Научная статья на тему 'Формирование оптимальной мотивации к получению высшего образования'

Формирование оптимальной мотивации к получению высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
989
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MOTIVATION FOR HIGHER EDUCATION / ДАЛЬНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ЗНАЧИМЫЕ МОТИВЫ / EXTERNAL MOTIVATION / LONG-TERM MOTIVATION / MEANINGFUL MOTIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крушельницкая Ольга Игоревна, Полевая Марина Владимировна

Исследованы некоторые особенности мотива получения диплома как одной из составляющих мотивации к получению высшего образования. Показано, что большинством современных первокурсников очной формы обучения наличие у взрослого человека диплома о высшем образовании воспринимается как социальная норма. Диплом обеспечивает его обладателю определенную защищенность, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of optimal motivation for higher education

Some features of the motive for obtaining a diploma as one of the components of the motivation to receive higher education are explored. It is shown that the majority of modern first year students of the full-time form of education perceive adult’s possessing a diploma of higher education as a social norm. Diploma provides its owner a certain degree of security, which every person feels when he acts in accordance with social rules

Текст научной работы на тему «Формирование оптимальной мотивации к получению высшего образования»

О. И. Крушельницкая, М. В. Полевая

(Москва)

формирование оптимлльной мотивации к получению высшего образования

teachers' personal self-determination in conditions of educational and professional standards

Исследованы некоторые особенности мотива получения диплома как одной из составляющих мотивации к получению высшего образования. Показано, что большинством современных первокурсников очной формы обучения наличие у взрослого человека диплома о высшем образовании воспринимается как социальная норма. Диплом обеспечивает его обладателю определенную защищенность, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами.

Ключевые слова: мотивация, мотивация получения высшего образования, внешняя мотивация, дальняя мотивация, значимые мотивы.

Some features of the motive for obtaining a diploma as one of the components of the motivation to receive higher education are explored. It is shown that the majority of modern first year students of the full-time form of education perceive adult's possessing a diploma of higher education as a social norm. Diploma provides its owner a certain degree of security, which every person feels when he acts in accordance with social rules.

Key words: motivation, motivation for higher education, external motivation, long-term motivation, meaningful motives.

Серьезное отношение к учебе, как и к любому другому делу, предполагает, что человек должен работать регулярно и много; делать то, что трудно и иногда кажется не очень нужным. Поэтому все, что может мотивировать студента учиться, должно быть использовано в организации учебного процесса. Все внешние и внутренние мотивы должны быть задействованы для поддержки и усиления друг друга [10, 11, 18]. Результаты нашего исследования дают информацию, которая позволит вести работу по формированию оптимальной мотивации к получению высшего образования у молодежи более эффективно.

Теоретическими основаниями нашего исследования являются основные положе-

ния деятельностной теории мотивации [10, 11, 12], динамического подхода к исследованию личности [4], системного подхода [13].

Мотив получения диплома - одна из составляющих мотивации к получению высшего образования. На данный момент не существует общепринятой классификации этой группы мотивов. Обычно авторы исследований на тему мотивации к получению высшего образования выделяют такие мотивы: получить работу, соответствующую интересам и склонностям, хорошо оплачиваемую, стать компетентным работником; нравится учиться; этого хотят родители, надо получить «корочки» и ряд других мотивов. Формулировки мотивов разнятся у разных авторов, как и количество выделяемых мотивов [1, 2, 3, 5, 6, 9, 14, 15].

В своей работе исходим из предположения, что мотивация к получению высшего образования - это внешняя по отношению к учебной деятельности. Эти особенности определяют ее специфику по сравнению с учебной мотивацией и мотивацией профессионального совершенствования. Значимость мотивов получения высшего образования основана на субъективных представлениях студентов о том, какую роль будет играть высшее образование в их будущей жизни, какие потребности легче будет удовлетворить, каких целей легче будет достигнуть.

Наличие диплома, по определению, является подтверждением факта наличия высшего образования. Отношения между мотивом получения диплома и другими мотивами получения высшего образования сложные и неоднозначные. По результатам социологических исследований конца девяностых годов и начала двухтысячных получение диплома являлось для российских студентов ведущим мотивом получения высшего образования [16, 1]. Однако исследования последних лет показали, что теперь получение диплома - один из наименее значимых мотивов. По крайней мере, для студентов очной формы обучения [2, 5, 7,]. Для студентов заочной формы обучения этот мотив сохраняет свою значимость [8, 17], возможно потому, что наличие диплома о высшем образовании остается в квалификационных требованиях на ряд должностей. Впрочем, мотив не вполне утратил свою значимость и для студентов очной формы обучения. В частности, результаты проведенного нами в 2016 году исследования показали, что около 20% студентов (как первокурсников, так и четверокурсников), обучающихся на бакалавриате, считают важным для себя иметь диплом о высшем образовании [6]. Значимость диплома в глазах работодателей, студентов, общества в целом может усиливаться или ослабевать по ряду обстоятельств. И эти обстоятельства не совпадают с теми, что повышают и понижают значимость других мотивов получения высшего образования.

