Научная статья на тему 'Формирование основных принципов взаимодействия Русской Православной церкви со Всемирным Советом церквей от Нью-Дели до Упсалы (1961-1968)'

Формирование основных принципов взаимодействия Русской Православной церкви со Всемирным Советом церквей от Нью-Дели до Упсалы (1961-1968) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКУМЕНИЗМ / ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) / WORLD COUNCIL OF CHURCHES (WCC) / ECUMENISM / CHURCH / PRAVOSLAVIE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливцов В. А.

Статья В.А. Ливцова посвящена актуальной теме. В последние годы в публицистике многократно поднимался вопрос об использовании экуменизма в качестве инструмента советской внешней политики во второй половине прошлого века. Однако исторических исследований данной темы мало. В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации, архива внешней политики и Российского государственного архива новейшей истории исследуются механизмы государственного влияния на Русскую Православную Церковь (РПЦ), имевшие целью продвижение советской внешнеполитической доктрины на международной арене с помощью такой авторитетной экуменической организации, ратовавшей за диалог и сближение Церквей, как Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). В работе рассказано о событиях, связанных с вступлением Русской Православной Церкви в эту организацию, показаны пути и методы взаимодействия РПЦ с ВСЦ в первые годы присутствия в её составе РПЦ. В работе делается вывод, что те компромиссы, на которые шла РПЦ под государственным прессом, отчасти помогли ей не только сохранить свои структуры в годы осуществления атеистического давления на неё, но даже наладить подготовку кадров священнослужителей и укрепить свой авторитет на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE MAIN PRINCIPLES OF INTERACTION THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE WORLD COUNCIL OF CHURCHES FROM NEW DELHI TO UPPSALA (1961-1968)

The article by V.A. Livtsov is devoted to the actual problem. This question has been much discussed in recent years, but today we have only few historical works. This article is based on the materials of the State Record Office of Russian Federation, Record Office of Foreign Politics and Russian State Record Office of Modern History. It is devoted to the mechanisms of the state influence on the Russian Orthodox Church, directed to the advancement of the Soviet foreign doctrine with the help of the World Council of Churches (WCC). WCC was the authoritative organization stood up for dialog and rapprochement of churches. The work deals with the events connected with joining of the Russian Orthodox Church in WCC and the methods of interaction between ROC and WCC in the first years of presence of ROC in the structure of WCC. Conclusion: compromises made by ROC under the state press partly helped it not only to preserve its structures during the years of atheistic pressure, but even to organize the preparation of priests and to make its authority on the international arena stronger.

Текст научной работы на тему «Формирование основных принципов взаимодействия Русской Православной церкви со Всемирным Советом церквей от Нью-Дели до Упсалы (1961-1968)»

В.А. ЛИВЦОВ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой сервиса и туризма Орловского государственного университета Тел. (4862)555211; Stas0084@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СО ВСЕМИРНЫМ СОВЕТОМ ЦЕРКВЕЙ ОТ НЬЮ-ДЕЛИ ДО УПСАЛЫ (1961-1968)

Статья В.А. Ливцова посвящена актуальной теме. В последние годы в публицистике многократно поднимался вопрос об использовании экуменизма в качестве инструмента советской внешней политики во второй половине прошлого века. Однако исторических исследований данной темы мало. В статье на материалах Государственного архива Российской Федерации, архива внешней политики и Российского государственного архива новейшей истории исследуются механизмы государственного влияния на Русскую Православную Церковь (РПЦ), имевшие целью продвижение советской внешнеполитической доктрины на международной арене с помощью такой авторитетной экуменической организации, ратовавшей за диалог и сближение Церквей, как Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). В работе рассказано о событиях, связанных с вступлением Русской Православной Церкви в эту организацию, показаны пути и методы взаимодействия РПЦ с ВСЦ в первые годы присутствия в её составе РПЦ. В работе делается вывод, что те компромиссы, на которые шла РПЦ под государственным прессом, отчасти помогли ей не только сохранить свои структуры в годы осуществления атеистического давления на неё, но даже наладить подготовку кадров священнослужителей и укрепить свой авторитет на международной арене.

Ключевые слова: экуменизм, Всемирный Совет Церквей (ВСЦ).

