Научная статья на тему 'Формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе туристско-экскурсионной деятельности со студентами направления подготовки «Туризм»'

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе туристско-экскурсионной деятельности со студентами направления подготовки «Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTURAL COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES TOURIST-EXCURSION ACTIVITIES / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается влияние туристско-экскурсионной деятельности на формирование профессиональных качеств студентов, получающих туристское образование. Актуальность исследования обусловлена подбором форм и средств совершенствования подготовки туристских кадров, способных и готовых реализоваться в сфере выбранной профессии. Специфика туристского образования требует активного использования практико-ориентированных подходов к организации образовательного и воспитательного процессов студентов. В данной связи туристско-экскурсионная деятельность, во всем многообразии своих функций, способна оказывать прямое влияние на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего работника туристской индустрии. Место туристско-экскурсионной деятельности студентов в системе гуманитарного знания определяется ее способностью к социально-культурному развитию студентов в личностном, социальном и профессиональном плане. Организация туристско-экскурсионной деятельности должна осуществляется с учетом индивидуальных (личностных) и коллективных (социальных) параметров, чтобы способствовать формированию целостной картины мира и осознанному профессиональному выбору. В результате внедрения в практику работы кафедры экономики социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств экскурсий и поездок для студентов туристских профилей было отмечено увеличение количества выпускных квалификационных работ прикладного характера, рост числа бакалавров и специалистов, желающих продолжать научно-исследовательскую деятельность в проблемных вопросах туристской сферы, повышение процента выпускников, продолжающих профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием. Туристско-экскурсионная деятельность, включенная в образовательный и воспитательный процессы, способна создавать условия для формирования у студентов опыта для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, политических, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельманова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of General Cultural and Professional Competences Based on “Tourism” and Excursion Activity for Students Training in Direction Tourism

The article examines the impact of tourist and excursion activity on the formation of professional qualities of students receiving tourism education. The relevance of the study due to the selection of forms and means of improving the training of tourism personnel, capable of and ready to work in the field of chosen profession. The specificity of tourism education requires the active use of practice-oriented approaches to organization of educational process for students. In this regard, tourist and excursion activities in the diversity of their functions, can have a direct influence on the formation of common cultural and professional competences of the future employee of the tourist industry. Space tourist-excursion activity of students in the system of humanitarian is determined by its ability to socio-cultural development of students in personal, social and professional terms. Organization of tourist-excursion activities should be carried out by taking into account individual (personal) and collective (social) settings, to promote the formation of a coherent picture of the world and make a conscious professional choice. As a result of introduction in practice of work of the Department of Economics of the social sphere, Kemerovo state university of culture and arts excursions and trips for students tourist profile has been marked increase in the number of final qualifying works of applied nature, the increase in the number of bachelors and specialists who wish to pursue research in the problematic issues in tourism, increase the percent of graduates continuing professional work in accordance with the education they have received. Thus, tourist-excursion activities can create the conditions for the formation of students’ experience to solve communicative, cognitive, political, moral, organizational and other issues that form the content of modern education.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе туристско-экскурсионной деятельности со студентами направления подготовки «Туризм»»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»

Тельманова Анастасия Сергеевна, старший преподаватель кафедры экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, Российская Федерация). E-mail: astel-75@mail.ru.

В статье рассматривается влияние туристско-экскурсионной деятельности на формирование профессиональных качеств студентов, получающих туристское образование. Актуальность исследования обусловлена подбором форм и средств совершенствования подготовки туристских кадров, способных и готовых реализоваться в сфере выбранной профессии. Специфика туристского образования требует активного использования практико-ориентированных подходов к организации образовательного и воспитательного процессов студентов. В данной связи туристско-экскурсионная деятельность, во всем многообразии своих функций, способна оказывать прямое влияние на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего работника туристской индустрии. Место туристско-экскурсионной деятельности студентов в системе гуманитарного знания определяется ее способностью к социально-культурному развитию студентов в личностном, социальном и профессиональном плане. Организация туристско-экскурсионной деятельности должна осуществляется с учетом индивидуальных (личностных) и коллективных (социальных) параметров, чтобы способствовать формированию целостной картины мира и осознанному профессиональному выбору. В результате внедрения в практику работы кафедры экономики социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств экскурсий и поездок для студентов туристских профилей было отмечено увеличение количества выпускных квалификационных работ прикладного характера, рост числа бакалавров и специалистов, желающих продолжать научно-исследовательскую деятельность в проблемных вопросах туристской сферы, повышение процента выпускников, продолжающих профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием. Туристско-экскурсионная деятельность, включенная в образовательный и воспитательный процессы, способна создавать условия для формирования у студентов опыта для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, политических, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание современного образования.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, туристско-экскурсионная деятельность, туристское образование.

