Научная статья на тему 'Формирование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде'

Формирование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОТНОШЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЗЮДОИСТЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / METHODS / ATTITUDE / SPORTS ACTIVITY / JUDOISTS / COMPETITION PERIOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Близневский Андрей Александрович, Шумилин Александр Петрович

В статье анализируются результаты изучения отношения дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности в соревновательном периоде. Приведена также методика формирования этого отношения и ее экспериментальное обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Близневский Андрей Александрович, Шумилин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judoists’ attitude to sports and its creation

The authors analyse the results of examining judoistsattitude to the training and competitions during competition period, suggest methods of creating this attitude and give its experimental grounds.

Текст научной работы на тему «Формирование отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде»

УДК 796.082

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЗЮДОИСТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Г. Д. Бабушкин, А. А. Близневский, А. П. Шумилин

В статье анализируются результаты изучения отношения дзюдоистов к тренировочной и соревновательной деятельности в соревновательном периоде. Приведена также методика формирования этого отношения и ее экспериментальное обоснование.

Ключевые слова: методика, отношение, спортивная деятельность, дзюдоисты, соревновательный период.

Важными составляющими достижения успеха в спортивной деятельности являются тренировки до и в ходе спортивных состязаний. Задачами нашего исследования является изучение характера отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде и разработка в ходе эксперимента методики формирования активно-действенного отношения спортсменов к спортивной деятельности. Для решения первой задачи проведено исследование характера отношения к занятиям спортом у дзюдоистов в возрасте от 12 до 14 лет. При этом изучались следующие его составляющие: направленность на тренировочную деятельность; направленность на соревновательную деятельность; мотивация достиже-

ния успеха; мотивация избегания неудачи; стремление к достижению высоких результатов. Изучалась также ориентация на удовлетворение духовных (самоутверждение) и материальных потребностей; на социальный быт; на пополнение специальных знаний; на отсутствие болевых ощущений; на накопление сведений о противнике; на отсутствие психогенных влияний. Тестирование проводилась до и после соревнования (табл. 1).

В течение соревновательного периода наблюдается усиление следующих составляющих отношения: направленность на тренировочную и соревновательную деятельность; избегание неудачи; стремление к достижению высоких результатов; ориентация на накопление сведений о противниках, отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний (в табл. 1 на это указывает знак «+»).

Интерес представляет динамика направленности на избегание неудачи: в течение соревновательного периода перед соревнованием наблюдается ее усиление, после соревнований — ослабление. Видимо, если в ходе соревнования молодые спортсмены не добиваются успеха, направленность избегания неудачи усиливается. Это предположение было подтверждено при анализе индивидуальных результатов отношения к занятиям спортом и результативности соревновательной деятельности дзюдоистов.

Таблица 1

Выраженность отношения к спортивной деятельности у дзюдоистов низкой квалификации (х ± у), баллы

Исследуемые показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование

1. Отношение к тренировке ■ 5,4 ± 0,4 ■ 5,5 ± 0,6 ■ 5,7 ± 0,6 +

Щ 5,8 ± 0,6 Щ 5,9 ± 0,6 1 6,2 ± 0,6 +

2. Отношение к соревнованию Щ 6,3 ± 0,5 Щ 7,2 ± 0,7 1 7,6 ± 0,8 +

Щ 5,9 ± 0,6 Щ 7,1 ± 0,7 1 7,5 ± 0,7 +

3. Ориентация на достижение успеха Щ 6,5 ± 0,6 Щ 5,9 ± 0,6 1 6,3 ± 0,62

Щ 6,8 ± 0,6 Щ 6,0 ± 0,6 1 6,4 ± 0,67

4. Ориентация на избегание неудачи Щ 4,3 ± 0,4 Щ 4,8 ± 0,5 1 4,8 ± 0,5 +

Щ 5,4 ± 0,5 Щ 5,2 ± 0,5 1 5,1 ± 0,5

5. Стремление к достижению высоких результатов 38,3 ± 3,3 41,2 ± 4,0 46,8 ± 4,1 +

39,4 ± 4,2 40,7 ± 5,1 49,5 ± 5,1 +

6. Ориентация на духовные потребности (К1) Щ 3,6 ± 0,3 Щ 3,7 ± 0,3 1 3,5 ± 0,3

Щ 3,8 ± 0,4 Щ 3,9 ± 0,4 1 3,6 ± 0,3

7.Ориентация на материальные потребности (К2) Щ 3,2 ± 0,28 Щ 3,1 ± 0,3 1 3,2 ± 0,3