К началу 1960-х гг. Советское правительство решило шире использовать возможности Русской Православной Церкви (РПЦ) на международной арене. Бурно развивавшееся экуменическое движение, выступавшее за диалог и сближение различных христианских исповеданий, первоначально игнорировалось советским руководством, считавшим, что оно «служит империализму». Но к описываемому времени всё более рельефно выступали социальные лозунги экуменизма, поддержавшего антиколониальное движение, и его крупнейшей организации — Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Изменение точки зрения руководства страны отразилось и на позиции РПЦ, находившейся под сильным государственным давлением. Сама же патриархия рассматривала вступление в ВСЦ как шанс на защиту от государственного пресса.

В марте 1961 г. епископ Никодим (Ротов), руководивший внешней церковной деятельностью РПЦ, встретился с Генеральным секретарём ВСЦ Виссертом Хуф-том для переговоров о вступлении РПЦ в ВСЦ, а вскоре Синод принял и решение о вступлении. 11 апреля 1961 г. патриарх Алексий направил в ВСЦ заявление о вступлении РПЦ. 18 июля 1961 г. прошёл архиерейский собор, который в своём определении по докладу только что хиротонисанного во архиепископы Никодима санкционировал решение Синода. Было одобрено и соответствующее патриаршее послание [1].

© В.А. Ливцов

На III Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (ноябрь—декабрь 1961 г.). РПЦ вступила в ВСЦ. Уже тогда определились главные направления будущей работы РПЦ в ВСЦ. Лейтмотивом выступления 33-летнего архиепископа Никодима на Ассамблее были вопросы о сохранении и упрочении мира, расовой, национальной и социальной справедливости, всеобщего братства народов.

Вечером того же дня, 20 ноября, была организована пресс-конференция по случаю приема в ВСЦ новых церквей-членов. На вопрос об антирелигиозных кампаниях в СССР архиепископ Никодим ответил, что «эти кампании соответствуют давней традиции в этой стране».

Архиепископ Никодим и его заместитель, епископ Алексий (Ридигер), были избраны членами ЦК ВСЦ.

Одновременно с Русской Церковью во Всемирный Совет вступили Польская, Болгарская, Румынская православные церкви.

Государственные органы в СССР контролировали деятельность делегации РПЦ на Ассамблее. В результате делегация РПЦ стала рупором советских идей. Так, подсекция «Христианское понимание и последующая ответственность по всемирному устройству и неустройству» секции «Служение» предполагала дискуссию по вопросам расхождения теории и практики марксизма-ленинизма, делегат РПЦ И.В. Варламов добился отклонения этих вопросов и обсуждения проблем разоружения и мира [2].

Одним из результатов вступления РПЦ в ВСЦ стало принятие нового тринитарного «базиса» ВСЦ, более приемлемого для православия и предложенного в СССР Виссерту Хуфту во время его визита [3]. Сразу после голосования на Ассамблее симпатизировавший СССР Виссерт Хуфт демонстративно поздравил православную делегацию с победой [4].

Но часть деноминаций в знак протеста вышла из ВСЦ. Многие в ВСЦ, католических кругах и иностранной церковной прессе высказывали опасения о будущем ВСЦ после вступления РПЦ.

Став участником ВСЦ, патриархия получила международную трибуну. В частности, уже в ходе Ассамблеи делегация Московской патриархии заблокировала принятие резолюции с осуждением «коммунистического атеизма». Зато «империалистический колониализм» был осужден единогласно. Представители патриархии завладевают ключевыми постами во всех экуменических организациях и проводят политику Советского правительства, хотя по доктринальным вероисповедным вопросам православные при голосовании часто

оказывались в меньшинстве, опережаемые протестантским большинством.

Вступление РПЦ в ВСЦ открыло дорогу к членству в ВСЦ церквам других коммунистических стран и иным христианским конфессиям в СССР.

В этот период деятельность РПЦ в ВСЦ направлялась Международным отделом ЦК КПСС и соответствующими государственными структурами. Советская дипломатия использовала церковь в качестве инструмента на международной арене. Главная директива Советского правительства была сформулирована Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР: «Вступление русской православной церкви в члены Всемирного Совета Церквей использовать для оказания влияния на характер его деятельности. Опираясь на прогрессивные силы экуменического движения, добиваться единения христиан в борьбе за мир, ...за ликвидацию колониализма. Срывать всякие попытки реакционных сил направить ВСЦ на путь идеологической борьбы против социалистического лагеря, добиваться осуждения со стороны ВСЦ реакционной политики Ватикана» [5].

Советом по делам РПЦ на 1962 г. было намечено открыть в I квартале постоянное представительство РПЦ при штаб-квартире ВСЦ в Женеве, а также активно участвовать во всех мероприятиях ВСЦ [6].