FORMATION OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES BASED ON TOURISM AND EXCURSION ACTIVITY FOR STUDENTS TRAINING IN DIRECTION "TOURISM"

Telmanova Anastasiia Sergeevna, St. Instructor, Department of Social Economy, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: astel-75@mail.ru.

The article examines the impact of tourist and excursion activity on the formation of professional qualities of students receiving tourism education. The relevance of the study due to the selection of forms and means of improving the training of tourism personnel, capable of and ready to work in the field of chosen profession.

The specificity of tourism education requires the active use of practice-oriented approaches to organization of educational process for students. In this regard, tourist and excursion activities in the diversity of their functions, can have a direct influence on the formation of common cultural and professional competences of the future employee of the tourist industry.

Space tourist-excursion activity of students in the system of humanitarian is determined by its ability to socio-cultural development of students in personal, social and professional terms.

Organization of tourist-excursion activities should be carried out by taking into account individual (personal) and collective (social) settings, to promote the formation of a coherent picture of the world and make a conscious professional choice.

As a result of introduction in practice of work of the Department of Economics of the social sphere, Kemerovo state university of culture and arts excursions and trips for students tourist profile has been marked increase in the number of final qualifying works of applied nature, the increase in the number of bachelors and specialists who wish to pursue research in the problematic issues in tourism, increase the percent of graduates continuing professional work in accordance with the education they have received.

Thus, tourist-excursion activities can create the conditions for the formation of students' experience to solve communicative, cognitive, political, moral, organizational and other issues that form the content of modern education.

Keywords: cultural competences, professional competences tourist-excursion activities, tourism education.

Динамика развития современного мира, политическое, экономическое и социальное многообразие доступного туристского пространства не могли не оказать влияние на цели, задачи и условия подготовки квалифицированных кадров - менеджеров туризма, турагентов и туроператоров. Сегодня к личности работника туристской сферы предъявляются повышенные требования, касающиеся его профессиональных и личностных качеств. Специалист, работающий в сфере туризма, должен быть высококлассным экспертом в своей области, человеком высокой культуры, интеллигентом в своей профессии.

Трансляция навыков туристско-экскурсион-ной деятельности в условиях существования современного мира имеет первостепенное значение. Этот вопрос непосредственно касается обучения и воспитания специалистов в сфере туризма, так как представители профессионального туризма являются частью большой категории людей, способной оказывать влияние на формирование личностного отношения к окружающему пространству у массового туриста.

Истоки развития туристско-экскурсионной деятельности относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования. Курс естествознания в школах того времени сопровождался образовательными про-

гулками на природу, с целью наглядного знакомства и изучения растительного и животного мира, климатических и погодных явлений, наблюдения за небесными светилами и звездами. Принцип наглядности в обучении был закреплен в «Уставе народных училищ» (1786) и в «Школьном уставе» (1804) [5, с. 13].

В настоящее время, когда сформировалась политическая и экономическая позиция государства, все больше внимания уделяется восстановлению сфер деятельности человека, способных развивать его внутренний потенциал и обладающих культуросозидающими функциями. Включение в образовательный и воспитательный процессы туристско-экскурсионной деятельности помогает обогатить комплекс профессиональной подготовки специалистов туристской сферы. Данная деятельность позволяет создавать целостное знание, основу для формирования мировоззрения в целом и интегрирует профессиональные качества.

Во Всемирной декларации о высшем образовании («Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», Париж, 1998) заложены новые основы высшего образования, сочетающие в себе не только знания и умения, но и способность к творчеству, профессиональную компетентность, общекультурное развитие [1]. В данной связи не-

обходимо отметить, что образование и воспитание профессионала не должно ограничиваться кабинетными стенами. Следовательно, постоянное развитие и улучшение системы туристского образования предусматривает повышение качества туристско-экскурсионной подготовки студентов для формирования объективной картины туристического пространства.

