Научная статья на тему 'Формирование навыков самостоятельного изучения школьниками музыкальных произведений'

Формирование навыков самостоятельного изучения школьниками музыкальных произведений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
201
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / РАСШИРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / INDEPENDENT WORK OF PUPILS / METHODS MODELING OF ART AND CREATIVE PROCESS / EXPANSION OF THE MUSICAL AND ACOUSTICAL REPRESENTATIONS / SPECIAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левин В. Н.

В статье рассматривается развитие навыков самостоятельной работы учащихся на музыкальных занятиях и во внеклассной работе. Предлагаются некоторые методы и упражнения, стимулирующие овладение элементами музыкального языка, развитие исполнительских умений, расширение музыкального кругозора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF INDEPENDENT STUDYING BY SCHOOL STUDENTS OF PIECES OF MUSIC

In article development of skills of independent work of pupils on musical occupations and in out-of-class work is considered. Some methods and the exercises stimulating mastering with elements of musical language, development of performing abilities, expansion of a musical outlook are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков самостоятельного изучения школьниками музыкальных произведений»

УДК 378.9

Levin V.N. FORMATION OF SKILLS OF INDEPENDENT STUDYING BY SCHOOL STUDENTS OF PIECES OF MUSIC. In article development of skills of independent work of pupils on musical occupations and in out-of-class work is considered. Some methods and the exercises stimulating mastering with elements of musical language, development of performing abilities, expansion of a musical outlook are offered.

Key words: independent work of pupils, methods: modeling of art and creative process, expansion of the musical and acoustical representations, special exercises.

В.Н. Левин, преп. детской школы искусств № 6, соискатель каф. теории, истории музыки и музыкальных

инструментов Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж, Е-mail:bygakovay@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В статье рассматривается развитие навыков самостоятельной работы учащихся на музыкальных занятиях и во внеклассной работе. Предлагаются некоторые методы и упражнения, стимулирующие овладение элементами музыкального языка, развитие исполнительских умений, расширение музыкального кругозора.

Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, методы: моделирования художественно-творчес-

кого процесса, расширения музыкально-слуховых

В современном образовательном процессе уделяется существенное внимание формированию навыков самостоятельной работы учащихся на уроках, во внеклассных занятиях, в домашних условиях. Самостоятельное изучение музыкальных произведений помогает закрепить ранее приобретённые знания и умения, стимулирует творческое решение возникающих, сопутствующих проблем, способствует расширению музыкального кругозора, овладению различными элементами музыкального языка, развивает умения музыкального исполнительства, формирует представление о логике развития музыкального образа в сочинении.

Каждому ученику при совместном выборе музыкального произведения для самостоятельного изучения необходимо кратко рассказать о произведении и его авторе, прослушать его (в записи или исполнении педагогом) и, главное, выдать задание и рекомендации. Задания, исходя из музыкального произведения, могут быть самыми разными: аппликатурные, штриховые, динамические, темповые, фактурные. Рекомендации педагога, как правило, направлены на преодоление технических трудностей, логики развёртывания музыкального образа, жанровых и стилевых особенностей музыкального образа.

Для самостоятельного изучения учащимися музыкального произведения рекомендуется использовать пьесы с ярко выраженным музыкальным содержанием: В. Калинин «Маленький испанец», русская народная песня «Ой полным, полна коробушка» в обработке И. Крамского; пьесы кантиленного характера, вариации: русская народная песня «То не ветер ветку клонит» в обработке В. Калинина, русская народная песня «Зимушка» в обработке О. Крохи, русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени!» в обработке И. Крамского, «Мелодия» Н. Кошкина.

В ходе самостоятельного изучения произведений у учеников постепенно вырабатываются, формируются внутренние представления музыкального материала в единстве с их внутренними ощущениями, помогающими воплотить нужное звучание на музыкальном инструменте.

Для стимулирования мотивации самостоятельной работы учащихся нами предлагается несколько методов, способствующих выработке ценностного отношения к самостоятельным занятиям на музыкальном инструменте.

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Е. Критская, Л. Школяр, Б. Яворский) предполагает использование творческих заданий, заключающихся в сочинении учащимися произведений на заданный стиль [1]. Этот метод необходим, так как на его основе идёт закрепление у юных гитаристов музыкально-теоретических знаний и музыкально-исполнительских умений.

