Научная статья на тему 'Формирование общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей'

Формирование общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общевоенные компетенции / моделирование боевой деятельности / общевоенная подготовка / межпредметная интеграция / межпредметная взаимосвязь / all-military competences / modeling of fighting activity / all-military preparation / intersubject integration / intersubject interrelation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приветень Сергей Аркадьевич

В статье предложены направления разрешения педагогической проблемы качественного формирования общевоенных компетенций курсантов радиотехнических специальностей в военном вузе, обусловлена необходимость моделирования боевой деятельности офицера и на этой основе определения нового содержания обучения, нахождения новых способов, подходов и технологий в обучении. Проведен теоретический анализ понятий «компетентность» и «компетенция», рассмотрена компетентностная модель военного специалиста. Определены условия создания модели военнопрофессиональной работы, такие как деятельностный подход, политехническая направленность интеграции знаний, навыков и умений, а также зависимость построения интегративного процесса обучения в системе общевоенной подготовки от прогнозирования требований к военно-профессиональной деятельности офицера, что обусловливает конкретизацию формулировок, содержания и обосновывает перечень необходимых для будущего офицера профессиональных компетенций. Рассмотрены профессионально-квалификационная характеристика военного специалиста и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования как основания и инструменты, которые определяют цели и содержание профессиональной подготовки военного специалиста в настоящее время. Предложены пути разрешения противоречия между устойчивым возрастанием объема содержания обучения специалистов и возможностями по его реализации. На основе результатов анализа учебных программ и тематических планов учебных дисциплин, участвующих в формировании общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей, определены основные направления разрешения педагогической проблемы качественного формирования общевоенных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приветень Сергей Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of All-Military Competences in Cadets of Radio Engineering Specialities

In the article directions of solving the pedagogical problem of high-quality formation of all-military competences in cadets of radio engineering specialities of military higher education institution are offered, is reasoned the need of modeling the officer’s fighting activity and on this basis to determine a new content of training, finding of new ways, approaches and technologies in training. The theoretical analysis of formulations of concepts «competency» and «competence» is carried out, the competence-based model of the military expert is considered. Here is proved the need of modeling of the officer’s fighting activity and on this basis to determine a new content of training, finding of new ways, approaches in training. Are defined conditions of creating the model of military and professional work, such as, an activity approach, polytechnical orientation of integration of knowledge, skills and abilities and also dependence of creation of the integrative process of training in the system of all-military preparation from forecasting of requirements to the officer’s military professional activity that causes specification of formulations, contents and proves the list of professional competences,necessary for the future officer. Here is considered the professional characteristic of the military expert and federal state educational standards of the higher education as the bases and tools which define the purposes and the content of professional training of the military expert nowadays. Ways to solve contradiction between steady increase of amount of content in training of experts and opportunities for its realization are offered. On the basis of results of the analysis of training programs and thematic plans of the subjects participating in formation of all-military competences in cadets of radio engineering specialities the main directions are defined in solving the pedagogical problem of high-quality formation of all-military competences.

Текст научной работы на тему «Формирование общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей»

УДК 355.232

С. А. Приветень

https://orcid.org/0000-0001-5668-3347

Формирование общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей

В статье предложены направления разрешения педагогической проблемы качественного формирования общевоенных компетенций курсантов радиотехнических специальностей в военном вузе, обусловлена необходимость моделирования боевой деятельности офицера и на этой основе определения нового содержания обучения, нахождения новых способов, подходов и технологий в обучении. Проведен теоретический анализ понятий «компетентность» и «компетенция», рассмотрена компетентностная модель военного специалиста. Определены условия создания модели военно-профессиональной работы, такие как деятельностный подход, политехническая направленность интеграции знаний, навыков и умений, а также зависимость построения интегративного процесса обучения в системе общевоенной подготовки от прогнозирования требований к военно-профессиональной деятельности офицера, что обусловливает конкретизацию формулировок, содержания и обосновывает перечень необходимых для будущего офицера профессиональных компетенций. Рассмотрены профессионально-квалификационная характеристика военного специалиста и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования как основания и инструменты, которые определяют цели и содержание профессиональной подготовки военного специалиста в настоящее время. Предложены пути разрешения противоречия между устойчивым возрастанием объема содержания обучения специалистов и возможностями по его реализации. На основе результатов анализа учебных программ и тематических планов учебных дисциплин, участвующих в формировании общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей, определены основные направления разрешения педагогической проблемы качественного формирования общевоенных компетенций.