В исследовании принимали участие студенты первых курсов очной формы обучения восьми вузов разных регионов России, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов ^ = 226). Данные по количеству респондентов по каждому направлению подготовки представлены в Таблице 1. Исследование проводилось в марте-мае 2017 года во время занятий в учебных группах в анонимной форме.

Использовался метод незаконченных предложений. Каждый студент получал листок с незаконченным предложением «В наше время, если человек к 30 годам не имеет диплома о высшем образовании, это...». Студентов просили закончить предложение, не задумываясь над ответом надолго; писать первое, что пришло в голову. Преподаватель подчеркивал, что в данном случае не может быть правильных или неправильных ответов; исследование проводится в научных целях, и его результаты не могут никому повредить.

В ходе анализа полученных материалов было выделено несколько основных групп ответов. Некоторые ответы включали несколько вариантов (в этом случае учитывались все варианты). Однако в большинстве случаев студенты развивали в своем ответе одну основную мысль.

Количество высказываний, относящихся к каждой из выделенных групп ответов, было подсчитано и переведено в проценты по отношению к общему числу респондентов и к числу респондентов, обучающихся по конкретному направлению подготовки. Полученные результаты представлены в Таблице 1.

Только 5,3% всех респондентов расценивают отсутствие диплома как свидетельство необразованности. Значительно чаще других об этом писали студенты, обучающиеся по направлению Фундаментальная медицина (15,8%).

1,8% всех респондентов полагают, что отсутствие диплома является свидетельством интеллектуальной ограниченности: «Воспринимается людьми как то, что этот человек глуп и ничего в жизни не добьется», «человек, склонный к физическому труду, а

Таблица 1

Отсутствие диплома о высшем образовании - это... (%)

Направление подготовки. Укрупненные группы N Свидетельство необразованности Свидетельство ограниченности Нормально, ничего не значит Ненормально, странно, плохо... Другие приоритеты Обстоятельства помешали Проблемы с хорошей работой Проблемы с карьерой Проблемы с трудоустройством Проблемы с самореализацией

Всего 226 5.3 1.8 32.7 26.5 17.3 5.3 8.4 5.3 5.3 2.2

Экономика и управление 49 4.0 4.0 36.8 26,5 14.3 10.2 10.2 4.0 8.1 2.0

Образование и педагогические 40 7.5 5.0 20.0 47.5 15.0 7.5 5.0 2.5 5.0 2.5

науки

Сервис и туризм 53 3.8 0.0 32.1 15.1 17.0 5.7 18.9 13.2 3.8 1.9

Сельское, лес-

ное и рыбное 37 2.7 0.0 56.8 29.7 2.7 2.7 0.0 2.7 2.7 0.0

хозяйство

Ядерная энергетика и тепло- 28 3.6 0.0 17.9 17.9 50.0 0.0 3.6 0.0 0.0 0.0

физика

Фундаментальная медицина 19 15.8 0.0 26.3 21.1 10.5 0,0 5.3 5.3 15.8 10.5

не к умственному, с более низким уровнем интеллекта», «свидетельство, что он интеллектуально неразвит». Писали об этом только студенты, обучающиеся по направлениям «Образование и педагогические науки» (5%) и «Экономика и управление» (4%).

32,7% всех респондентов полагают, что отсутствие диплома о высшем образовании в наше время является нормальным и ничего не значит. Некоторые ответы являются краткими: «нормально», «ничего не значит». Но большинство ответов поясняют позицию автора. Приведем несколько характерных высказываний: «... Многие люди имеют только среднее профессиональное, при этом зарабатывают достаточно для нормальной жизни», «... и без высшего образования можно найти свое место в жизни и реализовать себя, «... ничего страшного, ведь человеческие возможности безграничны и они не определяются дипломами и прочими бумагами ...», «... ничего особен-

ного, так как и при наличии диплома о высшем образовании человек может работать на никудышней работе», «... это для меня, как прыжок с парашютом или поездка за границу - затрагивает не все».

