Научная статья на тему 'Формирование мультимедийного контента сетевой системы подготовки специалистов на основе обучающей поликомпонентной модели'

Формирование мультимедийного контента сетевой системы подготовки специалистов на основе обучающей поликомпонентной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна

В статье представлена технология формирования мультимедийного контента для виртуальной информационно-образовательной среды поддержки дистанционного корпоративного обучения на основе поликомпонентной модели представления учебных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мультимедийного контента сетевой системы подготовки специалистов на основе обучающей поликомпонентной модели»

80

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

УДК 378.6:316.28

ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОНТЕНТА СЕТЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ОБУЧАЮЩЕЙ

ПОЛИКОМПОНЕНТНОЙ МОДЕЛИ

© 2013 Захарова О.А.

Донской государственный технический университет

В статье представлена технология формирования мультимедийного контента для виртуальной информационно-образовательной среды поддержки дистанционного корпоративного обучения на основе поликомпонентной модели представления учебных курсов.

The author of the article represents the technology of developing the multimedia content for the virtual educational environment of the support of the remote corporate training on the basis of the poly-component model of the training courses presentation.

Ключевые слова: сетевая подготовка, поликомпонентная модель, корпоративное обучение, дистанционное обучение.

Keywords: network training, poly-component model, corporate learning, remote learning.

Система корпоративного обучения специалистов в России всегда была и остается основой качественного профессионального образования. В современной ситуации, когда смена образовательных парадигм происходит каждое десятилетие, профессиональная подготовка и переподготовка

специалистов отстает от требований социальной системы и нуждается в коренной перестройке. Проблема качественного корпоративного обучения сегодня остается достаточно острой, как для специалистов технических, так и естественно-научных и гуманитарных направлений.

Разработка новой модели системы корпоративного обучения предполагает создание единой базы данных образовательных услуг в Российской федерации.

В настоящее время можно выделить следующие направления развития корпоративного обучения: аутсорсинг

образовательных программ на рабочем месте, корпоративные учебные центры, корпоративные кафедры, корпоративные университеты и ресурсные центры. Корпоративный учебный центр решает тактические задачи, обеспечивает «тюнинг» сотрудников под

корпоративные стандарты и требует постоянного финансирования. Поэтому, хотя цена и бюджеты корпоративных учебных центров быстро растут, основная цель - подготовка специалистов для инновационного производства не достигается в полной мере [1]. Основная причина заключается в отсутствии компоненты фундаментального

образования при подготовке

специалистов, так как в учебном процессе не участвуют ведущие университеты. Наиболее приемлемая форма для работодателя и университета на сегодняшний день - это создание корпоративных структур совместно с учебными заведениями технического профиля. Приобретая опыт реализации краткосрочных образовательных

программ, компании приходят к необходимости обучения молодых специалистов «под себя». Происходит это на уровне сотрудничества с профильными учреждениями начального профессионального и высшего образования. Такая форма

сотрудничества привела к созданию корпоративной учебной структуры нового типа - корпоративной кафедры [2]. При этом используются следующие способы организации корпоративного

Психолого-педагогические науки •••

81

обучения: синхронное, асинхронное и смешанное обучение (рис.1).

Корпоративная кафедра, используя многолетнюю научную базу вуза, за счет совместной работы с отраслевым предприятием и при его существенной финансовой поддержке, создает образовательные программы,

позволяющие готовить высококлассных специалистов, отвечающих требованиям рынка. Но такая образовательная структура не решает главную задачу современной компании - выращивание будущих лидеров. Решить эту задачу призван корпоративный университет. Корпоративным университетом называют систему внутрифирменного обучения, объединенную единой концепцией в рамках стратегии развития организации и разработанной для всех уровней руководителей и специалистов. Данная форма учебного заведения не предусматривается действующим

законодательством в области образования и не совпадает с общепринятым пониманием классического университета. Корпоративные университеты появились в конце 1980-х годов в связи с глобализацией национальных

экономических процессов в Европе и Америке. В настоящее время в мире насчитываются более 1200 таких университетов. На международном уровне корпоративные университеты становятся кросс-национальными

образовательными объектами и превращаются в один из основных

факторов трудовой миграции. По данным фонда «Центр стратегических разработок - Северо-Запад», в России сегодня существует более 30 корпоративных университетов. Определение

«корпоративный университет» в России пока законодательно не оформлено, между тем особенностью корпоративного университета считается стратегическая направленность его образовательной политики, направленной на выявление и воспитание топ-менеджеров для компании. За последние 15 лет в Соединенных Штатах закрылось около ста колледжей, предлагавших

четырехгодичные образовательные

программы, а число корпоративных университетов выросло за тот же период с 400 до 2000. Если эти темпы сохранятся в течение ближайших десяти лет, то корпоративных университетов станет больше, чем традиционных вузов, считают многие эксперты. Сейчас собственные корпоративные

университеты есть у многих российских предприятий, однако, степень

соответствия имеющихся корпоративных заведений требуемым параметрам специалистов на рынке труда не высока. С целью повышения эффективности корпоративного обучения как главного стратегического ресурса инновационной экономики, рассмотрим новые формы и методы его организации для повышения ценности программ обучения и карьеры специалистов.

