Научная статья на тему 'Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений'

Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Ф. А., Власова И. А.

В работе проанализировано современное состояние и развитие психолого-педагогических исследований проблемы формирования мотивации обучения; определены основные критерии и показатели уровней мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Ф. А., Власова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

© Моисеева Ф.А.*, Власова И.А.*

Донецкий национальный университет экономики и торговки им. Михаила Туган-Барановского, Украина, г. Донецк

В работе проанализировано современное состояние и развитие психолого-педагогических исследований проблемы формирования мотивации обучения; определены основные критерии и показатели уровней мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений.

Проблема формирования мотивации к изучению иностранного языка в высших нелингвистических учебных заведениях обусловлена созданием европейского высшего образования, которое выдвигает сложные задачи относительно более эффективного международного общения и глубокого взаимопонимания. С развитием экономических, политических и культурных взаимоотношений между странами Европы возникают благоприятные условия для обмена студентов, организации общих научных исследований в разных областях, углубления международного сотрудничества, расширения участия учебных заведений, ученых, педагогов и студентов в проектах международных организаций, а также обеспечения общих предприятий специалистами высшего уровня.

Исходя из этого, одной из главных задач преподавателей высших нелингвистических учебных заведений является обеспечения высокого уровня мотивации изучения иностранного языка, который требует обоснования психолого-педагогических условий, которые бы оказывали содействие формированию мотивации студентов при изучении иностранного языка, что, в свою очередь, оказывало бы содействие повышению эффективности процесса обучения.

Теоретические разработки по данной проблеме в отечественной и зарубежной педагогической науке раскрываются в научных работах, таких авторов как Н.А. Аристова, Н.А. Гришанова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.

Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Поиск путей решения вопроса о моти-

* Доцент, к.ф.н.

* Преподаватель.

вации обучения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации.

Изучения иностранного языка обогащает практический опыт специалиста, формирует его интеллектуальный потенциал, развивает весь спектр познавательных способностей, оказывает содействие становлению критического самосознания и умения общаться.

Таким образом, проблема повышения эффективности формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений приобретает особую актуальность. В современных условиях высшей школы данная проблема имеет историческое, культурологическое и социально-педагогическое значения благодаря расширению просвещенского пространства Европы и официальному включению в процесс Болонских реформ.

Вместе с тем, анализ практической деятельности преподавателей высших нелингвистических учебных заведений свидетельствует, что у большинства студентов недостаточно сформированное положительное отношение к изучению иностранного языка, отсутствующее понимание связи между знаниями иностранного языка и будущей профессиональной деятельностью, которая отрицательно сказывается на результатах обучения. Итак, существует разногласие между общественно-профессиональной потребностью в овладении иностранным языком и недостаточно сформированным личностным отношением студентов к ее изучению.

В определении сущности понятия «мотивация» и «мотивация обучения» значительную роль играет изучение природы мотивов, их связи с психическими процессами, эмоциями, чувствами и индивидуальными особенностями субъектов обучения, закономерностей формирования мотивационной сферы личности.

Зимняя И.А. говорит, что «мотив - это то, что объясняет характер данного языкового действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует что говорит, планируя ту или другую форму влияния на слушающего» [5].

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Таким образом, «мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловленные, составляют гармоничное единство личности, есть внутренним энергизатором. Поскольку обучения иноязычному общению происходит по помощи общения, которое есть сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учеников имеет первостепенную значимость» [6]. Без учета вышеперечисленных факторов языковые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, который питает языко-

вую деятельность. Именно «учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие обучающегося в учебном или реальном общении» [6].

Мотивация может рассматриваться как системное образование, которое имеет многоуровневую структуру и состоит из внешних и внутренних мотивов, иерархия и взаимодействие которых формируется под действием определенных факторов. Мотивация обучения - это определенная система внешних и внутренних мотивов, иерархия и взаимодействие которых складывается под влиянием психолого-педагогических условий; имеет многоуровневую структуру, которую можно оценить за определенными критериями и показателями, которые отображают отношения субъектов обучения к предмету, который они изучают, и формирования которой проходит последовательные этапы.