Ключевые слова: общевоенные компетенции, моделирование боевой деятельности, общевоенная подготовка, межпредметная интеграция, межпредметная взаимосвязь.

S. A. Priveten

Formation of All-Military Competences in Cadets of Radio Engineering Specialities

In the article directions of solving the pedagogical problem of high-quality formation of all-military competences in cadets of radio engineering specialities of military higher education institution are offered, is reasoned the need of modeling the officer's fighting activity and on this basis to determine a new content of training, finding of new ways, approaches and technologies in training. The theoretical analysis of formulations of concepts «competency» and «competence» is carried out, the competence-based model of the military expert is considered. Here is proved the need of modeling of the officer's fighting activity and on this basis to determine a new content of training, finding of new ways, approaches in training. Are defined conditions of creating the model of military and professional work, such as, an activity approach, polytechnical orientation of integration of knowledge, skills and abilities and also dependence of creation of the integrative process of training in the system of all-military preparation from forecasting of requirements to the officer's military professional activity that causes specification of formulations, contents and proves the list of professional competences,necessary for the future officer. Here is considered the professional characteristic of the military expert and federal state educational standards of the higher education as the bases and tools which define the purposes and the content of professional training of the military expert nowadays. Ways to solve contradiction between steady increase of amount of content in training of experts and opportunities for its realization are offered. On the basis of results of the analysis of training programs and thematic plans of the subjects participating in formation of all-military competences in cadets of radio engineering specialities the main directions are defined in solving the pedagogical problem of high-quality formation of all-military competences.

Keywords: all-military competences, modeling of fighting activity, all-military preparation, intersubject integration, intersubject interrelation.

Компетентностный подход, применяемый в настоящее время в педагогической теории и практике, основан на концепции компетенций как основе развития у обучающегося способности решать важные практические задачи и развития личности в целом. При этом главная особенность компетентности как педагогического явления заключается в том, что это не специфические предметные знания или абстрактные мыслительные

операции, а конкретные интегрированные профессиональные и жизненные навыки и умения, необходимые военнослужащему. Очевидно, что компетентность является результатом образования и предусматривает наличие у офицеров определенных профессиональных и общих компетенций.

Исследованием понятий «компетентность», «компетенция» занимались многие ученые. Проблема использования этих дефиниций заключает-

© Приветень С. А., 2018

ся в их множестве и в различных формулировках, имеющихся в научной и учебной литературе, а также в руководящих документах. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть часть формулировок известных авторов и уточнить, какие из них будем применять в нашем исследовании. Так, А. В. Хуторской под компетенцией понимает «...определенный круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определенным предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа» [18, с. 59]. Компетентность, по его мнению, - это обладание необходимой компетенцией, что включает также и личное отношение человека к предмету деятельности [19, с. 61].

По В. Д. Шадрикову, под компетенцией следует понимать круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен. Это понятие относится не к определенному субъекту деятельности, а к вопросам, что ее сопровождают. Иными словами, под компетенцией необходимо понимать функциональные задачи, которые можно успешно решить [20, с. 15]. А компетентность - это особенность субъекта деятельности. Благодаря ей личность может решать определенный спектр задач [20, с. 15-16].

Известный английский ученый-психолог Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [13, с. 86].

В большом словаре иноязычных слов под редакцией А. Н. Булыко компетентность определяется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение» [4, с. 282]. В этом же издании «компетентный» (в переводе с лат. - 'надлежащий, способный') определяется как «обладающий основательными знаниями в какой-либо области; веский, авторитетный; имеющий определенные полномочия». Компетенция (с лат. - 'согласованность') - осведомленность, опытность в какой-либо области; квалифицированность, авторитетность; круг полномочий, прав какого-либо учреждения, лица [4, с. 282]. Почти аналогичные формулировки можно найти в толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [15].

