Погодаева Маргарита Викторовна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 373.51 ББК 74.2
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности способствуют закреплению и отработке навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. При условии улучшения материальнотехнического оснащения школьных кабинетов ОБЖ количество детей-участников олимпиады, успешно организующих свое поведение в чрезвычайных ситуациях, неизменно возрастет.
Ключевые слова: олимпиадa школьников по ОБЖ; навыки безопасного поведения; чрезвычайные ситуации; материально-техническое оснащение.
TRAINING THE SKILLS OF SAFE BEHAVIOR AND KNOWLEDGE OF SURVIVAL TECHNIQUE AT THE RUSSIAN BASICS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY CONTEST
The Russian Basics of vital functions safety competition favour the knowledge of survival techniques in cases of emergency. The number of children who take part in the contest and know how to behave in case of emergency increases due to improvement of the technically equipped rooms for studying Basics of vital functions safety.
Key words: Basics of vital functions safety competition; survival techniques; case of emergency; equipment.
Проблемы глобальной безопасности тесно переплетаясь с национальными проблемами безопасности России, волнуют сегодня каждого российского гражданина. Однако события последних месяцев показали, что современные школьники весьма далеки от глобальных проблем, неотчетливо понимают границы личной безопасности и не всегда корректны в ее обеспечении.
Не последнюю роль в появлении этих образовательных и воспитательных пробелов сыграла школа. Это определяет необходимость корректировки направленности общего образования по многим школьным предметам, в частности и по ОБЖ. Деидеологизация образовательного процесса, смена целевых ориентаций, отказ от предметно-ориентированного подхода к образованию, обновление программ общего среднего образования вызывают необходимость поиска новых форм и методов организации учебновоспитательного процесса, позволяющих ребенку осознать и почувствовать важность происходящего, выработать необходимые навыки, которые могли бы помочь учащимся адаптироваться в изменяющемся мире. Содержание об-
разовательной области ОБЖ включает изучение следующих тем: безопасное поведение, защита населения в ЧС, проблемы безопасности (индивидуальный, национальный, глобальный уровни), здоровый образ жизни (ЗОЖ), основы медицинских знаний, оборона государства и др. [1, 2]. В выработке навыков безопасного поведения особенно важен практический компонент обучения. Практические занятия по ОБЖ могут быть достаточно многообразны: овладение умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний; поиск выхода из проблемных ситуаций; моделирование и игровая деятельность; участие школьников в трудовых акциях по сохранению и улучшению природного окружения; овладение навыками самообороны и др.
Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности, без сомнения, можно отнести к тем формам учебновоспитательной работы, которые воспитывают патриотизм школьников, ответственность, самообладание, волевые качества, способствуют закреплению и отработке навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, позволяют приобрести опыт безопасного поведения, который определяется следующими составляющими:
- знанием правил безопасного поведения (об источниках опасности, мерах ее предупреждения, способах ее избежать);
- способностью предвидеть влияние поражающих факторов;
- умением действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях с витальной угрозой.
Основным документом, влияющим на форму организации олимпиадных мероприятий, является Положение о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. № 695.
Опыт проведения школьного, муниципального и регионального туров Всероссийской олимпиады школьников показал, что наибольшие затруднения организаторы испытывают из-за недостатка материально-технического оснащения кабинетов ОБЖ в школе. Далеко не в каждой школе выполняются требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ [1, 2]. Для проведения всех мероприятий школьного и муниципального этапов Олимпиады необходимо соответствующее материально-техническое оснащение. Если для проведения первого теоретического тура необходимы только помещения с комфортными для учащихся условиями, то для второго практического тура требуется серьезная материальная база, которая есть далеко не в каждой школе. Организацию практического тура школьного и муниципального этапов Олимпиады рекомендуется проводить на открытой местности или при неблагоприятных климатических условиях, в специализированных помещениях: кабинетах ОБЖ, спортивных залах и др.
