ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
Р.М. Давлетшина
Кафедра психологии Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета пр. Ленина, 49, Стерлитамак, Россия, 453103
В статье раскрыта сущность понятия «мотивационно-ценностное отношение учащихся к своему здоровью», дана характеристика соответствующих психолого-педагогических детерминант с учетом гендерных характеристик личности, описаны объективно-деятельностные показатели отношения старшеклассников с андрогинными, маскулинными и фемининными характеристиками личности.
Ключевые слова: отношение к здоровью, объективное отношение к здоровью, субъективное отношение к здоровью, гендер, мотивационно-ценностное отношение учащихся к здоровью, маскулинный тип личности, фемининный тип личности, андрогинный тип личности, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Вопросы мотивационно-ценностного отношения к деятельности рассматривались в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. [1; 2]. В этих трудах дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются механизмы их формирования.
Как показывает анализ теории и практики физического воспитания, проблему формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре как средству сохранения и укрепления здоровья сложно решить без учета гендерных особенностей школьников (Б.Г. Ананьев, Т.В. Бендас, Р.А. Березовская, Л.И. Божович, Ю.В. Градскова, Д.Н. Давиденко, А.А. Митрофанова, Г.С. Никифоров). Гендерные отношения в системе образования представлены в работах Л.С Бэм, Ш. Берн, С.А. Завражина, И.С. Кона, Р.Г. Петрова, А.А. Чекалина, Л.В. Штылёва и др. [3—5].
Вместе с тем процесс формирования мотивационно-ценностного отношения подростков к своему здоровью с учетом гендерных особенностей является недостаточно изученным вопросом в современной психологической науке.
Исследование проводилось на базе средних школ № 17 и № 10 города Стерли-тамака. В нем приняло участие 192 ученика 8—9 классов (104 девушки и 88 юношей) и 7 учителей физической культуры.
Социальный пол учащихся определялся с помощью методики «Опросник половых различий» (С. Бэм) [3], в результате применения которого возможно выявить следующие характеристики личности:
— маскулинность — нормативное представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин: уверенность в себе, властность и т.д.;
— фемининность — совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость и т.п.;
— андрогинность — гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.
Результаты методики показали, что маскулинные качества личности характерны для 15% девушек и 67% юношей, андрогинные присущи 48% девушек и 33% юношей, фемининные качества личности проявляются у 37% школьниц. К концу эксперимента картина мало изменилась. Сравнение с использованием ¿-критерия Стьюдента подтверждает, что социальный пол учащихся является устойчивой характеристикой личности (0,639,р < 0,01).
Изучение корреляционной структуры полученных экспериментальных данных показало, что особенностью системы отношения учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности является взаимосвязь четырех блоков:
1) объективно-деятельностного (когнитивный, эмоциональный, мотиваци-онно-ценностный и поведенческий уровень отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности);
2) гендерного (маскулинность, фемининность и андрогинность школьников);
3) блока личностных качеств (самоконтроль; ответственность; смелость и др.);
4) блока индивидуально-типологических свойств (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов). Нам представляется, что анализ данной системы следует начать с блока объективно-деятельностных (внешне наблюдаемых) показателей, которые составляют содержательную характеристику физкультурно-оздоровительной деятельности в учебном процессе. Они выступают в роли основных критериев мотивационно-ценностного отношения учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, а значит, и здоровью в целом. Кроме того, показатели данного блока обнаружили высокие корреляции с остальными параметрами обозначенной структуры.
Установлено, что все объективно-деятельностные показатели взаимосвязаны, образуя тем самым единый структурный «блок» (табл. 1).
Таблица 1
Корреляции объективных показателей физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся (п = 186)
№ Показатель 1 2 3
1 Когнитивный уровень 0,264 0,428
2 Поведенческий уровень 0,264 0,386
3 Мотивационно-ценностный уровень 0,428 0,386
4 Эмоциональный уровень 0,215 0,219 0,423
Примечание: Все корреляции значимы на уровне р < 0,01.
Анализ взаимосвязей объективных показателей, характеризующих отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности, выявил, что наиболее важным в данной структуре является мотивационно-ценностный уровень, который тесно связан с развитием когнитивного, поведенческого и эмоционального уровней отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности. Отсюда следует, что на уроках физической культуры учителям следует обратить особое внимание
на развитие у учащихся именно мотивационно-ценностного уровня отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Далее мы сопоставили показатели компонентов отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся с различными гендерными характеристиками личности. Это позволило установить доминирующие позиции в структуре объективно-деятельностного блока для каждого социального пола, что будет способствовать эффективному формированию мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе физического воспитания в школе.
Изучение особенностей отношения учащихся маскулинного типа к физкультурно-оздоровительной деятельности показало различие в корреляционной структуре компонентов объективно-деятельностного блока. Наиболее выраженная положительная связь маскулинности выявлена с выраженностью эмоционального уровня отношения к физическим упражнениям как средству сохранения и укрепления здоровья (0,205, р < 0,01). По-видимому, доминирующими проявлениями маскулинного типа личности, обеспечивающими адекватное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности, является проявление положительных эмоций на занятиях физической культурой. Это связано с тем, что данная группа учащихся имеет высокие показатели по развитию основных двигательных качеств, которые сказываются на их успеваемости (оценки «хорошо» и «отлично»), испытывает наименьшую тревожность и эмоциональное напряжение во время уроков физической культуры. В то же время выявленные отрицательные корреляции с мо-тивационно-ценностным (-0,340, р < 0,01), поведенческим (-0,278, р < 0,01), когнитивным (-0,199, р < 0,01) уровнями отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности позволяют предположить, что маскулинные школьники не рассматривают урок физической культуры как средство сохранения и укрепления здоровья. Однако следует отметить, что во внеклассной деятельности они активно занимаются в спортивных секциях.