Многие респонденты указали, что отсутствие диплома о высшем образовании нормально, если человек без него нашел свое место в жизни: «... если, к примеру, заняться собственным бизнесом», «... если все равно нашел то, что ему интересно и приносит доход», «... если человек нашел себя в жизни и хорошо зарабатывает на честной работе», «... человек творческий», «... его устраивает его жизнь и без высшего образования». Чаще всего характеризовали отсутствие диплома о высшем образовании как нормальное явление студенты, обучающиеся по направлению «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (56,8% респондентов, обучающихся по этому направлению).

26,5% всех респондентов полагают, что отсутствие диплома негативно отражается на жизни человека. Типичные ответы в этом случае: ненормально, странно, плохо, печально. В ряде случаев респонденты дистанцировались от излагаемой негативной оценки: «... многие считают, что это неправильно и высшее образование нужно всем», «... выглядит странно, его не уважают и считают необразованным», «это смущает некоторых людей», «... не укладывается в современные нормы. Люди в наше время считают, что ты обязан иметь высшее образование», «считается, что он не желает найти себя». Чаще всего характеризовали отсутствие диплома о высшем образовании как ненормальное, странное или печальное явление студенты, обучающиеся по направлению «Образование и педагогические науки» (47,5% респондентов, обучающихся по этому направлению).

17,3% всех респондентов полагают, что люди, которые не получили диплома о высшем образовании, просто не стремились к этому. Типичные ответы: «у него другие приоритеты», «был занят другим», «не считал нужным», «нашел другой способ развития». 81% от респондентов этой группы упоминают в этой связи собственный бизнес или творческую деятельность. В ряде ответов проскальзывает отношение респондентов к такому варианту жизненного пути как следствию исключительных способностей или исключительных обстоятельств: «неимоверно талантливый музыкант, художник и так далее», «слишком активный активист», «получил состояние от богатых родителей», «миллиардер или бомж».

При этом респонденты не выражают своего отношения к такому варианту жизненного пути (ни позитивного, ни негативного). 19% респондентов этой группы полагают, что исключительность людей без диплома определяется недостатком у них целеустремленности и воли: «сам не знает чего хочет», «нецелеустремленный человек», «это безалаберность», «значит бездельничал все это время. Не было жизненной цели», «... человек не имеет силы воли

и терпения». В этих ответах выражена негативная оценка людей без диплома.

Только 5,3% респондентов полагают, что людям, которые не получили диплома о высшем образовании, помешали внешние обстоятельства. Типичный вариант ответа в этом случае так и звучит: «Нет возможности получить образование в силу разных обстоятельств». В качестве конкретных обстоятельств чаще всего упоминается тяжелое материальное положение в семье.

Только 8,4% всех респондентов полагают, что отсутствие диплома о высшем образовании создаст проблемы с получением «хорошей» работы. Чаще всего об этом писали студенты, обучающиеся по направлению «Сервис и туризм» (18,9%).

5,3% всех респондентов предвидят проблемы с карьерой. Чаще всего об этом писали студенты, обучающиеся по направлению «Сервис и туризм» (13,2%).

5,3% всех респондентов - проблемы с трудоустройством. Чаще всего об этом писали студенты, обучающиеся по направлению «Фундаментальная медицина» (15,8%).

2,2% всех респондентов предвидят проблемы с самореализацией. Чаще всего об этом писали студенты, обучающиеся по направлению «Фундаментальная медицина» (10,5%).

Анализ общих выводов.

Около трети опрошенных утверждают, что отсутствие диплома о высшем образовании ничего не значит и ни на что не влияет. Однако обращает на себя внимание то, что многие ответы в этой группе начинаются со слов «ничего страшного», «и без этого многие ...» или содержат конструкты: «нормально, если ...», «нормально при условии». Ответы вызывают ощущение, что авторы спорят с кем-то, кто думает иначе.

Более четверти опрошенных высказывают мнение, что отсутствие диплома ненормально и странно. При этом авторы дистанцируются от этого мнения. Авторы не связывают эту «ненормальность» с какими-либо объективными проблемами (трудности трудоустройства, маленькая зарплата, низкий социальный статус или др.). Речь идет только об общественном мнении.

С ответами предыдущих групп хорошо согласуются ответы из группы «Другие приоритеты». Тем, кто достиг реальных жизненных успехов (имеет достаток и/ или высокий социальный статус, нет необходимости «прикрываться» дипломом. Не иметь диплома нормально для успешных и для нестандартных, рисковых людей, в некоторой степени - маргиналов. Впрочем, исключительность может быть обеспечена не личными талантами и особенностями, а статусом и/или материальным достатком родителей.

