Научная статья на тему 'Формирование навыков эффективного взаимодействия при совместном планировании урока как способа улучшения практики преподавания педагогов'

Формирование навыков эффективного взаимодействия при совместном планировании урока как способа улучшения практики преподавания педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1966
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН / ИССЛЕДОВАНИЕ УРОКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОПЫТ / НАБЛЮДЕНИЕ / ДИАЛОГ / ЖОСПАР / САБАқТЫ ЗЕРТТЕУ / ЫНТЫМАқТАСТЫқ / ТәЖіРИБЕ / БАЙқАУ / LESSON PROCEDURE / LESSON STUDY / COOPERATION / EXPERIENCE / OBSERVATION / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токтарова Р.Е., Саден Н.Ж.

Актуальность. В статье представлен опыт творческой группы учителей школы по реализации подхода Lesson Study, где особое внимание уделяется вопросу формирования навыков эффективного взаимодействия при совместном планировании урока, пошагово описана деятельность фокус-групп в процессе исследования урока. Цель. Обмен знаниями и опытом с коллегами, практикующими подход Lesson Study, обсуждение проблем и перспектив.Өзектілігі Мақалада мұғалімдердің Lesson Study әдісін енгізу бойынша шығармашылық тобының тәжірибесі берілген, онда бірлескен сабақты жоспарлауда тиімді өзара әрекеттесу дағдыларын қалыптастыруға ерекше назар ауда-рылып, сабақты зерделеудегі фокус-топтың әре-кеттері кезең-кезеңімен сипатталады.Relevance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of teachers’ creative group on the implementation of the Lesson Study approach, where special attention is paid to the formation of effective interaction skills in joint lesson planning; the focus group activities in the research of the lesson are described step by step. Goal. Sharing knowledge and experience with colleagues practicing the Lesson Study, discussing problems and prospects.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков эффективного взаимодействия при совместном планировании урока как способа улучшения практики преподавания педагогов»

П

У )

P.E. Токтарова,

учитель казахского языка, КГУ «Школа - лицей - интернат информационных технологий «Озат» Управления образования Ко-станайской области,

Н.Ж. Саден,

учитель английского языка, КГУ «Школа-лицег(- интернат информа1\ионных технологий «Озат»

Управления образования акимата Костанайской области

He?ii?i свздер: жоспар, сабацты зерттеу, ынтымацтастьщ, тэж\рнбе, багщау, диалог

Ключевые слова: тан, исследование урока, сотрудничество, опыт, наблюдение, диалог

Keywords: lesson procedure, lesson study, cooperation, experience, observation, dialogue

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ СОВМЕСТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА КАК СПОСОБА УЛУЧШЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Ацдатпа

0зект1Л1п Макал ада мугалшдердщ Lesson Study эдюш енпзу бойынша шыгармашыльщ тобыньщ тэяарибеси бершген, онда б1рлескен сабакты жоспарлауда тшмд1 езара эрекеттесу дагдыларын калыптастыруга ерекше назар ауда-рылып, сабакты зерделеудеп фокус-топтьщ эре-кеттер1 кезец-кезещмен сипатталады.

Максаты. Lesson Study тэяарибеси бар эрште-стермен бшм мен тэж1рибе алмасып, мэселелер мен перспективаларды талкылау.

Аннотация

Актуальность. В статье представлен опыт творческой группы учителей школы по реализации подхода Lesson Study, где особое внимание уделяется вопросу формирования навыков эффективного взаимодействия при совместном планировании урока, пошагово описана деятельность фокус-групп в процессе исследования урока.

Цель. Обмен знаниями и опытом с коллегами, практикующими подход Lesson Study, обсуждение проблем и перспектив.

Annotation

Relevance. The article presents the experience of =

■—;

teachers' creative group on the implementation of <

the Lesson Study approach, where special attention о is paid to the formation of effective interaction skills

in joint lesson planning; the focus group activities in о

the research of the lesson are described step by step. ?

Goal. Sharing knowledge and experience with о

colleagues practicing the Lesson Study, discussing о

—'

problems and prospects.

Щ

H

Каждый учитель задает себе вопрос: «Как о; можно развить свои навыки преподавания?», а. Некоторые опираются на получение знаний при ш чтении литературы или участие в конференциях, другие на приобретение опыта через посещение

о;

х

<

m О

го

£ ua О в;

О §

л:

