УДК
А. П. Живлюк, И. И. Толстикова
Формирование модели сетевого взаимодействия в учреждениях общего и дополнительного образования
Данная статья адресована педагогам, административным сотрудникам в образовательной сфере. Вопрос о сетевом взаимодействии сейчас очень актуален, данный вид партнерства представляет дополнительные возможности для ведения профориентационной деятельности. В работе освещаются возможные подходы, стратегии для осуществления сетевого партнерства.
This article is intended for teachers, administrative staff in the education sector. The question of networking is very relevant, this type of partnership provides additional opportunities for conducting career-oriented activities. The paper highlights the possible approaches, strategies for the implementation of the network partnership.
Ключевые слова: модель сетевого взаимодействия, школы, дополнительного образования, образовательного партнерства, стратегии, профильное образование.
Key words: model of networking, school, further education, educational partnership, strategy, specialized education.
В связи с тем, что вопрос формирования единого образовательного пространства в настоящее время является актуальным, это определяет актуальность научных изысканий в области проектирования сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.
Основной целью такого взаимодействия является создание единого образовательного пространства, формируемого на основе гармоничной взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования и предназначенного для разностороннего развития личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, для постепенного самоопределения в конкретной профессиональной сфере [1].
Конечно, в педагогических научных трудах мы можем найти определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы. Сфера образовательной деятельности, связанная с организацией подготовки школьников к будущему профессиональному самоопределению, а также социальной адаптации достаточно основательно проработаны в педагогических, психологических, экономических, социологических исследованиях. По версии А. Ф. Мазник, «в целом ряде фундаментальных иссле-
© Живлюк А. П., Толстикова И. И., 2015
31
дований определены теоретические подходы о поддержке процесса профессионального самоопределения: философско-психологический
подход (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сафин); психологокультурологический подход (JI.C. Выготский); социологический подход (И.С. Кон, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский)».
Теоретический анализ психологических проблем формирования готовности к профессиональному самоопределению представлен в исследованиях Е.А. Климова, М.Р. Гинзбурга, Н.С. Пряжникова, С.И. Вершинина, И.Б. Гриншпун и др.
Теоретическим основам педагогического проектирования посвящены работы Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, С.И. Зверева, В.И. Слободчикова, Ю.В. Крупнова, Ю.С. Тюнникова.
Методология исследования интеграционных процессов в педагогике обоснована в трудах В.И. Загвязинского, B.C. Леднева, В.Д. Семенова, Ю.С. Тюнникова и др.
Теория управления образовательными организациями обсуждается в исследованиях B.C. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой и др.
Идея сетевой организации профильного обучения в постановочном плане затронута авторами «Концепции профильного обучения» (А.А. Пинский и др.) [2].
В современной российской системе образования именно дополнительное образование представляется нам наиболее подготовленным для включения в единую образовательную сеть на практике. Несмотря на появление новой терминологии, дополнительным образованием уже накоплен солидный опыт осуществления профессионального самоопределения школьников: общение в разновозрастных и смешанных группах; практика социально значимых дел; поисково-исследовательская, творческая, проектная деятельность; разнообразные игровые методики; коллективные творческие дела; опыт проблемного обучения.
Таким образом, мы видим, что вся деятельность детских объединений, которые каждый ребенок выбирает в соответствии со своими возможностями и желаниями, - это первый этап профильного обучения, построенный на принципах добровольности, сотворчества детей и взрослых, достижения успеха каждым ребенком.
Дополнительное образование - благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.
В современном образовательном процессе дополнительное образование можно рассматривать как уникальную часть единого образовательного пространства, реализующего условия для становления личности в различных средах, способного предоставить детям широкий спектр образовательных услуг в соответствии с их растущими потребностями и изменяющимся социальным заказом общества.
