УДК 378.14
Н.А. Чернова
магистрант направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Т.В. Калинина
канд. пед. наук, доцент, кафедра психологии развития, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского »с
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается опыт организации внеаудиторной работы по иностранному языку с целью повышения мотивации студентов колледжа к изучению предмета. Раскрываются направления деятельности кружка иностранного языка в колледже и его возможности в формировании мотивации обучающихся.
Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, студенты колледжа, кружок иностранного языка.
N.A. Chernova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
T.V. Kalinina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
FORMATION OF MOTIVATION OF COLLEGE STUDENTS TO LEARN FOREIGN LANGUAGES MEANS
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract. This paper examines the experience of organizing extracurricular work in a foreign language in order to increase the motivation of college students to study the subject. Disclosed activities mug of a foreign language at the college and its possibilities in the formation of motivation of students.
Keywords: motivation, foreign language, college students, a circle of a foreign language.
В современном мире знание иностранных языков является необходимостью для каждого образованного человека. Изучение иностранного языка открывает новые возможности его практического применения. Однако, несмотря на данный неоспоримый факт, преподавателям, ведущим эту учебную дисциплину в колледже, приходится сталкиваться с упорным нежеланием студентов изучать язык. Это происходит по разным причинам. Во-первых, зачастую студенты приходят после школы с низким, почти нулевым уровнем владения языком. Они не верят в свои силы, что смогут достичь больших результатов, изучая язык только на занятиях. Для других студентов главной целью при изучении иностранного языка является не получение знаний, необходимых для своего развития, а получение хорошей оценки или зачета.
В ходе изучения трудностей связанных с изучением иностранного языка студентами СПО в эксперименте участвовало 60 студентов профиля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 3 курса, очной формы обучения, все мальчики, в возрасте 18-19 лет.
Анализ результатов исследования мотивации изучения иностранного языка показал, что студенты СПО имеют уровень сформированности мотивации изучения иностранного языка:
- несколько ниже среднего (30% обучающихся СПО, что составило 18 человек, от общего числа участвующих в эксперименте);
- низкий уровень мотивации изучения данной дисциплины имеют 40% учащихся СПО, что составило 24 человека от общего числа респондентов;
- и 18 % (11 студентов) имеют средний уровень мотивации изучения иностранного языка;
- высокий уровень сформированности имеют 7 студентов, что составило 12% от общего числа респондентов.
Таким образом, 70% обучающихся нуждаются в помощи по повышению мотивации изу-
чения иностранного языка.
Главной целью для многих студентов становится не получение знаний, для своего развития, а желание получить зачет. Нами была разработана анкета, с помощью которой мы выяснили основные причины снижения мотивации изучения иностранного языка студентами политехнического колледжа. Причин, объясняющих это явление, в ходе эксперимента было выявлено довольно много, это:
- низкий уровень знаний, полученных в ходе изучения иностранного языка в школе (45% учащихся);
- слабое представление о необходимости дальнейшего использования иностранного языка в реальной жизни (30%), однако (5%) предполагают коммуникацию на изучаемом языке при выезде за границу в качестве туристов, при посещении родственников и т.п.;
- неприязненные отношения, сложившиеся с педагогом, обеспечивающим предмет
(5%);
- сложности с восприятием и запоминанием большого объема текстового материала
(20%).
Поэтому, главная задача, которая стоит перед преподавателем, это необходимость создания на занятии таких психолого-педагогических условий, при которых у студентов появится осознание значимости, заинтересованность и желание изучать иностранный язык.
То есть, основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели иностранного языка в колледже - это отсутствие мотивации к изучению иностранного языка. Можно согласиться с С.Е. Зайцевой, утверждающей, что «при всех неоспоримых преимуществах и важности английского языка, студенты неязыковых специальностей в большинстве своем, не рассматривают его как необходимый к изучению предмет, руководствуясь мнением, что английский язык не понадобится им в профессиональной деятельности.