X ш

CL

о

ш Н

уроков коллег. Известно, что знания, которые получает учитель, делятся на два вида: эксплицитные и имплицитные (М. Поланьи). Эксплицитные знания представляют собой знаковую систему — это книги, журналы (печатная продукция), компьютеры, мобильные телефоны — технические средства лекции — вербальная форма знаковой системы. Такие знания имеют отработанный понятийный аппарат, каждая их деталь может быть воспроизведена и сохранена. Имплицитные знания не сформулированы, получаются непосредственно — это индивидуальный духовный опыт, взгляд, обращенный внутрь, скорее чувство знания, человек не отделен от того, что знает, это «результат познающего воображения». Особенностью имплицитного знания является его спонтанный характер, оно возникает практически мгновенно, не давая времени на размышления, т.е. на работу разума [1, с. 36] Участвуя в конференциях, учитель получает только эксплицитные знания, но они недостаточны для практики. Практика Lesson study является наиболее эффективным способом получения имплицитных знаний, который способствует формированию навыков эффективного взаимодействия при совместном планировании урока как способа улучшения практики преподавания педагогов. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство - это уже черты современного урока. Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Через Lesson Study учитель, который ведет урок, и наблюдатели имеют возможность творчески расти, и учиться друг у друга [2, с. 149].

На базе нашей школы была создана творческая группа учителей, прошедших разноуровневые курсы. Учителями 1 уровня разработан план развития школы и одним из пунктов этого плана было проведение Lesson Study. Начиная работу по внедрению Lesson Study в образовательное пространство школы «Озат», все свои действия, мы разбили на несколько шагов:

Шаг 1: Определение творческой группой сертифицированных учителей графика проведения Lesson study.

Шаг 2: Формирование фокус - групп. На данном этапе были сформированы 5 фокус-групп, где обязательное условие - участие сертифицированного учителя в каждой группе, который выполнял функцию модератора. Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study: выбран класс, модератор, учитель, который дает урок и члены группы. Группы работали по принципу доверительных и доброжелательных отношений, и все члены имели равный статус.

Шаг 3: Выбор исследовательской темы, цели и предметной области, ожидаемые результаты.

На первом заседании каждая группа определила темы, цели, предметные области и ожидаемые результаты. Одним из сложных моментов для каждой группы оказался выбор исследовательской темы. Первая группа, исследуя класс в процессе преподавания своих предметов, выявила, что основной причиной слабой успеваемости учеников является пассивность учащихся и отсутствие стремления к лидерству. Отсюда возникает проблема: Какие формы работы влияют на развитие лидерских качеств для повышения качества обучения, какие методы и приемы наиболее эффективны для решения этой проблемы. Для решения данной проблемы группа поставила цель: развитие лидерских качеств на уроке через групповые формы работы. Вторая группа выявила низкую мотивацию учащихся к обучению, которая является причиной слабой успеваемости на уроках русского языка. Цель исследования урока - повышение мотивации учащихся через диалогическое обучение. Третья группа акцентировала внимание на развитие монологической речи учащихся на уроках казахского языка. Ключевой идеей четвертой группы было использование критериального оценивания для повышения качества знаний учащихся по химии. Пятая группа фокусировалась на развитии критического мышления через групповую работу.

3(21)72018

Я

На этом этапе с целью формирования навыков эффективного взаимодействия мы определили следующие задачи:

• вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников;

• обеспечить условия для коллективного сотрудничества, обмена опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны.

Ожидаемые результаты в своем исследовании уроков мы видели в следующем:

• формирование навыков эффективного взаимодействия для улучшения практики преподавания;

• создание постоянно работающей в команде творческой группы с подходом Lesson Study;

• повышение профессионального уровня учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность

Шаг 4: Совместное планирование уроков Lesson Study - один из наиболее ценных этапов в проведении исследования.

При составлении планов уроков мы руководствовались следующими стратегиями обучения:

• стратегией контекстного обучения, которая является системой внутренних и внешних факторов деятельности человека в конкретной ситуации. Реализация данной стратегии проходила через использование ситуативных заданий;

• экспериментальное обучение - это обучение на основе опыта, добавление к своим собственным выводам теоретических знаний. Используя задания логического характера, мы убедились в их эффективности развития когнитивных способностей;

• самоуправляемое обучение - использование дифференцированных заданий способствует целенаправленному развитию или укреплению какого-то качества той лично-

сти;

• кооперативное обучение - в процессе, которого мы использовали задания на развитие скорости мышления, которые предполагают достижение интеллектуальной автономности человека и возможности развития в социуме [3, с. 14].

Группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемом классе и обязательно во время планирования определять ожидаемую реакцию от каждого исследуемого ученика: что каждый из учащихся будет делать на каждом из этапов. Пришли к общему мнению, что необходимо использовать разные формы работы: работу в группах, а именно, в малых группах, работу в паре и индивидуальную работу, чтобы пронаблюдать за нашими испытуемыми для определения и развития когнитивных способностей. Определили между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся будет наблюдать. У каждого члена группы перед началом урока была копия схемы анализа урока и краткосрочный план. В ходе обсуждения были даны различные рекомендации, основанные на взаимном уважении и понимании. Видеосъёмка, которая велась на протяжении всего исследования, помогала просмотреть какие-то спорные вопросы. Все высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складывались в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей. Совместное планирование урока по предложенной теме привело участников к самостоятельным выводам о том, что такое планирование наиболее эффективно, так как по ходу составления плана происходит обмен идеями, происходит взаимообучение и совместное планирование позволяет разнообразить методы и приемы обучения учащихся на уроке. При совместном планировании формируются навыки эффективного взаимодействия, происходит сотрудничество с коллегами, создается благоприятная эмоциональная атмосфера взаимодействия [2, с. 150]

Шаг 5: Выбор «исследуемых» учеников.

