Научная статья на тему 'Формирование навыков межличностного взаимодействия в коллективе на уроке иностранного языка'

Формирование навыков межличностного взаимодействия в коллективе на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВИЗМ / ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова С.А.

В статье описываются особенности формирования навыков межличностного взаимодействия в коллективе в процессе обучения иностранному языку. Развитие коллективистских качеств личности рассматривается как основа для успешного применения сформированных навыков общения. Выявлены условия эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков межличностного взаимодействия в коллективе на уроке иностранного языка»

70

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М., 2003.

5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2003.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М., 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Кулешова С.А.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье описываются особенности формирования навыков межличностного взаимодействия в коллективе в процессе обучения иностранному языку. Развитие коллективистских качеств личности рассматривается как основа для успешного применения сформированных навыков общения. Выявлены условия эффективности данного процесса.

Ключевые слова коллективизм, функции взаимодействия, иностранный язык, условия, формирование.

Социальные запросы современности требуют преобразований учебной деятельности, способствующих формированию творчески мыслящего выпускника, умеющего адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего собственную позицию и владеющего умениями и навыками, применяемыми для эффективного социального взаимодействия. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений [4, с. 75]. Поэтому, одним из наиболее эффективных средств формирования востребованного и конкурентоспособного выпускника является создание условий развития зна-

Преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), кандидат педагогических наук.

Общая педагогика

71

чимых для успешного социального взаимодействия личностных качеств ученика в ходе учебного процесса.

Уровень социального развития человека выражается таким свойством личности как коллективизм, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества [1].

Система отношений, свойственная коллективизму, строится на нормах и ценностях общечеловеческой морали и формирует нравственно целостную личность. Совместная деятельность возможна только при сотрудничестве, гуманности, взаимопомощи, справедливости. В коллективе приобретаются навыки интеллектуально-творческой самореализации, осуществляется возможность самоутверждения. При этом важно, чтобы члены коллектива сознательно подчинялись дисциплине, демонстрировали взаимоответственность. Забота о совместном успехе позволяет создать благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения между членами коллектива.

Современная педагогика подтверждает возможность гармоничного развития личности в коллективе. При коллективной организации взаимоотношений стимулируется развитие таких коллективистских качеств как готовность к взаимодействию и взаимопомощи, доброжелательность и тактичность, интерес к проблемам и нуждам друг друга. В процессе развития многогранных межличностных отношений в коллективе обеспечивается всестороннее развитие личности, создаются благоприятные условия для подготовки школьника к активному участию в общественной жизни.

Чем более развит коллектив, чем гармоничнее сложившиеся в нем деловые и межличностные отношения, тем большие возможности для выражения способностей, самостоятельной творческой активности предоставляет он своим членам, оказывая позитивное воздействие на развитие их индивидуальности.

Развитие в ходе учебного процесса коллективистских качеств личности, на наш взгляд, создает предпосылки для формирования навыков успешного социального взаимодействия будущего члена общества, а, значит, способствует повышению конкурентоспособности выпускника школы.

Наиболее действенным социализирующее влияние групп сверстников на личность, по мнению В.А. Сластенина [4, с. 81], оказывается в подростковом и юношеском возрастах. Благоприятные условия для личностного развития подростка определяются, в том числе, и его самооценкой, которая формируется в ходе общения, прежде всего, со сверстниками. Знания о самом себе, получаемые в процессе непосредственного общения в коллективе, являются важным фактором его индивидуального психологического развития. Точность отражения собственной индивидуальности зависит от разносторонности общения личности с остальными членами группы. Для подростка особо значимо принятие и признание его в коллективе, положительные

72

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

подкрепления для развития у себя тех или иных достоинств, наличие друга и образца, который ближе и понятнее по сравнению со взрослым человеком. Поэтому школьный период является определяющим в становлении коллективистских свойств.

Иностранный язык закономерно выступает одним из основных средств формирования коллективистских качеств личности. Согласно новым государственным стандартам, основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [3].

Обучение иностранному языку заключается не только в научении оперированию языковым и культурологическим наполнением материала, но и требует формирования навыков межличностной коммуникации, то есть предполагает уровень обученности взаимодействию с другими участниками общения, необходимый для того, чтобы «понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями» [2, с. 24].

Задачей преподавателя является организация такого взаимодействия, в котором учащиеся смогут выступать в качестве участников коллективного взаимодействия.

Организуя целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию навыков взаимоотношений ребёнка с одногруппниками, создающее предпосылки для развития коллективизма как качества личности, учитель должен придерживаться следующих, на наш взгляд, эффективных условий.