Согласно Л.И. Божович, «мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1]. Мотивация стимулирует, побуждает, организует и направляет обучающегося. Немотивированный ученик просто не хочет учиться. Как показывает практика, в начале занятий в колледже студенты полны энтузиазма относительно изучения иностранного языка. Они стараются запоминать новые слова, фразы, грамматические правила и полны уверенности, что смогут их свободно использовать в своей речи. Но в дальнейшем интерес к языку снижается. Студенты боятся делать ошибки в своей речи, и чужой язык становиться для них психологическим барьером. Поэтому перед преподавателем стоит важнейшая задача - создать такие психолого-педагогические условия, при которых у студентов появится заинтересованность и желание изучать иностранный язык.
Данная проблема может быть решена через организацию внеаудиторной деятельности. Учитывая то, что добровольный характер при организации любой деятельности улучшает мо-тивационную среду, принудительный - ухудшает, в колледже была организована работа кружка английского языка «Меридиан» как добровольное объединение студентов колледжа и преподавателей иностранного языка.
Основной целью работы кружка является повышение мотивации к изучению иностранного языка и уровня коммуникативной компетенции студентов. Эта цель реализуется через решение следующих задач:
- создание условий для интеллектуального развития, творческой самореализации студентов;
- развитие умения ориентироваться в современной англоязычной информационной
среде;
- активизация исследовательской деятельности студентов по английскому языку;
- воспитание в студентах потребности в самообразовании, саморазвитии, формирование таких личностных качеств как коммуникабельность, инициативность, успешность;
- формирование у студентов уважения к культуре страны изучаемого языка, воспитание культуры общения.
Работа в кружке ведется по различным направлениям:
- проектная деятельность,
- виртуальные экскурсии по странам изучаемого языка,
- проведение викторин и конкурсов по страноведческому материалу,
- дискуссии по актуальным проблемам современности,
- праздники, посвященные традициям и обычаям страны изучаемого языка.
Остановимся на некоторых из них подробнее.
Организация проектной деятельности является одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку. Проект - это личностно-ориентированный вид деятельности, который направлен на решение коммуникативных задач. Он развивает мотивацию и творческий потенциал студентов, дает им возможность проявлять самостоятельность в планировании и контроле своей деятельности. Выбор тематики проектов происходит с учетом практической значимости для студентов. Предлагаемые темы могут варьироваться в зависимости от интересов той или иной группы студентов. Студенты 1 и 2 курсов с большим интересом работают над проектами по проблемам современной молодежи, проблемам семьи. Можно отметить такие темы, как «Межличностные отношения», «Жизнь сверстников в англоязычных странах», «Неформальные молодежные объединения», «Реален ли виртуальный мир?» и др. Также студенты младших курсов часто выбирают темы по страноведению: «Английские традиции и обычаи», «Национальная английская кухня», «Развитие Британской монархии», «Приметы и суеверия Великобритании и России». Студенты 3-4 курсов выбирают профессионально-ориентированные проекты по темам: «Моя будущая профессия», «Интернет в моей жизни», «Роль английского языка в моей будущей профессии», «Профессии в сфере информационных технологий».
В работе над проектом студентам предлагается выбор - либо работать по какой-либо проблеме индивидуально, либо разделиться на группы по 3-4 человека. Работа над проектом включает в себя несколько этапов.
На первом этапе, организационном, студенты делятся на микрогруппы, выбирают тему для своего проекта, с помощью преподавателя обсуждают содержание и характер проекта, определяют задачи.
Второй этап - поисковый и исследовательский. Главная задача на этом этапе - сбор информации. Студенты самостоятельно подбирают материал по своей теме, изучают его, анализируют, составляют план, советуются с преподавателем, как лучше оформить материал, как преподнести информацию.
Третий этап - творческий. На этом этапе студенты оформляют проектные работы, используя свои творческие способности. Результатом проектной деятельности являются стенгазеты, буклеты, рецепты блюд из национальной английской кухни, национальные эмблемы, флаги, кроссворды.
