2. Ilkevich, K.B. (2010), "Physical training of badminton players in University", Education, science, culture: materials of the 2nd Intern. scientific-practical. conf., publishing house "Gzhel State Artistically Industrial Institute", Gzhel, pp. 212-220.
3. Ilkevich, K.B. Panin, M.Yu. (2010), "Development of physical qualities of students - badminton players", The Youth of Russia in the conditions of overcoming the consequences of the global crisis: materials of scientific-practical. conf., Lyubertsy, pp. 22-29.
4. Ilkevich, K.B. (2011), "Badminton in the system of physical training of cosmonaut", Youth and social modernization of Russia: innovation mission and civil liability: materials of scientific-practical. conf., Lyubertsy, pp. 32-37.
5. Pomytkin, V.P. (2012), Book of badminton coach. Theory and practice, JSC First Model Printing House, Ulyanovsk, 2012.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2014.
УДК 796.56
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания личности средствами спортивного ориентирования. С помощью системного базиса: общее - особенное - индивидуальное вводится определение понятий: мораль, нравственность, духовность. Спортивное ориентирование - это вид спортивной субкультуры, которая объединяет людей, испытывающих потребности в умственной, физической активности, которые любят бывать на природе и ведут здоровый образ жизни. По сути, эти качества составляют систему ценностей, определяющих основу нравственного воспитания личности. Подчеркивается, что люди, вовлеченные в эту субкультуру, приобретают свойственную ей систему ценностей.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, нравственное воспитание, субкультура, системный подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p75-78
FORMATION OF THE MORAL PERSON POTENTIAL BY MEANS OF
ORIENTEERING
Sergey Alexandrovitch Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the questions of moral education of the individual by means of orienteering. Using a system basis: general-special-personalized, definition of concepts are introduced: morals, ethics and spirituality. Orienteering is subculture sports type, which connects people with learning needs in mental, physical activity, who like to be outdoors and follow a healthy lifestyle. In fact, these qualities are the values that form the basis of the moral education of the individual. It has been stressed that the people involved in this subculture, acquire its value system.
Keywords: orienteering, moral education, subculture, systematic approach.
ВВЕДЕНИЕ
В педагогике рассматриваются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского
общества, характеризующимся глубоким кризисом духовности, охватившим все стороны жизнедеятельности человека. Проблема духовно-нравственного бытия человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром.
Системное психологическое описание понятия «нравственный потенциал»
Обобщая многочисленные высказывания на тему морали и нравственности, можно систематизировать их с помощью системного базиса: общее - особенное - индивидуальное.
К общему относятся: законы, правила, принципы, кодексы, нормы, т.е. все то, что определяет моральные устои общества и регулирует поведение человека в социальном и физическом пространстве.
К особенному относится отношение людей к этим моральным категориям, их принятие или игнорирование. Эти отношения регулируются нормами нравственности, которые могут отличаться у разных людей. По сути, нравственность - это своеобразная планка, которая может быть установлена выше или ниже и определяет нормы допустимого или недопустимого в поведении людей.
Индивидуальное (единичное) - это духовность, которая делает личность устойчивой к любым колебаниям нравственности, нормы которой могут изменяться под действием различных обстоятельств. По сути, - это и есть сила духа, которая отличает людей, убежденных в своей правоте и делающих их «несгибаемыми».
Мораль, нравственность, духовность - это своеобразная психологическая защита людей, повышающая их устойчивость в условиях изменения внешней среды. Во всех этих случаях мы имеем в виду разумное поведение индивида адекватное требованиям общества.
В спорте нравственный потенциал проявляется в виде системы правил и принципов, главным из которых является fair play (честная игра).
Влияние спортивного ориентирования на формирование нравственного потенциала
Современное общество имеет сложную структуру, в которую входят и социальные группы. Эти группы являются носителями субкультур.
Наличие субкультуры - свидетельство внутреннего многообразия культуры данного общества, его способности к развитию и адаптации к новым условиям жизни.
Говоря о подгруппах, образующихся внутри социальной группы спортсменов, на наш взгляд наиболее корректно употреблять именно термин «субкультура». При этом следует иметь в виду, что ей присуще самосознание и самоидентификация.
В контексте анализа субкультурой активности заслуживают внимания основные функции, которые выполняет спортивная субкультура в обществе:
• спортивная субкультура способствует решению испытываемых людьми проблем, порожденных социально-экономическими противоречиями;
• спортивная субкультура предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования особой идентичности, выходящей за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом;
• спортивная субкультура, как альтернативная форма социальной реальности, осваивается через ближайшее социальное окружение;
• спортивная субкультура предлагает индивиду решение некоторых жизненных проблем.
Говоря о спортивном ориентировании как одной из разновидностей спортивной субкультуры, в первую очередь следует определить систему ценностей, которая объединяет членов этой субкультуры. Спортивное ориентирование - это вид спортивной и рекреационной деятельности, который объединяет сообщество приверженцев этого вида
деятельности по ряду признаков, объединенных системой ценностей.
Системный характер соревновательной деятельности в спортивном ориентировании можно обосновать системным базисом СПВЭИ (субстрат, пространство, время, информация) [1].