Щ 3,1 ± 0,3 Щ 3,2 ± 0,3 1 3,1 ± 0,3

8. Ориентация на социальный быт (К3) Щ 3,8 ± 0,4 Щ 4,0 ± 0,4 1 4,2 ± 0,4 +

Щ 3,9 ± 0,4 Щ 4,2 ± 0,4 1 4,1 ± 0,4

9. Ориентация на пополнение специальных знаний (К4) Щ 2,3 ± 0,2 Щ 2,5 ± 0,24 1 2,8 ± 0,3 +

Щ 2,4 ± 0,2 Щ 2,7 ± 0,27 1 3,0 ± 0,3 +

10. Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К5) Щ 3,0 ± 0,3 Щ 3,4 ± 0,35 1 3,6 ± 0,4 +

3,6 ± 0,35 Щ 3,6 ± 0,38 1 3,8 ± 0,4

11. Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Щ 2,5 ± 0,3 Щ 2,8 ± 0,3 1 3,3 ± 0,3 +

Щ 2,8 ± 0,3 Щ 2,7 ± 0,24 1 3,5 ± 0,3 +

12. Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К7) Щ 2,7 ± 0,3 Щ 2,9 ± 0,3 1 3,2 ± 0,3 +

Ш 2,9 ± 0,3 Ш 3,0 ± 0,3 | 3,6 ± 0,3 +

Примечание. Верхний ряд чисел — значения отношения до соревнования; нижний ряд чисел — значения после соревнования; знак «+» означает усиление отношения, знак «-» означает ослабление отношения. Полужирным шрифтом выщелены! достоверные различия.

Рассмотрим проявление отношения к занятиям спортом у дзюдоистов до соревнования и после соревнования. В ряде случаев можно наблюдать усиление некоторых показателей отношения после соревнования (в табл. 1 они выделены полужиром).

В соревновательном периоде происходит усиление направленности на тренировочный процесс, соревновательную деятельность, на достижение успеха, стремление к достижению высоких результатов. Этот факт объясняется успешным выступлением юных дзюдоистов на соревнованиях (заняли призовые места). При этом отмечается также усиление ориентации на отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний, имеющих место на соревнованиях.

При анализе среднегрупповых результатов можно отметить, что участие спортсменов в соревнованиях не вызывает у них существенных изменений в отношении к спортивной деятельности: у одних может усиливаться, у других ослабляться, в среднем остается без изменений. В этой связи необходим анализ индивидуальных проявлений отношения.

Для проверки этого предположения нами был проведен анализ индивидуальных проявлений отношения к спортивной деятельности дзюдоистов. Все наблюдаемые дзюдоисты были разделены на две группы: в первую группу (6 человек) вошли спортсмены, у которых наблюдалось усиление показателей отношения, во вторую группу (4 человека) вошли спортсмены, у которых выявлено ослабление показателей отношения к спортивной деятельности в соревновательном периоде. Анализ индивидуальных характеристик отношения к спортивной деятельности подтвердил наше предположение и показал следующее. Усиление составляющих отношения к спортивной деятельности в течение соревновательного периода (тренировочной, соревновательной, стремление к достижению высоких результатов) наблюдалось у дзюдоистов, завоевывающих призовые места на соревнованиях. У остальных дзюдоистов наблюдалось ослабление составляющих отношения.

При обосновании методики управления формированием отношения дзюдоистов к спортивной деятельности мы исходили из результатов собственного исследования и положений теорий мотивации и деятельности1. При выборе направлений для формирования отношения у дзюдоистов к спортивной деятельности мы опирались на известные в теории физического воспитания и спортивной психологии положения, а также на полученные нами результаты: 1) межличностные отношения в спортивной команде влияют на укрепление и сохранение отношения к занятиям спортом; 2) на этапе начальной спортивной специализации в структуре спортивной мотивации дзюдоистов значимым становится результативная мотивация с направленностью на достижение успеха в деятельности; 3) самооценка спортсмена влияет на постановку целей и мотивацию достижения; 4) благоприятное педагогическое сотрудничество тренера и спортсмена оказывает положительное влияние на формирование и сохранение отношения юных спортсменов к занятиям спортом; 5) положительные эмоции воздействуют на протекание деятельности человека.

