С.М. БОРИСОВА
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Поддержание гармонии в обществе, в том числе и в детской среде, возможно только на основе преемственности в формировании духовно-эстетических установок начиная с младшего возраста, что может осуществляться за счет интеграции видов и жанров искусства. Это и музыка, и живопись, поэзия и танец, народно-прикладное творчество.
В системе искусств музыка занимает особое место. Поэтому общение с музыкой благотворно влияет на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, особенно в раннем детстве.
Формированию эстетического вкуса, пробуждению художественных интересов, развитию воображения, образно-творческих способностей детей способствует интеграция различных видов эстетической деятельности. Педагогам, которые занимаются с детьми 6-8 лет, необходимо всемерно приобщать их к музыкально-художественной деятельности, побуждать к самостоятельной творческой активности. Успех в этом направлении зависит от того, насколько уверенно дети овладевают различными видами эстетической деятельности, испытывая потребность в ней, и получают от нее удовольствие.
Формы творческой работы (в плане музыкально-эстетического воспитания) с детьми могут быть разные: массовые, кружковые, студийные. Само название «массовые формы» говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний, умений и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом культурном мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки. Так, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров, домов творчества, студий, школ искусств. Конкурсы проводятся по разным жанрам искусства: праздники музыки и танца, театрализованные народные праздники, фестивали. Все это обеспечивает преемственность как по вертикали, так и по горизонтали в образовательном пространстве: возраст детей, разные педагоги во взаимодействии, разнообразные виды художественной деятельности, разные ДОУ, школы, кружки, секции, клубы. В итоге преемственность проявляется в объединении, единстве.
В такой трактовке преемственность не есть явление линейное, а объемнопространственное. Широкое распространение также получили студийные, ансамблевые и кружковые формы работы по художественному и музыкальному развитию детей, включая и дошкольников. В нашем образовательном учреждении дети имеют возможность заниматься в следующих студиях: музыкальная (хор, вокал, театр и оркестр народных инструментов), хореографическая, студия английского и коми языков, а также студия художественного творчества («Умелые ручки»). У детей появляется возможность выбрать кружок по желанию и приобщиться не только к музыкальному и театральному искусству, а также обучиться навыкам и умениям декоративно-прикладного искусства и иноязычного общения.
С теми детьми, которые проявили особые способности, педагоги занимаются дополнительно. Если раньше в музыкальные кружки принимались преимущественно дети, которые обнаруживали музыкальные способности, то в последнее время такие студии охватывают большее количество детей. На наш взгляд, это оправдано потому, что, во-первых, музыкальные способности
зачастую обнаруживаются не сразу, а в процессе самой деятельности, во-вторых, надо предоставлять возможность всем желающим развить себя. Нередки случаи, когда красота музыки, природная способность детей эмоционально ее воспринимать помогают развить поначалу весьма скромные музыкальные способности и в дальнейшем ребенок начинает с желанием заниматься музыкой. В конце концов, мы не ставим цель обучить детей профессионально петь, танцевать или играть на каком-то музыкальном инструменте. Главное - это охватить большее количество детей и приобщить их к лучшим образцам музыки, постепенно формируя у них музыкально-эстетический вкус, а значит, уровень их духовной культуры в целом.
Педагогам следует иметь в виду, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить музыкальные способности до необходимого для культурной социализации уровня, включая даже певческий голос, чувство ритма и т.д. Ребенок, на первый взгляд, не имеющий достаточно выраженного музыкального слуха, в процессе занятий обнаруживает весьма хороший эстетический вкус - пусть сам не исполняет музыку, но очень эмоционально воспринимает ее. Совместное участие в подготовке к концертам, праздникам - это радость творчества для педагогов и детей. Так осуществляется приобщение к прекрасному. Высокое качество музыкального, песенного, литературного и хореографического материала, специально подобранного для детского исполнения и восприятия, идейно-художественный смысл этого материала, оформление зала, кабинета, красочные костюмы и в целом вся подготовительная работа воспитывают в детях организованность, способствуют формированию музыкально-эстетического вкуса, творческой инициативы, содействуют общему и физическому развитию детей.
Педагогам и родителям необходимо знать, что любое рассогласование в музыкально-эстетической деятельности детей в начале их целенаправленного воспитания может не только нарушить естественную гармонию, но и привести этот компонент личностного развития к дисфункции, тем более в настоящее время, когда художественная и музыкальная культуры не являются определяющими гармоническое художественное развитие ребенка. Современное телевидение во многом, в том числе и в музыкальном отношении, разрушает духовный мир детей. В связи с этим полноценное художественное воспитание, формирование музыкально-эстетического вкуса у детей, начиная уже с дошкольного возраста, актуально не только в плане складывания их культуры в целом, но и для формирования других качеств личности.