32
При этом «общее школьное образование является систематизирующим образованием, охватывающим массовый контингент, а дополнительное образование по своей природной изначальной сути является вариативным образованием, ориентированным, прежде всего, на индивидуальное развитие детей. Взаимодополнение этих двух начал является неизбежным, если необходимо обеспечить целостность образовательного процесса. Целесообразность и объективная необходимость взаимодействия, интеграции общего и дополнительного образования может быть выведена также из двойного предназначения человека, заключающегося в познании мира и преобразовании мира» [5].
Организационное проектирование уже давно рассматривается в педагогической науке и, соответственно, уже имеет теоретическую основу для осуществления проектирования взаимодействия образовательных систем. К сожалению, остались нерассмотренными виды и формы взаимодействия общеобразовательных учреждений и дополнительного образования, а также содержание и особенности административноуправленческой деятельности по организации их взаимодействия.
Стоит сказать, что теоретические предпосылки развивались параллельно с практической работой по формированию условий для профессионального самоопределения и социализации личности. А.Ф. Мазник утверждает, что «в первую очередь, к ним следует отнести введение предпрофильной подготовки как первый шаг к переходу на профильное обучение в старшей школе, развертывание инновационной работы, направленной на ресурсное обеспечение этого перехода.
Несмотря на провозглашенную общую цель - профессиональное самоопределение и социализация личности - школа и учреждения дополнительного образования не всегда эффективно взаимодействуют для ее достижения. Имеет место несогласованность организационноуправленческих решений, педагогических усилий, а следовательно, неэффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов, что нередко ограничивает возможность выбора дальнейшего профессионального образования и будущего трудоустройства выпускников. В определенной мере это объясняется отсутствием нормативноорганизационной базы такого взаимодействия, что затрудняет сотрудничество даже при наличии стимулов для совместной работы по профильному обучению» [3].
На наш взгляд, можно говорить о наличии противоречия между потребностью построения взаимодействия общего и дополнительного образования для формирования единого образовательного пространства с целью профессионального самоопределения школьников, требующей разработки теоретической основы проектирования форм организации данного взаимодействия, с другой стороны.
Т.Н. Гущина считает, что «при таких условиях можно говорить об активизации и выходе на новый уровень процесса организации взаимо-
33
действия общего и дополнительного образования как механизма достижения успешного сетевого взаимодействия. Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.
Он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:
- переговорный процесс между сторонами-партнерами;
- процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа творческих групп по изучению и нахождению “контактных” точек: выявление взаимных интересов; обозначение совместных целей, оценку имеющихся ресурсов, потенциалов, ролей и ожиданий партнеров, обязанностей, ответственности.)
- экспертная работа по анализу, оценке предлагаемых ожиданий и определению направлений совместной деятельности;
- создание нормативных документов, которые призваны фиксировать рамки взаимодействия» [5].
Основываясь на данном высказывании, которое характеризует подготовительный этап, мы можем сделать предположение, что эффективная модель сетевого взаимодействия может существовать при соблюдении следующих условий:
• При сетевом взаимодействии, участников объединяет единство целей, взаимодополняемое содержание, средства и ресурсы общего и дополнительного образования.
• Проектирование моделей организации основываются на теории и методах сетевого моделирования; для оценки ее эффективности используются научно обоснованные критерии и параметры.
• Модель сетевого взаимодействия должна быть согласована с моделью профильного обучения, иметь сформированную нормативноправовую базу, а также быть самоорганизующейся системой, имеющей принцип функционального согласования процесса профессионального самоопределения, который основывается на взаимоотношениях учре-ждений-участников сети с равными правами.
• Модель сетевой организации состоит из основных звеньев, способствующих строительству условий, которые могут оказать помощь при выборе будущей профессии школьников.
• Существование организационно-функциональной модели, включающей спектр образовательных услуг, которые снабжаются сетевой организацией.
• Наличие матрицы распределения функциональных обязанностей между элементами сети.
34
• Наличие технологий основных процессов сетевой организации профильного обучения, основанных на коротких и изменяемых технологических цепочках.