х <

m О

(Г> £

из

О Щ

О

§

X

У, щ

Р

а. О ш н

о;

х

<

m О

го

£ из О в;

О

3

х

X ш

CL

о

ш Н

Далее 1 раз в неделю проводить урок в выбранном классе, совместно наблюдая, анализируя обучение. Более подробно мы остановимся на процессе выбора исследуемых учеников только одной фокус-группы.

На 1-ой встрече мы определили трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный - А, средний - В, слабый - С. Совместно с психологом школы была дана характеристика детям по итогам проведенной психологической диагностики «Диагностика учебной мотивации школьника». Учителя - наблюдатели фиксировали информацию о своих «подопечных». Определили уровень каждого учащегося по каждому предмету. Записали ожидаемые результаты от каждого ученика по окончании Lesson Study.

Учитывая, что ученик А имеет относительно высокую познавательную деятельность, но не стремится к лидерству, часто выполняет задания в группе, активен, поднимает руку, отвечает правильно при опросе учителя поставлена цель: повысить уровень лидерских качеств, давать полные развернутые ответы, составлять конструктивные диалоги с одноклассниками. Ожидаемые результаты для ученика А: будет лидером, через распределённое лидерство будет способствовать развитию когнитивных способностей других.

Ученик В со средним потенциалом. У доски отвечает хорошо, но с места мало проявляет активность, часто молчит, хотя знает ответ на вопрос, предпочитает работать самостоятельно. Поставлена цель: в процессе исследования изменить его отношение к учебе, повысить желание работать в группе сообща, в паре, в живом диалоге. Ожидаемый результат: будет лидером на определенных этапах урока, улучшит свои когнитивные способности в результате работы в группе.

Ученик С со слабой мотивацией, не уверен, редко отвечает на вопросы, на уроках пассивен, требуется помощь при выполнении заданий. Ожидаемый результат: будет более уверенно выполнять отдельные за-

дания в группе, обращаться за помощью к сильным ученикам, улучшит свои когнитивные способности.

Главным внешним мотивом является достижение успеха. Основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат, поэтому наша задача помочь ученику С подняться на ступень В, ученику В - на ступень А, ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.

Шаг 6: Наблюдение - незаменимый метод в работе с учащимися, который может применяться при исследованиях. На данном этапе нами были использованы следующие виды наблюдений:

• сплошные - педагога интересуют все особенности поведения ребенка;

• выборочные - педагогом фиксируются только некоторые из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдение, обсуждение урока проходит традиционно - фокус на деятельности учителя, не учениках. В свою очередь учитель, в течение урока не всегда способен удержать в поле зрения каждого ученика, чтобы объективно оценить результативность урока. Основная задача наблюдения - накопление фактов о развитии когнитивных способностей и типах мышления. С этой целью было проведено исследование по определению типов мышления учащихся. Результаты анкетирования показали, что у исследуемых учеников разная мотивация к обучению и разные типы мышления. Ученик А - имеет смешанный тип мышления: предметно-действенное и абстрактно-символическое, В - абстрактно-символическое, С - наглядно - образное.

На данном этапе коллеги учитель совершенствует свой педагогический арсенал, профессионально растет, благодаря обратной связи с коллегами, а наблюдатели могут развивать навыки рефлексии, анализа в результате обсуждения каждого урока. Участники, оценивающие урок, совершенствуют свои педагогические знания, учатся совместно исследовать урок, составлять критерии для сильного, среднего и слабого ученика [4]

Наблюдая за нашими исследуемыми уча-

Ш

щимися, можно сделать вывод, что максимального преимущества от групповой работы не достили. Для эффективной групповой работы необходимо развивать межличностные навыки: общение, самовыражение, поддержка других, наблюдение. Общение через устную и письменную речь, слушание и использование мимики и жестов. В потверж-дение этого: поведение испытуемого В во время групповой работы, при выполнении задания член группы обратился за помощью к ученику В. Но он отказал в помощи и не работал с остальными членами группы. Испытуемый В проявил безразличие к тому, что говорит одноклассник. Навык самовыражения проявляется только у испытуемого А, т.к. этот ученик имеет высокий уровень познавательных способностей, что способтвует активному участию в работе группы, и при этом занимая доминирующего положения. Навык поддержки других в групповой работе не характерен для учащихся этого возраста. Отзывчивость по отношению к другим членам группы наблюдается за испытуемым С. Во время групповой работы она пыталась помочь группе, распределить роли, взяла на себя роль спикера. С ролью спикера она не совсем справилась, т.к. были не полные ответы, чем было вызвано негативное отношение группы.

Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те которые могут решаться индивидуально. Обычно некоторые ребята активно участвовали в работе группы, другие- менее активны, а кто-то практически беучастным. Чтобы не было такой ситуации, исследовательская группа при разработке урока учитывала распределение функций внутри группы. С целью активизации немаловажный момент само- и взаимооценивание внутри группы, а для этого необходимо разработать критерий оценивания за определенную работу или на определенном этапе. На занятиях использовались следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование. Эти методы помогали вносить изменения при планировании последующих уроков.

Шаг 7: Опрос исследуемых учащихся.

Для проведения опроса исследуемых учащихся и совместного обсуждения наблюдателей был предложен ряд вопросов:

• Что тебе больше понравилось на уроке?

• Чему ты научился?

• Какой этап урока понравился?

• Если бы этот урок проводился в другом классе, что бы ты изменил?

При опросе учеников («Голос ученика») было выяснено, что ребёнку было понятно, какие задания остаются сложными. На сколько нравится работа в группе и почему. «Голос ученика» через интервью и опрос позволяет выявить уровень самооценки, оптимальность использования заданий. Школьникам свойственно объективно оценивать свои действия и поступки. По ответам детей можно было судить о степени успешности или не успешности заданий, которые они выполняли [5, с. 14].

На этом этапе учителя имеют возможность совместно составить вопросы для интервью с целью определения уровня эффективности использованных методов и приемов на уроке, возможность выработать и апробировать новые методы и формы работы на последующих уроках с целью усовершенствования педагогических навыков.

Шаги 8-11: Результаты 3-х исследуемых уроков.

Положительные моменты в преподавании учителя в обучении ученика

Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения,

х <

со О

(Г>

£ из

О Щ

О

§

X

X Щ

н

си О ш н

так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания. Анализ уроков исследования и материалы могут быть использованы на практике другими преподавателями, позволяет учителям опираться на опыт своих коллег. [6, с.5]

Возможная модификация школьной системы. Проведение исследований подобного типа напрямую влияет на образовательную ситуацию и стратегию развития школьной системы в будущем, так как исследование урока проводится не просто с целью усовершенствования умений и навыком конкретного учителя, а всего педагогического коллектива [7, с. 101].

Анализ рефлексии учащихся показал, что легче выполняют задания индивидуальные и ситуативные задания, связанные с жизнью. Выполнение заданий разного уровня сложности вызвало у учащихся огромный интерес, так как ранее на уроках применялись стратегии в основном индивидуального характера.

В период исследования нами были разработаны задания, способствующие развитию когнитивных способностей (память, мышление). «Голос ученика» и наблюдение показали, что задания связанные с развитием функциональной грамотности вызвали интерес у учащихся.

Шаг 12. Представление материалов Lesson

Study коллегам.

После цикла уроков в рамках подхода

§ Lesson Study каждая группа сделала рефлек-

^ сивный отчет об исследовании в действии.

О Их отчеты были представлены в форме пре-

< зентации педагогическому коллективу. Ис-

q следовательские группы рассказали о своих

5 успехах и опыте проведения исследователь-

q ского урока.

Таким образом, реализуя подход Lesson

J Study, отметили, что:

• была возможность видеть обучение де-

^ тей, более явно в различных проявлениях и

g деталях, чем это обычно возможно; взглянуть

2 на работу учащихся пристальным взглядом; н

• существует разница между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

• Lesson Study побуждает проверять свои предположения и убеждения, понимать, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся с учетом их мнения;

• Реализация подхода Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы, способствует обширному диалогу между учителями, воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1.3алевская A.A. Психолингвистика и психолингводидактика (слово и текст: психолингвистический подход) / Сборник научных работ под общ. ред. A.A. Залевской. Выпуск 7. Тверь: ТГУ, 2007. - 190 с.

2.Руководство для учителя ЦПМ 2014. -190 с.

3.Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетент-ностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. —78с.

4.Психология [Электронный ресурс] https://www.psychologos.ru/articles/view/vidy-nablyudeniya

5.«Lesson study» как способ совершенствования практики обучения. Методическое пособие. - Астана: НАО имени И. Алтынса-рина, 2014. -48с.

6.Пит Дадли. Lesson Study: руководство Pete Dudley 2011. -46с .

7.Сулейменова С.К.«Lesson study» - исследование урока с целью повышения качества преподавания и обучения. /Сулейменова С.К. //Вестник "Орлеу" - kst». - 2014. - № 4 (6). С.100- 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.