Научная статья на тему 'Формирование нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации'

Формирование нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова Анна Викторовна, Крамер Елена Александровна

В статье обоснована необходимость особого отношения к формированию нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации жизни общества. Установлена методологическая связь между положениями фундаментальных научных подходов личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного, систем-но-деятельностного, современного научного взгляда на комплексность информатизации образовательного процесса в начальной школе и педагогическими приоритетами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников с учётом новых социально-культурных условий. Аргументирована необходимость активного включения в процесс формирования нравственного поведения младшего школьника и его семьи, всех педагогов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования на основе принципов, учитывающих контекст информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокова Анна Викторовна, Крамер Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации»

УДК 371.044.2

Молокова Анна Викторовна

Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирск

Крамер Елена Александровна

Учитель начальных классов, Гимназия № 1, ekramer@yandex.ru, Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИя МЛАДШИХ

школьников в условиях информатизации

Аннотация. В статье обоснована необходимость особого отношения к формированию нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации жизни общества. Установлена методологическая связь между положениями фундаментальных научных подходов - личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного, систем-но-деятельностного, современного научного взгляда на комплексность информатизации образовательного процесса в начальной школе и педагогическими приоритетами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников с учётом новых социально-культурных условий. Аргументирована необходимость активного включения в процесс формирования нравственного поведения младшего школьника и его семьи, всех педагогов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования на основе принципов, учитывающих контекст информатизации.

Ключевые слова: младший школьник, формирование нравственного поведения, информатизация, духовно-нравственное развитие личности, виртуальное пространство, личная ответственность.

Обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников является одной из стратегических целей развития начального образования. В данной области педагогической наукой накоплен значительный опыт. Однако современный социальный контекст характеризуется особыми обстоятельствами, возникающими на фоне активной информатизации общества в целом, и системы образования в частности. В связи с этим необходимо научно обосновать корреляцию существующих и вновь разрабатываемых идей системного духовно-нравственного развития и формирование нравственного поведения на уровне начального общего образования в контексте и с учетом специфики информатизации.

В качестве методологической основы решаемой проблемы нами были выбраны следующие фундаментальные научные подходы: личностно-ориентированный, культурологический, компетентностный, систем-но-деятельностный и комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе.

Личностно-ориентированный подход представляет совокупность условий для развития механизмов самореализации,

самоорганизации, самовоспитания индивида, соблюдения им норм и культуры нравственного выбора, развития рефлексивных механизмов поведения, способности безопасного взаимодействия с людьми, цивилизацией [10]. В качестве истоков данного подхода чаще всего упоминаются работы Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, К. Роджерса и К. Д. Ушинского. Л. С. Выготский обосновал необходимость целостного развития личности ребенка с его эмоциональной и духовной сферами [3]. Применительно к информатизации образования этот постулат означает необходимость осознания учителем того, что в процессе обучения работе с информацией необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, способствовать осознанию им важности духовного развития, пониманию ценности информации. В. А. Сухом-линский утверждал, что важным моментом в вопросах нравственного воспитания является «утверждение в юных сердцах мысли о том, что Человек - высшая ценность» [14, с. 173]. Автор отмечал важность оценки собственных поступков с позиции норм морали, значимость общественной оценки как регулятора поведения личности. Примени-

тельно к воспитанию школьников в условиях информатизации идеи В. А. Сухомлинско-го могут быть воплощены при соблюдении правил безопасного и этически корректного поведения в социальных сетях, личной ответственности в процессе информационной деятельности. К. Д. Ушинский, будучи основателем педагогической антропологии, впервые указал на то, что целью воспитания является совершенствование человека [16]. Опираясь на утверждение ученого, следует сделать вывод о необходимости создания педагогом условий для самосовершенствования школьников в процессе деятельности в виртуальном пространстве. В свою очередь, К. Роджерс считал, что человек есть единая функционирующая личность. А для того, чтобы быть полноценной, она должна обладать такими характеристиками, как: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность [19]. По отношению к воспитанию личности, живущей в современной информационной среде, данные характеристики не утратили своей актуальности.

Идеи основоположников личностно-ориентированного подхода получили свое развитие в работах Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской и ряда других учёных [1; 18]. Применительно к информатизации жизни общества и образования актуальным представляется создание педагогом различных учебных и воспитательных ситуаций, позволяющих младшим школьникам проанализировать все аспекты особенностей информационной деятельности, аргументировать выбор стратегии и тактики её осуществления. Существенно, что формируя нравственное поведение младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса, учитель при всей значимости воспитательной миссии осуществляет обучение, понимаемое современной дидактикой как развивающий и воспитывающий процесс, направленный на «развитие личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан» [6, с. 7].

