УДК 330 (075.8)
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ РЕГИОНА
К.М. Щепакин, Н.В. Жукова
Рассматривается необходимость обращения к кластерному подходу в образовании, определяется алгоритм методики формирования образовательных кластеров региона.
Ключевые слова: кластерный подход, образовательный кластер, региональная экономика, образование, образовательные институты
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [1]. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
Одним из таких механизмов в развитии системы профессионального образования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями. Одной из форм сотрудничества является создание образовательных кластеров в регионах.
Необходимость обращения к кластерному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности региональной системы профессионального образования.
Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом [2].
Кластером является совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые объединены определёнными договорными отношениями, определяющие роли субъектов и регулирующие их деятельность.
Образовательный кластер - это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. [4]
В ходе использования кластерного подхода к системе образования необходимо руководствоваться следующими теоретическими и методическими положениями:
- под кластером понимается система географически сосредоточенных, взаимодополняющих друг друга субъектов рынка, принадлежащих различным отраслям, интегрированных с целью одновременного и взаимосвязанного решения задач защиты окружающей среды и задач производства на основе инновационных технологий;
- "кластеры - это форма сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и уровень взаимодействия" [2];
- последнее определение кластера как формы сети характеризует важный аспект феномена кластера, имеющий принципиальное практическое значение при выявлении кластеров и формировании их системы;
- кластеры характеризуются различной степенью зрелости, развитости. Их можно классифицировать на "сильные", "устойчивые", "потенциальные", "латентные" [2];
- сильный кластер характеризуется эффективной структурой, отражающей важнейшие этапы производственного цикла, высокой конкуренцией и активным взаимодействием между участниками, создающими устойчивые конкурентные преимущества;
- устойчивый кластер характеризуется тем, что структура кластера стабильно развивается, однако в настоящее время не накоплена критическая масса производственного потенциала для получения значительных преимуществ от агломерации, имеет место активное внутрикластерное взаимодействие;
- потенциальный кластер имеет весьма фрагментированную структуру, но интенсивно развивается;
- латентный кластер - существуют лишь отдельные кластерные структуры, не хватает устойчивых коммуникативных взаимосвязей;
- "кластеры возникают там, где есть база локальных преимуществ для их построения" [2];
- "большинство кластеров самоорганизуется, иногда вопреки действиям государства...".
"Усилия по развитию кластера должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не через повторение того, что уже присутствует в других регионах. Это требует построения кластеров на местных различиях и источников необходимых преимуществ с превращением их в сильные грани данного кластера" [2]. Современные кластеры обычно представляют собой сети, охватывающие несколько отраслей и включающие разнообразные фирмы, специализирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта или продуктов и/или услуг.
Таким образом, при реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов. Это наличие:
- общей цели;
- правовой основы совместной деятельности субъектов;
- разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер;
- механизма управления реализацией кластерного подхода;
- технологий реализации кластерного подхода в соответствии с декларируемыми общими целями.
Кластерный подход не является чем-то абсолютно новым для системы образования. Он представляет собой развитие системного подхода применительно к экономическому росту, имея по своей природе точечный характер, ему присущи следующие специфические черты, которые следует учитывать на региональном уровне:
- конкурентное преимущество в кластерах создается совместными усилиями участников или коллективно;
- критическая масса высококвалифицированных человеческих ресурсов является приоритетом номер один для кластеризации;
- в основе кластерного подхода лежит новая теория экономического роста, считающая главным фактором развития возрастающую отдачу от накопления знаний и, как следствие, рост инвестиций в новые технологии и человеческий капитал;
- исходным моментом является исследование процессов кластеризации. Выявление региональных образовательных кластеров, их механизмов функционирования и развития.
Тульская область является одним из наиболее динамичных регионов России, для ментальности населения которой термин "кластер" не является чем-то совершенно новым.
Анализ кластеров региона является первой стадией формирования образовательных кластеров, кластерной политики. Кластерный анализ за-
нимает промежуточное место между двумя формами экономического анализа. Он не сосредоточен на системных проблемах макроэкономического уровня. В то же время кластерный анализ не направлен на исследование отдельных компаний. Компании не рассматриваются как отдельные единицы исследования. Они исследуются в контексте местных условий, рынков поставщиков и потребителей, как правило, в виде части произведенной цепочки стоимости, которая включает несколько отраслей. Преимущество кластерного анализа состоит в том, что он не ограничивается традиционной классификацией производственной деятельности. Следовательно, формирование системы кластеров, кластерная политика не являются традиционной отраслевой политикой, т.к. инструменты кластерного анализа определяют кластеры не только в рамках традиционных отраслей.
