает суд. Ее численное значение во многом зависит от документального подтверждения суммы долга и степени его доказательности. Согласно действующим нормативным положениям оценка дебиторской задолженности, подвергающейся аресту, производится исходя из ее рыночной стоимости на момент спроса. При этом необходимо учитывать финансовое состояние дебитора, наличие обеспечения по соответствующему обязательству и другие факторы, влияющие на рыночную цену долговых обязательств. В тех случаях, когда определить рыночную

стоимость дебиторской задолженности, подвергаемой аресту, не представляется возможным, лица, осуществляющие взыскание, производят ее оценку с учетом балансовой стоимости.

Предоставление покупателю отсрочки платежа — это предоставление ему товарного кредита, который является бесплатным для предприятия. Упущенную выгоду или убыток от предоставления такого кредита можно оценить по сумме банковского процента, надлежащего предприятию в случае своевременного расчета и вложения денежных средств в банковский депозит.

Вместе с тем при ослаблении условий расчетов возрастает количество потребителей, что свидетельствует об увеличении объемов продаж и прибылей. При предоставлении товарного (коммерческого) кредита клиенту увеличивается дебиторская задолженность и, соответственно, вероятность роста безнадежных долгов и дополнительных финансовых потерь на содержание в балансе расчетов с дебиторами или компенсации возрастающей дебиторской задолженности за счет привлеченного финансового капитала.

Стоимость дебиторской задолженности в соответствии с договором важна для бухгалтерии организации-кредитора (для последующего взыскания и отражения в балансе и других формах финансовой отчетности). Величина реальных к возврату долгов дебиторов интересует собственников предприятия, оценщиков его активов, аудиторов, финансовых аналитиков, специалистов инвестиционных и иных организаций.

Поскольку главным видом оценки долговых требований и обязательств была и остается их первоначальная величина, для аналитических целей она может быть скорректирована с учетом предусмотренного договором процента за просрочку платежа. Полученный результат часто называют реальной дебиторской задолженностью — реальной по величине предъявления, но, к сожалению, далеко не всегда реальной для взыскания.

Обесценение дебиторской задолженности происходит и за счет инфляции. Сумму долга с учетом инфляции можно определить, исходя из индекса изменения покупательной способности денег, представляющего собой отношение стоимости 1 руб. на начало и окончание срока просрочки платежа.

Если нужно определить текущую или будущую стоимость дебиторской задолженности более чем за один год, необходимо применить формулу сложных процентов. Существуют специальные расчетные таблицы накопленной стоимости одной денежной единицы за п лет или другие периоды времени, которые существенно облегчат расчеты наращенной суммы долговых обязательств.

Таким образом, при управлении дебиторской задолженностью необходимо обеспечить оптимальные размеры инвестиций оборотного капитала в дебиторскую задолженность организации.

Управление дебиторской задолженностью организации предлагается осуществлять по следующим направлениям: оптимизация инвестирования оборотного капитала в дебиторскую задолженность, определение условий товарного кредита и формирование стандартов кредитования. Функция контроля осуществляется с помощью оценки реального состояния расчетов с дебиторами.

Управление дебиторской задолженностью — проблема многоплановая, зависит от обшей маркетинговой стратегии организации, а соответственно и от того, какой объем реализации планирует получить предприятие. С учетом этого финансовый менеджер осуществляет оптимизацию задолженности по следующим направлениям:

• оптимизация инвестирования оборотного капитала в дебиторскую задолженность;

• определение условий товарного (коммерческого) кредита;

• формирование стандартов кредитования.

При принятии решений относительно оптимального инвестирования оборотного капитала в дебиторскую задолженность следует рассчитать чистую стоимость инвестиции в дебиторскую задолженность или действительную стоимость будущего денежного потока от покупателей за минусом начальной инвестиции по формуле:

ЧНС = (-1) * I + <1 * В,

где ЧНС — чистая начальная стоимость инвестиции в дебиторскую задолженность;

I — начальная инвестиция в дебиторскую задолженность;

<1 — ставка дисконта;

В — будущий денежный поток от покупателей с учетом прибылей от увеличения объема реализации.

При определении требований к выдаче коммерческого кредита клиентам устанавливают сроки и скидки по представленному покупателю кредиту. Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на разных иерархических уровнях рассматриваемой экономической системы:

• общие экономические условия в стране;

• отраслевые особенности организации;

• внешние факторы организации.

Проанализировав проводимые мероприятия по сокращению дебиторской задолженности в ряде организаций, мы предлагаем формирование политики управления

дебиторской задолженностью организацией (или его кредитной политикой по отношению к покупателям продукции) систематизировать по следующим основным этапам:

• анализ дебиторской задолженности организации в будущем периоде;

• формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям

продукции;

• определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарным (коммерческим) и потребительским кредитам;

• формирование системы кредитных условий;

• формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий пре-

доставления кредита;

• формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

• обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;

• создание эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.

УДК 91(084.3)/029:004.9

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

Е.А. Колупаева,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Географические информационные системы (синоним — геоинформационные системы (ГИС)) могут быть инструментом для управления бизнес информацией любого типа с точки зрения ее пространственного местоположения. ГИС используются бизнесом для решения задач демографического и маркетингового анализа и планирования, поддержки принятие решений при организации связи с клиентами и партнерами, доставки товаров и маршрутизации, а также выбора и анализа местоположений.

Ключевые слова: информационные системы, бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.