19 марта 1962 г. Священный Синод РПЦ принял решение учредить Представительство РПЦ при ВСЦ в Женеве [7].

В марте 1962 г. во исполнение постановления ЦК КПСС СССР (инстанции, как ее называли в официальных документах) от 11 ноября 1961 г. православным участникам экуменических встреч Советом по делам РПЦ и Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР была поставлена задача «Шире использовать поездки религиозных делегаций СССР за границу и приглашения в СССР влиятельных религиозных деятелей зарубежных стран» [8].

И вот уже 9 мая 1962 г. зам. председателя Совета по делам РПЦ В. Фуров согласовывает с МИД СССР посещение СССР делегациями ВСЦ, первая из которых прибывала 1 июня [9]. Официальной целью этого визита было ознакомление с жизнью и деятельностью РПЦ, уточнение путей сотрудничества с ВСЦ [10].

Одной из форм международного церковного сотрудничества в странах социалистического лагеря были совещания руководителей государственных ведомств по делам религии европейских социалистических стран. Первое прошло в

апреле 1962 г. в Будапеште. Ставился вопрос об усилении роли церквей социалистических стран в ВСЦ и других международных организациях в борьбе за мир [11].

Представители Московской патриархии принимали непосредственное участие в повседневной работе ВСЦ. Деятели РПЦ участвовали в заседаниях рабочих комитетов, департаментов, комиссий и отделов ВСЦ, а также в специальных встречах, в том числе по вопросам мира и разоружения [12].

Решая все еще острый кадровый вопрос, РПЦ активно привлекает молодежь в экуменическое движение. Так, уже в июне 1962 г. два представителя РПЦ отправляются на международную встречу религиозной молодежи в Арнольдсхайне [13]. В недрах обеих духовных академий начинают формироваться лояльные к экуменизму священники -будущие участники православно-экуменического диалога.

РПЦ посещают глава Англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский [14], делегация богословской подкомиссии Департамента «Вера и Церковное устройство» ВСЦ — «Христос и Его Церковь» [15], делегация во главе со священником Малабарской Церкви Полем Вергезе, заместителем Генерального Секретаря ВСЦ и другие делегации [16].

Представители Русской Православной Церкви также посещали западные церкви. В феврале -марте 1963 г. делегация РПЦ во главе с Председателем ОВЦС Московской патриархии РПЦ архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом нанесла визит НСЦХ в США. Однако накануне визита Генеральный секретарь Церковной Лиги США Эдгар Бунди выступил в прессе с заявлением, что «члены делегации Русской Православной Церкви, московского подчинения, приглашенные посетить США в феврале, - агенты Советской тайной полиции» [17]. Представители РПЦ посетили также Старокатолическую церковь Голландии, Федерацию Протестантских Церквей Франции и другие христианские церкви и общины. Делегаты от верующей молодежи РПЦ участвовали как наблюдатели в работе Европейской конференции Всемирной Христианской Студенческой федерации, Боровой присутствовал в качестве наблюдателя РПЦ на Ассамблее Всеафриканской конференции Церквей в Найроби.

В июле 1963 г. в Монреале прошла IV Всемирная конференция по вопросам «Веры и Устройства». Туда было решено направить делегацию РПЦ в составе 9 человек [18]. Монреальская сессия выявила новую проблему - попытку придать

ВСЦ некоторую экклезиологичность (церковность) [19]. В Монреале православные выступили с компромиссной концепцией, по которой ВСЦ, не притязая быть сверхцерковью, мог бы в некоторых случаях выполнять миссию вселенской церкви. Православные делегаты продолжили бороться с этим и на Рочестерской (США) сессии ЦК ВСЦ в августе 1963 г. [20]. Другим острым вопросом, обсуждавшимся в Рочестере, был вопрос о рукоположении женщин в священный сан. Представители Русской и Коптской Православной церквей выразили отрицательное мнение своих церквей по этому вопросу. Однако было решено не возражать против этого решения в тех церквах, где имеются в этом необходимость и возможность [21]. Как обычно на сессии, в г. Рочестер поднималась тема борьбы за мир. Делегация РПЦ обращалась с призывом к ЦК ВСЦ принять ее позицию и рекомендовать всем членам содействовать претворению в жизнь принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем [22].