Субстрат. В данном случае - это сообщество людей, объединенных пристрастным отношением к особому образу жизни. Это сообщество дает возможность самореализоваться людям любого возраста: от грудных детей, чьи родители вывозят их в лес и по очереди участвуют в соревнованиях, до людей весьма преклонного возраста, которые приобщили к лесу не одно поколение своих детей, внуков и правнуков, и в тоже время они сами продолжают активно участвовать в соревнованиях. «Среда обитания» сообщества, объединяющая этих людей, обусловлена возможностью реализации их потребностей: в общении с природой; в физической активности; в умственной активности; потребности в риске.
Число признаков, характеризующих сообщество ориентировщиков, можно было бы бесконечно продолжить, но, несомненно, одно: всех этих людей объединяют положительное мышление, оптимизм, состояние радости и счастья. Такое сообщество увлеченных людей обладает огромным воспитательным потенциалом и оказывает благотворное влияние на всех, кто, так или иначе, втянут в этот круг общения.
В этом сообществе нет места «болезням цивилизации», определяемым такими феноменами как: отсутствие цели в жизни, одиночество, скука, апатия. Именно эти феномены порождают пристрастие не уверенных в себе людей к различным видам психологической зависимости.
Пространство в спортивном ориентировании - это, прежде всего, местность, на которой проводятся соревнования. Практически для проведения соревнований пригодны любые ландшафтные зоны: лес, горы, болота, поймы рек и т.п. Все это можно определить словом «природа».
Соревнования по спортивному ориентированию проводятся каждый раз по новой местности, и участие в соревнованиях позволяет путешествовать не только в границах своего региона, но и по всей стране и по всему миру.
Таким образом, жизненные ценности, такие как потребность в общении с природой и потребность «в перемене мест» естественным образом реализуются в спортивном ориентировании.
Время. Одной из основных жизненных ценностей является возможность самостоятельно структурировать свое время, занимаясь любимым делом.
Энергия. Спортивное ориентирование - это одна из спортивных субкультур, в систему ценностей, которой входит возможность в реализации потребности «вгонять себя в мыло». Эта потребность связана, по всей видимости, с избыточной энергией, которая проявляется у людей в виде гиперактивности. Отсутствие возможности в реализации этой потребности, вызывает чувство беспокойства и напоминает своего рода абстиненцию (ломку), обусловленную двигательной депривацией.
Информация. Есть значительное количество людей, которые испытывают потребность в реализации умственной активности и потребности в интеллектуальном риске. Однако есть не так много видов деятельности, где потребность в интеллектуальном риске реализуется, сопряжено с двигательной активностью. Эту особенность своего вида спорта ориентировщики считают едва ли не главной ценностью. Действительно, в каком еще виде спорта, можно немного подумав, обогнать соперника, который намного сильнее тебя в беге, но не очень «дружит с головой».
Спортивное ориентирование позволяет не только реализовать свои потребности, но оно формирует и развивает качества, которые очень помогают в жизни. Здесь востребованы такие качества как: самостоятельность, критичность, быстрота, мышления.
Самостоятельность мышления проявляется в способности к принятию решений на
основе собственных умозаключений. Близким к самостоятельности качеством мышления является его помехоустойчивость, т.е. неподверженность процесса принятия решений различным мешающим факторам: внешним (таким как неточности карты, влияние соперников) или внутренним (например, состояние эмоциональной сферы).
Быстрота мышления характеризуется способностью мгновенно находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их при дефиците времени в условиях соревнований. Быстрота мышления спортсмена во многом зависит от способности умело анализировать, прогнозировать и обобщать множество данных в условиях соревновательной деятельности.
Все эти качества мышления составляют структуру индивидуальных особенностей спортсмена, которые развиваются в процессе спортивной деятельности. Легко себе представить, что человек, обладающий такими качествами интеллекта, да еще в сочетании с хорошей атлетической подготовкой, представляет большую ценность для общества, а самодостаточность является ценностным качеством для самого человека.
Таким образом, мы рассмотрели систему ценностей, которая объединяет людей в особую субкультуру, основанную на реализации принципов здорового образа жизни. Такая субкультура притягивает к себе людей, которые в силу жизненных обстоятельств столкнулись с психологическими феноменами глобализации (страх перед жизнью, одиночество, скука, апатия) [2]. Здесь люди приобретают: смысл жизни - средство против страха перед ней; многочисленных друзей - средство против одиночества; цель жизни -средство против скуки; жизненную энергию и силу - средство против апатии.
Оказание помощи людям в преодолении трудных жизненных обстоятельств является примечательной особенностью субкультуры «спортивное ориентирование». Как правило, люди, отягощенные указанными психологическими феноменами, редко могут сами проявить волевые усилия, чтобы противостоять негативным психологическим зависимостям, порождаемым этими феноменами.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наряду с жизненно важными качествами такими как: жизнеспособность, работоспособность, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, которые формирует спортивное ориентирование, этот вид спорта дает возможность социальной адаптации многим, не уверенным в себе людям. В этом состоит огромная социальная значимость спортивного ориентирования. Качества, формируемые средствами спортивного ориентирования, составляют основу нравственного воспитания личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
2. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала : учеб. пособие / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А.И. Юрьева. - СПб. : Logos, 2006. - 512 с.
REFERENCES
1. Ganzen, V.A. (1984), System description in psychology, publishing house "Leningrad University", Leningrad.
2. Ed. Yuriev, A.I. (2006), Strategicpsychology of globalization: The Psychology of human capital, publishing house Logos, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2014.