Важнейшая задача, решаемая в процессе моделирования, состоит в том, чтобы научить учащегося сочинять музыкальные темы, мелодии. С самого начала необходимо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыке, что все истинно прекрасные мелодии своеобразны, не похожи одна на другую, но при этом наблюдаются определённые закономерности: подъёмы и спады развития мелодий; поступенные и арпеджированные, плавные и скачкообразные

представлении, специальных упражнении.

движения. Мелодия имеет начало, развивается, достигает кульминации и заканчивается (заключение). Например: И. Петер «Модерато», Ш. Рак «Старинная песня», Д. Биттинг «Кукушка», белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек», русская народная песня «Ах, Настасья», В. Антонийчук «Грустное настроение», И. Литман «Походка хомячка», К. Шиндлер «Элегантный вальс», В. Калинин «Лирическая хороводная», В. Козлов «Полька топ, топ, топ».

Первоначальные задания на сочинение мелодий можно давать на определённые, предлагаемые педагогом стихотворные тексты, ведь форма стихотворения диктует и форму музыкального построения. Очень увлекательным и полезным является сочинение мелодий на один текст, но с разной мелодической и образной интерпретацией, например, слова народной детской считалочки «Андрей, воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек». При этом дети придают словам самые разные смысловые оттенки, шутки, жалобы, угрозы, просьбы, приказа и т.д. Затем работаем над характером мелодии: от весёлых плясовых мелодий, до печальных, жалобных, нежных.

Задача на этом этапе состоит не в том, чтобы найти один единственный адекватный литературному тексту музыкальный образ, а в том, чтобы использовать стихи как средства для метроритмической и структурной организации музыкального материала, дать как можно больше вариантов разнохарактерных по эмоциональному строю мелодий на один текст.

Очень полезно коллективное сочинение на уроке. Каждый ученик может совершенно свободно высказывать своё мнение.

Метод расширения музыкально-слуховых представлений юных музыкантов (Н. Гродзенская, Ю. Исаева) предполагает прослушивание произведений в классе, на концертах, в фонотеках с последующим совместным обсуждением исполнителями, учащимися, педагогом [2]. В диалогической беседе анализируются исполняемые музыкальные сочинения, сравниваются разные интерпретации одного и того же произведения. Для расширения музыкального кругозора предполагается посещение учащимися открытых уроков, мастер-классов выдающихся пе-дагогов-музыкантов. При этом использование рассмотренного метода способствует развитию творческого потенциала учащихся, совершенствованию исполнительского мастерства юных музыкантов, развитию музыкальной индивидуальности.

Метод специальных упражнений (А.С. Петелин, Б.П. Левченко и др.), направленный на усовершенствование различных психофизических факторов определяющих музыкально-творческую деятельность [3]. Сюда относятся упражнения по развитию памяти, внимания, мышечной координации. Все упражнения проводятся под самоконтролем и полной сосредоточенности.

Упражнения на развитие внимания должны использоваться в целях навыков формирования музыкально-исполнительской техники. Например, тренировать произвольное внимание учащегося можно следующим образом: разжав пальцы рук с лёгким напряжением, очень медленно сгибают большой палец к основанию мизинца и затем так же медленно его разгибают и приводят в прежнее положение. Затем так же медленно сгибают к ладони и разгибают поочерёдно указательный, средний,

безымянный пальцы и мизинец. Это упражнение выполняется сначала одной кистью руки, затем другой.

Развитие памяти. Предлагается ученику небольшая пьеса, вполне преодолимая технически и незнакомая. Пьеса разделяется по фразам. Ученик играет по нотам первую фразу, очень внимательно прислушивается к сыгранному. После паузы учащийся пытается сыграть ту же фразу на память. Если не получилось, то вновь ученик играет фразу по нотам, стараясь запомнить те места, которые не запомнились. Упражнение используют до тех пор, пока ученик не сможет сыграть на память всю фразу. После работают над следующими фразами, пока не сыграют всю пьесу целиком [4].