Вышеперечисленные три группы ответов объединяет общая черта. Все эти ответы свидетельствуют о том, что в глазах большинства первокурсников обладание дипломом является подтверждением «нормальности» его обладателя и поддерживает его социальный статус в период отсутствия других общественно значимых достижений. По сути, диплом выступает в качестве своеобразной подушки безопасности на случай жизненных неудач. Но не более того. И эти три группы ответов в совокупности составляют явное большинство всех ответов.

Подавляющее большинство первокурсников полагает, что диплом о высшем образовании могут получить все, кто действительно этого хочет. Очень небольшой процент респондентов воспринимает диплом о высшем образовании как эквивалент образованности или ума. Также очень небольшой процент связывает отсутствие диплома с конкретными проблемами при трудоустройстве, карьерном росте, самореализации. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что диплом о высшем образовании не воспринимается (по крайней мере студентами-первокурсниками) как документ, адекватно отражающий квалификацию владельца, его прошлые достижения в учебе и перспективы на будущее.

Ответы студентов разных направлений подготовки различаются. Например, для многих респондентов-«медиков» отсутствие диплома ассоциируется с безграмотностью и сулит проблемы с трудоустройством и самореализацией. Для респонден-

тов-«педагогов» отсутствие диплома прежде всего является отклонением от социальной нормы.

Наличие диплома воспринимается первокурсниками как социальная норма. Другие факторы работают, скорее, на понижение значимости диплома. Это и его относительная легкодоступность, и отсутствие сколько-нибудь существенного положительного влияния на трудоустройство, карьеру, зарплату, возможности самореализации.

Возможно, объективные данные исследований влияния наличия диплома о высшем образовании на социальный статус владельца, его трудоустройство, карьеру, самореализацию не соответствуют субъективному восприятию студентов. Однако на мотивацию оказывает влияние именно субъективное восприятие.

Результаты исследования подтверждают и объясняют данные о снижении в последние годы значимости мотива получения диплома о высшем образовании. Показано, что в глазах большинства современных первокурсников очной формы обучения наличие у взрослого человека диплома о высшем образовании является социальной нормой. Диплом обеспечивает его обладателю определенную защищенность, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами. В то же время в субъективном восприятии первокурсников факт наличия диплома не дает его обладателю заметных преимуществ в трудоустройстве, получении хорошей работы, карьерном росте, самореализации. Студенты разных направлений подготовки по-разному видят, в чем состоит значимость диплома о высшем образовании, и эти различия необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Литература

1. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. - 2006. - № 5. - С. 44-47.

2. Беляева О. С. Динамика мотивации получения высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 4. - С. 23-25.

3. Гладкая И. В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. - 2012. - №S1. - С. 66-74.

4. Журавлев А. Л., Харламенкова Н. Е. Динамический подход к исследованию психологии личности // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 5-23.

5. КонстантиновскийД. Л. Новая молодежь в новой реальности образования // Образование и науки в России: состояние и потенциал развития. - М., 2016. - С. 106-162.

6. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. - 2017. - № 2. - С. 70-77.

7. Крушельницкая О. И., Полевая М. В.. Зависимость мотивации первокурсников от направления подготовки // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 35-45.

8. Крушельницкая О. И. О мотивации студентов заочной формы обучения к получению высшего образования //Alma mater (Вестник высшей школы). - 2016. - № 2. - С. 36-42.

9. Курбатова Л. Н. Роль высшего образования в структуре жизненных ценностей современных студентов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - 2013. - № 1. - С. 130-135.

10. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2016. - № 2. - С. 3-18.

11. Леонтьев Д. А. Системно-смысловая природа и функция мотива // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1993. - № 2. - С. 73-82.

12. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999.

13. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. - М.: Институт психологии РАН, 2006.

14. Собкин В. С., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы: труды по социологии образования. Т. XI-XII, вып. XXI. - М.: Центр социологии образования РАО, 2007. - 200 с.

15. Соколова М. В. Социологическое исследование мотивации получения высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. - № 5. -С. 319-323.

16. Щепкина Е. В. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов. //Высшее образование в России - 1997. - №2. - С. 68-78.

17. Шиляева В. И. Мотивация студентов-заочников в малых городах: необходимость изучения // Вестник Удмуртского университета. - 2007. - № 3. - С. 155-162.

18. Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. - Springer Science+ Business Media, - 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.