Интересно обратиться к опыту ГБОУ СПБ ЦД(Ю)ТТ, который находится в авангарде учреждений дополнительного образования в Санкт-Петербурге. Основываясь на опыте реализации профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей, таких как Санкт-Петербургский центр детского технического творчества, мы можем выявить следующие формы взаимодействия учреждений дополнительного образования со школами в организации профильного обучения, которые базируются на целенаправленном и организованном привлечении образовательных ресурсов.
Первый вариант сетевого взаимодействия связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, Малые академии при вузах, учреждениях системы НПО/СПО и др.)
Существующий опыт профилизации показывает, что сегодня ведущую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений, когда роль ресурсного центра берет на себя учреждение дополнительного образования. Это, с одной стороны, определяется трудностями общеобразовательных школ в осуществлении преподавания профильных и предпрофильных курсов, а с другой стороны - стремлением максимально использовать возможности учреждений дополнительного образования детей.
Юридически процесс взаимодействия реализуется через договор о сотрудничестве, в котором регулируются отношения сторон и обязательства каждой [4, с. 11-12].
Исходя из вышесказанного, можно выявить, что переход к сетевому профильному обучению - большой системный проект, который может
35
быть осуществлен только в случае верного выбора стратегий его реализации.
Для осуществления стратегий сетевого варианта профильного обучения примем интерпретацию, предложенную П. Друкером. Стратегия рассматривается им как способ реализации теории организации практической деятельности. В свою очередь, под этим следует понимать совокупность представлений о том, в чем, собственно, заключается работа, на какие ценности опирается ее организация, какие цели преследуются, как определяются результаты, кто является потребителем, что он ценит и за что готов платить.
Стратегия организации сетевого профильного обучения имеет дело с ключевыми целями этого проекта и определяет долгосрочные глобальные способы действий по их достижению. При этом она отражает характер деятельности и демонстрирует ее отличительные особенности
[7].
В нашей ситуации стратегия рассматривается как основное направление движения школ и учебных заведений, объединившихся в сеть, приводящее к намеченной цели, или как систему коллективных действий по ее достижению. Главное предназначение стратегии заключается в определении надежного курса развития проекта в существующих и предполагаемых в будущем условиях.
Эффективную стратегию характеризуют следующие моменты:
- стратегия - это выбор направления развития на долгий срок;
- этот выбор должен давать преимущество в долгосрочной перспективе;
- это преимущество появляется благодаря правильному распределению ресурсов для достижения цели;
- такое преимущество способно сохраниться и устоять даже в условиях постоянных изменений в среде;
- стратегия должна адекватно отвечать на потребности рынка;
- преимущество, которое обеспечивается стратегией, должно также соответствовать ожиданиям инвесторов и других лиц (в том числе и сотрудников), у которых есть значительная заинтересованность в таком развитии организации [7].
Таким образом, стратегия - сложный и потенциально мощный инструмент, с помощью которого образовательное учреждение может успешно ориентироваться в меняющейся внешней среде.
Руководители, обладающие даром выбирать, обосновывать и реализовывать стратегии, сочетают искусство предвидения с умением реагировать на неожиданные обстоятельства. Это обеспечивается способностью менеджмента устанавливать амбициозные, но достижимые цели, видеть будущее организации и делать его достоянием всех сотрудников, стимулировать поиск и находить новые нетривиальные решения во всех без исключения областях деятельности ОУ [7].
36
Отметим, что понятие «стратегия» включает множество смыслов и инструментов ее применения. Человек или группа, обладающие, например, большими стратегическими способностями, т. е. умением ставить долгосрочные глобальные цели и выбирать способы выполнения намеченного (стратегии), но не способные привлечь сподвижников, ничего не добьются [7].
Сейчас в сфере образования сложилась ситуация, когда люди, занятые в ней, зависят от сохранения существующего порядка вещей. Именно поэтому неоднократные попытки произвести какие-либо изменения, привели лишь к сохранению старых традиций. Пока очевидная угроза самому существованию системы не проявится в полной мере, склонность к переменам в ней, вероятнее всего, будет низкой, а существенные сдвиги невозможны.
