Научная статья на тему 'Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры'

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / THE GAME / CHILDREN ARE PRESCHOOL AGE / MORAL QUALITIES / THE FORMATION OF MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белешева А. Д.

В данной статье рассматривается формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры. Приведены результаты исследования, направленного на изучение изменений уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения специально разработанного комплекса игр и упражнений, представленного в системе, предполагающем наличие тематического плана, который может быть применен воспитателями ДОУ и учителями ОУ на этапе подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белешева А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры»

Белешева А.Д. ©

Студент, направление: Психолого-педагогическое образование, профиль социальная педагогика и психология, Ишимский педагогический институт П.П. Ершова (филиал)

ФГБОУ ВПО ТюмГУ в г. Ишиме

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры. Приведены результаты исследования, направленного на изучение изменений уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения специально разработанного комплекса игр и упражнений, представленного в системе, предполагающем наличие тематического плана, который может быть применен воспитателями ДОУ и учителями ОУ на этапе подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Ключевые слова: игра, дети старшего дошкольного возраста, нравственные качества, формирование нравственных качеств.

Keywords: the game, children are preschool age, moral qualities, the formation of moral qualities.

В современном обществе, формирование нравственного сознания и нравственного поведения у детей, является актуальной и необходимой задачей, способствующей формированию ценностных ориентаций с раннего детского возраста, как фундамента для развития духовно-нравственных установок. Поведение, поступки, взаимоотношения детей в коллективе постоянно оцениваются обществом с нравственной стороны, но отношение детей к нравственным нормам и требованиям во многом зависит от умения ребенка видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, а также от накопленного опыта нравственных переживаний, усвоенных самим ребенком. Ребенок может по-разному воспринимать как смысл предъявляемых ему требований взрослого человека, так и смысл своих и чужих поступков.

Формирование нравственных качеств ребенка, во многом зависит от его социального окружения, в первую очередь его семьи. Именно в семье, в сознание ребенка закладывается система нравственных норм, которым он будет стараться следовать всегда, независимо от сложившихся обстоятельств.

Формирование нравственных качеств ребенка, прежде всего, начинается с подражания поведению родителей, учителей, старших школьников. Наблюдая за поведением и поступками, ребенок начинает понимать и осознавать что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя делать и как правильно поступить в той или иной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте, дети обычно характеризуются проявлением особо сильного интереса ко всему, чем они увлечены. В этот период, ребенок еще не умеет контролировать свое поведение, и нравственное сознание еще плохо развито. Поэтому необходимо научить ребенка культуре поведения, которое включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, с посторонними людьми, в транспорте, общественных местах и т.д. [4, с.110-113].

Нравственные качества ребенка можно формировать с помощью игровых ситуаций. Именно в специально созданной, проблемной для ребенка, ситуации он учиться поступать

© Белешева А.Д., 2015 г.

правильно. Создание таких ситуации помогают ребенку самому обдумать свой поступок, принять решение и сформулировать вывод о «правильности» своего поступка. Важно, чтобы ребенку была интересна и понятна созданная для него игровая ситуация. Если ребенок затрудняется в принятии решения, взрослые могут подсказать и направить ребенка. После проигрывания такой ситуации важно и нужно обсудить с ребенком его отношение к данной ситуации, как он считает, принял он правильное решение или нет, почему он так считает [2, с.312].

Для проведения эмпирического исследования нами были подобраны методики на выявление эмоциональной сферы младших школьников, такие как методика

«Сюжетные картинки», «Незаконченные истории».

Полученные результаты исследования уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников, по методикам «Сюжетные картинки», «Незаконченные истории» показали, что у 3 человека из экспериментальной группы (20%) нравственные представления и нормы отсутствуют и неадекватны, поведение не соответствует нравственным нормам и правилам, нравственные качества не воплощаются, что соответствует низкому уровню сформированности нравственных качеств; 10 человек (67%) правильно раскладывают картинки, но не могут обосновывать свои действия, т.е. нравственные представления и понятия сформированы, но нравственные правила поведения соблюдаются при условии требовательности и контроля, нравственные качества не всегда воплощаются, что соответствует среднему уровню сформированности нравственных качеств; и сформированы нравственные представления и понятия, поведение соответствует нравственным нормам и правилам, а также умеют воплощать нравственные качества, такие как товарищество и дружелюбие 2 ребенка (13%) из экспериментальной группы, что соответствует высокому уровню сформированности нравственных качеств.

Для формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с детьми экспериментальной группы была проведена формирующая работа.

Тематический план комплекса игровых ситуаций представлен в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план комплекса игровых ситуаций

№ Игровая ситуация Содержание

1. «Чудо-дерево» Игровая ситуация направлена на формирование у ребенка понятий «хорошо» и «плохо».

2. «Лабиринт» Игровая ситуация направлена на развитие чувства ответственности за другого человека.

3. «Дерево дружбы» Игровая ситуация учит детей оценивать свои поступки, поступки других.

4. «Посмотри и расскажи» Игровая ситуация развивает умение детей оценивать свои действия, воспитывает доверительные отношения между детьми, родителями.

5. Театрализованная игровая ситуация «Наоборот» Игровая ситуация учит детей различать поведение героев, закрепляет знания о особенностях характера, нормах поведения.

6. Театрализованная игровая ситуация «Моя семья» Игровая ситуация помогает ребенку усвоить знания о морально-нравственных ценностях.

7. «Будь внимательным» Игровая ситуация помогает ребенку научиться различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

8. «Кто заботится? » В данной игровой ситуации, ребенком закрепляются понятия «забота» и «вежливость».

В ходе реализации данного комплекса игровых ситуаций, были получены и проанализированы результаты исследования, которые при повторном прохождение методик

показали, что у некоторых испытуемых начинается динамика на уровне сформированности нравственных качеств.

В экспериментальной группе было выявлено 3 (37,5%) испытуемых с высоким

уровнем сформированности нравственных качеств, 5 (62,5%) испытуемых со средним уровнем сформированности нравственных качеств, низкий уровень сформированности нравственных качеств не проявился ни у одного испытуемого экспериментальной группы.

Таким образом, предложенный комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию нравственных качеств у старших дошкольников способствовал повышению уровня сформированности нравственных качеств у детей экспериментальной группы, снизилось количество детей, имеющих низкий уровень сформированности нравственных качеств.

Игровые ситуации являются необходимой составляющей при формировании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, т. к. они помогают ребенку оказаться в такой ситуации, где он должен сам принять правильное решение, подумать, что является хорошим поступком, а что плохим. Игровые ситуации помогают ребенку самостоятельно делать выводы о культуре поведения, ответственности за свои поступки. Со стороны ребенок может наблюдать за ситуацией и анализировать ее, либо принимать в ней участие и получать свой собственный ценный опыт, формируя свое нравственное сознание [3, с.387-390].

Литература

1. Мальцева, Н. В. Нравственные поступки школьников: условия и средства их выбора и мотивации [Текст] / Н. В. Мальцева, Е.В. Слизкова. - Санкт-Петербург, 2009.

2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

3. Е.В. Слизкова - Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения А.В. Белова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. - № 10. - С. 387-390.

4. Е.В. Слизкова - Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания А.В. Белова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 6-2. - С. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.