Способы организации корпоративного обучения

Асинхронное обучение

Особенности: обучение по требованию с использованием виртуальной

информационно-__________

образовательной среды

Достоинства:

- фокусировка на потребностях обучающихся

- самостоятельный метод— изучения модулей

- электронное обучение

Недостатки:

- сложность вовлечения персонала в процесс обучения

Синхронное обучение

Особенности: обучение под руководством преподавателя в аудитории или электронном формате

Достоинства:

- обучение в диалоге

- получение актуального контента

- развитие критического— мышления в дискуссиях

Недостатки:

- высокая стоимость

- необходимость отрыва от основной работы

Смешанное обучение

Особенности: применение одновременно элементов синхронного и асинхронного подходов

Достоинства:

- оптимальное сочетание очного и самостоятельного обучения

- свобода и гибкость темпа

и графика обучения------

Недостатки: -

необходимость тщательной разработки

программы; -____________

необходимость тщательной координации

обучения

82

••• Известия ДГПУ, №3, 2013

Рис. 1. Способы организации корпоративного обучения

Программа повышения квалификации каждого специалиста должна, в идеале, быть индивидуальной по своей сути и групповой по технологии реализации. Эти два противоречивых подхода могут одновременно реализовываться в условиях, когда индивидуальная образовательная программа компонуется из отдельных учебных модулей, разработанных специалистами ведущих университетов и предприятий в соответствии с принятыми соглашениями (в дальнейшем - в соответствии со стандартом). Дидактически, учебный модуль представляет собой раздел программы корпоративного обучения, полностью реализуемый его

разработчиками с использованием ИКТ-технологий. Структурно, модуль представляет собой веб-ресурс, размещенный на сайте предприятия, включающий контент по разрабатываемой теме, а также необходимые методические разработки, обеспечивающие его изучение в режиме дистанционного доступа [3]. В состав контента входят: тесты входного контроля, теоретические разделы, практические задания, описания процедур выполнения заданий, глоссарий, тесты или другие задания, определяющие результативность изучения данного модуля. В процессе обучения проводятся консультации по электронной почте и в системе видеоконференций. Каждый отдельный модуль имеет функциональное назначение, технологию реализации и мониторинг усвоения. Описание модуля (паспорт) включает внешние и внутренние параметры. Внешние параметры должны быть едиными и унифицированными для всей системы повышения квалификации. К внешним параметрам учебного модуля относятся: название, организация-

разработчик, сайт поддержки, уникальный

индекс, трудоемкость изучения (включая самостоятельную работу, консультации и выполнение контрольных заданий), тесты входного контроля и т.д. Внутренние параметры - информационный контент, методическая поддержка, расписание консультаций, электронные адреса тьюторов и преподавателей, форум виртуальной группы и другие -определяются разработчиками модулей

[4].

Использование модульного подхода является необходимым шагом в процессе перенастройки учебных программ с ориентацией на результат обучения. Такая перенастройка требует глубокого переосмысления содержания и структуры образовательных дисциплин в системе корпоративного обучения, учебных модулей, практик и описания результатов обучения на языке компетенций.

В результате проведенного анализа проблемы обучения персонала по направлению «Транспортное

машиностроение» была разработана обобщенная структура обучающей поликомпонентной модели

технологического метода

формообразования, как наиболее распространенного в современном производстве.

Поликомпонентная модель (рис.2) технологического метода

формообразования представляет собой мультимедийную среду, включающую следующие функциональные блоки:

- теоретический;

- анимационный;

- видео;

- тестовый;

- информационный.

Теоретический блок представляет

собой текстовую форму представления

Психолого-педагогические науки •••

83

образовательного контента, с

использованием графических объектов, позволяющую отойти от традиционного процесса линейно-последовательной подачи учебной информации за счет использования языка гипертекстовой разметки.

Для активизации процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации введены анимационный и видео блоки.

Видеоинформация представлена в формате avi, имеющем следующие преимущества:

- малые потери цветопередачи;

- простота воспроизведения без

дополнительной установки

специализированного программного

обеспечения;

- оптимальное соотношение размера файла и качества изображения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для корректной работы во всех современных браузерах анимационный материал представлен в формате swf.

Тестовый блок выполнен с использованием технологий HTML и JavaScript. Представляет собой статичный перечень вопросов с одним вариантом ответа. По завершении процедуры тестирования, обучающийся получает информацию о количестве полученных баллов и номера вопросов, на которые дан неверный ответ.