Четвертый этап - презентация проекта. Каждая группа самостоятельно решает, как приготовить презентацию своего проекта. Во время защиты проекта студенты внимательно слушают друг друга, задают вопросы. По окончании проекта студенты вместе с преподавателем анализируют проект, вносят свои предложения.
Данная форма работы помогает превратить занятия иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, актуальные и практически значимые для студентов проблемы. Выполненные проекты студенты демонстри-
руют затем на занятиях английского языка, что является отличной возможностью получить оценку и признание студентов, повысить свой рейтинг в среде сокурсников.
Таким образом, выполняя проектное задание и участвуя в проекте, студенты извлекают для себя практическую пользу от изучения иностранного языка и, следовательно, повышается их интерес к учебной дисциплине, формируется мотивация к изучению иностранного языка.
Следующее направление работы кружка «Меридиан» - организация праздников, посвященных традициям и обычаям стран изучаемого языка. Студенты под руководством преподавателя разрабатывают сценарий праздника. У ребят появляется уникальная возможность попробовать себя в роли режиссера и создать реальный творческий проект. Задача преподавателя в данном случае - уловить интересы студентов и помочь с поиском материала для сценария. Примерная тематика праздников: "Halloween" (Хэллоуин), "Christmas" (Рождество), "Easter Party" (Пасха), "St. Valentine's Day" (День Св. Валентина), «Традиции английского чаепития» и др.
Данная форма работы позволяет студентам проявить инициативу, творческую активность, что также способствует развитию у них коммуникативных умений. Работая над сценарием, ребята уделяют много времени фонетическим, лексическим и грамматическим нормам иностранного языка, так как сценарий должен быть четко отработан, а количество языковых ошибок и неточностей сведено к минимуму. Вследствие этого у них формируется устойчивый интерес к языку.
Принимая участие в празднике, у студентов появляется удивительная возможность проявить свои артистические, художественные, музыкальные способности, чего они зачастую лишены во время рутинной работы на аудиторных занятиях. Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в самоутверждении студентов, так как способствует раскрытию тех возможностей и способностей, которые часто остаются невостребованными на уроках.
Кроме того, в процессе подготовки праздников ребятам зачастую приходится заучивать стихотворения и песни на английском языке, которые являются прекрасным средством для расширения лексического запаса студентов, а также совершенствования навыков произношения. А это в свою очередь, несомненно, способствует творческому отношению к изучению иностранного языка, развитию уверенности в своих силах. А, следовательно, и повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Опыт работы показал, что организация праздников при обучении иностранному языку дает положительные результаты в плане формирования мотивации к изучению предмета, развития коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей студентов. Данная форма работы способствует стимулированию студентов к дальнейшему изучению языка.
Таким образом, успешность изучения иностранного языка во многом зависит от самооценки студента. Успешными могут быть только свободно себя чувствующие, не боящиеся ошибиться студенты. В ходе организации работы кружка «Меридиан» мы стремились к тому, чтобы студенты занимались английским языком не ради оценки и получения зачета, а ради повышения самооценки и получения удовольствия от самого процесса обучения.
Опрос, проведенный среди студентов - членов кружка показал, что у 100% студентов повысился интерес к изучению иностранного языка. 83% студентов считают, что знание иностранного языка влияет на общий культурный уровень человека. А 50% выявили желание заниматься иностранным языком дополнительно.
В перспективе задачей преподавателей иностранного языка в колледже является разнообразить формы кружковой деятельности и привлечь как можно больше студентов для занятий в кружке «Меридиан».
В заключение следует отметить, что целью всех мероприятий кружка - создать атмосферу дружбы, оптимизма и веры в свои возможности. Все вышеперечисленные направления работы помогают активизировать общение, так как у студентов есть стимул к нему, а, следова-
тельно, и способствуют повышению мотивации к обучению.
Опыт нашей практической работы позволяет сделать вывод о том, что изучение иностранного языка студентами колледжа имеет свои особенности, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, что необходимо учитывать, решая проблему развития мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972.
2. Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://na-journal.ru/2-2013-gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-u-studentov-nejazykovyh-specialnostej
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3.