Развитие координации пальцев рук позволяет серьезно усовершенствовать исполнительскую технику учащихся [3]. Наиболее простым является следующее упражнение: пальцы левой руки (второй и четвертый) синхронно поднимаются и опускаются на крышку стола, далее пальцы (первый и третий) совершают те же самые действия. Упражнение начинается в мед-

Библиографический список

ленном темпе и постепенно ускоряется. Очень большую роль в формировании правильной координации пальцев рук выполняют этюды М. Джулиани, М. Каркаси, Ф. Сора (игра гамм терциями, секстами, октавами). В работе над этюдами и гаммами совмещается два вида работы: работа координирования пальцев обеих кистей рук и подготовка к исполнению музыкальных пьес. Этюд или гамма сначала исполняются очень медленно и внимательно, наблюдая за ощущением правильных движений. Когда гамма или этюд в медленном темпе усвоены, тогда приступают к увеличению темпа. Для ускорения работы берут не весь этюд или не всю гамму сразу, а только части. Отрывок начинают играть сначала очень медленно с постепенным ускорением темпа и доводят до возможной в данный момент скорости, затем постепенно возвращаются опять к медленному темпу.

Таким образом, использование различных методов обучения музыке будут способствовать формированию навыков самостоятельной работы, стимулировать развитие личностных и музыкально-творческих новообразований у школьников.

1. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.Г. Красильников, Е.Д. Критская [и др.]. - М.,1999.

2. Ермакова, В.Н. Организация творческой деятельности обучающихся на уроках // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. - Воронеж, 2010. - Вып. 29.

3. Петелин, А.С. Современные педагогические технологии музыкального образования: монография / А.С. Петелин, Е.А. Петелина. -Воронеж, 2011.

4. Левченко, Б.П. Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одаренной личности подростка: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2006.

Bibliography

1. Teoriya i metodika muzihkaljnogo obrazovaniya deteyj / L.V. Shkolyar, M.G. Krasiljnikov, E.D. Kritskaya [i dr.]. - M.,1999.

2. Ermakova, V.N. Organizaciya tvorcheskoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya na urokakh // Teoriya i praktika professionaljnoyj podgotovki uchitelya muzihki. - Voronezh, 2010. - Vihp. 29.

3. Petelin, A.S. Sovremennihe pedagogicheskie tekhnologii muzihkaljnogo obrazovaniya: monografiya / A.S. Petelin, E.A. Petelina. - Voronezh, 2011.

4. Levchenko, B.P. Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskogo potenciala muzihkaljno-odarennoyj lichnosti podrostka: dis. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2006.

Статья поступила в редакцию 26.02.13

УДК 371 «73»

Legenchuk D.V PITHY ESSENCE OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN PEDAGOGY TODAY. The paper describes the current approaches to understanding the principle of continuity in multi-level professional education. Estimates are given for the analysis of the principle of continuity as a category of modern education system by a number of our scientists and the author developed within them a «multi-level concept of continuity of vocational education».

Key words: educational activities, vocational training, the principle, the education system, education, process, educational environment.

Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган,

E-mail: doc600@rambler

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В работе описаны современные подходы к пониманию принципа преемственности в сфере многоуровнего профессионального образования. Даны оценки анализа принципа преемственности как категории современной системы образования с позиции ряда отечественных ученых и самого автора в рамках разработанной им «Концепции преемственности многоуровнего профессионального образования».

Ключевые слова: образовательная деятельность, профессиональное образование, принцип, система образования, образование, процесс, образовательная среда.

Сегодня особую значимость приобретают ресурсные характеристики существующей системы образования для организации ее реформирования на основе совершенствования и дополнения традиционных принципов и методов образования. Не остается в стороне и система профессионального образования, методологические ресурсы которой способны быть основой качественного перехода на новые формы многоуровнего образования. Особенно актуальным, на наш взгляд, становится изучение с этой точки зрения всех аспектов преемственности, во всех ее проявлениях и свойствах.

Преемственность в теории обучения и воспитания трактуется по-разному. В педагогических исследованиях обнаруживаются

разные подходы к определению этого понятия. Однако до сих пор определение преемственности нельзя считать окончательно сформулированным. Наиболее типичной является следующая дефиниция: «Преемственность в обучении - последовательность и систематичность в расположении учебного материала, связь и согласование ступеней и этапов учебно-воспитательной работы» [1, с. 774], которой мы придерживаемся в рамках разработанной «Концепции преемственности многоуровнего профессионального образования». Отсюда важным является характеристика преемственности с принципиальной и категориальной стороны, также с объективной и субъективной позиции исследователей образования в целом и преемственности в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.