Ученые С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин и другие рассматривают компетентность как харак-

теристику личности, Ю. В. Кричевский и др. - как реализацию функций; В. А. Сластенин - как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности [17, с. 67].

Академик Российской академии образования А. М. Новиков пишет о том, что компетенции фактически являются синонимами умений [9, с. 65], и обращает внимание, что в отечественной педагогике и психологии теория формирования умений была разработана в 1970-х гг. Так, Е. А. Милерян (1973) умения рассматривал не в узком технологическом смысле, а как «сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» [8, с. 43].

В тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования» прописано, что понятие компетентность «.шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотиваци-онную, этическую, социальную и поведенческую» [14, с. 12-13]. Но тут очевидно смещение понятий, так как известно, что умения формируются на основе знаний, навыков и т. д. [7, с. 296-297].

Проведенный нами теоретический анализ формулировок понятий «компетентность» и «компетенция» показывает, что большая группа исследователей придерживается той точки зрения, что компетентность - это возможность не просто обладать знаниями, а потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела. В связи с этим обратимся к мнению академика А. М. Новикова, который указывает, что «компетентностный подход» с тем же успехом можно назвать «умениевым подходом». Признание учеными и общественностью компетентностного подхода означает переход от «знаниевой» парадигмы к «деятельност-ной» [9, с. 67]. Поэтому в нашем исследовании мы будем основываться на понимании рассматриваемых дефиниций, предложенных научной школой академика А. М. Новикова и группой ученых, специализирующихся в этой области.

Компетентностный подход, который в настоящее время доминирует в отечественном образовании, требует уделять особое внимание конечному результату обучения как ключевой компетенции, поэтому имеет особое значение учет всего многообразия психических явлений в образовании. Так, компетентностный подход к подготовке офицеров предполагает, что компетентностная модель военного специалиста представляет собой описание

того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций, в какой степени и на каком уровне он должен быть подготовлен.

Проведенный нами историко-педагогический анализ формирования общевоенных компетенций у военных специалистов радиотехнического профиля показывает, что профессиональная подготовка будущего офицера как категория социальная, историческая время от времени требует объективного пересмотра найденных прежде решений в его подготовке, но уже не в полной мере удовлетворяющих реалиям современного боя и тем задачам, которые требуется выполнять в настоящее время. Это, с одной стороны, объективно ведет к повышению требований к профессиональной компетентности офицерских кадров и, следовательно, к усложнению и преобразованию военно-профессиональной подготовки курсантов, а с другой стороны, обусловливает необходимость моделирования боевой деятельности офицера и на этой основе определения нового содержания обучения, нахождения новых способов, подходов в обучении, технологий и пр.

Моделирование деятельности офицера предполагает описание прогнозируемых требований к нему, то есть функций, выполняемых в процессе служебно-должностной деятельности; военно-профессиональных задач, которые он должен уметь решать; военно-профессиональных, общепрофессиональных и специальных знаний, навыков и умений, которые необходимы для решения поставленных задач. Моделирование профессиональной деятельности, по нашему мнению, может осуществляться в условиях деятельностного подхода к созданию модели военно-профессиональной работы; политехнической направленности интеграции знаний, навыков и умений, а также зависимости построения интегра-тивного процесса обучения в системе общевоенной подготовки от прогнозирования требований к военно-профессиональной деятельности офицера, что обусловливает конкретизацию формулировок, содержания и обосновывает перечень необходимых для будущего офицера профессиональных компетенций.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем общевоенные компетенции как часть необходимых профессиональных компетенций будущего офицера-специалиста радиотехнического профиля, развитие которых позволит ему успешно осуществлять свои функции по должностному предназначению. Общевоенные компетенции соответствующей направленности формируются на основе блока военно-профессиональных дисци-

плин, по которым осуществляется обучение в военном вузе.

