Научная статья на тему 'Формирование основ научного мировоззрения у школьников в процессе обучения физической географии'

Формирование основ научного мировоззрения у школьников в процессе обучения физической географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОСНОВЫ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ВЗГЛЯДЫ / УБЕЖДЕНИЯ / ИДЕАЛЫ / ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА / ЛИТОСФЕРА / ГИДРОСФЕРА / АТМОСФЕРА / БИОСФЕРА / ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЗОНАЛЬНЫЕ И АЗОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Аида Ибрагимовна, Гаджиева Земфира Магомедрагимовна

Значение научного мировоззрения на современном этапе состоит в том, что оно не только помогает правильно воспринимать объективный мир, но и при необходимости изменять его. Данная проблема рассматривается нами применительно к урокам физической географии, содействующей формированию у школьников правильного, научного понимания большого круга фактов, явлений, процессов, свойственных географической оболочке, природным комплексам и общественному производству, а главное диалектико-материалистическому пониманию связей между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Аида Ибрагимовна, Гаджиева Земфира Магомедрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ научного мировоззрения у школьников в процессе обучения физической географии»

Психолого-педагогические науки •••

65

УДК 91

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

FORMING THE FUNDAMENTALS OF THE SCHOOLCHILDREN’S SCIENTIFIC WORLD-VIEW IN THE PROCESS OF TEACHING THE PHYSICAL GEOGRAPHY

© 2015 Магомедова А. И., Гаджиева З. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Magomedova A. I., Gadzhieva Z. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Значение научного мировоззрения на современном этапе состоит в том, что оно не только помогает правильно воспринимать объективный мир, но и при необходимости изменять его. Данная проблема рассматривается нами применительно к урокам физической географии, содействующей формированию у школьников правильного, научного понимания большого круга фактов, явлений, процессов, свойственных географической оболочке, природным комплексам и общественному производству, а главное диалектико-материалистическому пониманию связей между ними.

Abstract. The value of the scientific world-view at the present stage is in the _ fact that it helps both perceive the objective world and modify it if necessary. The authors of the article consider this problem in relation with the physical geography, contributing to the _ formation of pupils ' correct scientific understanding of the wide range of facts, phenomena, processes, peculiar for the geographical sphere, natural complexes and public production, and most importantly, dialectic materialistic understanding of the links between them.

Rezjume. Znachenie nauchnogo mirovozzrenija na sovremennom jetape sostoit v tom, chto ono ne tol'ko pomogaetpravil'no vosprinimat' ob#ektivnyj mir, no i pri neobhodimosti izmenjat' ego. Dannaja problema rassmatrivaetsja nami primenitel'no k urokam fizicheskoj geografii, sodejstvujushhej formi-rovaniju u shkol'nikovpravil'nogo, nauchnogo ponimanija bol'shogo kruga faktov, javlenij, processov, svojstvennyh geograficheskoj obolochke, prirodnym kompleksam i obshhestvennomu proizvodstvu, a glavnoe dialektiko-materialisticheskomu ponimaniju svjazej mezhdu nimi.

Ключевые слова: мировоззрение, научное мировоззрение, основы научного мировоззрения, взгляды, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, географическая оболочка, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, природнотерриториальный комплекс, зональные и азональные факторы.

Keywords: world, scientific world-view, scientific world-view fundamentals, attitudes, beliefs, ideals, principles of cognition and activity, value orientations, geographical sphere, lithosphere, hydrosphere, atmosphere, biosphere, natural territorial complex, zonal and azonal_ factors.

Kljuchevye slova: mirovozzrenie, nauchnoe mirovozzrenie, osnovy nauchnogo mirovozzrenija, vzgljady, ubezhdenija, idealy, principy poznanija i dejatel'nosti, cennostnye orientacii, geografi-cheskaja obolochka, litosfera, gidrosfera, atmosfera, biosfera, prirodno-territorial'nyj kompleks, zon-al'nye i azonal'nye faktory.