Основные направления в управлении отношением к спортивной деятельности юных дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации в соревновательном периоде сводятся к следующему:

Анализ результативности соревновательной деятельности дзюдоистов и объяснение ее проявлением усилий на тренировках и соревнованиях проводился с помощью мотивационного тренинга «причинных схем».

Развитие у дзюдоистов результативности (как качества личности).

Формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей с использованием «тренинга личностной причинности» 2

Оптимизация отношения к тренировочной и соревновательной деятельности. Мы считаем необходимым формирование у спортсмена положительного отношения к тренировочной и соревновательной деятельности, заключающегося в преобладании такого отношения к соревновательной деятельности.

Обеспечение положительного эмоционального фона на занятиях достигается путем: создания условий для занятий; управления общением с занимающимися; использования игрового и соревновательного методов на тренировках; использования психорегулирующей тренировки при настройке на занятия, а также использования других средств.

Формирование благоприятных межличностных отношений предусматривает: поддержание положительных традиций в коллективе, участие всех членов в общественной жизни коллектива, оказание помощи товарищам по коллективу, предъявление требовательности к себе и членам коллектива, организация коллективной работы.

Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества. Тренер и спортсмен — равноправные союзники в достижении спортсменом высшего спортивного мастерства. Сотрудничество, сотворчество тренера и спортсмена — это залог их успешной, плодотворной работы в достижении высоких спортивных результатов.

На предсоревновательном этапе используются два тренинга: тренинг причинных схем и тренинг личностной причинности. После каждого соревнования в случае неудачного выступления дзюдоистов с ними проводятся мотивационные тренинги: «причинных схем»; внутренней мотивации; мотивации достижения3.

Следующее направление в управлении отношением к спортивной деятельности предусматривает удовлетворение актуальных потребностей юных дзюдоистов:

1) физиологических; 2) в безопасности; 3) в социальных связях; 4) в уважении; 5) в самоактуализации. Первоначальный этап этой работы представляет выявление актуальных потребностей юных дзюдоистов. Для этого используется методика В. Б. Антипина. На основе изучения актуальных потребностей строится работа по их удовлетворению 4.

Учитывая взаимосвязь мотивации и эмоций и влияние эмоций на мотивацию, мы считаем необходимым при управлении отношением к спортивной деятельности выявление эмоционального состояния дзюдоистов с це-

Таблица 2

Характеристика отношения к спортивной деятельности дзюдоистов в конце педагогического эксперимента (х ± у), баллы

Регистрируемые показатели (баллы) Контрольная группа Экспериментальная группа Р

К1 - ориентация на духовные потребности К2 - ориентация на материальные потребности КЗ - ориентация на социальный быт К4 - ориентация на пополнение специальных знаний К5 - ориентация на отсутствие болевых ощущений К6 - ориентация на накопление сведений о противнике К7 - ориентация на отсутствие психогенных влияний 2,7 ± 0,09 2,9 ± 0,05 2,6 ± 0,04 3.2 ± 0,06 3,4 ± 0,05 3.2 ± 0,03 3.2 ± 0,07 3.7 ± 0,06 3,4 ± 0,05 3,1 ± 0,05 3.7 ± 0,07 3.6 ± 0,08 3.8 ± 0,05 3.7 ± 0,05 < 0,01 < 0,05 < 0,05 < 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,05

лью его оптимизации. Для этого используется оперативная методика Ю. Я. Киселева, предусматривающая выявление следующих показателей: самочувствия, настроения, желания тренироваться, желания соревноваться, удовлетворенность тренировочным процессом, удовлетворенность соревновательным процессом, отношения с товарищами, отношения с тренером, готовность к соревнованию 5. При определении эмоционального состояния дзюдоистов становится ясным влияние тренировочного занятия на эмоциональное состояние спортсмена, что позволяет вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Результаты оценки эмоционального состояния каждого спортсмена сравнивались с установленными критериями.

С целью проверки эффективности разработанной методики управления отношением к занятиям спортом дзюдоистов был проведен годичный педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы спортсменов-дзюдоистов в возрасте 12-13 лет: контрольная и экспериментальная, по 15 человек в каждой. Показатели отношения к спортивной деятельности снимались: в начале предсоревновательного этапа; после втягивающего, ударного, восстановительного микроциклов; за день до соревнования; в течение недели после прошедшего соревнования. На соревнованиях определялась результативность соревновательной деятельности по методике А. П. Шумилина6, фиксировалось место, занятое в соревновании. Для выявления отношения к спортивной деятельности нами был разработан опросник, позволяющий выявить характер отношения к тренировочной и соревновательной деятельности.