Важным основанием для формирования содержания общевоенной подготовки является профессионально-квалификационная характеристика военного специалиста (ПКХ). С. Я. Батышев определяет профессионально-квалификационную характеристику как описательную модель профессии (специальности), определяющую ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся [21, с. 395-396]. ПКХ применительно к проблеме формирования общевоенных компетенций отражает результаты исследований военных специалистов, социологов, психологов и физиологов по отбору информации о характере и содержании деятельности военного специалиста по определенной специальности.

Другим основным инструментом, который определяет цели и содержание профессиональной подготовки в настоящее время, являются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Структурно ФГОС ВО включает характеристики направлений подготовки (специальности), профессиональной деятельности специалиста; требования к результатам освоения основных образовательных программ, где прописаны компетенции, которые следует формировать у будущих специалистов, часть из которых определяется образовательным учреждением исходя из специфики специальности; требования к условиям реализации основных образовательных программ (ООП), где специализация ООП определяется вузом, в том числе связанная с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

Следует заметить, что, в отличие от характерной для государственных образовательных стандартов второго поколения квалификационной модели специалиста, компетентностные модели выпускников государственных образовательных стандартов третьего поколения ориентированы на более широкую сферу деятельности и менее привязаны к конкретным объектам и предметам труда.

Основываясь на этом положении, можно утверждать, что профессионально-

квалификационная характеристика является описательной моделью военной специальности и определяет ее место в системе обеспечения национальной безопасности России, а также определяет содержание будущей служебной деятельности специалиста, требования к военно-профессиональной подготовке и контингенту обу-

чаемых в соответствии с комплексной целью ком-петентностного подхода.

Модель военной специальности радиотехнического профиля в настоящее время нуждается в совершенствовании содержания подготовки в направлении формирования общевоенных компетенций у будущих офицеров - курсантов радиотехнических специальностей. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть, что включает общевоенная подготовка и каким образом она влияет на формирование общевоенных компетенций.

Анализ руководящих документов, учебных программ различных военных и гражданских учебных учреждений, осуществляющих общевоенную подготовку, содержания учебников, учебных пособий по общевоенной подготовке, требований к общевоенной подготовке по различным военным специальностям показывает, что общевоенная подготовка в целом включает большое количество учебных дисциплин. При этом различными учебными учреждениями реализуются отличающиеся комплексы учебных дисциплин общевоенной направленности.

Объяснение такому положению можно найти в содержательно-функциональной концепции известного военного ученого-педагога А. В. Барабанщикова [1, 2], в которой он ориентировал на целостное изучение взаимосвязей проблемы. Это позволяет в рамках военно-профессиональной подготовки рассматривать процесс обучения в развитии, то есть как процесс изменения его структуры; определять этапы, цели и тенденции развития и на этой основе делать правильные выводы об их содержании и специфике функционирования. Такой подход предусматривает методологический анализ определенной совокупности научных знаний, в результате достигается синтез этих знаний, который можно реализовывать в программах обучения, а также в целевых педагогических программах.

Анализ руководящих документов: приказов МО РФ, квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по различным специальностям радиотехнического профиля (дополнения к ФГОС ВО) [6], рабочих программ различных высших военных учебных заведений, тематических планов учебных дисциплин, других руководящих и методических документов [12, 22, 16], а также опыта ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах [3, 11] показывает следующее. С одной стороны, в дополнениях к ФГОС ВО в требованиях к результатам освоения образовательных программ военно-профессиональной направлен-

ности прописаны компетенции, в том числе и общевоенные, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения, [6, раздел 5], а в рабочих программах учебных дисциплин, которые непосредственно влияют на их формирование, прописаны планируемые результаты освоения учебных дисциплин и их содержание, с другой стороны, очевидно, что часть вопросов в должной мере не отрабатывается или не отрабатывается с необходимой глубиной и во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами. Такое положение вступает в противоречие с социальным заказом общества - задачей формирования у выпускников соответствующих компетенций необходимого уровня.