Для формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений уточним сущность понятия «технология обучения», под которым следует понимать систему взаимообусловленной деятельности преподавателя и студентов, которая реализуется по определенным принципам, методам и формам обучения, которые влияют на деятельность студентов и направлены на решения поставленных учебно-воспитательных и развивающих задач высшего учебного заведения в соответствии с конечной целью и с эффективным использованием современных дидактических средств.

Под психолого-педагогическими факторами формирования мотивации изучения иностранного языка понимается экспериментально выявленные и теоретически обоснованные группы факторов, объединенных по общим признаком, которые влияют на оптимальность функционирования педагогической технологии формирования мотивации изучения иностранного языка и относятся к его определенному структурному компоненту, а под педагогическими условиями - оптимальные обстоятельства организации учебного процесса в высшем нелингвистическом учебном заведении, от которых зависит эффективность формирования мотивации изучения иностранного языка.

Психолого-педагогические факторы делятся на отрицательные, нейтральные и положительные с точки зрения влияния на эмоциональную сферу студентов. Психолого-педагогические факторы, которые оказывают содействие формированию мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений, можно поделить на шесть групп: организации процесса учебной деятельности, содержания учебного материала, влияния межличностных взаимоотношений преподавателей и студентов, гибкой системы оценивания наставительно-познавательной деятельности студентов, создания ситуации успеха на занятиях из иностранного языка, высокого уровня профессиональной компетентности преподавателя.

К педагогическим условиям процесса формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных

заведений относится: оптимальное планирование структуры и содержания организации изучения учебной дисциплины; учет психолого-педагогических факторов, которые влияют на процесс формирования мотивации изучения иностранного языка; внедрения технологии формирования мотивации изучения иностранного языка, которая включает четкую структурированность этапов, методов, принципов, средств и форм обучения.

С целью определения уровней мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений были выделены основные критерии и показатели, а именно:

- наличие познавательных мотивов;

- эмоции, которые вызовет процесс обучения;

- умения учиться;

- цели при изучении иностранного языка;

- умения применять получении знания на практике.

Выявленные критерии и показатели позволяют выделить четыре равные

уровня мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений:

- уровень отсутствия мотивации (отрицательная внутренняя мотивация обучения, заложенное в учебную деятельность субъектов обучения);

- низкий уровень (отрицательная внешняя мотивация обучения, которая находится вне учебной деятельности субъектов обучения);

- средний уровень (положительная внешняя мотивация, которая непосредственно находится вне учебной деятельности субъектов обучения);

- высокий уровень (положительная внутренняя мотивация, заложенная в учебную деятельность субъектов обучения).

Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая модель организации учебной деятельности и технология формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений, в целом, являются эффективными.

Практика преподавания иностранного языка показывает, что ученики с интересом относятся к истории, культуре, искусству, характерам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечением ровесников и т.п. При этом необходимо тщательно отбирать материал, так как перед системой образования встает задача подготовки обучающихся к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с другими социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.

Таким образом, согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы,

эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся. Использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.

Список литературы:

1. Арютова Н.О. Традицшний та шновацшний шдходи до класифiкацiï принцитв, методiв та форм оргашзаци навчання студенпв / Н.О. Арютова // Соцiалiзацiя особистост! - 2007. - Т. 29. - С. 182-193.

2. Арютова Н.О. Новггш освггш технологи як важливий чинник поси-лення ефективносп мотиваци шд час вивчення iноземноï мови // Моделю-вання iншомовноï мовленнево1 дiяльностi в контекстi мiжкультурноï кому-нiкацiï: статтi / Н.О. Арютова. - Луганськ, 2007. - С. 3-13.

3. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специализаций как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / Под науч. ред.Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Кн. б. - М., 2002.

4. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).

5. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И.А. Зимней. - М., 2003.

6. Isaeva Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence - Based Approach to its Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке. - Рос-тов-н/Д, 2003.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

© Шканова О.С.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов технического вуза при изучении иностранного языка

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков N° 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.