Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264).
Экономика. Вып. 38. С. 61-64.
Ю. Ф. Баймашкин
ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ПУТЕМ СУБСИДИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИЗ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматривается необходимость разработки организационно-финансового механизма субсидирования производителей алкогольной продукции из областного бюджета в целях повышения налогового потенциала региона.
Ключевые слова: налоговый потенциал, субсидии, источники финансирования, субсидирование затрат производителей, эффективность бюджетных средств.
В условиях финансового кризиса первостепенной задачей каждого субъекта Российской Федерации является стабилизация и возможное социально-экономическое развитие региона, наращивание налогового потенциала, поскольку федеративное устройство России предполагает относительную самостоятельность в самообеспечении финансовыми ресурсами территории. Не последнюю роль в этом играют бюджетные ресурсы.
Налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджетов. В мировой практике под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции определенной территории, приносить доходы в виде налоговых поступлений. По мнению
О. А. Гришановой, налоговый потенциал представляет потенциальную (планируемую) возможность получить дополнительные доходы в связи с имеющимися доходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти [1]. С данным определением можно согласиться и добавить к нему еще дополнение — «с имеющимися доходными и расходными полномочиями». Это дополнение актуально в связи с рассматриваемой нами проблемой — предоставлением субсидий на компенсацию определенных затрат производителям с целью получения дополнительных налоговых доходов в бюджет региона.
В экономических отношениях существуют следующие формы субсидий — промышленные субсидии, связанные с международными отношениями, и субсидии производителям на внутреннем рынке.
Первые регулируются межправительственными соглашениями. Например, правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации заключили Соглашение от 09.12.2010 г. «О единых правилах предоставления промышленных субсидий».
Соглашением определяется сущность субсидий и способы их предоставления: «Субсидия — финансовое содействие, оказываемое субсидирующим органом государства Стороны (или уполномоченной государством Стороны структурой), в результате которого создаются (обеспечиваются) преимущества, и осуществляемое посредством:
- прямого перевода денежных средств (например, в виде невозвратных ссуд, кредитов или приобретения доли в уставном капитале или его увеличения или обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по кредитам);
- полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства Стороны (например, налоговые льготы, списание долга);
- предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры;
- приобретения товаров;
- или любая другая форма поддержки доходов или цен, которая действует, прямо или косвенно, на сокращение ввоза промышленного товара с территории государства любой из Сторон или увеличение вывоза товара на территорию государства любой из Сторон, в результате чего предоставляется преимущество» [2].
Предметом нашего исследования будут являться только субсидии производителям товаров для внутреннего потребления, целью которых является повышение доходов регионального бюджета.
Субсидии производителям — это средства, с помощью которых правительства регионов оказывают финансовую помощь отечественным предприятиям тех отраслей промышленности, которые, как предполагается, могут подвергнуться риску исчезновения, или в целях создания условий для развития промышленного производства. В России это относится, в первую очередь, к сельскому хозяйству.
Субсидии производителям могут быть двух видов — прямые и косвенные. Первые предоставляются производителям в форме непосредственно финансовой помощи. Косвенные субсидии предоставляются посредством регулирования (сдерживания) цен или снижения затрат на потребляемые материальные ценности, услуги.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг могут предоставляться субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Источниками предоставления субсидий на региональном уровне могут быть как средства федерального бюджета, поступившие в региональный бюджет в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, так и дополнительные налоговые доходы, получаемые в результате предоставления субсидии.
Первый источник в основном используется для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Примером может служить Ивановская область, где в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 09.09.2011 № 311-п на основании ст. 3 Закона Ивановской области от 30.10.2008 г. п 125-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ивановской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства» производители яиц, мяса птицы и свинины получат субсидии в размере 49 503 тыс. р., в том числе на производство: яиц — 20 927 тыс. р.; мяса птицы — 26 850 тыс. р.; мяса свинины — 1 726 тыс. р. [3]. В соответствии с постановлением размер субсидии для производителя рассчитывается по нормативу в рублях исходя и определенного объема производства (например, 1 тыс. штук яиц).
Второй источник связан с производством промышленной продукции. В качестве примера можно указать на Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 92 [4], в котором утверждены правила предоставления в 2008-2010 гг. субсидий российским производителям авиационных двига-
телей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на техническое перевооружение и уплату лизинговых платежей.
Однако объектом нашего исследования являются не сельхозпроизводители или производители промышленной продукции, а алкогольная отрасль.
В последнее время в связи с активной интеграцией российской экономики в мировую особое внимание уделяется не только вопросам гармонизации законодательной базы в области производства и оборота алкогольной продукции, вина, слабоалкогольной продукции и пива в государствах — участниках СНГ, но и субсидированию предприятий алкогольной отрасли из бюджетов регионов. Целью субсидирования является вытеснение с внутреннего рынка контрафактной и некачественной продукции за счет восстановления заводов алкогольной продукции, пришедших в упадок по названной причине, воссоздания утраченных в связи с этим рабочих мест, что, в конечном счете, приведет к существенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы всех уровней.
