Научная статья на тему 'Формирование оперативно-производственных планов на предприятиях автомобильной промышленности'

Формирование оперативно-производственных планов на предприятиях автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOBILE INDUSTRY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION PREPARATION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / OPERATIVE PRODUCTION PLANNING / NORMS AND STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова Наталья Викторовна

Представлены основные элементы подготовки производства готовой продукции, показан процесс формирования плана производства с учетом особенностей предприятий автомобильной промышленности. Оперативно-производственное планирование рассмотрено в качестве многоуровневой и структурируемой на разные блоки и стадии плановой работы, имеющей свои особенности на каждом уровне. Представлены экономико-математические модели процесса формирования плана производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main elements of ready-made products output are presented. The process of formation of production plan with the account of peculiarities of automobile industry enterprises is demonstrated. Executive production planning is treated as the multi-level and structuralised by different blocks and stages planned work possessing its own peculiarities characteristic for each level. Economic and mathematical models of the process of production plan formation are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование оперативно-производственных планов на предприятиях автомобильной промышленности»

Н. В. ЗУБКОВА

ФОРМИРОВАНИЕ

ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: автомобильная промышленность, производство, подготовка производства, планирование, оперативно-производственное планирование,

Il i

нормы и нормативы

Key words: automobile industry, production, production preparation, planning, operative production planning, norms and standards

Основой экономики любого развитого государства и его регионов являются крупные предприятия, корпорации и компании, активно сотрудничающие с предприятиями малого и среднего бизнеса. В Самарской области к таким предприятиям относятся «АВТОВАЗ», «Куйбышевазот», «Самароэ-нерго», «Тольяттиазот» и др. В современных экономических условиях только крупный капитал способен обеспечить применение новейших технологий и обусловленную ими высокую эффективность хозяйствования. Поэтому для регионов выгодно иметь стабильно работающее крупное предприятие, образующее вокруг себя отраслевой кластер. Есть несколько отраслей, которые можно отнести к крупным: строительство, транспорт, пищевая промышленность и машиностроение.

Одна из крупнейших отраслей машиностроения — автомобильная промышленность, которая может взять «сырой товар», довести его до высочайшего уровня переработки и отдать покупателю. Это позволяет развивать экономику региона и страны в целом. Автомобильная промышленность вбирает в себя десятки других отраслей, проявляя тем самым интеграционные процессы в ней. Поэтому управление предприятиями, относящимися к автомобильной промышленности, в

ЗУБКОВА Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры экономической и управленческой подготовки Тольяттинского государственного университета.

современных условиях требует системного решения проблем и напрямую зависит от качества планирования, обеспечивающего принятие оптимальных управленческих решений.

Создание эффективного механизма управления в автомобильной промышленности невозможно без четкой организации планирования и, прежде всего, оперативно-производственного планирования, поскольку оно обеспечивает реализацию планов при определенной тактике и стратегии. Зависимость качества планов от множества факторов доказывает сложность выбора оптимального направления развития оперативно-производственного планирования и его особенностей на предприятиях автомобильной промышленности. Опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка оперативно-производственного планирования, игнорирование, некомпетентное или ограниченное его осуществление приводят к неоправданным экономическим потерям. Таким образом, оперативно-производственное планирование создает упорядоченность и пропорциональность развития в достижении цели и позволяет сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства и воспроизводства; обеспечить равномерность и комплектность загрузки оборудования и площадей; четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений с минимальными затратами.

Основу оперативно-производственного планирования на предприятиях автомобильной промышленности составляет программа производства или объем готовой продукции, планируемый к производству. Для этого проводят подготовку производства, обеспечивающую формирование и ведение конструкторско-технологической нормативной базы предприятия, предназначенной для использования в конструкторских, технологических службах предприятия, а также в службах нормирования трудовых и материальных ресурсов и в отделах главного механика. Подготовка производства обеспечивает формирование и ведение номенклатуры деталей и сборочных единиц, которые изготавливаются на предприятии; ведение справочников материалов и покупных комплектующих изделий, инструмента, оборудования и т. д.; создание конструкторских спецификаций на сборку изделий; создание

технологических процессов изготовления деталей и сборочных единиц; нормирование расхода основных и вспомогательных материалов на детали и сборочные единицы; ведение базы данных пооперационных трудовых нормативов.