Следует учитывать, что традиционные методы исследования не позволяют отличить простую концентрацию промышленности от функционирующего кластера. Текущая динамика кластера трудно поддается традиционным методам, так как нередко осуществляется в форме деятельности общественных ассоциаций и неформальных объединений.
Эффективность работы кластеров зависит от установившихся традиций взаимодействия, уровня доверия между их участниками. Отсутствие или неразвитость традиций (стандартов) и механизмов взаимодействия является отличительной чертой латентных и потенциальных кластеров, хотя, может быть, эти традиции в определенной мере сформировались и продолжают совершенствоваться. Для устойчивых и сильных кластеров наличие традиций или стандартов взаимодействия является закономерным. Поэтому методы исследования должны быть нацелены именно на выявление неформальных стандартов взаимодействия.
Суть теоретических и методологических положений, лежащих в основе формирования образовательных кластеров региона, состоит в следующем:
- кластеры первоначально необходимо выявить на основе идентификации их сети взаимосвязанных, взаимодополняющих организаций, принадлежащих различным отраслям экономики;
- необходимо исследовать "входы" и "выходы" организаций как системы;
- при выявлении кластеров необходимо иметь в виду, что они могут различаться по уровню развития, т.е. могут быть сильными, устойчивыми, латентными;
- необходимо, прежде всего, определить локальные уникальные преимущества кластеров, неформальные отношения и неявные знания.
Рассмотрим схему формирования образовательных кластеров Тульской области более детально как некое описание алгоритмического типа. При этом сделаем акцент на использование методов, позволяющих вы-
явить "неформальные отношения" и неявные знания с минимальными затратами ресурсов.
Подготовительный этап имеет целью обеспечить эффективную реализацию последующих этапов:
II этапа - выявление имеющихся в регионе кластеров (сильных, устойчивых, потенциальных, латентных);
III - предполагающего создание образовательных кластеров в полной мере, реализующих мультипликативный эффект кластеров.
На I этапе выполняются следующие операции:
- определение потребности, мотивации в формировании образовательных кластеров;
- разработка стратегии формирования образовательных кластеров;
- создание рабочей группы формирования образовательных кластеров.
На II этапе реализуют такие операции:
- идентификация региональных кластеров;
- отбор кластеров.
На III этапе осуществляются операции:
- определение системы кластеров на основе их комплементарности (взаимодополняемости);
- разработка системы мер по поддержке и развитию системы кластеров.
Перечисленные операции образуют своеобразный алгоритм исследования и практической реализации их результатов.
При выполнении первой операции определяется потребность региона в формировании образовательных кластеров в целом. Учитывая, что экономика России и ее регионов развивается в условиях глобализации, а кластеры создаются, прежде всего, для повышения международной конкурентоспособности, при определении потребности в формировании аграрных кластеров учитывается их глобальный аспект. Например, острота продовольственной проблемы, дефицит продовольствия, аграрная инфляция.
Вторая операция предполагает разработку конкурентной стратегии, являющейся стержнем определения конкурентных преимуществ аграрного производства. Поэтому должна быть разработана и определенная стратегия формирования аграрных кластеров, способная учесть создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности. Идею конкурентной стратегии можно выразить в словах "быть непохожим". Это означает уникальный выбор системы видов деятельности, адекватный условиям региона, именно которые обеспечат уникальную природу создаваемой ценности.
Стратегическая позиция базируется на:
- широкой номенклатуре товаров и услуг;
- потребностях;
- доступе к факторам производства;
- комбинировании всех источников стратегической позиции.
Сущность стратегического позиционирования состоит в выборе видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов. Считается недостаточным выбрать уникальную позицию, так как надо обеспечить устойчивость преимущества. Выгодность позиции будет побуждать конкурентов к подражанию. Стратегическая позиция не будет жизнеспособной до тех пор, пока не будут найдены компромиссы по отношению к другим позициям. Компромиссы возникают, когда виды деятельности являются несовместимыми. По нашему мнению, стратегический выбор видов деятельности является фундаментом не только конкурентного преимущества аграрных кластеров, но и устойчивости этого преимущества, а следовательно, перспектив развития кластеров. Конкурентам значительно сложнее скопировать систему переплетенных между собой видов деятельности, чем имитировать один или несколько видов уникальной деятельности. Чем в большей степени позиционирование аграрного кластера основано на системе видов деятельности, тем более устойчивым будет конкурентное преимущество аграрных кластеров. Стратегия в завершенном виде должна представлять определенный алго-ритм действий, приводящий к искомому результату - формированию эффективной системы аграрных кластеров в перспективе.
