УДК 159. 947; 159. 947. 5 ББК 88. 840. 3 Х 98
С.Х. Хурум
Формирование мотивации достижения у подростков
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривая особенности проявления и развития у подростков мотивации учения, нельзя не затронуть вопросы, связанные с формированием у них мотивации достижения. В статье рассматриваются особенности мотивации достижения подростков, способы и пути воздействия при формировании мотивации достижения у подростков.
Ключевые слова:
Мотив, мотивация, мотивация достижения.
Одной из важнейших проблем в современной психологии и дидактике является формирование мотивации учения. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.
Сущность мотивации, по мнению Л.И. Божович, это совокупность мотивов, которые определяют данную деятельность [1].
Мотивация есть процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.
Мотивация - это процесс реализации мотивов. Одним из важных этапов в развитии личности является формирование мотивов достижения.
Мотив - от латинского movere - приводить в движение, толкать. Мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой.
Одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу является мотивация достижения, которая направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентированна на достижение некоторого результата. Мотивация
достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой).
Мотив достижения и учебно-познавательные мотивы побуждаются и удовлетворяются в учебной деятельности безотносительно к межличностному взаимодействию и могут развиваться в любом возрасте, но в данной статье мы рассматриваем мотивацию достижения подростков.
Главным возрастным мотивом подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать.
По Х. Хекхаузену (1986, т.1, с.262) деятельность достижения определяется в ситуации, когда есть задача и стандарт ее выполнения [7].
Согласно Х. Хекхаузену, деятельность должна удовлетворять ряду условий:
1. Оставлять после себя осязаемый результат;
2. Оцениваться качественно или количественно;
3. Требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими;
4. Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;
5. Деятельность должна быть желанной для субъекта и ее результат должен быть получен им самим.
Если присутствует одно или больше условий и нет признаков отсутствия остальных, наблюдатель воспринимает поступки другого как деятельность достижения.
Для ситуации достижения, по М.Ш. Маго-мед-Эминову (1987, с. 70), характерны аналогичные перечисленным особенности: наличие задачи, требующей индивидуального выполнения деятельности; возможность успешного или неуспешного выполнения деятельности; наличие стандартов мастерства выполнения (внешних и внутренних критериев оценки результата); переживание субъектом чувства собственной ответственности за исход действия; оценка результатов на основе сравнительной шкалы, заданной стандартом мастерства (самооценка, оценка со стороны других) [5].
Действенные мотивы достижения, мобили-зирующие внутренние силы подростка для успешной работы, не только обеспечивают его активное включение в активный процесс, но и становятся достоянием личности подростка, устойчивым ее свойством.
Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие у них стремления улучшать свои результаты превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации достижения. Подростки с высоким уровнем мотивации стремятся преодолению трудностей и добиваются больших результатов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, они используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимо-оценка) могут заинтересовать подростков.
Мотив достижения подростков характеризуется направленностью субъекта на достижение «высокого уровня мастерства при выполнении дела на основе своих усилий и способно-
стей в ситуациях, в которых имеется возможность качественного выполнения деятельности», и связан с положительными эмоциональными переживаниями личности (надежда, радость). Мотив стремления к успеху побуждает и направляет деятельность в определенную ситуацию; мотив избегания неудачи тормозит деятельность, направляет ее от указанной предметной зоны.
Качество достижения в выполнении какой-либо деятельности зависит не только от эффективности силы мотивации относительно специфических требований задачи, но, конечно, и от индивидуальной способности к выполнению соответствующей деятельности. Качество достижения определяется как способностями, так и эффективностью силы мотивации. На формирование и развитие мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства, определяя модальность и силу мотива. Из чего следует, что деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями, чтобы получить сильную мотивацию. Формированию мотивации достижения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру подростка, оптимистический настрой и педагога, и подростков.
Согласно теории ожидаемой ценности очень важными в определении мотивации является ожидание успеха или неудачи. Если подростки не верят в то, что уровень усвоения приведет к значимому и ценному результату, их мотивация будет снижена.
Социальная ценность мотивации достижения подростков подчеркивает актуальность изучения закономерностей ее проявления и развития, а также поиска путей и способов ее целенаправленного формирования.
Психологи предлагают два пути воздействия на мотивацию подростков,
которыми необходимо пользоваться для формирования мотивации достижения. Первый путь - «сверху вниз» - проведение работы по осознанию мотивов: подростку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать, затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние, принятые самим подростком. Второй путь - «снизу вверх» - воспита-
ние мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности подростка в условиях активной деятельности самого подростка.
Деятельность достижения подростка - это форма активного целенаправленного поведения, соответствующей мотивации достижения и имеет следующие особенности:
- предпринимаемая деятельность подростка направлена на достижение определенного результата;
- подросток должен переживать направленность на достигаемый результат, то есть с желанием выполняет он эту деятельность или под принуждением;
- подростку необходимо самому прилагать усилия, на достижение результата;
- деятельность подростка должна сопровождаться эмоциональными состояниями, как в процессе, так и по окончании достижения результата.
Таким образом, мотивация достижения подростков имеет следующие критерии:
- требование достижения определенного результата, который фиксируется, оценивается, измеряется;
- этот результат оценивается, то есть, существует некоторый стандарт для оценки поведения подростка в данной ситуации;
- требования, предъявляемые к подростку в меру трудные, то есть эти требования позволяют добиться результата при приложении определенных усилий.
В заключении хотелось бы отметить, что уровень и характер мотивации учения подростков свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы над формированием мотивации достижения деятельности. Росту их внутренней мотивации учения способствуют значительный арсенал приемов такой работы, как например:
а) привлекательная цель;
б) привлечение подростков к оценочной деятельности;
в) коллективная (групповая) форма деятельности;
г) необычная форма обучения;
д) специальные тренинги мотивации достижений и другое.
Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением подростка о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне результатов и возможных причинах их получения. Эти представления относительно изменчивы и динамичны, поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.
Примечания:
1. Божович Л .И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л И .Божович. - М., 1972.
2. . . -ском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
3. . . : ,
, / -гия мотивации. - Под ред. ДА. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.
4. . ., - . . / . . -
сильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 144 с.
5. - . . :
Структура и механизмы. / М.Ш. Магомед-Эминов
- Дисс. канд. псих. наук. - М., 1987.
6. .
/ X. Хекхаузен - СПБ.: Речь, 2001.
7. . : 2 . /
X. Хекхаузен. М. Педагогика, 1986. Т.1 - 480 с.;
Т.2 - 398 с.