За годы реформирования система образования в некотором смысле «привыкла» к безрезультатности предпринимаемых попыток нововведений, поэтому сохранение прежнего способа организации труда (в том числе и учебной деятельности) является самым эффективным поведением на начальном этапе воплощения проекта сетевой организации профильного обучения. Такая ситуация показывает важность и необходимость информирования всех участников образовательного процесса в доступной форме о потребности в переменах, которые вызваны временем.
Залог успеха проекта лежит в понимании чрезвычайной важности обновления и накопления компетенций для создания образовательной сети, представляющей систему коллективных действий в едином направлении. К сожалению, современная образовательная система достаточно консервативна и мобильность является ее слабым звеном. Они строятся на принципах социального партнерства, которое понимается как совокупность связей между всеми субъектами, чья деятельность затрагивает интересы системы образования, касающиеся формирования стратегических ориентиров, организующих ее жизнедеятельность и развитие, а также практики их воплощения в управлении образовательными услугами на различных уровнях.
Существует несколько основных вариантов выбора стратегий. Поэтому представим ряд общих рекомендаций, направленных на реализацию проекта сетевого варианта профильного обучения.
• Стратегия «сверху»: руководство разрабатывает стратегию и конкретные планы, которые затем доводятся до подразделений и сотрудников. Как показывает опыт, данный путь не дает никакого эффекта уже тремя уровнями ниже. При таком подходе инициаторы проекта столкнутся с неприятием стратегий педагогами и другими участниками сети. Подобный вариант может быть относительно успешным, если дополнить его передачей информации на нижние уровни, чтобы преодолеть психо-
37
логическое, политическое и организационное сопротивление переменам, а это потребует дополнительных ресурсов.
• Стратегия «снизу» исходит из предположения, что сотрудники на «нижних» уровнях организации имеют наибольшие знания и опыт в конкретных областях педагогической деятельности, и их умения и навыки могут быть весьма полезными в выборе стратегий. Кроме того, применение такого подхода является, по-видимому, единственным способом вдохновить людей на осуществление проекта перемен. Стратегия «снизу» начинается с широких дискуссий с сотрудниками и всеми потенциальными участниками задуманного проекта, заинтересованными сторонами, возможно, при помощи собраний, семинаров, процедур обучения и т. п.
• Стратегия «вовне»: при ее применении назначается «внешний» управляющий, который наделяется всей полнотой власти в организации сетевого обучения.
Как показал опыт, для осуществления сетевого профильного обучения следует использовать симбиоз подходов «сверху»-«снизу». Стратегии разрабатываются организаторами и руководителями проекта (проектная команда, совет сети), а затем в процесс реализации вовлекаются все учебные заведения, в каждом из которых в преобразованиях участвуют потенциальные участники и заинтересованные стороны: педагоги, администрация, школьники, родители. Главное в этом подходе - сохранение общего баланса сил [7].
Список литературы
1. Баязитова Г. А. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в предпрофильной и профильной подготовке учащихся// Фестиваль педагогических идей. - URL: http://festival.1september.ru/articles/572821/
2. Субботина О.Г. Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы в развитии социокультурных компетенций учащихся: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01.
3. Гущина Т.Н., Евладова Е. Б., Золотарёва А. В. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 220 с.
4. ; Организация сетевого профильного обучения // Управление школой. - URL: -http://upr. 1 september.ru/view_article.php?ID=200801910
5. Из практики реализации профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей: сб. метод. материалов для пед. работников / под ред. В.Н. Давыдова, Т.А. Таратенко, В.Ю. Давыдова. - СПб: С.-Петерб. центр дет. техн. творчества, 2005. - 64 с.
6. Мазник А. Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук.
7. Стратегическое управление и планирование, (интерне-ресурс). - URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm
38