Действенным фактором эффективного влияния на формирование музыкально-эстетического вкуса в процессе обучения детей 6-8 лет являются созданные педагогические условия, их реализация в общем образовательном процессе. Так, в качестве необходимого педагогического условия реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей исследуемого возраста мы определили организацию среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды эстетической деятельности. Создание комфортной среды, способствующей активному творческому восприятию детьми 6-8 лет этнокультурных ценностей разных народов (в нашем опыте преимущественно - русского и коми), способствует преемственности в формировании музыкальноэстетического вкуса у детей. Находясь в такой среде, ребенок приобретает опыт когнитивной ориентации, этнического «самопознания», этнического «стереотипа» и «менталитета», выступающих как функция единой этнической картины мира, в то же время опыт общения с произведениями искусства разных народов и через это - понимания единства и общности мира (поликультурное мышление, созна-
ние). Этнокультурная среда предполагает выработку у представителей данного этноса общности психологических черт и форм его жизнеобеспечения, когнитивной ориентации, этнического «самопознания», «стереотипа» и «менталитета», являющихся функцией единой этнической картины мира. В многонациональном дошкольном образовательном учреждении «Начальный школа - детский сад № 8» г. Усинска (Республика Коми), который является моделью учреждения образования развивающего вида, сформирована этнокультурная среда, способствующая пониманию и восприятию единой этнической картины мира у детей. Содержание образования в данном образовательном учреждении направлено на личностное развитие детей, рост этнического самосознания, ознакомление с национальным языком, формирование навыков музыкально-художественной этнокультуры.
Интеграция этнокультурного потенциала народного искусства в познавательную, речевую, эстетическую деятельность старших дошкольников и в предметы гуманитарного цикла первоклассников (чтение, ИЗО, музыка, ритмика, коми язык) расширяет и углубляет эстетические представления детей.
Эффективность любого педагогического процесса зависит от подготовленности к нему педагогов. Отсюда важным для нас становится реализация такого педагогического условия, как разработка и внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа» (на материале этнопедагогического диалога культур). Педагог должен понимать, что в поликультурной образовательной среде ребенка (ДОУ, начальной школе) не должно быть превалирования одной культуры (хотя надо брать во внимание его национальную принадлежность), здесь важно соблюдать паритетность культур. При этом соответствующие образовательные задачи наиболее эффективно решаются в диалоге культур.
В организации процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у первоклассников необходимо учитывать наличный уровень музыкальносенсорного развития и эстетического опыта старших дошкольников, что является показателем преемственности педагогического процесса.
Таким образом, реализация в нашей экспериментальной деятельности вышеназванных педагогических условий позволяет констатировать, что личностный уровень детей повысился - они стали активнее включаться в разнообразную деятельность, внимательнее относиться к окружающему миру (людям, животным, природе). У детей сформировались эстетические представления об окружающей среде и появились большие возможности для самовыражения в различных видах эстетической деятельности и проявления эмоций, сформировался эстетический интерес к отдельным видам деятельности взрослых (музыкальнохудожественной), им стало доступно понимание недосказанности, образности, подтекста произведения искусства (народного и профессионального).
Создание специальных условий и организация педагогических ситуаций способствовали формированию таких навыков музыкально-эстетической деятельности, как ритмичность и выразительность, что указывает на возможность актуализировать зону ближайшего эстетического развития. В процессе осознания себя как эстетически самоценной личности у детей появилась разумная свобода в действиях, простота и естественность в общении с педагогом и другими детьми, исчезли скованность и неуверенность в себе, усилилась мотивация к творчеству.
Литература
1. Кашапова Л.М. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей // Музыка в школе. 2004. № 4. С. 24-33.
2. Кикеева С.А. Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультур-но ориентированной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2005. 122 с.
3. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 48 с.
4. О научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» // Искусство в школе. 2002. № 6. С.90-91.
5. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с.
БОРИСОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА родилась в 1969 г. Окончила Казанскую государственную консерваторию. Педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад № 8» г. Усинск (Республика Коми). Автор программы «Обучение детей 6-8 лет английскому языку и музыке на основе различных видов деятельности».