Научная статья на тему 'Формирование нравственно-этических ценностей у будущих государственных служащих (таможенников) как основы высококачественной профессиональной деятельности'

Формирование нравственно-этических ценностей у будущих государственных служащих (таможенников) как основы высококачественной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2058
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ / CIVIL SERVANT / MORAL AND ETHIC VALUES / PROFESSIONAL ETHICS / PROFESSIONAL MORALS / PROFESSIONAL BEHAVIOR CULTURE / CALL OF DUTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

В статье рассматривается роль нравственно этической составляющей, развитие которой обеспечивает эффективную и высокопрофессиональную деятельность государственных служащих (таможенников). Формирование целостного представления о нравственно-этических регуляторах, является необходимым составным компонентом профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов. Обоснованы основные условия и методы, обеспечивающие реализацию нравственного воспитания будущих сотрудников таможенных органов с учетом специфики образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of moral and ethic values at future civil servants (customs officers) as a base of high-quality professional activity

The paper considers the questions, concerning the ethical regulation of professional sphere of state bodies (customs officers). The methods of formation of the basic moral and ethic features as the main components required for professional activity of a customs officer. The article gives the idea about the terms and conditions which are necessary to provide the education revealing the moral side of this profession for future analyses and consideration. The specifics of the professional education of the customs officers is taken into account.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-этических ценностей у будущих государственных служащих (таможенников) как основы высококачественной профессиональной деятельности»

В институте используются разные формы пропаганды психологических знаний: лекции и семинары по психологии, выставки психологической литературы, систематическое информирование администрации института, факультетов и кураторов учебных групп о психологических проблемах студентов и результатах, полученных в социально-психологических исследованиях, проводимых совместно преподавателями кафедры психологии и студентами, беседы в академических группах, рекомендации по управлению и самоуправлению познавательной деятельности, психическим состоянием. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

Ключевым вопросом для научно-теоретической подготовки психологов должна стать проблема подготовки кадров. Это первостепенная задача деятельности всех вузов. Психологов готовят педагогические вузы, классические университеты, различные негосударственные учреждения высшего образова-

ния. Солидная теоретическая основа сочетается с фрагментарной психологической практикой, которая нередко выходит за рамки одной - двух сфер профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. -2000. - № 6. - С. 26-37.

2. Битянова М.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М., 1995. - 127 с.

3. Любимова Г.Ю. Внутренняя картина процесса профессионального становления психологов // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. - 2011. -№ 4. - С. 28-36.

4. Рожкова А.П. Развитие личностных профессионально-важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2004. - 22 с.

5. Ростунов А.Г. Психологические предпосылки формирования профессиональной пригодности специалистов // Психология профессиональной готовности в вузе. - Минск: Народная асвета, 1992. - С. 41-49.

УДК 37.02

Грязнова Елена Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии

baverd@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (ТАМОЖЕННИКОВ) КАК ОСНОВЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается роль нравственно этической составляющей, развитие которой обеспечивает эффективную и высокопрофессиональную деятельность государственных служащих (таможенников). Формирование целостного представления о нравственно-этических регуляторах, является необходимым составным компонентом профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов. Обоснованы основные условия и методы, обеспечивающие реализацию нравственного воспитания будущих сотрудников таможенных органов с учетом специфики образовательного процесса.

Ключевые слова: государственный служащий, нравственно-этические ценности, морально-нравственные принципы, профессиональная этика, профессиональная культура поведения, служебный долг.

Профессиональная деятельность таможенников как государственных служащих относится к особому виду деятельности и осуществляется людьми, призванными обществом для защиты экономических интересов страны.

Главным назначением сотрудников таможенных органов как государственных служащих является служение общественным интересам и интересам граждан, что предполагает в качестве приоритета в их деятельности следование морально-нравственным принципам и ценностям в процессе реализации профессиональных задач по предназначению.

Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию [2, с. 23-28].

© Грязнова Е.Д., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

55

Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение работника. Особенно важна профессиональная этика для государственной службы.

Этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям [5, с. 422].

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

В результате реформ, проводимых в России, коренным образом изменились структура и содержание деятельности органов государственной власти и управления. Это вызвало трансформацию нравственных требований к государственной службе. Сегодня жизнь предъявляет государственным служащим новые, более высокие требования к их нравственному уровню, к их служебному поведению. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои действия - эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.

Находясь на службе у государства, сотрудник таможенных органов, в конечном счете, стоит на страже экономических интересов государства, а значит и интересов каждого отдельно взятого гражданина нашей страны.

Профессиональная таможенная этика затрагивает широкий спектр вопросов. В повседневной

деятельности сотрудника таможенных органов профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой. В более узком понимании профессиональная этика таможенника не допускает использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти.

Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики таможенника является профессионализм. Профессионализм - это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими могут гарантировать высокий уровень профессионализма [3, с. 547-559].

Каждый сотрудник таможенных органов в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Работа в коллективе требует решения целого ряда сложных этических вопросов. Среди них сочетание ответственности личной и коллективной; определение границ между принципиальностью, ложным товариществом и интересами дела, доверием, уважением и круговой порукой.

Среди особенностей профессиональной этики таможенника в первую очередь отметим понятие долга. Долг - это обязанность, которая вытекает из установленных правил взаимоотношений. Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая. И только высокие личные качества человека, атмосфера честности и справедливости всего общества могут гарантировать соблюдение этических норм [7, с. 576].