Заключительная (третья операция) I этапа предусматривает создание инициативной рабочей группы по формированию системы и/или отдельных аграрных кластеров в контексте этой системы. В эту инициативную рабочую группу входят все потенциальные участники кластера, извлекающие из его возникновения выгоды. В состав инициативной группы могут входить руководители организаций - потенциальных участников кластера, например главы К(Ф)Х, руководители СХО, перерабатывающих предприятий, государственные служащие и т.д.
На II этапе выявления кластеров осуществляются две операции: первая - идентификация региональных кластеров, вторая - их отбор.
При выполнении первой операции проводится внешний анализ: определяются экспортные отрасли, кластеры региональной экономики. При этом используется классификация кластеров на сильные, устойчивые, потенциальные, латентные.
На втором шаге этой операции проводится "внутренний" анализ экономики региона: определяются ее возможности (потенциал), угрозы и слабые стороны, т.е. проводится SWOT-aнaлиз. Для определения значимости кластеров используется набор количественных характеристик, включающих, в частности, доля средств, получаемых в ходе выполнения НИОКР, показатели качества образования, динамику численности занятых в кластере, инноваций, неформальных отношений.
Исходя из природы кластеров наиболее эффективный анализ кластеров может быть произведен с использованием комплекса приемов качественного и количественного исследования кластеров (табл. 1).
Таблица 1
Приемы кластерного анализа
Приемы Достоинства Недостатки
Интервьюирование, анкетирование, экспертные оценки Относительно низкие затраты; получение ценной, ключевой информации В основном получается качественная информация, не всегда детальная
Теория графов/сетевой анализ Визуальный анализ взаимосвязей Ограниченность набора компьютерных программ
Специальное обследование Обеспечивает сбор необходимой информации Высокие затраты
Коэффициенты локализации Простота расчетов; дополняет другие методы Характеризуют в основном отрасли, а не кластеры
SWOT-aнaлиз Систематическое представление данных; способствует поиску комплементарности отраслей, кластеров Статичен при нехватке необходимых данных
Необходимо подчеркнуть особую важность качественных приемов для выявления потенциальных и латентных кластеров. Вместе с этим целесообразно акцентировать внимание на ограниченности популярного приема выявления региональных кластеров, каковым является расчет коэффициентов локализации. Коэффициент локализации представляет собой соотношение удельных весов занятости населения определенных отраслей: например, удельный вес отрасли к совокупной численности занятых региона по отношению к удельному весу этой же отрасли к удельному весу этой же отрасли в общей численности занятых по стране в целом. Коэффициент локализации (КЛ), равный 1,0, означает, что данный регион имеет тот же удельный вес по показателю занятости, что и страна в целом. Коэффициент локализации более 1,25 указывает на специализацию региона на данном секторе экономики.
Традиционное использование коэффициентов локализации не дает полной, исчерпывающей информации о региональных кластерах. Это отраслевой метод анализа и поэтому не раскрывает взаимосвязи различных отраслей экономики. Данный метод необходимо применять в комплексе с другими методами кластерного анализа.
Вторым шагом II этапа схемы формирования системы аграрных кластеров является предварительный отбор идентифицированных кластеров для создания таковой, их поддержки и развития.
На III этапе осуществляется формирование образовательных кластеров, их увязка в единую систему с другими кластерами, например промышленными кластерами, которые имеют не только региональное, а прежде всего всероссийское, и в ближайшее время будут иметь международное всевозрастающее значение.
На данном этапе выполняют более углубленное изучение отобранных целевых кластеров, так как их нельзя выявить моментально из-за несоответствия кластеров существующим отраслевым и статистическим классификациям.
Ввиду того что ранее кластер был определен М. Портером как "форма сети", целесообразно оценить целевые кластеры с точки зрения состава и численности участников, их значимость, а также связи между участниками (количество, качество, частоту, динамику и др. связи) [3]. Ориентиры для углубленного исследования целевых кластеров приведены в табл. 2.