Известно, что военные вузы осуществляют подготовку курсантов одновременно по двум специальностям: стандартизированной гражданской и соответствующей военной. Реализовать такую подготовку за пять лет обучения в военных вузах без ущерба освоению военной специальности невозможно. И тем более невозможно освоить шестилетние программы по отдельным инженерным специальностям в военных вузах за пять лет, поскольку один учебный год в соответствии с государственными стандартами в среднем составляет не менее двух тысяч часов.

Проблема состоит в том, что возникший при этом дефицит учебного времени восполняется только за счет военных и военно-специальных дисциплин, так как программа подготовки по гражданской специальности защищена от сокращения государственным стандартом. В результате происходит уменьшение времени на фундаментальную подготовку в области науки, техники, технологии и общей культуры будущего военного специалиста, ориентация гуманитарных и социально-экономических дисциплин на формирование у выпускников только военной культуры, кроме этого, сведение фундаментальной теоретической подготовки к изучению конкретных образцов вооружения и военной техники неизбежно приведет к снижению профессионального уровня и общей культуры выпускников военных вузов радиотехнического профиля, по сравнению с выпускниками гражданских вузов.

Проведенный анализ опыта ряда высших военных учебных заведений по использованию государственных образовательных стандартов [5, с. 44] показывает, что в условиях острого дефицита учебного времени кафедры вынуждены сокращать и даже исключать из учебных программ материал, необходимый для формирования у офицера радиотехнического профиля соответствующих военно-профессиональных компетенций и воспитания его

как защитника Отечества. Увеличение срока обучения в военных вузах до шести лет в целях получения будущими офицерами военной и гражданской специальностей не представляется возможным. Кроме этого противоречия, существенное влияние на развитие системы обучения в вузах оказывает внутреннее противоречие процесса обучения - это противоречие между устойчивым возрастанием объема содержания обучения специалистов и возможностями по его реализации.

Вследствие того, что процесс возрастания и усложнения содержания обучения является объективным и наблюдается чрезмерная перегрузка учебных планов предметами обучения, что влечет, в свою очередь, перегрузку изучаемых предметов учебной информацией и выступает временным ограничителем возможности освоения содержания, основным направлением разрешения этого противоречия в обучении курсантов выступает тщательный отбор содержания обучения по учебным дисциплинам, значимым для формирования общевоенных компетенций у курсантов.

Вскрытые нами противоречия обусловливают необходимость поиска и обоснования путей решения задачи формирования у выпускников необходимых военно-профессиональных компетенций, в том числе общевоенных компетенций, без увеличения продолжительности срока обучения с учетом выделенного лимита времени и с учетом изучаемых учебных дисциплин, определяющих основную военную специальность.

Анализ учебных программ и тематических планов показывает, что, с одной стороны, действительно происходит обучение курсантов по общевоенной направленности, с другой - в содержании изучаемых дисциплин и учебных вопросов имеется ряд серьезных недостатков. Так, значительная часть учебных вопросов, учебный материал, востребованный профессиональной деятельностью в реальной обстановке и не преподаваемый должным образом, находится на стыке учебных дисциплин, то есть не изучается с необходимой глубиной. Другая часть учебного материала изучается без должной комплексности, межпредметной взаимосвязи и межпредметной интеграции.

Результаты анализа учебных программ и тематических планов учебных дисциплин, участвующих в формировании общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей, показывают следующее:

— принципиально важными являются цели общевоенной подготовки и сформированное в связи с поставленными целями ее содержание;

— содержание является одним из важных компонентов общевоенной подготовки, так как при его отборе реализуется возможность осуществления главной целевой установки в подготовке будущих офицеров;

— военно-профессиональная специализация офицера может быть осуществлена только на основе общевоенной подготовки;

— основное содержание общевоенной подготовки должны составлять знания, умения и навыки, имеющие непосредственное значение для формирования общевоенных компетенций в целях выполнения выпускниками служебно-должностных обязанностей в войсках в соответствии с современными требованиями военной науки, опытом ведения боевых действий в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов;

— содержание общевоенной подготовки будущих офицеров в военном вузе радиотехнического профиля должно быть научно обоснованным и обеспечивать преемственность и последовательность в подготовке офицерских кадров, а также успешное формирование общевоенных компетенций.