В любом виде деятельности могут возникать нравственные проблемы и противоречия. Однако можно выделить особую группу профессий, к которой предъявляются повышенные нравственные требования. Это, прежде всего, профессии, объектом которых является человек. Для закрепления этих повышенных нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности создают «моральный кодекс», закрепленный в клятвах, уставах, положениях и т.п. В связи с этим для представителей данных профессий важно не только знание нравственных норм, но и особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности [6, с. 290-294].

Профессиональная этика сотрудников таможенных органов носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к таможенникам, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Таможенный кодекс, приказы и инструкции, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).

Деятельность сотрудников таможенных органов носит государственный характер, так как они являются представителями власти. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности, их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Искажение, отступление от закона (сознательное или бессознательное) глубоко безнравственно. Таким образом, профессиональная этика сотрудников таможенных органов формирует ряд моральных требований. Высокий профессионализм таможенника проявляется в выполнении служебного долга, понимании своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости, служебного долга. Успешная деятельность сотрудника таможенных органов невозможна без таких нравственных качеств как мужество, патриотизм, гуманность, терпимость и др.

Изучение профессиональной этики способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников таможенных органов и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости.

Развитие нравственно-этических качеств у будущих сотрудников таможенных органов представляет собой системный, полифункциональный, управляемый процесс. В основе развития нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих таможенников заложена идея системного развития нравственных качеств посредством применения комплекса методов, форм и средств нравственного воспитания с учетом специфики образовательного процесса в Таможенной академии и реализации адекватных принципов управления:

- гуманизма, личной ориентированности, направленности на удовлетворение потребностей студентов в личностно-профессиональной идентификации; опоры на духовно-нравственные основания профессиональной деятельности и воспитательных воздействий; прогностической направленности, учета изменяющихся потребностей внешней и внутренней среды, опережающей реакции на них;

- учета интересов субъектов воспитательного процесса и возможностей их реализации; демок-

ратичности, нацеленности на свободную и всестороннюю включенность личности в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях управления; открытости влияниям внешней социально-профессиональной среды, возможности обсуждения проблем и компетентност-ного участия в их решении всех заинтересованных лиц и социальных институтов;

- адресной направленности, ориентации технологии управления на развитие конкретной личности с учетом качества ее работы и спектра решаемых задач; соответствия управленческого воздействия требованиям социального окружения и индивидуальным потребностям личности в развитии и саморазвитии [4, с. 108].

Исходя из всего выше сказанного, на наш взгляд развитие нравственно-этических качеств как цель педагогического процесса в Таможенном ВУЗе заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для развития у будущих таможенников нравственных качеств. К условиям, обеспечивающим развитие у будущих сотрудников таможенных органов нравственно-этических качеств в процессе их профессиональной подготовки можно отнести следующие.

Операциональные. Усиление нравственной направленности социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, помогающих студентам правильно определить свои профессиональные и нравственно-этические позиции, понять общечеловеческие ценности, идеалы и приоритеты профессиональной деятельности, самих себя, мотивы своего поведения, свое отношение к окружающему миру, а также спроектировать свою будущую профессиональную деятельность и реализовать свои творческие возможности; развитие операционально-нравственной сферы будущего таможенника на основе изучения основных направлений профессиональной деятельности специалистов данной категории, требований, предъявляемых к ним в аспекте реализации профессиональных функций с учетом нравственной составляющей деятельности, с опорой на профессиограмму сотрудника таможенных органов [1, с. 47-52].

Информационные. Информированность преподавателей и сотрудников Таможенной академии обо всех сторонах жизнедеятельности студентов, о фактах, содействующих или препятствующих реализации поставленных задач.

Социальные. Воспитание у студентов исторического сознания, восстановление исторической памяти, возрождение культурно-исторической и национальной самоидентификации, развитие потребности знать свое прошлое, использование национальных особенностей в формировании и развитии личности студента с опорой в этом процессе на национально-этническую культуру и традиции; развитие у студентов профессионально-нравственно-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

57

го самосознания, необходимого для активного саморазвития, сознательного формирования себя как личности и специалиста.

Мотивационные. Развитие потребностно-моти-вационной сферы студентов с учетом индивидуальных потребностей личности и в соответствии с социально-профессиональными приоритетами.

Методические. Наличие в Таможенной академии адекватной воспитательно-профессиональной среды, влияние которой осуществляется посредством использования традиционного (нормативные знания, получаемые из семьи и ближайшего окружения), институциального (общественно одобряемый опыт, усваиваемый посредством взаимодействия воспитательной системы Таможенной академии с профессиональной средой), рефлексивного (моральная ответственность личности и осознание субъективной принадлежности к социально-профессиональной общности) механизмов, обеспечивающих организацию процесса развития нравственных качеств, основанного на познании окружающего мира, профессиональной среды и своей роли в обществе в целом и в процессе выполнения профессиональных функций, в частности, приобщении к нравственным ценностям, формировании способности к моральному выбору.

В заключении необходимо отметить, что этические принципы и нормы в наиболее общей форме выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами. Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество нестандартных ситуаций, ко-

торые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих (таможенников) как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Библиографический список

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989. - С. 47-52.

2. Бойков В.Н. Профессиональная культура государственной службы // Социологические исследования. - 1999. - № 2. - С. 23-28.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.; Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. - С. 547-559.

4. Коростень А.В., Жуковский В.П. Управление развитием нравственных качеств у будущих государственных служащих: теория, технология: монография. - Саратов: Научная книга, 2009. - 108 с.

5. Луганский К.Ф., Канавченко Е.В., Шувалова Н.Н. Государственные служащие: нравственные основы деятельности и этикет // Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 422.

6. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - М.: Форум, 2009. - С. 290-294.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.