Научная статья на тему 'Формирование общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента в вузе как педагогически организованный процесс'

Формирование общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента в вузе как педагогически организованный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / AXIOLOGICAL AND ORIENTATION COMPONENT / COGNITIVE-ANALYTICAL COMPONENT / COMMUNICATIVE AND ACTIVITY-RELATED COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Карина Юрьевна

Рассматривается сущность и структура общекультурной компетентности. Определяются критерии, позволяющие выделить три ее компонента: когнитивно-аналитический, коммуникативно-деятельностный и ценностно-ориентационный. Описан процесс формирования общекультурной компетентности. Дана модель этого процесса как самонастраивающаяся система, включающая в себя шесть блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Карина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of General Cultural Competence of Undergraduate Students Majoring in Management as a Pedagogically Organized Process

The article deals with the essence and the structure of the general cultural competence. Three components of the general cultural competence are identified: axiological and orientation component, cognitive-analytical component, communicative and activity-related component. The process of the development of general cultural competence is described. A model of this process as a self-adjusting system including six blocks is suggested.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента в вузе как педагогически организованный процесс»

К. Ю. Александрова

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС

Рассматривается сущность и структура общекультурной компетентности. Определяются критерии, позволяющие выделить три ее компонента: когнитивноаналитический, коммуникативно-деятельностный и ценностно-ориентационный. Описан процесс формирования общекультурной компетентности. Дана модель этого процесса как самонастраивающаяся система, включающая в себя шесть блоков.

Ключевые слова: общекультурная компетентность, ценностно-ориентационный компонент, когнитивно-аналитический компонент, коммуникативно-деятельностный компонент.

K. Aleksandrova

Development of General Cultural Competence of Undergraduate Students Majoring in Management as a Pedagogically Organized Process

The article deals with the essence and the structure of the general cultural competence. Three components of the general cultural competence are identified: axiological and orientation component, cognitive-analytical component, communicative and activity-related component. The process of the development of general cultural competence is described. A model of this process as a self-adjusting system including six blocks is suggested.

Keywords: general cultural competence, axiological and orientation component, cognitive-analytical component, communicative and activity-related component.

Ведущей идеей модернизации российского образования выступает компетентно-стный подход, который достаточно давно разрабатывается и реализуется за рубежом.

Проблемы компетентностного подхода к образованию активно исследуются и в отечественной педагогической теории, и в практике. Ученые отмечают, что компетент-ностный подход интегрирует в себе другие подходы: личностный, деятельностный,

системный и т. д. [1].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) также спроектированы на основе компетентност-ного подхода и предусматривают переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру.

В новых стандартах выделяются общекультурные, общепрофессиональные, про-

фессиональные и другие виды компетенций по конкретным направлениям профессиональной подготовки. Общекультурная компетентность является обязательной для всех направлений этой подготовки и выполняет методологическую функцию профессионального образования.

М. Г. Синякова к базовым ценностям общекультурной компетентности относит следующие позиции:

• она выступает первообразной и фундаментальной основой для таких образований, как профессиональная готовность, профессионализм, мастерство, творчество и

др.;

• эта компетентность формирует «человека культуры» как носителя и творца культуры, определяет его активную жизнедеятельность, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом, способствует

формированию толерантности, этносоциальной компетентности, позволяет реализовать теоретическое положение о многокуль-турности как важной составляющей профессионализма;

• общекультурная компетентность является основой для формирования профессиональной мобильности личности [3, с. 25].

В исследованиях, посвященных проблеме изучения общекультурной компетентности, выделяются различные подходы к определению ее сущности. С точки зрения С. Л. Троянской, общекультурная компетентность — это интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [4, с. 20].

О. В. Гусевская определяет общекультурную компетентность как готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; как коммуникативную, эстетическую и этическую культуру выпускника [2, с. 131].

Не существует единого мнения и по вопросу структуры общекультурной компетентности и наполняемости ее компонентов. Исследователи выделяют такие компоненты общекультурной компетентности, как когнитивный, информационный, операционально-деятельностный, креативный, аксиологический, мотивационно-ценностный, эмоциональный.

Так, С. Л. Троянская представляет структуру общекультурной компетентности как совокупность когнитивного, ценностноориентационного и коммуникативнодеятельностного компонентов [4, с. 20]. Этой же классификации придерживается М. Г. Синякова [3, с. 27-28]. В основе их понимания структуры общекультурной компе-

тентности лежат разные аспекты культуры, отраженные в ее многочисленных определениях.

Мы считаем, что в понимании сущности и структуры общекультурной компетентности надо учитывать вид и содержание профессиональной деятельности человека.