По итогам 1963 г. ВСЦ покинуло объединение Баптистских общин Нидерландов, обосновав свой уход тем, что в ВСЦ наблюдается «национальноцерковный империализм, сближение с Католической церковью, опасность проникновения марксизма, экуменическая нетерпимость и релятивистское богословие» [23].

28 января 1964 г. митрополит Никодим пишет письмо Виссерту Хуфту с предложением провести очередную сессию Исполнительного Комитета ВСЦ в СССР, в Одессе, 10-14 февраля. При этом все расходы на подготовку и проведение конференции митрополит Никодим предлагает «причислить» к сумме ежегодного взноса РПЦ в ВСЦ [24].

Разумеется, Совет по делам РПЦ поставил задачу «проведение сессии исполкома ВСЦ в СССР использовать для усиления влияния русской православной церкви на деятельность ВСЦ, для разоблачения утверждений буржуазной пропаганды об отсутствии свободы совести в СССР, дать возможность участникам сессии посетить храмы» [25].

В феврале 1964 г. Исполнительный Комитет ВСЦ провёл своё ежегодное заседание в Одессе. На этой сессии впервые обсуждался вопрос об отставке Виссерта Хуфта. Однако представители русского православия всегда были против скорой отставки Виссерта Хуфта. Митрополит Никодим предложил отложить вопрос об отставке до следующей Генеральной Ассамблеи 1969 г. [26].

Заседание исполкома ВСЦ в Одессе всколыхнуло религиозную жизнь города. Значительно возросло количество посещающих церкви, среди священнослужителей получили распространение слу-

хи о том, что после заседания ВСЦ в Советском Союзе снова будут открыты все церкви. Во время заседания ВСЦ Одессу посетили представители верующих из других областей Украины, которые имели намерение встретиться с участниками исполкома [27].

Участники исполкома высказали желание побывать в Почаевской лавре. Всем им разрешение на посещение не было дано, но пятерым участникам, включая Виссерта Хуфта, в сопровождении митрополита Никодима разрешили эту поездку. Тогда монахи лавры незаметно для Никодима передали Хуфту петицию о притеснениях властей, которую он вывез за границу. Позже митрополит Никодим отрицал сам факт поездки с делегацией в Почаев. Многие считали, что именно протестанты и Хуфт своим вмешательством спасли Почаев [28].

Затем члены исполкома посетили крупнейшие религиозные центры СССР. Дважды принял их патриарх Алексий. Члены исполкома встречались и с представителями Совета по делам Русской Православной Церкви [29].

Виссерт Хуфт после окончания программы визита в СССР сказал: «Мы прекрасно понимаем, что если бы положение церкви в СССР было таким, каким оно представляется на Западе, то вряд ли было бы возможным провести наше заседание в СССР. Я [мог] .убедиться, что церкви функционируют свободно ...» [30].

Но за границей после проведения заседания в Одессе вновь встал вопрос о гонениях на церковь в СССР. 20 марта 1964 г. Виссерт Хуфт выступил с докладом для сотрудников ВСЦ, в котором рассказывал о заседании, о том, что полной свободы вероисповедания в СССР нет, но советские комитеты имеют право на пропаганду [31]. Однако 16 апреля 1964 г. лондонская газета «Таймс» опубликовала письмо Кеннета Граба, члена делегации ВСЦ, с названием «Церковь в России. Постоянный процесс истощения», где автор рассказывал, что «в последние 4 года в России была закрыта примерно половина приходских храмов» [32].

Вскоре на заседании комиссии «Веры и Устройства» в Аргусе, Дания (15-26 августа 1964 г.) Виссерт Хуфт официально пригласил патриарха Московского Алексия посетить ВСЦ 23-24 сентября того же года [33]. С 16 по 29 сентября с.г. патриарх Алексий совершил поездку в Грецию, Швейцарию и Англию [34]. В Женеве он посетил штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей.

Постановлением Совмина СССР от 08. 12. 1965 г. № 1043 Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов были объединены в Совет по

делам религий при Совмине СССР (1965-1991)

[35], что ещё более консолидировало усилия советского руководства.

Одной из проблем РПЦ в 1966 г. стали выступления религиозных диссидентов - письма священников Эшлимана и Якунина, статьи Краснова. 6 сентября 1966 г. заместителю председателя Совета по делам религий Макарцеву во время встречи с работником ВСЦ Л. Фишером пришлось отвечать на вопросы об этих выступлениях [36], а 3 октября в ВСЦ православным участникам было предложено подготовить отчет о жизни и событиях РПЦ, особенно о письмах двух священников и статьях Краснова [37]. Все это способствовало падению авторитета РПЦ в ВСЦ [38].

