Научная статья на тему 'Формирование нравственно-правовых ценностей учащихся в процессе гражданского образования'

Формирование нравственно-правовых ценностей учащихся в процессе гражданского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MORAL-LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL AND MORAL EDUCATION / THE SYSTEM OF VALUES / CIVIL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукинова А. С.

В статье рассмотрены проблемы создания эффективной системы формирования нравственно-правовых ценностей подрастающего поколения. Доказывается, что процесс становления личности, обладающей гражданской позицией, является важнейшим объектом педагогических исследований. Освещаются особенности форм и содержания современного нравственно-правового воспитания в поликультурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of pupils' moral and legal values in civil education

The problem of the effective system of forming pupils' moral and legal values is considered in the article. The author proves that the process of personal development in the view of a civil position is a major object of pedagogical researches. Features of forms and contents of modern moral and legal education in the polycultural educational environment are covered.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-правовых ценностей учащихся в процессе гражданского образования»

А. С. Лукинова

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики

Педагогического института Южного федерального университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Я. Хоронько.

В статье рассмотрены проблемы создания эффективной системы формирования нравственно-правовых ценностей подрастающего поколения. Доказывается, что процесс становления личности, обладающей гражданской позицией, является важнейшим объектом педагогических исследований. Освещаются особенности форм и содержания современного нравственно-правового воспитания в поликуль-турной образовательной среде.

Ключевые слова: правовое сознание, нравственное воспитание, система ценностей, гражданское образование.

The problem of the effective system of forming pupils’ moral and legal values is considered in the article. The author proves that the process of personal development in the view of a civil position is a major object of pedagogical researches. Features of forms and contents of modern moral and legal education in the polycultural educational environment are covered.

Key words: moral-legal consciousness, legal and moral education, the system of values, civil education.

Российское образование как один из социокультурных и духовных феноменов вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций молодежи как части всего общества. В динамично изменяющемся российском обществе резко актуализирована проблема создания эффективной системы формирования нравственно-правовых ценностей подрастающего поколения. Радикальные преобразования во всех сферах функционирования современного социума, коренное переустройство экономических и социальных условий жизни ставят педагогическую мысль перед настоятельной необходимостью построения новой гуманистической системы образования, основанной на переориентации общественного сознания на приоритет нравственно-правовых ценностей и направленной на создание оптимальных условий для полноценного формирования и развития нравственно-правового потенциала личности.

Формирование нравственно-правовых ценностей и воспитание личности, обладающей гражданской позицией, является результатом воспитания и важнейшим объектом педагогических исследований. Одним из приоритетов в воспитательной деятельности школы и важнейшая из ее задач, согласно Концепции модернизации Российского образования, является «воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине». В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.1 определены новые требования, предъявляемые к системе российского образования:

• школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности;

• обществу нужны современно образованные, нравственные, предпри-

имчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способности к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны;

• использование потенциала образования для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства, формирование профессиональной элиты.

Необходимость исследования процесса формирования нравственно-правых ценностей связана также с объективными причинами: несформированно-стью традиций гражданского воспитания в современном обществе России, размытостью общественной идеи, которая могла бы стать ведущей в изменении отношения к проблемам становления личности гражданина, интегрированной в поликультурное пространство региона и страны в целом.

Создание системы формирования нравственно-правовых ценностей требует общности позиции в употреблении основных понятий, поскольку учебновоспитательная работа конструируется как своеобразный культурный акт (событие), опирающийся на закономерности и механизмы усвоения содержания в виде значений и смыслов путем перевода их субъектами на уровень личностных культурных смыслов (когнитивных, ценностных, регулятивных), являющихся главными образующими в структуре целостного сознания личности, а также универсальными структурными элементами культуры.