Для анализа общекультурной компетентности менеджера необходимо обратиться к этимологии английского слова «менеджмент». Оно состоит из трех латинских слов: manus — «рука», основы глагола agë < agëre

— «приводить в движение, двигать» и суффикса ment, образованного от существительного mens, tis — «ум, мышление, рассудок». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало «умело управлять лошадьми». Позже значение этого слова распространилось на сферу человеческой деятельности и стало употребляться в значении «способ, манера управления людьми». Этимология слова «менеджмент» определяет главный вид профессиональной деятельности менеджера — управление. Оно всегда сопровождает деятельность человека, которая является основой его существования и развития. Поэтому сущность общекультурной компетентности менеджера составляет интегративная способность и готовность к вхождению в поли-культурное коммуникационное пространство, к диалоговой форме общения с людьми, овладение общей и управленческой культурой.

В своем исследовании мы взяли за основу структурные компоненты общекультурной компетентности менеджера, обоснованные С. Л. Троянской и М. Г. Синяковой, но с некоторыми уточнениями.

Общая культура человека включает всю совокупность присвоенных им знаний, ценностей, традиций. Человек является их носителем и создателем. В разнообразных определениях культуры присутствует «зна-ниевый» компонент. Однако человек не только накапливает знания об окружающем мире, о других людях и о самом себе, но и

анализирует и систематизирует их. Поэтому в структуре общекультурной компетентности менеджера можно выделить когнитивно-аналитический компонент, который соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, анализ, понимание, оценка.

Вхождение человека в поликультурное пространство осуществляется также через освоение и создание материальных и духовных ценностей, которые формируют его ценностные ориентации. Поэтому является обоснованным выделение в структуре общекультурной компетентности менеджера ценностно-ориентационного компонента, который реализуется через переживание, сочувствие, соучастие в процессе духовного общения с людьми. В профессиональном образовании в настоящее время ценностями являются такие категории, как Личность, Индивидуальность, Профессионализм, Компетентность, Толерантность, Технология, Информация и др.

Исследователи отмечают, что нет сферы человеческой деятельности, которая не могла бы быть рассмотрена сквозь призму общения. Особенностью управленческой деятельности является то, что она основана на общении. Общение изначально диалогично, а сам диалог — это универсальная и абсолютная характеристика человеческого бытия. Диалог, понимаемый в идее культуры, является диалогом различных культур. Культура неразрывно связана с коммуникацией. Именно через язык в его устных и письменных формах человек познает свою и чужую культуру.

Учитывая обращенность управленческой деятельности к человеку, возможно выделить коммуникативно-деятел ьностн ый компонент общекультурной компетентности менеджера, который соответствует операционально-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения и совокупности способов человеческой

деятельности, системы хранения и передачи социального опыта.

По мнению исследователей, профессионал обладает общекультурной компетентностью, если он компетентен в трех указанных выше аспектах. При этом системообразующим фактором общекультурной компетентности является ценностно-ориентационный компонент, который лежит в основе двух других компонентов. Состав общекультурных компетенций менеджера определен ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» (квалификация — бакалавр). Знание сущности и структуры общекультурной компетентности позволяет сделать процесс ее формирования более целенаправленным и эффективным.

Процесс формирования общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента в вузе как целостной системы графически можно представить в виде шести блоков: методологический блок, программно-целевой блок, содержательный блок, технологический блок, результативнооценочный блок, блок педагогических условий. Кратко раскроем содержание каждого из этих блоков.

В качестве методологической основы процесса формирования общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента мы приняли культурологический, аксиологический, компетентностный, личностно-деятельностный и системный подходы.

1) Культурологический подход базируется на идеях взаимосвязи человека и культуры (человек является продуктом и творцом культуры), теории диалога культур (диалог как основная форма существования культур и средство развития человека), культурологической концепции личностно-ориентированного образования (целью образования является формирование человека культуры).

2) Аксиологические основания современного образования опираются на теорию ценностей.

3) Компетентностный подход в образовании является основной идеей современности. Его цель состоит в том, что обучающийся должен приобрести «вполне конкретные практико-ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми он сможет стать успешным в жизни» [1, с. 7].

4) Личностно-деятельностный подход предполагает рассмотрение личности как субъекта своей деятельности, которая является средством его развития.

5) Системный подход в педагогике рассматривает педагогический процесс как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов.

Программно-целевой блок процесса формирования общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента включает в себя социальный заказ, отраженный во ФГОС ВПО, цель, педагогические задачи. Педагогические задачи можно сформулировать следующим образом:

1 — развитие положительной мотивации к формированию общекультурной компетентности;

2 — формирование когнитивно-аналитического компонента;

3 — формирование ценностно-ориентационного компонента;

4 — формирование коммуникативно-деятельностного компонента.