Опыт ведения боевых действий в Сирии, в других локальных войнах и вооруженных конфликтах показывает на увеличение количества выполняемых воинскими подразделениями боевых и служебно-боевых задач, развитие способов их осуществления и изменения тактики действий, а также развитие средств вооруженной борьбы и техническое их усложнение, что обусловливает необходимость разработки новых технологий, средств и методов обучения, ведущих к росту объема и усложнению учебной материально-технической базы. Это, в свою очередь, влияет на изменение социального заказа общества. В связи с этим возникает необходимость в пересмотре целей и совершенствовании содержания общевоенной подготовки военных специалистов радиотехнического профиля, совершенствовании педагогических технологий и методик их подготовки.

Таким образом, исследовав формирование общевоенных компетенций как педагогическую проблему, мы можем сделать следующие выводы:

— Применение компетентностного подхода предполагает, что компетентностная модель военного специалиста радиотехнического профиля должна гибко учитывать изменения в военной науке и представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций, в какой степени и на каком уровне он должен быть подготовлен.

- Моделирование профессиональной деятельности офицера должно осуществляться в условиях деятельностного подхода к созданию модели военно-профессиональной работы; политехнической направленности интеграции знаний, навыков и умений, прогнозирования требований к военно-профессиональной деятельности офицера, что обусловливает конкретизацию формулировок, содержания и обосновывает перечень необходимых для будущего офицера профессиональных компетенций.

- В рабочих программах учебных дисциплин, которые непосредственно влияют на формирование общевоенных компетенций, значительная часть учебных вопросов, учебный материал, востребованный профессиональной деятельностью в реальной обстановке, находятся на стыке учебных дисциплин, то есть не изучаются с необходимой глубиной. Другая часть учебного материала изучается без должной комплексности, межпредметной взаимосвязи и межпредметной интеграции, что не позволяет формировать у выпускников компетенции необходимого уровня.

- Основным направлением разрешения педагогической проблемы качественного формирования общевоенных компетенций является тщательный отбор содержания обучения на основе ком-плексирования и межпредметной интеграции и разработки соответствующих технологий обучения и методик.

Библиографический список

1. Барабанщиков, А. В. Военно-педагогическая диагностика [Текст] / А. В. Барабанщиков, Н. И. Дерюгин. - М. : Изд-во ВУ, 1995. - 134 с.

2. Барабанщиков, А. В. Основные направления повышения качества подготовки специалистов в высшей школе. Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов в высшей школе [Текст] / А. В. Барабанщиков. - Чебоксары : ЧувГУ, 1983. - 187 с.

3. Боевые действия советских войск в республике Афганистан [Текст] / под общ. ред. Ю. Н. Яровенко. - М. : ВАФ, 1991. - 188 с.

4. Большой словарь иноязычных слов [Текст] / под ред.

A. Н. Булыко. - М. : Мартин, 2004. - 704 с.

5. Закорин, Н. Д. Проблемы интеграции высшего военного и гражданского образования [Текст] / Н. Д. Закорин,

B. П. Кобзев, Н. В. Махров // Военная мысль. - 1996. -№ 3. - С. 43-51.

6. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников / доп. к ФГОС ВО, специальность РЛС РПА, ВУС - 130700, 530100, 530400, 531000 (Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны). - М. : 2014. - 42 с.

7. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст] / В. Г. Крысько. - Мн. : Харвест, М. : АСТ, 2000. - 384 с.

8. Милерян, Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений [Текст] / Е. А. Милерян. -М. : Педагогика, 1973. - 300 с.

9. Новиков, А. М. Основания педагогики [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2010. - 208 с.

10.Новиков, А. М. Интеграция базового профессионального образования [Текст] / А. М. Новиков // Педагогика. -1996. - № 3. - С. 3-8.