Таким образом, подготовка производства позволяет получить сводные расчеты по стоимости основных и вспомогательных материалов для деталей и изделий, расчету норм времени и расценок на изготовление изделий, калькуляции нормативной себестоимости изделия и спецификации-рас-цеховки для сборочных единиц. Сводными расчетами материальных и трудовых затрат на изделие пользуются все подразделения предприятия, связанные с производством и обеспечением ресурсами.

В автомобильной промышленности в процессе подготовки производства применяют различные методы плановых работ, которые по характеру подразделяются на три последовательно выполняемых блока: объемное планирование, календарное и текущее (оперативное) планирование. Основная задача объемного планирования — распределение выполняемых работ по подразделениям и плановым периодам с учетом загрузки оборудования и площадей. Календарное планирование предполагает определение сроков начала и окончания работ в цехах и сроков передачи их продукции другим цехам, при необходимости — с корректировкой результатов объемных расчетов. Оно осуществляется как для предприятия в целом, так и для отдельных его цехов. В качестве планового периода при календарных расчетах чаще всего выбирается месяц или квартал. Задача текущего (оперативного) планирования состоит в разработке конкретных производственных заданий по номенклатуре работ и исполнителей на короткие плановые периоды (декаду, неделю, сутки, рабочую смену и час).

Оперативно-производственное планирование на предприятиях автомобильной промышленности рассматривается как многоуровневая, структуризуемая на разные блоки и стадии плановая работа. Различают три уровня оперативно-производственного планирования: заводской (межцеховой), цеховой и участковый.

Оперативно-производственное планирование на предприятиях автомобильной промышленности осуществляет производственно-диспетчерский отдел (ПДО), возглавляемый

начальником производства. Структура этого отдела и его количественный состав определяются структурой предприятия, объемом производства, номенклатурой выпускаемых изделий, численностью промышленно-производственного персонала. ПДО является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется заместителю директора по производству (начальнику производства). В некоторых случаях в производственно-диспетчерских отделах создаются бюро по планированию отдельных производств: механосборочного, металлургического, сварочного и т. д.

На уровне предприятия центральный производственно-диспетчерский отдел решает совокупность задач межцехового оперативно-производственного планирования, располагая для этого рядом бюро: сводного планирования и технико-экономических расчетов, календарного планирования цехов, оперативной подготовки производства, календарно-плановых норм, заказов и др. и группами диспетчерования. Объектом межцехового оперативно-производственного планирования являются цеха основного производства. Цели — слаженная, ритмичная работа в цехах основного производства, а также их бесперебойное снабжение ресурсами и услугами вспомогательных цехов и служб предприятия. Предметом межцехового планирования служат производственно-хозяйственные связи между цехами основного производства, а исходными данными — показатели плана производства и реализации продукции предприятия.

На внутрицеховом уровне производственно-диспетчерское бюро (ПДБ) цеха, имея группы планирования и диспетчеро-вания, осуществляет планирование и регулирование деятельности участков, бригад, линий и т. д. На уровне участков их начальники, старшие и сменные мастера, бригадиры, распределители работ (учетчики) проводят внутриучастковое планирование, обеспечивают движение предметов по рабочим местам, ведут оперативный учет, контроль и регулируют производство.

В процессе оперативно-производственного планирования подразделения предприятия, службы, отдельные должностные лица обмениваются необходимой информацией. Стороны предоставляют сведения в соответствии с установленными на предприятии плановыми периодами обеспечения информацией (на начало и конец года, квартала, месяца и т. д.)

и несут ответственность за качество и сроки ее предоставления. Общий вид распределения функций по составлению оперативно-производственных программ на предприятиях автомобильной промышленности представлен в таблице1.

Таблица

Распределение функций по составлению оперативно-производственных программ на предприятиях автомобильной промышленности

Этап прохождения программы Суммарное задание Детализирование задания

Объем выпуска График выпуска Программа в номенклатуре Календарный график выпуска

Разработка и оформление общезаводской программы ПЭО ПЭО ПЭО ПДО

Утверждение общезаводской программы Руководитель предприятия

Разработка и оформление цеховых программ ПЭО ПДО ПДО ПДО

Утверждение цеховых программ Руководитель предприятия

Выдача заданий цехам ПЭО ПДО ПДО ПДО

Корректировка плана ПЭО ПДО ПДО ПДБ

Представленные в таблице этапы разработки производственной программы цехов позволяют сформировать план производства всего предприятия, который включает в себя формирование заказов производствам на изготовление товарной продукции по номенклатуре договоров с потребителями; формирование заказов на восполнение необходимого уровня запасов на складах готовых деталей, а также на заделы будущих периодов; учет производственных заказов на выполнение гарантированного и постгарантийного ремонта выпускаемых изделий; учет возврата готовой продукции со складов отдела сбыта в цеха, а также учет переоценки готовых изделий в отделе сбыта2.