Таким образом, педагогическими приоритетами с учётом положений личност-но-ориентированного подхода являются: мониторинг нравственного развития лич-

ности; сочетание индивидуальных и коллективных форм организации деятельности обучающихся; применение интерактивных образовательных технологий, позволяющих индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс; привлечение членов референтной группы ребенка к его образованию и воспитанию в условиях информатизации. При этом очевидно, что воспитание нравственного человека в новой социокультурной ситуации не будет полноценным вне культуры. Выделим причины, позволяющие утверждать значимость культурологического подхода.

Во-первых, приобщение учащихся к культуре является основополагающим элементом системы духовно-нравственного развития и воспитания личности. О формировании личности в культуре с философской и психолого-педагогической точки зрения пишет С. И. Гессен [4]. Основой его «культурной педагогики» является антропологический и аксиологический подходы. Применительно к современным условиям воспитания младших школьников идеи С. И. Гессена могут быть реализованы с помощью вариативных личностных проб для решения задач нравственного выбора в ситуациях применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Во-вторых, в соответствии с культурологической концепцией В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, отбор содержания образования базируется на проявленных в культуре общества знаниях, способах деятельности, опыте творческой деятельности и опыте ценностно-смыслового отношения к миру [15]. Это означает, что применение средств ИКТ в качестве инструментария образовательного процесса позволит в полной мере реализовать адекватное социальному заказу системы образования становление человека в современном социокультурном пространстве.

В-третьих, на современном этапе развития общества и образования усвоение ребенком культуры, присвоение и приращение культурных традиций не может обходиться без использования потенциала средств информатизации. Значит, воспитание высоконравственной личности, живущей в информационном обществе, невозможно без приобщения к культурным ценностям сво-

его народа, к культурному историческому наследию человечества. В связи с этим, целесообразно учитывать опыт ребенка и его семьи, сверстников при освоении и применении средств информатизации в решении разнообразных жизненных проблем.

Существенно, что личностно-ориенти-рованный и культурологический подходы в контексте исследуемой проблемы тесно связаны друг с другом, так как, чтобы воспитать высоконравственную личность, педагогу необходимо видеть в каждом ребёнке наивысшую ценность - Человека - и стремиться к его разностороннему развитию, а это невозможно без воспитания Человека культурного. В контексте информатизации это означает, что деятельность учителя должна быть направлена на достижение сложной педагогической цели: сформировать готовность и способность младших школьников относиться с уважением к каждому человеку, независимо от способа и содержания взаимодействия с ним, опираясь на присвоенные общечеловеческие и национальные ценности [5].

Значимость выбора компетентностного подхода обусловлена тем, что используя ИКТ в учебной и внеучебной деятельности, виртуально взаимодействуя с другими членами общества, младший школьник приобретает базовые для развития информационной компетентности личности умения. По определению И. А. Зимней, компетенции - это «некие внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [7, с. 22]. В начальной школе ключевыми компетенциями являются: способность применять знания, приобретать умения и навыки, способствовать уровню развития социума, адекватно реагируя на воздействия окружающей среды, самостоятельно развивать личностные качества, обусловливающие данное соответствие [13]. Все вышеперечисленные компетенции актуальны и в информационном обществе. Средства ИКТ могут выступать в качестве эффективного инструмента развития базовых компетенций и формирования интегрального качества личности, то есть компетентности [12].

Для понимания особенностей формирования и развития компетентности личности

в информационном обществе средствами образовательного процесса соотнесем возможности организации познавательной деятельности младшего школьника с применением ИКТ для развития ключевых компетенций личности. В ходе обучения поиску, отбору, анализу, хранению и передачи информации младший школьник овладевает основами информационной компетенции. Овладевая умениями рационально использовать ИКТ, ученик осваивает азы компетенции сохранения здоровья. Создавая и представляя с помощью ИКТ продукт решения проблемной задачи, ребёнок приобретает коммуникативную компетенцию. При педагогически обеспеченном расширении образовательного пространства и за счёт увеличения числа субъектов виртуального общения развиваются социальные и межкультурные компетенции. Информационно-коммуникационная компетенция предполагает способность учащихся использовать электронную почту, социальные сети, участвовать в форумах, чатах с соблюдением норм онлайн-этикета. Социальная компетенция - умение находить компромиссные решения в случае возникновения конфликтной ситуации в виртуальном сообществе. Межкультурная компетенция личности в контексте информатизации жизни общества подразумевает проявление толерантности в виртуальном взаимодействии, что является сложной педагогической задачей.