11.Опыт организации и ведения боевых действий на территории республики Афганистан [Текст] : учебное пособие. - Б. - М. : Штаб ТуркВО, 1988. - 298 с.

12. Организационно-методические рекомендации по формированию у курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации военно-профессиональных навыков: Управление военного образования МО РФ [Текст] / Нач. упр-я воен. образования

A. Сидоренко. - М., 1999.

13.Равен, Дж. Компетентность в современном обществе [Текст] / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.

14. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М. : ООО «Мир книги», 2001. - 100 с.

15.Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Альта-Принт, 2005. - 1216 с.

16. Учебно-тренировочные средства Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и береговых войск ВМФ, проблемные вопросы развития и пути их решения [Текст] : материалы VIII Всероссийской научно-техническая конференции. - Кубинка : ГУБП ВС РФ, 2016. - 188 с.

17.Харитонова, Е. В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» [Текст] / Е. В. Харитонова // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3. -С. 67-68.

18.Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностной парадигмы [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

19.Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2001. -544 с.

20.Шадриков, В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] /

B. Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета. Серия Психология. - 2006. - № 1. - С. 15-21.

21. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: в 3 т. - М. : Наука, 1999. - 2 т. - 440 с.

22.Эффективность применения многофункционального интерактивного комплекса «ИЛТ Рубин» на учебных занятиях по огневой подготовке: отчет о результатах проведения педагогического эксперимента [Текст] / исполнители:

C. А. Приветень, В. М. Тарасов, Д. Н. Малахов, научный руководитель А. В. Кузнецов. - Ярославль : ЯВВУ ПВО, 2016. - 9 с.

Reference List

1. Barabanshhikov, A. V. Voenno-pedagogicheskaja diag-nostika = Military and pedagogical diagnostics [Tekst] / A. V. Barabanshhikov, N. I. Derjugin. - M. : Izd-vo VU, 1995. -134 s.

2. Barabanshhikov, A. V. Osnovnye napravlenija povysheni-ja kachestva podgotovki specialistov v vysshej shkole. Optimi-zacija obuchenija, vospitanija i professional'noj podgotovki specialistov v vysshej shkole = The main directions of improving the training quality of specialists at the higher school. Optimization of training, education and professional training of experts at the higher school [Tekst] / A. V. Barabanshhikov. - Cheboksary : ChuvGU, 1983. - 187 s.

3. Boevye dejstvija sovetskih vojsk v respublike Afganistan = Fighting of the Soviet troops in the Republic of Afghanistan [Tekst] / pod obshh. red. Ju. N. Jarovenko. - M. : VAF, 1991. - 188 s.

4. Bol'shoj slovar' inojazychnyh slov = Great dictionary of foreign-language words [Tekst] / pod red. A. N. Bulyko. - M. : Martin, 2004. - 704 s.

5. Zakorin, N. D. Problemy integracii vysshego voennogo i grazhdanskogo obrazovanija = Problems of integration of the higher military and civic education [Tekst] / N. D. Zakorin, V. P. Kobzev, N. V. Mahrov // Voennaja mysl' = Voennaya Mysl. - 1996. - № 3. - S. 43-51.

6. Kvalifikacionnye trebovanija k voenno-professional'noj podgotovke vypusknikov = Qualification requirements to graduates' military professional training / dop. k FGOS VO, spe-cial'nost RLS RPA, VUS - 130700, 530100, 530400, 531000 (Jaroslavskoe vysshee voennoe uchilishhe protivovozdushnoj oborony). - M. : 2014. - 42 s.

7. Krys'ko, V. G. Psihologija i pedagogika v shemah i tabli-cah = Psychology and pedagogics in schemes and tables [Tekst] / V. G. Krys'ko. - Mn. : Harvest, M. : AST, 2000. -384 s.

8. Milerjan, E. A. Psihologija formirovanija obshhetru-dovyh politehnicheskih umenij = Psychology of formation of all-labor polytechnical abilities [Tekst] / E. A. Milerjan. - M. : Pedagogika, 1973. - 300 s.