В проблематику ценностей, попадают нормы поведения людей и цели их деятельности. Так, М. С. Каган и А. Г. Хар-чев3 считают, что ценности существуют независимо от их носителя, они выступают в качестве смысловых ориентиров для личности. Критерием любой ценности выступала ее значимость, полезность. Исследования Н. А. Корниенко4,

В. А. Токаревой5 показывают зависимость динамики ценностей от возрастных особенностей личности. Формирование ценностей, ценностных отношений выступают регулятором поведенческих установок личности.

В научной методологии уже сформирована система универсальных ценностей, определяющих не только моральные, но и правовые системы цивилизованных стран. А. А. Пинский6 называет следующие базовые нормы, ценности, отношения, входящие в эту систему: ценность индивидуальной свободы; ценность межчеловеческой и меж-групповой терпимости; недопустимость насилия и агрессии; ценность собственности и материального достатка; уважение к труду; уважение к жизни; недопустимость дискриминации разного рода, идея принципиального правового равенства людей; почтение перед реальным альтруизмом и жертвенностью; ощущение ценности естественного многообразия и, соответственно, ощущение сомнительности всяких искусственных унификаций; переосмысление достоинства и ценности природы, «экологическая идея».

Под процессом формирования нравственно-правовых ценностей учащихся мы понимаем состояние нравственно-правовой сферы личности, характеризующееся комплексом эмоционально пережитых знаний, убеждений, а также сформированных навыков нравственного и правового поведения, соответствующих целям гражданского

общества, идеалам, нормам, ценностям. В процессе формирования нравственноправовых ценностей у учащихся формируются основы правовой и политической культуры, способствующие становлению общественно-активной личности, «обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским са-

7

мосознанием» .

Моделируя целостный образ личности учащегося, ученые едины в том, что она должна концентрировать в себе образ человека культуры, т. е. свободной, гуманной, духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, способной к творческой самореализации в мире культурных ценностей, к нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде 8.

Учет взаимосвязи культуры и человека на протяжении всей его жизни позволит конструировать образование целостно, т. е. не как этап подготовки молодежи к жизни, а как полноценную во всех и в первую очередь в культурном отношении саму жизнь.

В качестве системообразующего элемента нравственно-правового воспитания выступают правовые ценности, которые детерминируют правосознание и правовую культуру в целом. Устранение низкого уровня нравственного и правового воспитания, преодоление кризисных процессов, неуважение прав и свобод человека и гражданина, конфронтация в обществе требуют от всех государственных и общественных институтов незамедлительных действий по утверждению прав и свобод человека и гражданина, а также утверждения законности.

Повышение социальной роли системы образования в современных усло-

виях связано с ее дальнейшей демократизацией, поэтому традиционное понимание демократии как предоставление равных условий получения общественно необходимого образовательного стандарта видится нам недостаточным. В структуру демократии, на наш взгляд, в качестве необходимого компонента следует включить требование полного развития человеческой личности и увеличения уважения прав человека и основных свобод.

Мы исходим из позиции о том, что правовое воспитание проводится в неразрывном единстве с воспитанием нравственным, они между собой образуют неразрывную связь. Правовое и нравственное воспитание направлены на формирование у старшеклассников высокого правосознания, т. е. отношения граждан к праву. В этой связи мы особо отмечаем, что нравственное и правовое воспитание являются составными частями общего воспитания, взаимозависят друг от друга. Если основой правового воспитания являются право, законы, то основой нравственного воспитания -нравственные нормы, традиции, нравственные ценности.

Нравственное понимание способствует привитию правильного понимания сущности и значения законов, а также должного к ним отношения, хотя область воздействия нравственного воспитания всегда шире правового, так как нравственные нормы задействованы во всех областях человеческого бытия, в то время как правовые регулируют далеко не все виды взаимоотношений между людьми. Нравственные нормы требуют от гражданина не только соблюдения законности, но и превращения их во внутреннее убеждение и привычку.