Место туристско-экскурсионной деятельности студентов в системе гуманитарного знания определяется тем, что она должна способствовать социально-культурному развитию студентов:

- в личностном плане - освоению общечеловеческих ценностей, формированию целостного взгляда на мировую культуру, выявлению и развитию творческих способностей;

- в социальном плане - формированию социальной культуры студента;

- в профессиональном плане - подготовке специалиста, обладающего широким кругозором, имеющего в арсенале своих знаний широкую картину культур и народов Земли, умеющего соотносить отдельные явления и факты с историей культур; умеющего заинтересовать широкую общественность и отдельные группы туристов в необходимости изучения и сохранения культурных и исторических памятников.

На основе изучения трудов Квартального В. А. можно сделать вывод, что задачами ту-ристско-экскурсионной деятельности являются:

1. Использование возможностей туризма для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний.

2. Реализация гуманитарного потенциала туризма посредством совмещения отдыха с познанием жизни, истории и культуры.

3. Активное включение в туристскую отрасль историко-культурного потенциала и социокультурной среды государства, со своими традициями, особенностями быта и хозяйственной деятельности.

4. Создание благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке [2, с. 25-26].

К основным функциям туристско-экскурси-онной деятельности можно отнести: образовательную, воспитательную, коммуникативную, мо-тивационную, рекреационную, идеологическую

и функцию досуга [6, с. 56]. Необходимо отметить, что из всего спектра функций туристско-экскурсионной деятельности мы, прежде всего, стремимся выделить мотивационную, как основную функцию, влияющую на ориентированность и направленность деятельности студента туристского профиля.

В данном контексте мотивация выступает как продукт особого социального развития, тесным образом связанный с реальностью социально-культурного окружения [4, с. 90].

Основой мотивации получения туристского образования является желание и возможность путешествий, познания мира, создания туристского продукта, изменение социального и культурного поведения. Стержнем педагогического процесса в туристском образовании становится учебная деятельность, сопровождающаяся разнообразной практической работой, которая способствует идее всестороннего развития личности будущего профессионала в туристской сфере. Эмпирическое познание окружающего пространства средствами и формами туристско-экскурсионной деятельности позволяет студентам туристского профиля подготовки овладевать рядом общекультурных и профессиональных компетенций, предъявляемых к выпускнику и будущему работнику туристкой сферы.

В векторе формирования профессиональных компетенций, благодаря активному участию в ту-ристско-экскурсионной деятельности, студент:

- овладевает теоретическими и практическими основами проектирования в туризме;

- готовится к условиям, видам и формам реализации туристского продукта;

- вырабатывает способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта;

- учится находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта;

- овладевает навыками разработки и реализации туристского продукта на основе современных технологий [7].

При этом туристско-экскурсионная деятельность благоприятным образом влияет на формирование общекультурных компетенций в области:

- способности студента к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию;

- готовности соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой;

- обладания высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии;

- способности понимания социальной значимости своей будущей профессии;

- готовности воспринимать культуру и обычаи других стран и народов, терпимо относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, быть способным к межкультурным коммуникациям в туристской сфере [7].

В ходе организации образовательного и воспитательного процессов кафедрой экономики социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, для студентов направления подготовки «Туризм», предусмотрено активное вовлечение в туристско-экскурсионную деятельность путем организации следующих видов экскурсий и туристских поездок:

- культурно-художественных (посещение музеев, галерей);

- образовательных (познавательные экскурсии и поездки);

- природно-рекреационных (экскурсии по природным паркам, экологические туры);

- спортивно-зрелищных (экскурсии с включением посещений спортивных мероприятий);

- развлекательных (театрализованные, интерактивные экскурсии и экскурсии с элементами анимации).

Организация туристско-экскурсионной деятельности осуществляется с учетом индивидуальных (личностных) и коллективных (социальных) параметров, что способствует формированию целостной картины восприятия окружающего мира, осознанного профессионального выбора и реализуется по трем направлениям:

1. Отношение к предметному миру (с точки зрения туриста и с точки зрения организатора туристской деятельности).

2. Отношение к людям (на институциональном и личностном уровнях).

3. Отношение к самому себе (с общечеловеческой и профессиональной стороны).

Данный подход позволяет формировать целостный облик профессионала, ответственного за перспективное развитие туристской отрасли, за этическую и эстетическую составляющие туризма, за бережное отношение к культурной и природной среде.

Современный подход к организации турист-ско-экскурсионной деятельности включает в себя не только образовательный аспект, сегодня экскурсия должна развивать тягу к познанию окружающего пространства, туристско-экскурсионная деятельность должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, дополняя его и раскрывая горизонты социального самосознания. Экскурсия - «это не только интересное препровождение времени и приятная прогулка или поездка. Правильно методически организованная экскурсия преследует определенные задачи и есть не что иное, как урок с определенным содержанием» [8, с. 3].