В условиях демократии, когда каждый имеет право иметь любое мировоззрение, задача формирования научного мировоззре-

ния как стройной и целостной системы философских, социально-политических и эко-

66

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

номических взглядов остается приоритетной.

Человек, овладевший научным мировоззрением, отличается ясностью взглядов и убеждений, активным отношением к действительности, получает твердый ориентир для решения различных вопросов, помогающий избежать многих ошибок в теоретической и практической деятельности.

Успешному решению этой задачи должна способствовать общеобразовательная школа, в стенах которой обучаются миллионы детей.

Роль и значение школы в формировании основ научного мировоззрения подчеркивается и в «Законе об образовании», и в «Концепции воспитания учащейся молодежи».

Актуальность задачи формирования основ научного мировоззрения определяет интерес к нему в психолого-педагогических исследованиях. Различным аспектам этой проблемы посвящаются работы Балавадзе Ш. П., Васильевой М. С., Вераксы В. В., Герасимовой Т. П., Залесского Г. Е., Иванова В. Г., Лернера И. Я., Менчинской Н. А., Мо-носзона Э. И., Мощанского В. Н., Огурцова Н. Г., Сысоенко И. В. и многих других.

Формирование основ научного мировоззрения рассматривается учеными как сложный и длительный процесс, который протекает под воздействием всей учебновоспитательной работы и общественной деятельности в школе и вне ее.

Каждый учебный предмет в силу специфики своего содержания вносит вполне определенный вклад в формирование у учащихся основ научного мировоззрения. Данная проблема рассматривается нами применительно к урокам физической географии, содействующей формированию у школьников правильного, научного понимания большого круга фактов, явлений, процессов, свойственных географической оболочке, природным комплексам и общественному производству, а главное диалектикоматериалистическому пониманию связей между ними. Факты из истории развития физической географии, знакомство с применяемыми в ней методами научнотехнической революции, дают возможность подвести учащихся к выводу о познаваемости законов природы и общества, о значении научных знаний в регулировании связей природной среды и общественного производства.

Только научному мировоззрению присущ диалектико-материалистический подход к

явлениям природы и общественной жизни, и познавательной деятельности.

Значение научного мировоззрения состоит в том, что оно не только помогает правильно воспринимать объективный мир, но и при необходимости изменять его.

Серьезное внимание вопросу формирования основ научного мировоззрения уделяла Н. К. Крупская, видя главный путь формирования у школьников основ научного мировоззрения в наполнении школьных предметов нужным содержанием. В связи с этим она глубоко занималась перестроением их на научные основы. Одну из важнейших задач в разработке принципиальных, методологических основ учебных предметов она видела в возможности воспитания основ научного мировоззрения и мыслительной активности через содержание учебных предметов [3. С. 589].

Многие ученые-философы, педагоги и психологи уделяли и уделяют в своих работах большое внимание теоретическим вопросам научного мировоззрения (Алексеев М. Н., Иванов В. Г., Лернер И. Я., Менчин-ская Н. А., Моносзон Э. И., Огурцов Н. Г., Платонов Г. В., Спиркин А. Г., Сысоен-ко И. В., Черноволенко В. Ф., и др.). Им принадлежит заслуга в выработке единых позиций на многие основополагающие вопросы, относящиеся к научному мировоззрению, его сущности, структуре, функциям, процессу формирования и т. д.

В основном авторы имеют единую точку зрения на сущность и структуру мировоззрения. Для сравнения рассмотрим два наиболее характерных определения:

«Мировоззрение - это целостная система взглядов и убеждений, в которой человек осознает себя, свое место в мире и выражает свое отношение к окружающей его действительности - природной и социальной среде. Являясь высшим синтезом знаний, опыта и эмоциональных оценок, в котором обобщенно отражены особенности общественного бытия человека, его место в исторически конкретной системе общественных отношений, мировоззрение человека определяет идейную направленность всей его жизни и деятельности» [7. С. 7].