В общей структуре отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности у учащихся с фемининными характеристиками личности связи с мотива-ционно-ценностным (0,082) и эмоциональным (-0,143) уровнями не являются значимыми. Если у учащихся с маскулинными характеристиками личности наблюдается высокий уровень притязаний и преобладание ориентации на успех на уроке, то у школьниц с фемининными характеристиками личности более выражены познавательные мотивы и ориентация на овладение знаниями и двигательными умениями, что подтверждается статистическими данными. Установлена связь когнитивного уровня отношения (0,198, р < 0,01) с фемининными характеристиками личности. Для девушек более значимо укрепление здоровья с помощью физических упражнений, а не спортивное совершенствование, которое часто пропагандируется на занятиях физической культурой. Об этом позволяет говорить и выявленная отрицательная связь между фемининными характеристиками и поведенческим уровнем отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности (-0,175, р < 0,05). Это сказывается и на результатах обучения: выявлены значимые отрицательные корреляции между показателями фемининного типа и успеваемостью по предмету «Физическая культура» (оценки «удовлетворительно» и «хорошо»).
В общей структуре отношения к физической культуре как средству сохранения и укрепления здоровья у учащихся андрогинного типа личности мотива-ционно-ценностный (0,251, р < 0,01) и поведенческий (0,370, р < 0,01) уровни отношения показали наиболее тесную связь с социальном полом по сравнению с другими компонентами.
Мы предполагаем, что это связано с особенностями восприятия ценностей физической культуры школьниками с андрогинными характеристиками личности. В одних случаях для них будут приоритетны спортивные достижения (как для учащихся с маскулинным типом личности), в других — направленность на сам процесс физкультурно-оздоровительной деятельности (как у учащихся с фемининным типом личности). Результаты наблюдения и экспертных оценок показали, что для таких учащихся характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Именно эта особенность и будет определять успех формирования положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Анализ результатов исследования позволяет нам определить различное отношение к физической культуре как средству сохранения и укрепления здоровья в зависимости от гендерных характеристик личности учащихся [7].
В ходе исследования мы выявили показатели, связанные с формированием мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. С этой целью нами был проведен факторный анализ показателей методик Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и учебным предметам» и Н.К. Смирнова «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся». Результаты факторного анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты факторного анализа показателей методик «Изучение отношения к учению и учебным предметам» «Изменения в образе жизни и состоянии здоровья учащихся» в группах учащихся с разным социальным полом
Показатели методик Группы учащихся
маскулинные феминнинные андрогинные
факторный вес процентный вес, % факторный вес процентный вес, % факторный вес процентный вес, %
Взаимопонимание с учителем 4,176 20,880 3,112 15,561 3,522 17,608
Дисциплинированность 2,961 4,806 6,626 33,131 2,235 11,175
Организация занятий по ФК 3,129 15,645 4,212 21,061 3,419 17,094
Уровень физического развития 4,571 22,856 2,468 12,339 2,021 10,103
Таким образом, на основе анализа и обобщения научной литературы по проблеме исследования нами сформулировано определение понятия «мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью». Мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью — это единство объективного и субъективного. Объективное положение субъекта является основой его сознательной избирательной направленности на ценности здоровья, стимулирующей социальную и физическую активность через актуализацию системы целенаправленных психических
и практических действий в их логической последовательности. Субъективное формирование мотивационно-ценностного отношения мы видим в переходе от общественно значимых ценностей здоровья к личностным и реализации их в деятельности. Став личностно значимыми, эти ценности выступают в качестве внутренних регуляторов деятельности школьника, т.е. обеспечивают созидающую активность субъекта в отношении своего здоровья.
В ходе исследования показано, что для успешной организации образовательного процесса, направленного на формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности, необходимо учитывать социальный пол занимающихся (маскулинность, фемининность, андрогинность), поскольку он оказывает различное влияние на структуру и характер этого отношения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности — М.: Наука, 1980.
[2] Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Рай-гародского. — Самара: Бахрах-М, 2004. — Т. 2. — С. 7—94.
[3] Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.
[4] Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб.: Питер, 2005.
[5] Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
[6] Зобков В.А. Отношение как механизм психической регуляции жизнедеятельности // Проблема отношений в жизнедеятельности человека / Под ред. В.А. Зобкова. — Владимир: ВГПУ, 2004. — С. 8—10.
[7] Маджуга А.Г., Давлетшина Р.М. Психолого-педагогические детерминанты формирования культуры здоровья студентов в условиях современного вуза. — Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011.
FORMATION OF MOTIVATIONAL AND VALUE ATTITUDE OF PUPILS TO THEIR HEALTH: GENDERAPPROACH
R.M. Davletshina
The Chair of Psychology Sterlitamak Branch of the Bashkir State University
Lenin Ave., 49, Sterlitamak, Russia, 453103
The article discloses the essence of the concept of «motivational and value attitude of pupils to their health», it characterizes the psychological and pedagogical determinants, influencing the formation of the motivational and value attitude of pupils to their health taking into account the gender characteristics of the personality, it also describes the objective and activity indicators of the attitude of the senior high school students with androgynous, masculine and feminine personality characteristics to sports and health-improving activity.
Key words: attitude to health, objective attitude to health, subjective attitude to health, gender, motivational and value attitude of pupils to health, masculine type of personality, feminine type of personality, androgynous type of personality, sports and health-improving activity.