ОБУЧАЮЩАЯ ПОЛИКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Направленност ь обучения

1 .Учащаяся молодежь 2.Рабочая молодежь

V

Содержание

обучения

1. Сущность метода

2. Технологиче ские

возможности

3. Средства технологическ ого

обеспечения

4. Структура функциониров ания

технологическо

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Теоретич

еский

блок

Теоритич

еские

основы

метода

формообр

азования

V/—V

Анимаци

онный

блок

Компьют ерное моделиро вание функцион ирования ТС МО

Видео

блок

Наглядно

е

представл

ение

функцион ирования ТС МО в услових предприя тия

Перечень

Тестовых

заданий

для

самоподг отовки и проверки уровня освоения МО

Информа

ционный

блок

Учебная

методиче

ская

литератур а,интерне т ресурсы по МО

Результат

ы

обучения

1. Профо

риентац

ия

учащейс

я

молодеж

и

2. Подго товка и перепод готовка рабочих 3.Знако мство с МО

Рис.2. Спецификация обучающей поликомпонентной модели технологического метода формообразования

84

Известия ДГПУ, №3, 2013

Рис. 3. Главная страница медиатеки «Техмедиа - Машиностроение»

Информационный блок содержит перечень печатных и электронных учебно-методических и информационных ресурсов. При работе с подключением к сети Интернет возможен прямой доступ к интересующим ресурсам.

Технология создания и оформления компонентов предусматривает

следующие этапы:

1. Создание и согласование

предварительного макета ресурса.

Построение макета происходит с помощью программного обеспечения фирмы Adobe (Photoshop, Illustrator).

2. Набор и редактирование текстового материала в текстовом редакторе.

3. Подготовка статических

иллюстраций в графических редакторах Adobe Photoshop и Gimp

4. Создание мультимедиа в

программе Adobe Flash

5. Компоновка материалов в единый программный комплекс помощью редактора Adobe Dreamweaver

Бета-версия продукта представляет собой набор функционирующих страниц с html-разметкой и интегрированным видео и анимационным контентом (рис.

3).

Примечания

1. Месхи Б. Ч. Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Система формирования инженерных компетенций в современных условиях: монография / Б.Ч. Месхи. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2009. 48 с. 2. Месхи Б. Ч. Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Корпоративные кафедры в учебном процессе: монография / Б.Ч. Месхи. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2009. 56 с. 3. Месхи Б.Ч. Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Дистанционные технологии в инженерной педагогике: монография. Изд. 2-е, доп. / Б.Ч. Месхи, О.А.Захарова. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 69с. 4. Захарова О.А. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации: монография / Захарова О.А. Ростов н/Д. : Издательский центр ДГТУ, 2011. 146 с.

Notes

1. Meskhi B.Ch. Strategy of development of engineering education: experience of DSTU. The system of formation of the engineering competences in modern conditions: the monography / B.Ch. Meskhi. Rostov n/D: Publishing center of the DSTU, 2009. 48 p. 2. Meskhi B.Ch. Strategy of the development of the engineering education: experience of Spain. Corporate chairs in the educational process: the monograph / B.Ch. Meskhi. Rostov-on-Don: Publishing Centre of DSTU, 2009. 56 p. 3. Meskhi B.Ch. Strategy of development of engineering education: experience of DSTU. Remote technologies in engineering education: the monograph. Ed. 2nd, additional / B.Ch. Meskhi, О.А. Zakharova. Rostov n/D: Publishing Centre of DSTU, 2011. 69 p. 4. Zakharova O.A. Virtual learning environment in vocational training and qualification improvement system: monograph / Zakharova O.A. Rostov-on-Don: Publishing Centre of DSTU, 2011. 146 p.

Primechanija

1. Meshi B. Ch. Strategija razvitija inzhenernogo obrazovanija: opyt DGTU. Sistema formirovanija in-zhenernyh kompetencij v sovremennyh uslovijah: monografija / B.Ch. Meshi. Rostov n/D: Izdatel’skij centr DGTU, 2009. 48 s. 2. Meshi B. Ch. Strategija razvitija inzhenernogo obrazovanija: opyt DGTU. Korporativnye kafedry v uchebnom processe: monografija / B.Ch. Meshi. Rostov n/D: Izdatel’skij centr DGTU, 2009. 56 s. 3. Meshi B.Ch. Strategija razvitija inzhenernogo obrazovanija: opyt DGTU. Distancionnye tehnologii v inzhenernoj pedagogike: monografija. Izd. 2-e, dop. / B.Ch. Meshi, O.A.Za-harova. Rostov n/D: Izdatel’skij centr DGTU, 2011. 69 s. 4. Zaharova O.A. Virtual’naja obrazovatel’naja sreda v professional’noj podgotovke i sisteme povyshenija kvalifikacii: monografija / Zaharova O.A. Rostov n/D. : Izdatel’skij centr DGTU, 2011. 146 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.