Правительство Ивановской области с 2011 г. начало активную работу по внедрению практики предоставления данного вида субсидий в целях оказания государственной поддержки организациям, производящим алкогольную продукцию, частичной компенсации затрат для обеспечения производства алкогольной продукции, повышения конкурентоспособности организаций для привлечения инвестиций, а также обеспечения стабильных доходов в бюджет Ивановской области и государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 07.12.2011 г. № 53-п право на получение субсидии имеют организации любой организационно-правовой формы, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие деятельность по производству алкогольной продукции на территории Ивановской области.
В данном нормативном акте указываются источник выплаты субсидий, периодичность их предоставления (ежеквартально), предлагается формула для расчета размера субсидии за отчетный период (квартал). Кроме того, постановление устанавливает ставку субсидии в расчете на один литр реализованной алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций в 2011-2013 гг.
На наш взгляд, одним из важнейших положений данного постановления является пункт, в котором прописываются условия предоставления организациям субсидии на возмещение части затрат в связи с производством алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций. Это обусловлено тем, что условия предоставления субсидий являются основой организационно-финансового механизма, позволяющего реализовать потенциал субсидирования на уровне региона. Дело в том, что именно от установленных критериев отбора получателей субсидий зависят:
- общий объем финансовых ресурсов, направляемых на субсидирование организаций, производящих алкогольную продукцию;
- фактический объем производства и реализации алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций за счет субсидирования в отчетном периоде на территории данного субъекта федерации;
- сумма акцизов, перечисленных в областной бюджет организациями, производящими алкогольную продукцию на территории данного субъекта федерации;
- сумма иных дополнительных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, обусловленных повышением конкурентоспособности региональных предприятий алкогольной отрасли.
Применение механизма субсидирования части затрат производителей алкогольной продукции может обеспечить также существенный социальный эффект на уровне региона, в первую очередь, за счет снижения уровня безработицы, что чрезвычайно актуально в период экономического спада. На наш взгляд, именно с позиции достижения экономического и социального эффекта необходимо устанавливать порядок предоставления данного вида субсидий.
Однако в Ивановской области в основу организационно-финансового механизма субсидирования производителей алкогольной продукции заложены следующие принципы, не имеющие ничего общего с достижением ожидаемого экономического (или иного) эффекта:
- принцип соответствия профилю деятельности (т. е. предприятие должно осуществлять деятельность по производству алкогольной продукции на территории Ивановской области и заниматься реализацией алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций);
- принцип законопослушного ведения бизнеса. За данным принципом стоит целый набор необходимых условий: наличие лицензии (со сроком действия на период предоставления субсидии) на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции; отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды на последнее число отчетного периода; отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам на последнюю отчетную дату; в отношении организации не применяются процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.
При выполнении данных условий организация — производитель алкогольной продукции, предоставившая в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области соответствующий пакет документов, автоматически получает право на предоставление субсидии в размере, зависящем от фактического объема реализованной алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций, содержания этилового спирта в реализованной алкогольной продукции и ставки субсидии на один литр реализованной алкогольной продукции.
Возвращаясь к вопросу о необходимости наращивания налогового потенциала региона в контексте повышения потенциальной возможности получить дополнительные доходы в связи с имеющимися доходными и расходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти [1], необходимо констатировать, что существующая в Ивановской области система субсидирования не соответствует декларируемым целям обеспечения стабильных доходов в бюджет Ивановской области и развития отечественной алкогольной промышленности.
По мнению автора, организационно-финансовый механизм субсидирования организаций — производителей алкогольной продукции требует серьезной доработки по следующим основным направлениям:
- необходимо расширить список базовых условий предоставления субсидий с учетом введения дополнительного критерия (критериев), учитывающего возможность получения экономического эффекта от использования бюджетных средств;
- необходимо дополнить механизм этапом анализа экономической эффективности субсидирования
организаций — производителей алкогольной продукции. В настоящее время введены только формальные основания для отказа в предоставлении субсидии, к которым относятся: представление организацией неполного пакета документов; представление организацией недостоверных данных (документов).
Следовательно, субсидии предоставляются вне зависимости от того, насколько рационально и эффективно используются бюджетные средства, что противоречит современной политике в сфере бюджетного финансирования.
Таким образом, анализ сложившейся в Ивановской области практики в сфере применения субсидий в отношении производителей алкогольной продукции позволил актуализировать необходимость использования системного научного подхода при формировании организационно-финансового механизма субсидирования как одного из способов развития налогового потенциала региона.
Список литературы
1. Гришанова, О. А. Сбалансированность бюджета субъекта Российской Федерации и пути повышения его доходов / О. А. Гришанова. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2004. С. 54.
2. О единых правилах предоставления промышленных субсидий: Соглашение от 09.12.2010 [Электронный ресурс] // Бе8іРгауо: информ.-правовой портал. ИЯЬ: http://www.bestpravo.ru/ federalnoje/ea-instrukcii/q3v.htm
3. Закон Ивановской области от 14.12.2010 № 144-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят Ивановской обл. Думой 08.12.2010) [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://oblduma.ivcons.ru/page.aspx738123
4. Постановление Правительства РФ от
16.02.2008 № 92 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008—2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года» : [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.consultant.ru/online/
base/?req=doc;base=LAW;n=109477