Другое определение:

«Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей их убеж-

Психолого-педагогические науки •••

дения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценные ориентации» [1. С. 320].

Общим в вышеприведенных определениях является рассмотрение мировоззрения как системы взглядов, убеждений и идеалов, которые определяют отношение человека к окружающему миру.

Взгляды, убеждения и идеалы составляют компоненты научного мировоззрения.

Научный взгляд как выражение органического единства фактических знаний и идей предполагает определенное общее понимание сущности происходящих явлений действительности, их общественнопроизводственной значимости для человечества и перспектив развития, а также объективной роли человека в системе этих явлений. Все, что характерно в отдельности для знания и идеи как с познавательной, так и с мировоззренческой стороны, характерно и для взгляда в целом.

Вся совокупность определенных мировоззренческих взглядов отдельного человека в основном определяет рациональный уровень зрелости, степень его интеллектуального развития. Но взгляды еще не определяют окончательно уровень мировоззрения, его последовательность и стойкость. Окончательная и решающая роль в этом принадлежит следующему компоненту мировоззрения - убеждению.

Если взгляды в основном выражают количественную характеристику интеллектуального содержания личности, то убеждения соответственно можно рассматривать как качественную характеристику этого содержания. Рациональное содержание взгляда и интеллектуальное содержание соответствующего ему убеждения адекватны. Различие между ними лежит в области эмоциональноволевого содержания личности.

Формирование основ научного мировоззрения - это неразрывное единство образовательного и воспитательного процессов.

Сформировать мировоззрение - это значит не только сообщить личности определенную совокупность научных знаний и идей, но и определенным образом «настроить» ее, воспитать в ней целую гамму благородных чувств и высоких волевых качеств, делающих жизненным и действенным все внутреннее содержание личности.

Процесс основания мира, а следовательно, и формирование мировоззрения личности, сопровождается определенным переживанием человека, связанным не с простым зеркальным отражением действительности,

67

а пониманием и субъективной эмоциональной оценкой отражаемых явлений, предметов и их свойств.

Из вышеизложенного, следует, что убеждение выступает перед нами двояко: как результат рационального познания мира и как выражение эмоционально-оценочного отношения к нему. Благодаря этой двойственности оно предполагает органическое единство знания и чувства. Выступая как результат познания того или иного явления, убеждение воплощает в себе определенный рациональный опыт личности. Выступая как выражение оценочного отношения к миру или к его отдельному явлению, убеждение выражает личное, субъективное переживание, эмоциональную оценку познанного.

Эти две стороны убеждения находятся в неразрывном диалектическом единстве, взаимной связи и обусловленности.

Каждый учебный предмет является адаптацией определенной области науки к психологическим, возрастным и социальным условиям обучения в массовой школе. Поэтому, учебные предметы выполняют роль, своеобразных мостиков, по которым ученики имеют возможность входить в «большую» науку и в жизнь. Ясно, что чем точнее учебный предмет передает характер, специфику соответствующей науки, основные тенденции ее развития, тем легче и правильнее выбор пути, тем применимее и действеннее будут знания, усвоенные учащимися в период школьного обучения, тем реальнее будет возможность опоры на эти знания в различных жизненных ситуациях. Все это именно и определяет мировоззренческую эффективность усвоения научных знаний. Из названных положений следует, что выявление мировоззренческой значимости изучения школьного курса физической географии невозможно без раскрытия мировоззренческих идей [7. С. 8-9], заложенных в ней. Остановимся коротко на основных мировоззренческих понятиях, имеющих непосредственное отношение к формированию основ научного мировоззрения при изучении школьного курса физической географии. Основа школьного курса физической географии закладывается в 6 классе общеобразовательной полной школы.

