_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
деятельности, путем предоставления в аренду оборудованных помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Целью бизнес - инкубатора является помощь предпринимателям на начальной стадии их деятельности, позволяющая сэкономить средства за счёт невысоких арендных платежей, использования услуг бизнес - инкубатора вместо приобретения дорогого офисного оборудования, найма персонала, не обеспеченного при малых масштабах бизнеса полной нагрузкой, т.е. улучшить начальные условия и перспективы выживания для лиц, создающих своё дело. Между тем, основная задача бизнес-инкубатора - создавать успешно работающие малые компании, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через программу поддержки, они обрели финансовую и организационную самостоятельность . Стоимость создания бизнес -инкубатора оценивается в 56-60 млн. рублей. Расчеты показали, что расходы для предпринимателя при работе в бизнес-инкубаторе будут на 45% меньше, чем при работе вне его. Чистая прибыль составит - 1176,8 тыс.руб., что на 16,5% больше, чем вне бизнес-инкубатора. Соответственно, поступления в бюджет Брянской области на 16,5% будут больше (за счет налога на прибыль).
Таким образом, создание бизнес-инкубатора - это выгодная форма поддержки молодежного предпринимательства. Молодой предприниматель будет чувствовать себя свободнее в бизнес-инкубаторе, чем вне его. По полученным результатам, можно сказать, что и бюджет будет пополняться, в результате ускоренной деятельности молодежных предпринимателей, а экономия на издержках повышает выживаемость. Соответственно и численность молодых предпринимателей в Брянской области увеличится.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31
2. Молодежное предпринимательство - будущее экономики Брянской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bryansk.bezformata.ru/listnews/budushee-ekonomiki-bryanskoj/16424489/ З.Официальный сайт Правительства Брянской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bryanskobl.ru/
© Ботина Е.Н., Румянцев С.В., 2016
УДК 353.2
Ботина Елена Николаевна
ст. преподаватель кафедры ГУиФ ФГБОУ ВО «БГИТУ»
E-mail: [email protected] Прокопенкова Ирина Андреевна студентка 4 курса инженерно-экономического института
ФГБОУ ВО «БГИТУ» г. Брянск, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ СИСТЕМОЙ В РЕГИОНЕ (на примере Брянской области)
Аннотация
В работе рассмотрен анализ формирования организационной структуры управления кластерной системой в регионе. Преимущества кластерного подхода для органов власти заключаются в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к экономике региона.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Ключевые слова
Кластер, кластерная система, организационная структура, регион, управление.
Актуальность применения кластерного метода в регионе заключается в необходимости создания прочной кооперации между участниками кластера. Необходимость увеличения роли системы управления регионом при рыночном развитии экономики требует инновационных методов, предлагаемых кластерным подходом.
Одной из важных проблем является создание эффективной организационной структуры управления кластерной системой в регионе.
В Российской Федерации уделяется очень большое внимание кластерному вопросу. Выделяют различные модели кластеров: инновационную, промышленную, динамическую, реструктурирующую. Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. Опыт конкурентоспособных и развитых стран мира показывает, что одним из наиболее действенных механизмов, способствующих повышению устойчивости территорий, является реализация кластерной системы. Результатами формирования кластеров и кластерной системы в регионе являются рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров. Одним из положительных примеров формирования кластерной системы является Калужская область. Регион предлагает условия необходимую инфраструктуру, гарантирует инвесторам юридические права и практически полностью освобождает их от инфраструктурных рисков.
Рассмотрим формирование организационной структуры на примере Калужского фармацевтического кластера.
Создание сбалансированной модели развития кластера стало возможным благодаря активному взаимодействию участников Калужского фармацевтического кластера с органами государственного управления, реализации целостной инвестиционной политики, механизмам частно-государственного партнерства.
Система институтов развития Калужской области включает в себя следующие центры развития: ОАО «Корпорация развития Калужской области», ОАО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области», ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области», оказывает всестороннюю поддержку инвесторам на всех этапах реализации инвестиционных и инновационных проектов в регионе [2].
Эта система и выделение приоритетов развития региона позволили создать уникальные возможности для развития и реализации инвестиционных проектов и привлечь в регион крупнейших мировых производителей, ставших флагманами развития экономики региона, вокруг которых формируются территориальные кластеры. Крупные производители на данный момент притягивают все больше средних и малых глобальных и локальных компаний, формируя с ними эффективные технологические цепочки. Функцией региональных органов власти является непосредственное участие в развитии кластеров на территории региона, а именно: выявление и анализ потенциала формирования кластеров; содействие в формулировании целей, задач и общей стратегии кластера; участие в кластерных проектах; оценка эффективности участия региональных властей в кластерных проектах.
Активно формируются кластеры за рубежом в развитых странах мира. В США свыше половины предприятий работают в рамках кластеров, а доля производимого в них ВВП составляет 60 %. В ЕС в настоящее время в кластерах занято 38 % всей рабочей силы. Практически полностью охвачены кластеризацией финская, норвежская, шведская и датская экономики.
Количество кластеров в ведущих странах мира представлены в таблице 1.