9. Novikov, A. M. Osnovanija pedagogiki = Pedagogics bases [Tekst] / A. M. Novikov. - M. : Jegves, 2010. - 208 s.

10.Novikov, A. M. Integracija bazovogo professional'nogo obrazovanija = Integration of basic professional education [Tekst] / A. M. Novikov // Pedagogika = Pedagogika. - 1996. -№ 3. - S. 3-8.

11. Opyt organizacii i vedenija boevyh dejstvij na territorii respubliki Afganistan = Experience of the organization and conducting combat operations in the territory of the Republic of Afghanistan [Tekst] : uchebnoe posobie. - B. - M. : Shtab TurkVO, 1988. - 298 s.

12.Organizacionno-metodicheskie rekomendacii po formi-rovaniju u kursantov voenno-uchebnyh zavedenij Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii voenno-professional'nyh navykov: Upravlenie voennogo obrazovanija MO RF = Organizational and methodical recommendations about formation of military and professional skills in cadets of military schools of the Ministry of Defence of the Russian Federation: Management of military education of the Ministry of Defence of the Russian Federation [Tekst] / Nach. upr-ja voen. obrazovanija A. Sidorenko. -M., 1999.

13.Raven, Dzh. Kompetentnost' v sovremennom ob-shhestve = Competency of modern society [Tekst] / Dzh. Raven. - M. : Kogito-Centr, 2002. - 396 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija = Strategy of modernization of the general education content [Tekst] : materialy dlja razrabotki dokumentov po ob-novleniju obshhego obrazovanija. - M. : OOO «Mir knigi», 2001. - 100 s.

15.Tolkovyj slovar' russkogo jazyka = Explanatory dictionary of the Russian language [Tekst] / pod red. D. N. Ushakova. -M. : Al'ta-Print, 2005. - 1216 s.

16.Uchebno-trenirovochnye sredstva Suhoputnyh vojsk, Vozdushno-desantnyh vojsk i beregovyh vojsk VMF, prob-lemnye voprosy razvitija i puti ih reshenija = Training facilities of the Army, Airborne Forces and Coastal Troops of the Navy, problems of development and ways to solve them [Tekst] : mate-rialy VIII Vserossijskoj nauchno-tehnicheskaja konferencii. -Kubinka : GUBP VS RF, 2016. - 188 s.

17.Haritonova, E. V. Ob opredelenii ponjatij «kompetentnost'» i «kompetencija» = About the definition of the concepts «competency» and «competence» [Tekst] / E. V. Haritonova // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2007. - № 3. -S. 67-68.

18.Hutorskoj, A. V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostnoj paradigmy = Key competences as a component of a personal paradigm [Tekst] / A. V. Hutorskoj // Narodnoe obra-zovanie. - 2003. - № 2. - S. 58-64.

19.Hutorskoj, A. V. Sovremennaja didaktika = Modern didactics [Tekst] : uchebnik dlja vuzov / A. V. Hutorskoj. - SPb. : Piter, 2001. - 544 s.

20.Shadrikov, V. D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavljajushhie professional'noj kompetentnosti = Personal qualities of the teacher as components of the professional competence [Tekst] / V. D. Shadrikov // Vestnik Jaroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija Psihologija = Bulletin of Yaroslavl state university. Psychology series. - 2006. - № 1. -S. 15-21.

21.Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija = Encyclopedia of professional education [Tekst] : v 3 t. - M. : Nauka, 1999. - 2 t. - 440 s.

22.Jeffektivnost' primenenija mnogofunkcional'nogo inter-aktivnogo kompleksa «ILT Rubin» na uchebnyh zanjatijah po ognevoj podgotovke: otchet o rezul'tatah provedenija pedagog-icheskogo jeksperimenta = Efficiency of application of the multipurpose interactive complex «ILT Rubin» at lessons on fire preparation: report on results of carrying out a pedagogical experiment [Tekst] / ispolniteli: S. A. Priveten', V. M. Tarasov, D. N. Malahov, nauchnyj rukovoditel' A. V. Kuznecov. - Jaro-slavl' : JaVVU PVO, 2016. - 9 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.