Занятия со спортсменами экспериментальной группы проводились по разработанной нами методике в течение всего соревновательного периода годичного цикла тренировки. В содержании методики было выделено два направления работы со спортсменами: первое направление — после спортивного соревнования, второе — перед соревнованием. В контрольной группе занятия проходили по традиционной методике, рекомендованной для детско-юношеских спортивных школ. Анализ исходных показателей отношения показал, что в структуре отношения

преобладает направленность на тренировочную деятельность, и слабая выраженность направленности на достижение успеха.

К окончанию педагогического эксперимента у спортсменов экспериментальной группы в структуре отношения к спортивной деятельности произошли существенные изменения в выраженности составляющих компонентов отношения, заключающиеся в усилении ориентации спортсменов: 1) на духовные потребности в самовыражении, в самоутверждении, в общении, в обострении чувства принадлежности к группе, в повышении стремления к спортивному самосовершенствованию;

2) на пополнение специальных знаний из области спортивной тренировки; 3) на накопление сведений о противнике; 4) на отсутствие психогенных влияний и болевых ощущений. У дзюдоистов контрольной группы изменения в структуре отношения к спортивной деятельности носили несущественный характер (табл. 2).

В процессе педагогического эксперимента отмечаются позитивные изменения в направленности на тренировочный процесс и соревновательную деятельность (табл. 3).

В отношении к спортивной деятельности дзюдоистов произошли существенные изменения. У спортсменов значительно укрепилась направленность на тренировочную (Р < 0,01) и соревновательную (Р < 0,001) деятельность. Причем соревновательная деятельность стала для них более привлекательной, что характерно для спортсменов высокой квалификации 7. Подобная тенденция была выявлена и при исследовании высококвалифицированных боксеров8

В структуре отношения к соревновательной деятельности проявляется тенденция усиления достижения успеха, что служит необходимым условием для спортсмена в борьбе за победу. Направленность на избегание неудачи осталась без изменения.

Дополнительная работа со спортсменами по формированию активно-действенного отношения к спортивной деятельности позволяет оказывать существенное влияние на формирование составляющих компонентов, что, по-видимому, должно отразиться на укреплении у них интереса

Таблица 3

Отношение к тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов к окончанию педагогического эксперимента (х ± у), баллы

Направленность отношения Контрольная группа Экспериментальная группа Р

На тренировочную деятельность 6,4 ± 0,73 7,5 ± 0,9 < 0,01

На соревновательную деятельность 5,6 ± 0,84 8,3 ± 0,85 < 0,001

На достижение успеха 5,7 ± 0,73 7,3 ± 0,75 < 0,001

На избегание неудачи 6,3 ± 0,77 6,0 ± 0,63 > 0,05

к спорту и успешности их спортивной деятельности, понимаемой в нашем исследовании как результативность соревновательной деятельности спортсменов в схватках со спортсменами различной подготовленности. У спортсменов контрольной группы не отмечалось позитивных (достоверных) изменений в направленности отношения к тренировочной и соревновательной деятельности.

Для выявления особенностей отношения к соревновательной деятельности в начале и по окончании эксперимента спортсменам экспериментальной группы накануне соревнований предлагалось расставить набор цветов согласно их предпочтениям. Особенности отношения дзюдоистов в процессе педагогического эксперимента, выявленные при использовании цветового теста М. Лю-шера, свидетельствуют о следующем.

В начале педагогического эксперимента малое число спортсменов ставило на первые четыре места (позиции) основные цвета: синий, зеленый, оранжево-красный, светло-желтый. Эти цвета символизируют чувство уверенности, спокойствие, настойчивость, силу воли, наступательные тенденции перед соревнованием и свидетельствуют о наличии активно-действенного отношения дзюдоистов, что проявляется в мобилизационной готовности спортсмена к соревнованию. Следует отметить

также, что довольно значительная часть юных спортсменов ставила на первые позиции дополнительные цвета (фиолетовый, черный, коричневый, серый), отражающие негативные тенденции в отношении к предстоящему соревнованию: тревожность, страх, неуверенность, огорчение. Предстартовое состояние юных дзюдоистов при наличии таких эмоций характеризуется как неблагоприятное.

