Научная статья на тему 'Формирование налогового потенциала региона путем субсидирования производителей из бюджетов бюджетной системы'

Формирование налогового потенциала региона путем субсидирования производителей из бюджетов бюджетной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СУБСИДИИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СУБСИДИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / TAX POTENTIAL / SUBSIDIES / FUNDING SOURCES / SUBSIDIZING COSTS OF MANUFACTURERS / THE EFFECTIVENESS OF BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймашкин Юрий Фёдорович

В статье рассматривается необходимость разработки организационно-финансового механизма субсидирования производителей алкогольной продукции из областного бюджета в целях повышения налогового потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article addresses the need of organizational and fi nancial mechanism of subsidizing producers of alcoholic products from the regional budget in order to increase the tax potential of the region.

Текст научной работы на тему «Формирование налогового потенциала региона путем субсидирования производителей из бюджетов бюджетной системы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264).

Экономика. Вып. 38. С. 61-64.

Ю. Ф. Баймашкин

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ПУТЕМ СУБСИДИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИЗ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматривается необходимость разработки организационно-финансового механизма субсидирования производителей алкогольной продукции из областного бюджета в целях повышения налогового потенциала региона.

Ключевые слова: налоговый потенциал, субсидии, источники финансирования, субсидирование затрат производителей, эффективность бюджетных средств.

В условиях финансового кризиса первостепенной задачей каждого субъекта Российской Федерации является стабилизация и возможное социально-экономическое развитие региона, наращивание налогового потенциала, поскольку федеративное устройство России предполагает относительную самостоятельность в самообеспечении финансовыми ресурсами территории. Не последнюю роль в этом играют бюджетные ресурсы.

Налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджетов. В мировой практике под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции определенной территории, приносить доходы в виде налоговых поступлений. По мнению

О. А. Гришановой, налоговый потенциал представляет потенциальную (планируемую) возможность получить дополнительные доходы в связи с имеющимися доходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти [1]. С данным определением можно согласиться и добавить к нему еще дополнение — «с имеющимися доходными и расходными полномочиями». Это дополнение актуально в связи с рассматриваемой нами проблемой — предоставлением субсидий на компенсацию определенных затрат производителям с целью получения дополнительных налоговых доходов в бюджет региона.

В экономических отношениях существуют следующие формы субсидий — промышленные субсидии, связанные с международными отношениями, и субсидии производителям на внутреннем рынке.

Первые регулируются межправительственными соглашениями. Например, правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации заключили Соглашение от 09.12.2010 г. «О единых правилах предоставления промышленных субсидий».

Соглашением определяется сущность субсидий и способы их предоставления: «Субсидия — финансовое содействие, оказываемое субсидирующим органом государства Стороны (или уполномоченной государством Стороны структурой), в результате которого создаются (обеспечиваются) преимущества, и осуществляемое посредством:

- прямого перевода денежных средств (например, в виде невозвратных ссуд, кредитов или приобретения доли в уставном капитале или его увеличения или обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по кредитам);

- полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства Стороны (например, налоговые льготы, списание долга);

- предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры;

- приобретения товаров;

- или любая другая форма поддержки доходов или цен, которая действует, прямо или косвенно, на сокращение ввоза промышленного товара с территории государства любой из Сторон или увеличение вывоза товара на территорию государства любой из Сторон, в результате чего предоставляется преимущество» [2].

Предметом нашего исследования будут являться только субсидии производителям товаров для внутреннего потребления, целью которых является повышение доходов регионального бюджета.

Субсидии производителям — это средства, с помощью которых правительства регионов оказывают финансовую помощь отечественным предприятиям тех отраслей промышленности, которые, как предполагается, могут подвергнуться риску исчезновения, или в целях создания условий для развития промышленного производства. В России это относится, в первую очередь, к сельскому хозяйству.

Субсидии производителям могут быть двух видов — прямые и косвенные. Первые предоставляются производителям в форме непосредственно финансовой помощи. Косвенные субсидии предоставляются посредством регулирования (сдерживания) цен или снижения затрат на потребляемые материальные ценности, услуги.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг могут предоставляться субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Источниками предоставления субсидий на региональном уровне могут быть как средства федерального бюджета, поступившие в региональный бюджет в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, так и дополнительные налоговые доходы, получаемые в результате предоставления субсидии.

Первый источник в основном используется для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Примером может служить Ивановская область, где в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 09.09.2011 № 311-п на основании ст. 3 Закона Ивановской области от 30.10.2008 г. п 125-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ивановской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства» производители яиц, мяса птицы и свинины получат субсидии в размере 49 503 тыс. р., в том числе на производство: яиц — 20 927 тыс. р.; мяса птицы — 26 850 тыс. р.; мяса свинины — 1 726 тыс. р. [3]. В соответствии с постановлением размер субсидии для производителя рассчитывается по нормативу в рублях исходя и определенного объема производства (например, 1 тыс. штук яиц).

Второй источник связан с производством промышленной продукции. В качестве примера можно указать на Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 92 [4], в котором утверждены правила предоставления в 2008-2010 гг. субсидий российским производителям авиационных двига-

телей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на техническое перевооружение и уплату лизинговых платежей.

Однако объектом нашего исследования являются не сельхозпроизводители или производители промышленной продукции, а алкогольная отрасль.