Рассматриваемые и формируемые мировоззренческие идеи в содержании курса 6 класса «Начальный курс физической географии»:

1. Географическая оболочка (и ее части)

68

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

Это качественно своеобразная материальная система, в ней все находится в движении. Сущность этой идеи раскрывается в процессе изучения компонентов ГО (географической оболочки) - отдельных сфер земли (лито-, гидро-, атмо -, биосферы), их вещественного состава, размеров и свойств, а также в характеристике ГО как материального тела, в котором представлены неорганические вещества в газообразном, твердом, жидком состоянии и органические тела и вещества. Усвоение рассматриваемой идеи невозможно без формирования пространственных представлений о форме и размерах географических объектов, а также представлений как зрительных образов, соответствующих общим и единичным понятиям.

Географические объекты и явления рассматриваются как находящиеся в движении и изменении. При этом выявляются причины движения и изменения ГО.

Географическая оболочка - целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих сфер Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы; взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене вещества и энергии. Географическая оболочка неоднородна в своей структуре.

Закономерности существования и развития ГО могут быть поняты, если не учитывается взаимодействие каждой сферы с другими. Например, особенности литосферы нельзя объяснить без учета воздействия на нее гидросферы и атмосферы. Если существенно изменяется одна из сфер, то изменения происходят и в других. Так, появление в свое время растительности на Земле вызвало изменение состава атмосферы (увеличение количества кислорода), начали активно происходить почвообразовательные процессы, усложнились процессы, связи между земными сферами. Процессы, охватывающие все оболочки земли, рассматриваются при изучении мирового круговорота воды.

Сущность круговоротов в природе является перемещением и перераспределением химических элементов в географической оболочке. Вещество, вступающее в круговорот, меняет свое физическое или химическое состояние. Диалектическая сущность круговоротов заключается в том, что они не вполне замкнуты, и конечная стадия круговорота вовсе не тождественна ее начальной стадии. Разрыв между ними и образует вектор направленного изменения, т. е. развития [4. С. 71.].

В ходе взаимообмена часть вещества и энергии одного компонента постоянно переходит в состав других, один вид энергии превращается в другой. Это сопровождается изменениями состава вещества всех компонентов. Географическая оболочка непрерывно изменяется, в ней происходит усложнение состава и процессов.

Идея целостности географической оболочки отражает ее сущность как самого большого природного компонента земли.

Изучение конкретных территорий позволяет подвести учащихся к заключению о неоднородности ГО как следствию разновидности ее компонентов. В ПТК (природнотерриториальный комплекс) также находит отражение идея целостности ГО.

Природный территориальный комплекс -это часть географической оболочки, в которой взаимодействуют компоненты природы: рельеф и горные породы, воздушные массы, водные скопления, почвенный покров и сообщества растений и животных; он характеризуется однородностью происхождения и территориальной общностью. В каждом природно-территориальном комплексе, независимо от размеров, проявляются общие закономерности, и вместе с тем он неповторимо индивидуален.

ПТК - относительно самостоятельные целостные образования. Являясь частью целого (ГО), они зависят от целого и вместе с тем влияют на целое. Например, на систему общей циркуляции атмосферы оказывают влияние океаны и материки и их разнообразной поверхностью и термическим режимом.

Раскрытию идеи целостности и неоднородности ГО способствует изучение закономерностей реализации природных комплексов Земли и причин, обуславливающих их разнообразие.

В географической оболочке наиболее четко выражены крупнейшие зональные природные комплексы: географические пояса и природные зоны. Основной причиной зонального размещения является форма Земли и положение Земли относительно Солнца, которое обусловливается падением солнечных лучей на земную поверхность под углом, постоянно уменьшаются от экватора.

Зональность географической оболочки обусловлена зональным распределением солнечной радиации. Однако существенную роль в структуре и развитии географической оболочки играют и азональные факторы. Это

Психолого-педагогические науки •••

движения земной коры, которые вызываются изменениями в распределении суши и океанов, ведут к образованию неровностей рельефа суши и дна океана. Действием зонального и азонального факторов определяется внешний облик поверхности Земли, членение на разнообразные ПТК: зональные и азональные. Следовательно, разнообразные природы поверхности Земли не случайны, а закономерны, т. е. имеют свои объективные причины.