Таблица 2
Оценки процесса создания сети врамках кластера
Аспекты отображения сети Способы измерения
Субъекты сети Динамика, численность участников кластера. Их значимость. Отраслевая принадлежность участников кластера. Характеристики участников, в т.ч. их комплементарности. Возможность увеличения/сокращения числа участников
Связи в сети Динамика количества связей. Качество связей. Характеристика связей. Частота, продолжительность и содержание контактов. Возможность увеличения/сокращения числа связей
Кластеры возникают и развиваются там, где имеется база локальных конкурентных преимуществ. Под региональным конкурентным преимуществом понимаются ресурсы и факторы, которые позволяют (дают возможность) бизнесу и власти региона опережать других в достижении поставлен -ных целей. Выявление и оценка конкурентных преимуществ имеют принципиальное значение, так как развитие кластеров должно идти через до -стижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не через повторение того, что уже присутствует в других регионах. Ориентиры ддя оценки конкурентных преимуществ в рамках кластеров представлены в табл. 3.
Таблица 3
Ориентиры для оценки конкурентных преимуществ врамках кластера
Конкурентное преимущество Способ измерения
Уровень квалификации персонала Исследование уровня квалификации персонала в рамках кластера. Учет потребностей в компетенциях.
Технология превосходства Репутация специализированных исследований в рамках кластера. Объем НИОКР, проводимых организациями, входящими в кластер. Коммерциализация результатов НИОКР
Система поддержки создания новых фирм Оценка доступности венчурного капитала для образования новых фирм. Оценка доступности (стоимости) производственных фондов. Обзор институциональной поддержки кластерного развития и отношения к бизнесу
Уникальное, локальное Уникальные знание, навыки, умения, технологии. Уникальная квалификация работников. Местные ресурсы
Разумеется, данные табл. 3 не исчерпывают все возможные варианты, которые могут иметь место в ходе исследования. Поэтому они и именуются как "ориентиры".
Принято считать, что кластеры образуют конкурентоспособные отрасли. Поэтому, оценив конкурентоспособность того или иного кластера, можно однозначно сделать заключение о том, является ли он кластером.
Конкурентоспособные кластеры имеют следующие признаки:
- устойчивая (или лидирующая) позиция на рынке;
- технологическое превосходство над конкурентами и способность к инновациям;
- способность к самообновлению, поскольку кластеры не могут существовать, а тем более развиваться, не осуществляя самоуправления и саморазвития.
В табл. 4 приведены основные элементы конкурентоспособности кластеров.
Таблица 4
Варианты оценкиразличных аспектов конкурентоспособности
кластеров
Вид конкурентоспособности Используемый показатель Способ измерения
Позиция на рынке Присутствие на региональном рынке Динамика доли кластера на региональном рынке
Развитие экспорта (прием иностранных студентов) Рост объема экспорта для кластера
Новые рынки для экспорта Количество новых рынков, на которых присутствуют фирмы - участники кластеров
Технологическое превосходство Репутация Опрос экспертов в данной области о значимости НИОКР этого кластера
Разработка новых образовательных услуг Количество значимых новых услуг
Уровень квалификации специалистов Динамика уровня квалификации в сравнении с другими кластерами
Способность к развитию Образование новых фирм Динамика численности организаций в составе кластера
Включение иностранных фирм Объем (и качество) иностранных инвестиций в рамках кластера
Экономическая активность Динамика доли кластера в валовом региональном продукте
После осуществления углубленного исследования выбранных кластеров все его результаты представляются в виде таблиц SWOT-анализа (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны), на основе которых производится заключительная оценка кластеров и обеспечивается их ком-плементарность, позволяющая разрабатывать меры по развитию образовательных кластеров в Тульской области.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
2. Бойцов А.С., Костяев А.И. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2009. С. 25 - 31.
3. Борликов, Г. М., Манцаев, Н. Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регионального университета в формировании культурно-образовательного пространства: Материалы Междунар. научн.-практ. конф. (2010; Элиста) -Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.
4. Смирнов, А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.
Щепакин Константин Михаилович, д-р техн. наук, профессор, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Жукова Наталья Владимировна, доц. кафедры Экономики, (84872) 26-97-87, [email protected], Россия, Тула, НОУ В ПО ТИУБ им. Н.Д.Демидова
FORMATION EDUCATIONAL CLUSTER OF THE REGION K.M. Shchepakin, N.V. Zhukova
The article discusses the need to access the cluster approach in education, the algorithm of the educational methods of forming clusters in the region.
Keywords: cluster approach, the education cluster, regional economy, education, educational institutions
Shchepakin Konstantin Michailovich, doctor of technical science, professor, Russia, Tula, Tula State University,
Zhukova Natalia Vladimirovna, docent of department Economy, (84872) 26-97-87, [email protected], Russia, Tula, NOU VPO TIUB them. N.D.Demidova