В поликультурном учреждении при формировании правозащитной среды педагогическая общественность решает проблемы гражданско-правового

образования, выстраивая систему образования и воспитания таким образом, чтобы решались комплексно проблемы гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, толерантности, любви к Родине.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что нравственно-правовые ценности культуры современной молодежи противоречивы, многоаспектны и требуют научного изучения. Нравственно-правовая воспитанность старшеклассника особенно важна тем, что она определяет гражданские качества личности - инициативность, способность к самостоятельному нравственно-правовому выбору и ответственность за самореализацию в жизни, свойственные старшему школьному возрасту.

Мы рассматриваем систему нравственно-правовых ценностей в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы как целостность, состоящую из следующих компонентов: ценности и

принципы, выражающие цели, задачи и содержание образования; личность учащихся как субъектов учебно-познавательной, творческой, коммуникативной деятельности; воспитательный процесс как деятельность педагогов и учащихся; управление как обеспечение взаимосвязи всех компонентов в развитии системы.

В соответствии с выделенными ценностями и задачами в формировании нравственно-правовых ценностей старшеклассников в учебно-воспитательной работе определялись и внедрялись ценности жизнедеятельности образовательного учреждения в виде приоритетов деятельности учащихся и преподавателей, такие как приоритеты духовности, познания, здоровья, нравственности, эстетики, творчества; гуманитарная и культурная направленность содержания образования и воспитания; самореализация творческих возможностей и способно-

стей каждого учащегося; инициатива и творчество в познавательной, учебноисследовательской, культурно-досуговой, социальной деятельности учащихся; сотрудничество в деятельности учащихся и преподавателей; педагогическая поддержка в решении жизненных проблем учащихся; открытость во взаимодействии учреждения образования и семьи, учреждения образования и социума.

Важнейшим механизмом решения проблем современного нравственно-правового воспитания становится образовательное пространство учреждения как среда, направленная на информирование и просвещение учащихся о правах личности, которая повышает уровень осведомленности школьников, способствует воспитанию ценностей и установок нравственно-правовой направленности.

При формировании системы нравственно-правовых ценностей учащихся в педагогической практике ее центральным элементом должна быть учебная работа на уроке в рамках образовательных стандартов. Но урочная деятельность имеет свою временную регламентированность и дискретность в учебном процессе. Поэтому организация системы дополнительного образования в школе как центре развития личности школьника является логическим продолжением урочной деятельности учащихся, имеет наиболее ярко

выраженные воспитательные функции. Она разнообразна по форме и содержанию. В этом плане особый интерес вызывает возникновение различного вида школ в системе дополнительного образования, т. е. в той самой уникальной системе, куда ребенок приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами к познанию и творчеству.

Система дополнительного образования как форма внеурочной деятельности строится с учетом интересов учащихся и возможностей учителя и учебного заведения, сущностным основанием такой системы является событийная общность старших и младших, построенная на принципах сотрудничества, диалога, самоорганизации, авторства, соавторства. Именно в коллективной деятельности ученик выявляет возможность индивидуализации своей личности, самоопределения по отношению к нравственноправовым нормам и ценностям сообщества людей.

В рамках рассмотренных проблем формирование нравственно-правовых ценностей в контексте гуманистической парадигмы образования направлено на уважение прав и свобод человека в демократическом обществе, мировоззренческий плюрализм, социальное партнерство, стремление к диалогу как основе цивилизованного диалога в обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепция модернизации российского образования // Вестник образования. 2002. № 3.

2 Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Высшая школа, 1994.

3Харчев А. Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990.

4 Корниенко Н. А. Психологические основы эмоционально нравственного развития личности / Под ред. Г. В. Залевского. Новосибирск: НГПУ, 1996.

5 Токарева В. А. Психология нравственного воспитания личности студента. Ташкент: ФАН, 1989.

6 Пинский А. А. Образование свободы и несвобода образования. М.: АПК и ПРО, 2001.

7 Аникеев А. С., Борисова О. В., Симоненко П. П. Рекомендации по организации гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях Калужской области. Калуга: Калужский институт социологии, 2001.

8 Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.