КГБ СССР продолжал активно проводить мероприятия, «выгодные Советскому Союзу в общеполитическом плане». Так, ему удалось, «вопреки попыткам представителей Запада, отвести от избрания на пост Генерального секретаря ставленника англо-американского блока и провести на эту должность нейтральную с советской точки зрения фигуру в лице Ю. Блейка, а также сорвать попытки выдвинуть для обсуждения на заседании ВСЦ вопрос о положении церкви и верующих в СССР». На проходившей в июле 1966 г. конференции ВСЦ в Женеве на тему «Церковь и общество» был поднят вопрос об агрессии США во Вьетнаме и принята соответствующая резолюция. Учитывая нарастающую активность в действиях враждебных империалистических кругов из-за границы в 1967 г., писал Председатель КГБ СССР В. Семичастный, «основное внимание на этом участке будет направлено на укрепление наших позиций в международных религиозных организациях, выявление лиц из числа духовенства, подозреваемых в связях со спецслужбами противника, в целях их разоблачения или возможного использования в интересах нашего государства» [39].

Однако избранный на пост Генерального секретаря ВСЦ Ю.К. Блейк, очевидно, под воздействием выступлений религиозных диссидентов до визита в СССР недоброжелательно относился к представителям РПЦ [40]. В марте 1967 г. Блейк заявил переводчику представительства РПЦ при ВСЦ: «Я не хочу говорить теперь с Представителем. Все они все равно лгут, и я хочу начинать сверху, с людей, стоящих во главе Церкви» [41].

Однако его отношение изменилось после поездки в СССР на юбилейные торжества РПЦ в конце мая—начале июня 1968 г. После возвращения и перед Ассамблеей в Упсале Блейк выступал в Женеве по европейскому телевидению. Он тепло отозвался о поездке в Москву. При этом сказал

ИСТОРИЯ

сдержанно, но ясно, что он понимает трудности РПЦ, но только та церковь, которая имеет достаточно свободы для своего существования, может устраивать такие церковные торжества, стоящие больших материальных, организационных и моральных средств. Он подчеркнул, что РПЦ вполне может жить в тех условиях, в которых она находится [42].

Накануне IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Уп-сале 18 июня 1968 г. в Берлине для «оказания влияния на Ассамблею в интересах миролюбивой политики социалистических государств» состоялась встреча представителей государственных учреждений по делам религий ВНР, ГДР, ПНР и СССР. На встрече была достигнута договоренность, чтобы представители церквей социалистических стран использовали её трибуну для осуждения американской агрессии во Вьетнаме, оккупации Израилем арабских земель, реваншистских тенденций правящих кругов ФРГ, империалистической политики и неоколониализма. В целях усиления влияния религиозных организаций соцстран на деятельность ВСЦ участники встречи условились о необходимости добиваться увеличения мест церковных деятелей социалистических стран в руководящих органах ВСЦ и договорились о кандидатурах, избранию которых необходимо содействовать [43].

В инструкции делегатам РПЦ на Ассамблею говорилось, что они должны выступать со «справедливых общественно-политических позиций Советского правительства и не допускать в выступлениях делегатов Ассамблеи и в ее итоговых документах антикоммунистических и антисоветских высказываний» [44].

В работе IV Ассамблеи ВСЦ (4-19 июля 1968 г., Упсала, Швеция) принимали участие представители религиозных организаций СССР, в том числе

делегация РПЦ во главе с митрополитом Никодимом. В итоге советские органы остались довольны результатами Ассамблеи. Она осудила политику США во Вьетнаме [45], не дала представителям западного мира «протащить в президенты Шарля Малина (Ливан)» [46], нейтрализовала влияние ситуации в Венгрии и Чехословакии [47].

Заместитель Председателя КГБ СССР Цвигун, информируя ЦК КПСС об итогах Ассамблеи, отметил, что «органы госбезопасности через свои возможности принимали меры по срыву замыслов некоторых делегатов Запада использовать трибуну Ассамблеи во враждебных социалистическим странам целях, продвижению выгодных нам решений по обсуждаемым вопросам, укреплению позиций прогрессивных сил в руководстве ВСЦ

[48].