По завершении работы с дзюдоистами в отношении к предстоящему соревнованию произошли существенные изменения. Большая часть испытуемых ставила на первые позиции синий, зеленый, светло-желтый и оранжевые цвета, что свидетельствовало о позитивных изменениях в структуре отношения спортсменов к соревновательной деятельности.

Для изучения отношения дзюдоистов к предстоящему соревнованию была использована методика Ю. Л. Ханина. Опрос спортсменов проводился перед соревнованием в начале эксперимента и после окончания эксперимента.

Анализ полученных результатов (табл. 4) свидетельствует о повышении показателей отношения к предстоящему соревнованию в экспериментальной группе к окончанию эксперимента. Значительно повысились: уверенность дзюдоистов перед соревнованием (Р < 0,05); желание

Таблица 4

Отношение дзюдоистов к предстоящему соревнованию в начале и конце эксперимента (х ± у), баллы

Показатели отношения Начало эксперимента Окончание эксперимента Р

Уверенность («смогу ли я») 4,5 ± 0,51 4,7 ± 0,55 Р > 0,05 4,8 ±0,52 6,6 ± 0,65 P < 0,01 > 0,05 < 0,05

Восприятие вероятных соперников («могут ли соперники») 4,7 ± 0,53 5,1 ± 0,52 Р > 0,05 5,0 ± 0,51 5,3 ± 0,52 P > 0,05 > 0,05 > 0,05

Желание участвовать в соревновании («хочу ли я») 5,3 ± 0,48 5,7 ± 0,54 Р > 0,05 5.6 ± 0,61 6.7 ± 0,65 P < 0,05 > 0,05 < 0,05

Оценка спортсмена тренером «смогу ли я, с точки зрения тренера») 3,6 ± 0,41 3,9 ± 0,40 P >0,05 4,1 ± 0,42 5,3 ± 0,55 P < 0,01 < 0,05 < 0,01

Примечание. Верхние значения характеризуют контрольную группу; нижние - экспериментальную группу.

участвовать в соревновании (Р < 0,05); субъективная оценка спортсмена тренером (Р < 0,05). Полученные результаты характеризуют отношение юных дзюдоистов к предстоящему соревнованию как активно-действенное, оказывающее положительное влияние на поведение на соревнованиях и результатах выступления. В контрольной группе такого повышения не наблюдалось. Эксперимент позволил разработать методику формирования активно-действенного отношения дзюдоистов к деятельности в соревновательном периоде, включающую работу на предсоревновательном и послесоревно-вательном этапах.

Анализ результатов исследования привел к следующим выводам. В течение соревновательного периода у юных дзюдоистов происходит усиление положительного отношения к тренировочной и соревновательной деятельности, избегания неудачи, стремления к достижению высоких результатов, ориентации на накопление специальных знаний и сведений о противниках, отсутствия болевых ощущений.

Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность методики управления формированием отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде. Знание выраженности компонентов отношения к спортивной деятельности и факторов, его обусловливающих у конкретного спортсмена, позволяет оперативно проводить соответствующую работу перед соревнованием и после соревнования.

1 Антипин В. Б. Формирование спортивной мотивации юных боксеров на основе удовлетворения актуальных потребностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 20 с. ; Ви-люнас В. К. Теория деятельности и проблема мотивации // А. Н-. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 191-200 ; Ковальчук В. И. Индивидуализация специальной психологической подготовки в спортивной борьбе // Материалы VI между-нар. науч.-практ. конф. психологии физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». М., 2010. С. 286-288 ; Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 39 с. ; De Charms R. Motivation enhancement in education settings // Research on motivation in education. V. 1. N.-Y, 1984. P. 275-310 ; Mc Clelland D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools? // Teachers College Record. 1972. V. 74(2). P. 129-145 ; и др.

2 Бабушкин Г Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. Омск, 2000. 132 с.

3 Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности : учеб. пособие. Челябинск, 1988. 86 с.

4 Бобровский А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 24 с.

5 Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Сущность и эффективность тренингов мотивации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 23-27.

6 Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Сущность и эффективность тренингов мотивации. С. 24.

7 Антипин В. Б. Указ. соч. 20 с.

8 Цит. по: Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.