1. Организация доверительных взаимоотношений между учителем и членами группы, которая обеспечивается следующими способами педагогического воздействия:

- убеждение на основе понятных аргументов;

- просьба, подчеркивающая право на добровольность выполнения какого-либо действия;

- фасилитаторский стиль общения;

- сотворчество, когда учитель передает свое эмоциональное состояние, обеспечивая эмоционально - мотивационную направленность на совместное решение учебной задачи.

2. Педагогическая поддержка проявлений у учащихся субъектности, активной позиции в познавательной деятельности, предоставление возможности самоопределения в образовательном процессе. Признание за каждым участником образовательного процесса права и способности на собственное решение способствует повышению познавательной активности, стимулирует к поиску самостоятельного применения полученных знаний в новых ситуациях, выявляет его индивидуальность.

Общая педагогика

73

3. Целенаправленное формирование универсальных учебных действий, способствующих развитию навыков коллективного взаимодействия.

В ходе практической деятельности нами выявлены универсальные учебные действия, владение которыми способствует реализации функций взаимодействия в процессе обучения иностранному языку (табл. 1).

Таблица 1

Универсальные учебные действия Функции взаимодействия в процессе обучения иностранному языку

Познавательные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений). Запрос информации, сообщение информации, восприятие и понимание воспринимаемой информации.

Регулятивные (целеполагание и планирование действий, прогнозирование результата, коррекция и оценка результата деятельности). Побуждение к чему-либо, просьба о чем-либо, совет, договор о чем-либо, восприятие побуждения и реакция на него.

Коммуникативные (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, разрешение конфликтов, оценка действий партнёра). Выражение мнения, оценки, чувств, эмоций, убеждений, удовольствия / неудовольствия.

Личностные (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный, моральный выбор). Выражение интереса к собеседнику, поддержание разговора, окончание разговора, благодарность, выражение сочувствия.

В таблице наглядно показана взаимосвязь владения универсальными учебными действиями и способностью реализовывать функции взаимодействия в коллективе, позволяя коммуникантам осуществлять эффективное общение.

Выделенные условия обеспечивают организацию деятельности, направленной на развитие навыков коллективного взаимодействия, на содействие социализации; формирование активной социальной субъектной позиции, максимально полное развитие способностей, склонностей, интересов подростка; стимулирование непрерывного процесса саморазвития и самореализации школьника с учетом социальной значимости его деятельности.

Реализация данных условий возможна за счет разнообразия педагогических способов воздействия на ребенка на уроке иностранного языка.

Наиболее полно возможность оптимальной организации коллективного взаимодействия на уроке, с учетом рациональных вариантов содержания обучения и его структуры, а также связи процесса обучения с реальными жизненными ситуациями, конкретными социальными ролями, условиями и потребностями обучаемых реализуется при применении коллективных форм организации коммуникативной деятельности на уроке иностранного языка. Такие формы работы требуют постановки единой задачи, для решения которой важно участие каждого члена коллектива, а результат представляет собой совместный продукт.

74

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Как показывает практика, одним из результативных способов организации такого обучения является метод проектной деятельности, реализуемый на уроке в форме мини-проектов. Так, при изучении темы «Мой дом» в пятом классе, ребята получают задание придумать и описать «дом мечты», при этом каждый высказывает мнение об идеальном доме. Разнообразие высказываний (поддерживающих или противоречащих предыдущей реплике) обеспечивает проявление различных функций взаимодействия в процессе обучения иностранному языку. Во время подготовки такого мини-проекта формируются универсальные учебные действия, способствующие закреплению навыков коллективного взаимодействия. Результатом совместной деятельности является коллективный монолог, состоящий из высказываний участников всей группы. Воспитательный эффект такого взаимодействия обусловлен формированием субъектной позиции в ситуации совместной работы со сверстниками, позволяющей корректно реализовать свою коммуникативную функцию в процессе коллективной деятельности. Подобные виды работы вызывают чувство единения, ответственности за общее дело, направленность на достижение единой цели, осознание социальной ценности деятельности каждого.

Анализ практической работы доказывает, что применение оптимальных приемов коллективного воздействия, усиливающих проявление социально значимых качеств личности, расширяющих возможности для творческой самореализации, методическая и технологическая оснащенность в создании условий для организации разнообразной коллективной деятельности на уроке иностранного языка обеспечивают активизацию формирования у учащихся навыков взаимодействия. При этом участники коллективного взаимодействия не только осваивают систему социальных взаимоотношений, но и получают возможность развиваться интеллектуально, совершенствовать личностные качества, обеспечивающие им успех в будущей жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск.: Харвест, 1998.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с. - ISBN 5-238-00359-5.

3. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14413.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 Педагогика) / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 566 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.