Несмотря на противодействие представителей Запада, в итоговых документах Ассамблеи удалось провести осуждение агрессивных действий США и Израиля. Были сорваны попытки избрать на посты председателя ЦК ВСЦ и его заместителя враждебно настроенных к СССР лиц. В состав ЦК ВСЦ вошло 9 представителей Русской Православной, Армянской церквей и Всесоюзного Совета христиан-баптистов (вместо пяти представителей в прежнем составе). Одним из 6 президентов ВСЦ впервые был избран представитель социалистической страны (сербский патриарх Герман)» [49].

В целом за первые 7 лет активного участия РВЦ в работе ВСЦ значительно укрепились её авторитет и влияние, определились и основные темы деятельности и их организационные формы. Государство добилось поддержки ВСЦ в своих внеше-политических инициативах, а РПЦ пользовалась сложившейся ситуацией для ослабления государственного гнёта на церковные институты.

Библиографический список

[1] Журнал Московской Патриархии. — 1961. — № 8. — С. 28.

[2] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 428. Л.119-122.

[3] Там же. Л. 166-167.

[4] Там же. Л. 166-167.

[5] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 215. Л. 5.

[6] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 215. Л. 5-6.

[7] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 500. Л. 128.

[8] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2031. Л. 19.

[9] Там же. Л. 32.

[10] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 534. Л. 430-431.

[11] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 215. Л. 6.

[12] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 4. Д. 132. Л. 68-75.

[13] АВП. Ф. 0757. Оп. 7. Пап. 33. Пор. 13. Л. 5.

[14] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 500. Л. 129.

[15] Там же. Л. 128.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

[16] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б00. Л. 12B.

[17] Там же. Л. 61.

[1B] Там же. Л. 129-130.

[19] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б01. Л. 3.

[20] Там же. Л. 12B, 136-137, 141-142.

[21] Там же. Л. 79.

[22] Там же. Л. бб.

[23] ^Ф. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б02. Л. 9.

[24] ^Ф. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б34. Л. B9.

[2б] Там же. Л. 112.

[26] Там же. Л. 309.

[27] P^HK Ф. б. Оп. бб. Д. 72. Л. 42.

[2B] Bасилий (Кривошеин). Архиепископ. Bоспоминания. Письма. — Н. Новгород. 199B. C. 316, 331.

[29] P^HK Ф. б. Оп. бб. Д. 72. Л. 43.

[30] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б37. Л. 149.

[31] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б3б. Л. 219-222.

[32] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б36. Л. 66-6B.

[33] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. б37. Л. 233.

[34] PГAHИ. Ф. б. Оп. бб. Д. 72. Л. 132.

[3б] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 4. Д. 119. Л. 16.

[36] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 36. Л. 3.

[37] Там же. Л. 34.

[3B] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 114. Л. 1-3.

[39] PГAHИ. Ф. б. Оп. б9. Д. 24. Л. 19.

[40] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 114. Л. 1.

[41] Там же. Л. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[42] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 1B3. Л. 36.

[43] PГAHИ. Ф.б. Оп. 60.Д. 24. Л. 101-102.

[44] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 17B. Л. 1-2.

[4б] ГAPФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 17B. Л. 61

[46] Там же. Л. B6.

[47] ^Ф. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 17B. Л. 63, 6б.

[4B] PГAHИ. Ф. б. Оп. 60. Д. 24. Л. 136-13B.

[49] Там же. Л. 136-137.

V.A. LIVTSOV

FORMING THE MAIN PRINCIPLES OF INTERACTION THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE WORLD COUNCIL OF CHURCHES FROM NEW DELHI TO UPPSALA (1961-1968)

The article by V.A. Livtsov is devoted to the actual problem. This question has been much discussed in recent years, but today we have only few historical works. This article is based on the materials of the State Record Office of Russian Federation, Record Office of Foreign Politics and Russian State Record Office of Modern History. It is devoted to the mechanisms of the state influence on the Russian Orthodox Church, directed to the advancement of the Soviet foreign doctrine with the help of the World Council of Churches (WCC). WCC was the authoritative organization stood up for dialog and rapprochement of churches. The work deals with the events connected with joining of the Russian Orthodox Church in WCC and the methods of interaction between ROC and WCC in the first years of presence of ROC in the structure of WCC. Conclusion: compromises made by ROC under the state press partly helped it not only to preserve its structures during the years of atheistic pressure, but even to organize the preparation of priests and to make its authority on the international arena stronger.

Key words: Ecumenism, World Council of Churches (WCC), church, pravoslavie, Russian Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.