Содержательный блок включает в себя когнитивно-аналитический, ценностно-ориентационный, коммуникативно-деятельностный компоненты общекультурной компетентности бакалавра менеджмента.

Технологический блок предполагает применение в образовательном процессе вуза как традиционных, так и инновационных технологий (диалогов, тренингов, технологий педагогической драматизации, метода творческих проектов и др.), позволяющих перевести студентов из объектов в субъекты образовательного процесса посредством включения их в межкультурную коммуникацию.

Результативно-оценочный блок включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности у студентов общекультурной компетентности.

Критерии и показатели сформированно-сти у студентов общекультурной компетентности можно представить следующим образом:

1) когнитивный критерий:

- ориентация в проблематике освоения поликультурного пространства;

- творческая готовность к анализу и решению этих проблем;

2) мотивационно-ценностный критерий:

- потребность и высокая мотивация в освоении общей и управленческой культуры;

- стремление к освоению ценностей культуры, к формированию своей общекультурной компетентности;

- наличие ценностных ориентаций в общей и управленческой культуре;

3) деятельностно-практический критерий:

- умение ориентироваться в поликуль-турном пространстве;

- владение методами и процедурами, обеспечивающими освоение поликультур-ного пространства;

- сформированность коммуникативных умений;

- способность получать и перерабатывать информацию, пользоваться компьютером и системой Интернета.

По этим критериям и показателям можно определить уровни сформированности у студентов общекультурной компетентности (высокий, средний, низкий).

Шестой блок модели, называемый блоком педагогических условий, включает в себя:

1 — осуществление процесса опытноэкспериментального исследования на основе научно обоснованной его модели;

2 — поэтапную реализацию идей «диалога культур» посредством включения студентов в межкультурную коммуникацию;

3 — сформированность у студентов положительной мотивации и стремления к овладению управленческой деятельностью;

4 — применение в образовательном процессе интерактивных технологий;

5 — участие студентов в проектировании и реализации содержания, методов и форм организации образовательного процесса.

С учетом этих положений нами была графически спроектирована модель процесса формирования общекультурной компе-

тентности будущих бакалавров менеджмента в вузе (см. рис.).

Данная модель функционирует следующим образом. Субъекты образовательного процесса (преподаватели и студенты) с учетом методологических положений, программно-целевых установок и выявленных педагогических условий реализуют содержательный и технологический блоки модели и изучают эффективность образовательного процесса.

Методо-

логиче-

ский

блок

1

2

3

4

Блок

педаго-

гических

услуг

1

2

3

4

Рис. Модель процесса формирования общекультурной компетентности будущих бакалавров менеджмента в вузе

Результаты поступают к субъектам этого процесса и сравниваются с запланированной целью. Если цель не достигнута (этот вариант обозначен пунктирной линией), то вносятся соответствующие изменения в образовательную программу и цикл педагогического взаимодействия повторяется до тех

пор, пока цель не будет достигнута. Таким образом, данная модель является самонастраивающейся системой, которая направлена на формирование высокого уровня сформированности общекультурной компетентности будущих бакалавров менеджмента в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2011. 336 с.

2. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // «Ценности и смыслы». 2009. № 1. С. 131-141.

3. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23-35.

4. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 19-23.

REFERENCES

1. Verbitskij A. A., Larionova O. G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy inte-gratsii. M.: Logos, 2011. 336 s.

2. Gusevskaja O. V. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury lichnosti kak osnova obwekul'turnoj kompe-tentnosti // «Tsennosti i smysly» №1, 2009 s.131-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Sinjakova M. G Osnovnye podhody k opredeleniju sushchnosti obshchekul'turnoj kompetentnosti bakalavra menedzhmenta // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovanija. 2010. № 9. s. 23-35.

4. Trojanskaja S. L. Obshchekul'turnaja kompetentnost': opyt opredelenija i strukturirovanija // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. № 2. 2008. S. 19-23.

Е. И. Мельникова

ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ПЕТРОГРАДА — ЛЕНИНГРАДА в 20-е годы

Рассматриваются основные формы организации воспитательного процесса (школьный клуб, кружки) в школах Ленинграда в 20-е годы, основные направления их работы.

Ключевые слова: школьный клуб, кружок, формы организации воспитательной работы, школа.

E. Melnikova

School Club as a Form of Organizing and Implementing Pastoral Care in Petrograd - Leningrad Schools in the 20s

This article dwells upon the main forms of organizing the educational process (school club, hobby groups) at schools of Leningrad in the 20s, as well as on the main directions of their work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.