Реализация компетентностного, культурологического и личностно-ориентирован-ного подходов в образовательном процессе способствует постоянному участию ребёнка в активной деятельности, под которой понимают динамическую систему взаимодействия с окружающим миром [17]. Это значит, что в процессе формирования нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации общества следует учитывать и системно-деятельностный подход. Основоположниками системного подхода являются Б. Г. Ананьев, П. Ф. Каптерев,

A. Н. Леонтьев и др., деятельностного -

B. Г. Афанасьев, Л. С. Выготский, Л. В. Зан-ков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др. Си-стемно-деятельностный подход интегрирует научные идеи и определяет существенные для решения проблемы положения: 1) способности учащихся приобретаются и проявляются в процессе деятельности; 2) при

организации определенного вида деятельности у ребёнка формируются соответствующие этому виду способности и качества [11]. Исходя из этих положений, вся педагогическая деятельность и те усилия, которые направлены на формирование нравственного поведения школьников в условиях информатизации жизни общества, должны способствовать созданию особых условий для самовоспитания. К их числу относятся оптимально организованная информационно-образовательная среда, позволяющая ре-ализовывать существенные для формирования нравственного поведения виды учебной деятельности, и профессиональная компетентность педагога.

Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе важен для решения проблемы потому, что раскрывает теоретико-концептуальный, организационно-педагогический, профессионально-личностный и критериально-оценочный аспекты этого педагогического явления в их единстве и взаимообусловленности. В соответствии с этим подходом необходимы: адекватная избранной методологии теоретическая модель; эффективное использование средств информатизации для достижения целей начального образования; педагогически целесообразные организационно-педагогические решения; привлечение педагогов и родителей обучающихся к решению воспитательно-образовательных задач в условиях информатизации; продуманная система оценки достижения планируемых результатов школьниками, в том числе и «результатов целенаправленного формирования общечеловеческих ценностей в условиях информатизации общества» [9, с. 107].

Для реализации положений личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного, системно-деятель-ностного подходов и комплексного подхода в условиях информатизации образовательного процесса в начальной школе (применительно к формированию нравственного поведения младших школьников) целесообразно опираться на базовую систему принципов: гуманизма, непрерывности, индивидуализации, сохранения здоровья, комфортности информационной образовательной среды.

Таким образом, анализ ключевых положений фундаментальных научных подходов

и современного научного взгляда на информатизацию начального образования в контексте решаемой исследовательской проблемы позволил выделить концептуальные и организационно-педагогические приоритеты, определить принципы формирования нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации, приступить к теоретическому моделированию этого процесса.

Библиографический список

1. Бондаревская Е. В. Реализация идей лич-ностно-ориентированного образования в начальной школе: монография. - Архангельск: Поморский ун-т, 2006. - 288 с.

2. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2000 - 1456 с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2012. - 350 с.

4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 448 с.

5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., Просвещение, 2013 - 24 с.

6. Загвязинский В. И. Педагогическая инно-ватика: проблемы стратегии и тактики: монография. - Изд-во ТюмГУ, 2011. - 176 с.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

8. Калина И. И. Культурологический и ценностный подходы к модернизации педагогического образования: монография. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. - 188 с.

9. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе: монография. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2011. - 366 с.

10. Осипова С. И. Развитие личности учащихся в системе образования. - Красноярск: Красно-яр. гос ун-т, 2002. - 249 с.

11. Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС: коллективная научная монография. - Курган: Институт развития образования и социальных технологий, 2013. - 132 с.

12. Смолянинова О. Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа: монография. -Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2006. - 172 с.

13. Современная начальная школа: компе-тентностный подход: монография. - Якутск: Изд-

во Якутского госуниверситета, 2009. - 119 с.

14. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский дом Шалвы Амо-нашвили, 2002. - 224 с.

15. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевско-го, И. Я. Ленера. - М.: Педагогика, 1983. - 282 с.

16. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М.: УРАО, 2002. - 512 с.

17. Хуторской А. В. Системно-деятельност-ный подход в обучении: научно-методическое пособие. - М.: Изд-во Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. - 63 с.

18. Якиманская И. С. Личностно-ориенти-рованное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

19. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy. - Boston, 1961. - 420 p.

Molokova Anna Viktorovna

Dr. Sci. (Pedag.), the heard of the Department of the Teachers' Professional Re-Training Institute, Novosibirsk

Kramer Elena Alexandrovna

Teacher, Novosibirsk city Gymnasium № 1, ekramer@yandex.ru, Novosibirsk

FORMATION OF MORAL BEHAVIOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION

Abstract. In the article the necessity of a special attitude to the formation of the moral behavior of primary school students in the computerization of public life. Established methodological connection between the positions of the fundamental scientific approaches (a student-centered, cultural, competence, Systematic-activity, the modern scientific view of the complexity of the information-educational process in primary school) and pedagogical priorities of spiritual and moral development and education of primary school children in view of new social and cultural conditions. In the article the necessity is proved of active involvement in the process of formation of the moral behavior of the primary school students and their families, all the teachers implementing basic educational program of primary education on the basis of the context of computerization.

Keywords: primary school student, the formation of moral behavior, computerization, spiritual and moral development of the individual, virtual space, from personal responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.