На основании плана производства формируются основные расчеты: графики межцеховых передач деталей и сборочных единиц, подетальный план межцеховых передач на программу текущего месяца и будущих периодов, сводка текущего выполнения товарного плана и плана межцеховых передач, планы выпуска товарной продукции завода и цехов, экономические показатели плана производства в разрезе всех служб предприятия.

Математически возникающие отношения в процессе формирования плана производства выражаются следующим образом3:

2 = I 2

(1)

где 2 — количество продукции (продуктовая программа), которое необходимо произвести, шт.; г — этап технологической цепочки (1 — заготовительный, 2 — обрабатывающий, 3 — сборочный).

Количество продукции, которое должно быть произведено после определенного этапа технологической цепочки, определяется по формуле:

J = в I = 3

2. = I 2 ,

г ^^ г] '

(2)

г = 1

г = а

где 2 — количество продукции, которое проходит по технологическому процессу; ] — продукция, которая проходит по производственному процессу, но имеет разные пути ее доведения до основного производства (а — продукция от поставщиков; б — продукция собственного производства и отправленная потребителю; в — продукция собственного производства, предназначенная для внутреннего потребления).

В развернутом виде математическая модель выглядит так:

21а

2 2а + 21в

23 + 2

3а 2в

2/ = 21б + 21в = = *1б

22 = 2 2б + 22в = = Х2б

23 = 23б — * 2з = Х3б

(3)

где 2г/ — преобразовавшаяся продукция после определенного этапа производственного процесса.

Таким образом, оперативно-производственное планирование подразделяется на стадии предварительных расчетов и разработки планов. На пересечении структурных образующих формируется целостная система оперативного планирования производства, включающая совокупность основных элементов: выбор и обоснование планово-учетных единиц, расчеты за-

г = 1

грузки оборудования и производственных площадей, разработка календарно-плановых нормативов, разработка цеховых и внутрицеховых производственных программ (объемные расчеты), формирование меж- и внутрицеховых производственных графиков (календарные расчеты) и оперативных заданий (сменно-суточных, часовых и др.)4.

Значение объемных расчетов в оперативно-производственном планировании состоит в определении возможностей оборудования, площадей, трудовых коллективов по выполнению производственных заданий в плановом периоде с учетом скорости движения производства, которая определяется в блоке календарного планирования. Однако громоздкие расчеты, проводимые без календарного обоснования производственного процесса, носят лишь предварительный характер и не могут заменить или компенсировать отсутствие календарного планирования.

Суть установления календарно-плановых нормативов (объемов партии изделий; длительности производственных циклов, опережений, заделов и др.) состоит в нормировании хода дискретного производственного процесса во времени. В качестве критерия экономичности используются различные показатели: наименьшее количество переналадок оборудования (либо время наладки); максимальная загрузка оборудования и минимальная длительность производственного цикла; наименьший объем незавершенного производства либо совокупных производственных издержек. Содержание календарного планирования предполагает определение на основе календарно-плановых нормативов сроков выполнения производственных заданий на планируемый период в разрезе установленных планово-учетных единиц при соблюдении объемной разгрузки подразделений.

Таким образом, в процессе формирования оперативно-производственных планов в автомобильной промышленности увязываются все элементы предприятия (техническая подготовка производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т. д.) в единый производственный «организм», что позволяет говорить о них как о приоритетных и интегрирующих при управлении предприятиями. При этом от качества составления оперативно-производственных планов и организации произ-

водственного процесса зависит не только работоспособность самого предприятия, но и благосостояние юридических лиц, граждан, организаций, государственных учреждений, органов управления и власти, т. е. охватываются практически все компоненты социально-экономической, технологической и природной среды региона и России в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Курочкин А.С. Оперативный менеджмент. URL: http://biglibrary.ru/ category38/bookll6 (дата обращения: 15.09.2010).

2 См.: Зубкова Н.В. Применение экономико-математических моделей при формировании затрат машиностроительного предприятия на стадии планирования // Вектор науки Тольят. гос. ун-та / Тольят. гос. ун-т. 2010. № 2. С. 166—170.

3 Там же.

4 См.: Планирование и учет производства. URL: http://www.olimp.udm.ru/ Solutions/planing.html (дата обращения: 24.10.2010).

Поступила 29.12.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.