Таблица 1 -Количество кластеров в ряде развитых стран мира (на 2013 г.) [1].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х
Страна Количество кластеров Страна Количество кластеров
США 380 Дания 34
Великобритания 168 Германия 32
Италия 206 Польша 61
Индия 106 Нидерланды 20
Франция 96 Финляндия 9
Кластеры в ведущих странах мира представлены эффективной кластерной системой. Таким образом, ведущее место по количеству кластеров занимают США, что во многом, наряду с разработанными программами государственной поддержки, обеспечивает высокую конкурентоспособность американских производителей товаров и услуг. В США развиты американо-мексиканские кластерные системы в легкой промышленности, а также американо-канадские кластеры в аэрокосмической отрасли.
Для систематизации усилий государства по выделению нового объекта - кластера, - применяется кластерный подход, который при эффективном менеджменте позволяет выстроить эффективную структуру взаимодействия и развития партнерских связей между наукой и бизнесом. Рассмотрим условия для формирования кластерной системы в Брянской области. На сегодняшний момент одним из приоритетных направлений формирования кластера является туристско-рекреационное, на основе которого организуется кластер «Хрустальный город». Планируется построить большое количество объектов туристической инфраструктуры, разработать туристические маршруты, в которые будут включены: музей хрусталя и музей династии Мальцовых, исторически ценные дома и сооружения мальцовской эпохи, действующий фонтан XVIII века, храм-памятник «Неопалимая Купина» с единственным в мире хрустальным иконостасом, скверы и площади с памятниками хрустальщикам, Мальцовым и другие исторически значимые объекты. Источниками финансирования являются федеральный и областной бюджеты, бюджет муниципального образования. Общий объем финансирования составляет 1млрд. 322млн. рублей. Наибольшим источником финансирования кластера являются внебюджетные источники - 79, 53% [3]. Кластер реализуется на основе государственно-частного партнерства и основная проблема заключается в том, что отсутствует возможность вхождения новых инвесторов.
В Брянской области существуют благоприятные факторы и предпосылки формирования и развития инновационно-технологического кластера транспортного машиностроения. В регионе ведущими предприятиями в данной сфере являются АО «УК «Брянский машиностроительный завод», ОАО «ПО «Бежицкая сталь», научную составляющую кластера может представить Брянский государственный технический университет. Значимую роль в создании инновационно-технологического кластера должно играть Правительство Брянской области, способствующее развитию частно-государственного партнерства, а также осуществлению координации инновационного процесса начиная от разработки, внедрения и заканчивая коммерциализацией.
Необходимо отметить, что преимущества использования кластерного метода при осуществлении управления регионом заключаются в присущей кластеру способности содействия развитию конкуренции, обеспечении эффективного межотраслевого сотрудничества, максимальном содействии в распространении инновационных технологий, методик, информационного обмена. В процессах управления формированием кластеров необходимо учитывать особенности и специфику региона, а также поставленные цели регионального развития. Видоизменения в системе регионального управления, вызванные необходимостью реализации кластерного подхода, требуют модификации существующей системы управления, в частности, схемы организации процедур ситуационного анализа и принятия решений. Достижения успеха при развитии кластера является совместной задачей бизнеса и органов власти соответствующего уровня.
В Брянской области на сегодняшний день отсутствует управленческая компания, которая могла бы создать необходимые условия для развития партнерских связей между наукой и бизнесом, а также для возникновения и продвижения инноваций. Представляется целесообразным создание ПАО «Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Брянской области». Агентство будет в форме публичного акционерного общества, так как акции надлежит публично размещать на рынке ценных бумаг.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
ПАО будет вести более открытую информационную политику: чаще проводить акционерные собрания, допускать проверки. Также в агентство смогут входить неограниченное число акционеров.
Учредителем выступит Правительство Брянской области. Миссия ПАО: создание новых источников экономического роста за счет развития малых и средних производств в инновационных кластерах.
Целью является создание условий для возникновения и продвижения инноваций, формирование новых источников роста, развитие высокотехнологичного сектора экономики и территориальных кластеров Брянской области. К основным функциям агентства будут относиться: разработка стратегии развития кластера; организация сотрудничества между предприятиями кластера, региональной властью, коммерческими банками и научно-исследовательскими институтами, высшими образовательными учреждениями; организация и проведение региональных и международных выставок, проведение маркетинговых исследований; формирование внешнеэкономической политики и многие другие.
Таким образом, преимущества кластерной системы для органов власти состоят в том, что она позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к сфере экономики региона. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.
Список использованной литературы: 1.Котляров, Н.Н. Зарубежный опыт формирования кластерных систем//Экономические науки.-2014.-№10.С.105-110.
2.Официальный портал органов власти Калужской области.2016 http://www.admoblkaluga.ru/main З.Официальный туристический портал Брянской области.2016. http://turizm-bryansk.ru/proekty/
© Ботина Е.Н., Прокопенкова И.А., 2016
УДК 338.45.01
Бревнов Василий Григорьевич
Аспирант Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф.
Решетнева
Г. Красноярск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРИЗИСОВ И ЗАРУБЕЖНЫХ САНКЦИЙ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОГО
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация
В научной статье рассматриваются причины и последствия применения иностранных санкций в отношении Российской Федерации, её оборонно-промышленного комплекса. Выделена номенклатура продукции, скорейшее начало производства, которой имеет стратегическое значение.
Ключевые слова
Экономика, кризис, санкции, оборонно-промышленный комплекс, инновации.
В эпоху различных кризисных потрясений и политической нестабильности, санкционные меры принуждения, направленные против Российской Федерации, имеют различные причины и цели. Причины санкций сложное неоднозначное явление, по сфере применения их можно разделить на политические и экономические.