Географическая оболочка - саморазвивающаяся система: находится в непрерывном изменении во времени и пространстве вследствие противоречивых воздействий внутренних и внешних процессов.

Географическая оболочка за время своего существования изменялась, усложнялись связи между ее компонентами, процессы их взаимопроникновения, появились более сложные формы компонентов неорганического и органического мира.

Исторический подход к изучению компонентов ГО и ПТК позволяет показать уча-

69

щимся, что объект изучения, находясь во взаимосвязи, взаимодействии, изменяются в пространстве и времени.

Взаимодействие, протекая как обмен веществ и энергии в ГО, приводят к количественным изменениям вещества компонентов, а это, в свою очередь, вызывает качественное изменение, скачок, новый этап в развитии ГО. Круговороты веществ и энергии, свойственные ГО, играют свою роль и в ее развитие во времени.

Поскольку, небольшой объем школьного материала по физической географии по своему характеру страноведческий, то наиболее полно и на конкретном содержании мировоззренческие идеи материальности географических объектов и явлений, их взаимосвязи, взаимодействия должны раскрываться в региональной части школьной географии, но при обязательном условии: регион рассматривается в своих индивидуальных признаках и вместе с тем, как часть ГО, в которой проявляется общие для нее закономерности.

Литература

1. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 16. С. 320. 2. Бегенев И. М. К вопросу о понятии и

структуре мировоззрения. Сборн. Воронежского гос. пед. института. Вып. 2. Воронеж, 1966. Т. 73, С. 27-45. 3. Крупская Н. К. Педконсультация. ПСС. Т. З. С. 588-590. 4. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970. С. 71. 5. Копнин П. В. Логические основы науки. Киев:

Наукова думка, 1968. С. 283. 6. Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории. М. : Про-

свещение, 1968. С. 81. 7. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащейся молодежи. Материалы научно-методической конференции (17-19 июля 1970). Смоленск, 1970. С. 345.

References

1. The Great Soviet Encyclopedia. Ed. 3rd. Vol. 16. P. 320. 2. Bergenev I. M. The problem of the concept and structure of the world-view // Collected papers of Voronezh State Pedagogical Institute. Issue 2. Voronezh, 1966. Vol. 73. P. 27-45. 3. Krupskaya. N. K. Pedconsultation. PSS, TZ. P. 588-590. 4. Kаlesnik

S. V. General geographical laws of the Earth. M., 1970, p. 71. 5. Kopnin P. C. Logical basis of the science. Kiev: Naukova Dumka, 1968. P. 283. 6. Lerner I. Ya. Cognitive tasks in teaching the History. M. : Pros-

veshchenie, 1968. P. 81. 7. The formation of students' dialectic materialistic world-view. Materials of the scientific-methodical conference (17-19, July, 1970). Smolensk, 1970. P. 345.

Literatura

1. Bol'shaja Sovetskaja Jenciklopedija. Izd. 3-e. T. 16. S. 320. 2. Begenev I. M. K voprosu o ponjatii i struk-ture mirovozzrenija. V sborn. Voronezhskogo gos. ped. instituta. Vyp. 2. Voronezh, 1966. T. 73. S. 27-45. 3. Krupskaja. N. K. Pedkonsul'tacija. PSS. T. Z. S. 588-590. 4. Kаlesnik S. V. Obshhie geograficheskije za-konomernosti Zemli. M., 1970. S. 71. 5. Kopnin P. V. Logicheskie osnovy nauki. Kiev: Naukova dumka,

1968. S. 283. 6. Lerner I. Ja. Poznavatel'nye zadachi v obuchenii istorii. M. : Prosveshhenie, 1968. S. 81. 7. Formirovanie dialektiko-materialisticheskogo mirovozzrenija u uchashhejsja molodezhi. Materialy nauch-no-metodicheskoj konferencii (17-19 ijulja 1970). Smolensk, 1970. S. 345.

Статья поступила в редакцию 09.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.