Научная статья на тему 'Формирование основ предпринимательской культуры старшеклассников'

Формирование основ предпринимательской культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕКЛАМА / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПЕДАГОГИКА / BUSINESS CULTURE / ADVERTISING / FACULTATIVE PRACTICAL WORK / BUSINESS / PUPILS OF HIGH SCHOOL / PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Н. А.

В статье раскрываются педагогические возможности формирования основ предпринимательской культуры старшеклассников посредством факультативного практикума «Основы рекламной деятельности» в контексте внедрения элементов бизнес-образования в содержание школьного образования. Факультативный практикум «Основы рекламной деятельности», во-первых, помогает старшеклассникам независимо от будущей специальности развить предпринимательские способности, во-вторых, закрепить предпринимательские ценности, в-третьих, освоить понятийный аппарат по рекламной деятельности, приобрести элементарные знания, умения, навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего изучения экономических дисциплин в вузах. В итоге сформировать предпринимательскую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BUSINESS CULTURE AT PUPILS IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to business education at high school. The aim of business education is develop pupils business culture. The facultative practical work «Bases of advertising activity», first, helps to pupils irrespective of the future speciality to develop business abilities. Secondly, fix business values. Thirdly, master the conceptual device on bases of advertising activity, get basic knowledge, skills necessary for orientation and existence in the modern market world, create bases for further study of economic disciplines in Universities. In a result to generate business culture

Текст научной работы на тему «Формирование основ предпринимательской культуры старшеклассников»

Н.А. ФИЛИППОВА, соискатель Уральского государственного

педагогического университета Тел.: 8-904-17-80-399,8-919-39-29-788; kpn12@e1.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье раскрываются педагогические возможности формирования основ предпринимательской культуры старшеклассников посредством факультативного практикума «Основы рекламной деятельности» в контексте внедрения элементов бизнес-образования в содержание школьного образования. Факультативный практикум «Основы рекламной деятельности», во-первых, помогает старшеклассникам независимо от будущей специальности развить предпринимательские способности, во-вторых, закрепить предпринимательские ценности, в-третьих, освоить понятийный аппарат по рекламной деятельности, приобрести элементарные знания, умения, навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего изучения экономических дисциплин в вузах. В итоге сформировать предпринимательскую культуру.

Ключевые слова: предпринимательская культура, реклама, факультативный практикум, предпринимательская деятельность, старшеклассники, педагогика.

Радикальные изменения российской экономической системы, происшедшие за последние пятнадцать лет, сформировали новую социально значимую область подготовки кадров - бизнес-образование. Границы бизнес-образования достаточно широки - от образования школьников и первого высшего образования до повышения квалификации руководителей высшего звена.

По мере становления данного вида образования в России наибольшее распространение получило определение, выражающее интегрированную точку зрения членов Российской ассоциации бизнес-образования: «Бизнес-образование - это выделившаяся из экономического образования междисциплинарная сфера образовательной деятельности по подготовке людей, которые участвуют в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях либо занимаются предпринимательством в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли» [1, с. 218]. Бизнес-образование охватывает не только экономическую проблематику, но и включает в себя вопросы социологии, психологии, информатики и др. Кроме того, бизнес-образование имеет явную прагматическую направленность, выражающуюся в нацеленности потребителя образовательных услуг на карьеру и предпринимательский успех. Тесная взаимосвязь работодателей и образовательных организаций способствует тому, что профессиональная подготовка будет отвечать современным требованиям работодателей.

Вопросы предпринимательского просвещения нельзя откладывать до момента выхода человека во взрослую жизнь. Формировать грамотного предпринимателя нужно начинать уже со школьной скамьи. Полученные знания помогут ребятам стать активными и ответственными гражданами современного общества, усвоить систему предпринимательских ценностей. Моральные и духовные стандарты, которые выработают сегодня в своем сознании старшеклассники, через 10-15 лет будут основой

________ новой экономики нашей страны.

© H.A. Филиппова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

С этой точки зрения традиционное содержание школьного образования не в полной мере соответствует социальному запросу современного российского общества, которое уже реально живет в условиях рыночной экономики. Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня экономического и бизнес-образования, которые бы способствовали формированию у школьников экономического мышления и социальной ответственности, нравственности и гуманности, предпринимательской культуры и предприимчивости, практической способности создать собственное дело, а значит, умения жить и трудиться в трансформирующемся обществе. Поэтому бизнес-образование должно стать составной частью общего среднего образования, необходимой для успешной интеграции выпускников в социум. В условиях реформирования экономики задачей школьного образования становится создание системы непрерывного социально-экономического образования, частью которого является бизнес-образование. Бизнес-образование,на наш взгляд, и призвано ликвидировать противоречие между социальным запросом общества и школьным образованием. Школа через бизнес-образование может влиять на процесс социальной интеграции своих выпускников в процесс рыночных преобразований.

Рыночные экономические отношения, складывающиеся в России и являющиеся новыми для большинства россиян, для детей старшего школьного возраста являются естественной средой обитания, и им, естественно, нужен некий базовый уровень бизнес-образования для ориентации в окружающем их мире. Жизнь в условиях рыночной экономики требует от школьников усвоения элементарных экономических понятий, формирования начального уровня предпринимательской культуры, особенно ее ценностных компонентов.

В России предпринимательская культура находится на стадии становления и представляет собой синтез отечественных (досоветских) и западных традиций. Система образования не должна стоять в стороне от этого процесса. В этих условиях формирование предпринимательской культуры, подготовка молодежи к предпринимательской деятельности являются сверхактуальной задачей.

В нашем исследовании предпринимательскую культуру мы рассматриваем как систему ценностей, знаний, способностей, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом.