Для выполнения заданий по оказанию первой медицинской помощи необходимы вспомогательные средства: робот-тренажер «Гоша», робот «Гаврю-ша», кровоостанавливающий жгут, транспортная шина, носилки, гипотерми-
ческий пакет. При выполнении олимпиадных заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера необходимы гражданские противогазы марок ГП-5, ГП-7, защитные костюмы ОЗК, шашки для задымления местности; комплект боевой одежды и снаряжения пожарного на участника; огнетушитель воздушно-пенный на каждого участника, спасательный круг, спасательный «конец Александрова». Для выполнения заданий по основам военной службы необходимы муляжи гранаты Ф-1, учебные автоматы Калашникова (АКМ, АК-74), пневматические винтовки и пули к ним для выполнения стрельбы, мишени, электронный тир. Большинство сельских школ и школ в районных центрах укомплектованы этим оборудованием не более чем на 10%. Многие ребята приехали на муниципальный (районный) тур за сотни километров и только на олимпиаде впервые увидели тренажер «Гоша», автомат Калашникова, костюм ОЗК. В связи с этим некоторые районы существенно сократили программу практического тура, а часть муниципалитетов ограничилось только выполнением теоретических заданий. Однако при таком подходе к организации олимпиады полностью теряется обучающий компонент и воспитательный эффект этого мероприятия.
Обеспечить проведение практического тура в полном объеме смогли только наиболее активные и инициативные педагоги и организаторы муниципального этапа. В ходе подготовки было установлено сотрудничество с другими образовательными учреждениями районов и городов, с военными частями, СТШ ДОСААФ России, с местными отделениями Всероссийского добровольного пожарного общества, с различными структурами МЧС России. Макеты и тренажеры, необходимые для выполнения заданий в секции «полоса выживания» были изготовлены в школьных мастерских. Результатом проделанной работы стала полная комплектация оборудования, необходимого как для проведения муниципального, так и регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Таким образом, в списки победителей муниципального тура и участников регионального тура попали ребята только из тех районов, где педагоги смогли скомплектовать материальнотехническую базу, необходимую для проведения практического тура олимпиады и отработки необходимых навыков оказания первой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Практически все участники регионального тура успешно выполнили олим-пиадные задания в четырех секциях практического тура: «Оказание первой медицинской помощи», «Полоса выживания», «Действия в чрезвычайных ситуациях», «Основы военной службы». Практические навыки, полученные ребятами в ходе проведения муниципального этапа олимпиады, были усвоены и закреплены в ходе проведения ее последующих этапов. Однако если учесть, что доля участников регионального этапа олимпиады от общего числа учащихся школ Иркутской области составляет сотые доли процента, то можно понять, что без фундаментального переоснащения школ, оборудования их необходимыми тренажерами и макетами наши дети не смогут научиться оказывать своевременную помощь себе и другим.
Библиографический список
1. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]. — М. : Просвещение, 2010. — 40 с.
2. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы [Текст] / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — М. : Просвещение, 2010.
— 80 с.
3. Крючек, Н. А. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Н. А Крючек, С. К. Миронов, Б. И. Мишин — М. : Дрофа, 2005. — 80 с.
Немирич Татьяна Николаевна
Директор МОУ СОШ №16, д. Кулиш, Чунский район, Иркутская область, Россия
УДК 373.1.013.
ББК 13.00.01
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Роль школы, в которой закладываются основополагающие «кирпичики» человеческого капитала, неоценима, особенно на селе, где зачастую она является единственным культурным центром. Сельская школа способна выявить и развить способности подростка, воспитать в нем инициативность, настойчивость, предприимчивость.
Ключевые слова: трудовое воспитание; социальная компетентность; сельская школа; подросток; производственная деятельность; наследие Макаренко; подсобное хозяйство; трудоустройство; экологическая культура; нравственная культура.
RURAL SCHOOL AS A FACTOR OF HEALTHY SOCIAL
ENVIRONMENT
The role of school, which makes the basic «building blocks» of human resources, is invaluable, especially in rural areas, where school is often the only cultural center. The rural school can identify and develop the capacities of an adolescent, to form his creativity persistence and initiative.
Key words: labor education; social competence; rural school; a teenager; heritage of A. Makarenko; subsistence farming; employment; environmental culture and moral culture.
Системный кризис в 90-х г.г. XX в., привел к повышению уровня тревожности, распространению фаталистических установок, общему снижению благополучия многих групп населения. Ослабление роли семьи приводят к утрате таких общественных ценностей, как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Среди части молодежи наблюдаются иждивенческие