В результате внедрения в практику работы кафедры экономики социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств туристских поездок и экскурсий для студентов туристских профилей были достигнуты следующие результаты:

- увеличилось количество выпускных квалификационных работ прикладного характера, активное участие студентов в разработке и реализации самостоятельного туристского продукта;

- отмечен рост числа студентов и выпускников, желающих продолжать научно-исследовательскую деятельность в проблемных вопросах туристской сферы (участие в научно-исследовательских конференциях, мастер-классах, обучение в аспирантуре и магистратуре);

- повысился процент выпускников, продолжающих профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием.

Таким образом, туристско-экскурсионная деятельность способна создавать условия для формирования у студентов опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, политических, нравствен-

ных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание современного образования. Благодаря активному включению туристско-экскурсионной деятельности в образовательный и воспитательный процессы общекультурные и профессиональные компетенции формируются

в условиях эффективного использования способностей, позволяющих плодотворно осуществлять профессиональную деятельность; овладения знаниями и умениями, необходимыми для работы по специальности; способности к гибкости в части решения профессиональных проблем.

Литература

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Электронный ресурс] // Conventions. - URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1496 (дата обращения: 08.09.2015).

2. Квартальнов В. А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.

3. Кудрина Е. Л., Юдина А. И., Мухамедиева С. А. Социально-культурные технологии туристской деятельности: проектный подход // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 31. - С. 207-216.

4. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые зап. каф. общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / под. ред.: Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2006. - Вып. 2. -С. 85-105.

5. Половцов В. В. Педагогическое значение экскурсий // Мир экскурсий. - 2014. - № 4(25). - С. 13-14.

6. Ухтинская М. В. Экскурсионный туризм как ведущее средство воспитания духовно-нравственной культуры учашцхся средних классов средних общеобразовательных учреждений // Вестн. С.-Петерб. ун-та культуры и искусств. - 2012. - Вып. 3. - С. 51-58.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 туризм (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/10/20111115141305.pdf (дата обращения: 08.09.2015).

8. Фридман В. Экскурсии для школьников // Мир экскурсий. - 2014. - № 4 (25). - С. 3-4.

References

1. Vsemirnaia deklaratsiia o vysshem obrazovanii dlia XXI veka: podkhody i prakticheskie mery [World Declaration on Higher Education for the Twenty-First Century: Vision and Action]. (In Russ.). Available at: http://www. conventions.ru/view_base.php?id=1496 (accessed 08.09.2015).

2. Kvartalnov V.A. Turizm [Tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006. 336 p. (In Russ.).

3. Kudrina E.L., Iudina A.I., Mukhamedieva S.A. Sotsial'no-kul'turnye tekhnologii turistskoi deiatel'nosti: proektnyi podkhod [Socio-cultural technology tourist activity: design approach]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no 31, pp. 207-216. (In Russ.).

4. Leont'ev D.A. Lichnostnyi potentsial kak potentsial samoreguliatsii [Personal potential as the potential of self-regulation]. Uchenye zapiski kafedry obshchei psikhologii MGU im. M.V. Lomonosova [Scientific notes of the Department of General Psychology of MSU named M.V. Lomonosov]. Moscow, 2006, iss. 2, pp. 85-105. (In Russ.).

5. Polovtsov V.V. Pedagogicheskoe znachenie ekskursii [Pedagogical value excursions]. Mir ekskursii [World of Tours], 2014, no 4(25), pp. 13-14. (In Russ.).

6. Ukhtinskaia M.V. Ekskursionnyi turizm kak vedushchee sredstvo vospitaniia dukhovno-nravstvennoi kul'tury uchashchikhsia srednikh klassov srednikh obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii [Excursion tourism as a means of education leading spiritual and moral culture of middle school students secondary educational institutions]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Sankt-Peterburg State University of Culture and Arts], 2012, iss. 3, pp. 51-58. (In Russ.).

7. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 100400 "Turizm" (kvalifikatsiia (stepen') "bakalavr") [The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 100400 "Tourism" (qualification (degree) "Bachelor")]. (In Russ.). Available at: http: //www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/10/20111115141305.pdf (accessed 08.09.2015).

8. Fridman V. Ekskursii dlia shkol'nikov [Tours for schoolchildren]. Mir ekskursii [World of Tours], 2014, no 4(25), pp. 3-4. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.