В последнее время в связи с активной интеграцией российской экономики в мировую особое внимание уделяется не только вопросам гармонизации законодательной базы в области производства и оборота алкогольной продукции, вина, слабоалкогольной продукции и пива в государствах — участниках СНГ, но и субсидированию предприятий алкогольной отрасли из бюджетов регионов. Целью субсидирования является вытеснение с внутреннего рынка контрафактной и некачественной продукции за счет восстановления заводов алкогольной продукции, пришедших в упадок по названной причине, воссоздания утраченных в связи с этим рабочих мест, что, в конечном счете, приведет к существенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы всех уровней.

Правительство Ивановской области с 2011 г. начало активную работу по внедрению практики предоставления данного вида субсидий в целях оказания государственной поддержки организациям, производящим алкогольную продукцию, частичной компенсации затрат для обеспечения производства алкогольной продукции, повышения конкурентоспособности организаций для привлечения инвестиций, а также обеспечения стабильных доходов в бюджет Ивановской области и государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 07.12.2011 г. № 53-п право на получение субсидии имеют организации любой организационно-правовой формы, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие деятельность по производству алкогольной продукции на территории Ивановской области.

В данном нормативном акте указываются источник выплаты субсидий, периодичность их предоставления (ежеквартально), предлагается формула для расчета размера субсидии за отчетный период (квартал). Кроме того, постановление устанавливает ставку субсидии в расчете на один литр реализованной алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций в 2011-2013 гг.

На наш взгляд, одним из важнейших положений данного постановления является пункт, в котором прописываются условия предоставления организациям субсидии на возмещение части затрат в связи с производством алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций. Это обусловлено тем, что условия предоставления субсидий являются основой организационно-финансового механизма, позволяющего реализовать потенциал субсидирования на уровне региона. Дело в том, что именно от установленных критериев отбора получателей субсидий зависят:

- общий объем финансовых ресурсов, направляемых на субсидирование организаций, производящих алкогольную продукцию;

- фактический объем производства и реализации алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций за счет субсидирования в отчетном периоде на территории данного субъекта федерации;

- сумма акцизов, перечисленных в областной бюджет организациями, производящими алкогольную продукцию на территории данного субъекта федерации;

- сумма иных дополнительных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, обусловленных повышением конкурентоспособности региональных предприятий алкогольной отрасли.

Применение механизма субсидирования части затрат производителей алкогольной продукции может обеспечить также существенный социальный эффект на уровне региона, в первую очередь, за счет снижения уровня безработицы, что чрезвычайно актуально в период экономического спада. На наш взгляд, именно с позиции достижения экономического и социального эффекта необходимо устанавливать порядок предоставления данного вида субсидий.

Однако в Ивановской области в основу организационно-финансового механизма субсидирования производителей алкогольной продукции заложены следующие принципы, не имеющие ничего общего с достижением ожидаемого экономического (или иного) эффекта:

- принцип соответствия профилю деятельности (т. е. предприятие должно осуществлять деятельность по производству алкогольной продукции на территории Ивановской области и заниматься реализацией алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций);

- принцип законопослушного ведения бизнеса. За данным принципом стоит целый набор необходимых условий: наличие лицензии (со сроком действия на период предоставления субсидии) на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции; отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды на последнее число отчетного периода; отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам на последнюю отчетную дату; в отношении организации не применяются процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

При выполнении данных условий организация — производитель алкогольной продукции, предоставившая в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области соответствующий пакет документов, автоматически получает право на предоставление субсидии в размере, зависящем от фактического объема реализованной алкогольной продукции торговых марок сторонних организаций, содержания этилового спирта в реализованной алкогольной продукции и ставки субсидии на один литр реализованной алкогольной продукции.

Возвращаясь к вопросу о необходимости наращивания налогового потенциала региона в контексте повышения потенциальной возможности получить дополнительные доходы в связи с имеющимися доходными и расходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти [1], необходимо констатировать, что существующая в Ивановской области система субсидирования не соответствует декларируемым целям обеспечения стабильных доходов в бюджет Ивановской области и развития отечественной алкогольной промышленности.

По мнению автора, организационно-финансовый механизм субсидирования организаций — производителей алкогольной продукции требует серьезной доработки по следующим основным направлениям:

- необходимо расширить список базовых условий предоставления субсидий с учетом введения дополнительного критерия (критериев), учитывающего возможность получения экономического эффекта от использования бюджетных средств;

- необходимо дополнить механизм этапом анализа экономической эффективности субсидирования

организаций — производителей алкогольной продукции. В настоящее время введены только формальные основания для отказа в предоставлении субсидии, к которым относятся: представление организацией неполного пакета документов; представление организацией недостоверных данных (документов).

Следовательно, субсидии предоставляются вне зависимости от того, насколько рационально и эффективно используются бюджетные средства, что противоречит современной политике в сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, анализ сложившейся в Ивановской области практики в сфере применения субсидий в отношении производителей алкогольной продукции позволил актуализировать необходимость использования системного научного подхода при формировании организационно-финансового механизма субсидирования как одного из способов развития налогового потенциала региона.

Список литературы

1. Гришанова, О. А. Сбалансированность бюджета субъекта Российской Федерации и пути повышения его доходов / О. А. Гришанова. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2004. С. 54.

2. О единых правилах предоставления промышленных субсидий: Соглашение от 09.12.2010 [Электронный ресурс] // Бе8іРгауо: информ.-правовой портал. ИЯЬ: http://www.bestpravo.ru/ federalnoje/ea-instrukcii/q3v.htm

3. Закон Ивановской области от 14.12.2010 № 144-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят Ивановской обл. Думой 08.12.2010) [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://oblduma.ivcons.ru/page.aspx738123

4. Постановление Правительства РФ от

16.02.2008 № 92 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008—2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года» : [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.consultant.ru/online/

base/?req=doc;base=LAW;n=109477

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.