Рассматривая структуру предпринимательской культуры, мы определяем ее как единство ценностно-мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов. В соответствии со структурой предпринимательской культуры формирование предпринимательской культуры у учащихся старших классов должно идти в трех направлениях.

Первое направление включает в себя формирование ценностно-нормативного слоя предпринимательской культуры. Ценностные ориентации служат смыслообразующей основой человеческой жизни, означающей все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целепола-гание, избирательность и свободу. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектное отношение к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности.

Второе направление формирования основ предпринимательской культуры старшеклассников предполагает овладение ими определенным комплексом специальных знаний по планированию, организации, эффективному ведению предпринимательского дела. Теоретическая подготовка позволяет учащемуся глубже понимать экономические явления, основные закономерности предпринимательского дела, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, возникающих в процессе его осуществления и развития, с тем чтобы использовать полученные знания в своей дальнейшей жизни.

Следующим направлением является формирование основ предпринимательского поведения, под которым понимается цепь последовательно совершаемых поступков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. Предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступка предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации, удовлетворяющей ее [2, с. 167].

В рамках этого направления формирование предпринимательской культуры старшеклассников нацелено на развитие предпринимательских способностей, которые, по нашему мнению, являются фундаментом и отправной точкой для формирования предпринимательского поведения в будущем. На наш взгляд, в процессе подготовки к предпринимательской деятельности у современных школьников необходимо развивать такие

способности, как готовность стать лидером, рационально разрешать конфликты, обладание нравственной устойчивостью и социальной ответственностью.

Мы считаем, что в процессе подготовки к предпринимательской деятельности старшеклассников следует ориентироваться на модель поведения личностной самореализации как самой положительной и оптимально подходящей модели по возрастной категории. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.

С целью развития основ предпринимательской культуры старшеклассников мы предлагаем вариативную часть общего среднего образования наполнить элементами бизнес-образования - в нашем случае речь идет о факультативном практикуме «Основы рекламной деятельности», который мы относим к элементам бизнес-образования.

В процессе преподавания факультативного практикума «Основы рекламной деятельности» реализуются следующие педагогические функции: профориентационная, социализирующая, воспитательная и профилактическая.

Профориентационная функция по своему содержанию охватывает информацию о предпринимательской деятельности, ее специфике, требованиях к работнику, возможностях трудоустройства; развитие интересов, склонностей старшеклассников к предпринимательству; установление соответствия индивидуальных и личностных особенностей специфическим требованиям профессии.

Социализирующая функция практикума включает развитие личностных качеств, таких как активность, самоорганизация, социальная адаптивность, ответственность, стремление к материальной независимости от родителей, способствующих успешной социализации молодежи.

Воспитательная функция факультативного практикума нацелена на активизацию внутренней работы учащихся над собой, анализ своих возможностей и потребностей, принятие ответственных решений. Учитывая большое влияние средств массовой информации и культуры на формирование ценностных ориентаций молодежи, учителя должны оказывать помощь старшеклассникам в выборе сообщений СМИ, содержания радио и телепередач, в их комментировании. Это позволит сформировать у молодых людей определенное представление о социальной ответственности рекламы.

Ориентация российского общества на рыночную экономику привела не только к положитель-

ным, но и к таким негативным явлениям, как стяжательство, воровство, коррупция, организованная преступность. Под лозунгом предприимчивости и предпринимательства зачастую оправдываются эгоцентризм, достижение цели любыми средствами, вседозволенность. Поэтому формирование предпринимательских ценностей у старшеклассников необходимо предполагает воспитание нравственной устойчивости, умения противостоять аморальным влияниям. В этом и заключается профилактическая функция нашего практикума.

В процессе преподавания факультативного практикума «Основы рекламной деятельности» нами использовались как аудиторные, так и внеаудиторные формы занятий, к проведению которых привлекались действующие предприниматели, специалисты в области рекламы. В выборе методов обучения мы отдаем предпочтение активным методам.

Стержнем факультативного практикума является самостоятельное выполнение каждым учащимся проектного задания, связанного с выбором определенного вида предпринимательской деятельности, созданием проекта своего предприятия и разработкой его рекламной кампании. Выполняя проекты, учащиеся должны составить представление о жизненном цикле изделий или услуг — от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Выбор сферы предпринимательской деятельности и рекламных средств ее продвижения косвенно отражает иерархию ценностей в сознании учащихся: значимость личных достижений и собственного престижа, духовное удовлетворение, широту социальных контактов, наличие простора для творчества, желание высокого уровня доходов, возможность сохранения собственной индивидуальности и др.

Таким образом, факультативный практикум «Основы рекламной деятельности» как элемент бизнес-образования в школе помогает старшеклассникам сформировать основы предпринимательской культуры независимо от будущей профессии, развить предпринимательские способности, закрепить предпринимательские ценности, а также освоить понятийный аппарат по основам рекламной деятельности, приобрести элементарные знания, умения, навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономических дисциплин в последующих формах образования.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. Коллективная монография / Под ред. С. Р. Филонович. - М.: ИДГУ-ВШЭ, 2003. - 218 с.

2. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя / А.Е. Чирикова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 19. - № 1. - С. 166-169.

The article is devoted to business education at high school. The aim of business education is develop pupils’ business culture. The facultative practical work «Bases of advertising activity», first, helps to pupils irrespective of the future speciality to develop business abilities. Secondly, fix business values. Thirdly, master the conceptual device on bases of advertising activity, get basic knowledge, skills necessary for orientation and existence in the modern market world, create bases for further study of economic disciplines in Universities. In a result to generate business culture.

Key words: business culture, advertising, facultative practical work, business, pupils of high school, pedagogics.

N.A. FILIPPOVA

FORMATION OF BUSINESS CULTURE AT PUPILS IN HIGH SCHOOL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.