Научная статья на тему 'Формирование модели координации управления национальной инновационной системой'

Формирование модели координации управления национальной инновационной системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / КООРДИНАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИФТ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ СТРУКТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / TECHNOLOGICAL PLATFORMS / COORDINATING MECHANISM OF MANAGEMENT / INNOVATION LIFT / HIGHLY TECHNOLOGICAL STRUCTURES / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гретченко Александр Анатольевич

В статье автором разработаны основные элементы в структуре национальной инновационной системы (НИС), позволяющие координировать согласованные действия федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивать слаженные действия РАН, общественных объединений и организаций науки в Российской Федерации. Раскрыто содержание инновационного лифта, который в перспективе должен стать надежным научно-методическим инструментом обеспечения координации научных исследований со сферой бизнеса, активизировать деятельность российских предприятий в проведении прикладных исследований. Предложены механизмы интегрирования российской НИС в международную инновационную среду путем привлечения ведущих зарубежных ученых, активного участия в перспективных международных инновационных программах, ведения высокотехнологичного бизнеса через российские финансовые структуры и институты развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гретченко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели координации управления национальной инновационной системой»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КООРДИНАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ1

Гретченко Александр Анатольевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления инновациями РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: nirek@rea.ru

В статье автором разработаны основные элементы в структуре национальной инновационной системы (НИС), позволяющие координировать согласованные действия федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивать слаженные действия РАН, общественных объединений и организаций науки в Российской Федерации. Раскрыто содержание инновационного лифта, который в перспективе должен стать надежным научно-методическим инструментом обеспечения координации научных исследований со сферой бизнеса, активизировать деятельность российских предприятий в проведении прикладных исследований. Предложены механизмы интегрирования российской НИС в международную инновационную среду путем привлечения ведущих зарубежных ученых, активного участия в перспективных международных инновационных программах, ведения высокотехнологичного бизнеса через российские финансовые структуры и институты развития.

Ключевые слова: национальная инновационная система, технологические платформы, координационный механизм управления, инновационный лифт, высокотехнологичные структуры, региональная инновационная система, государственно-частное партнерство.

SHAPING THE MODEL FOR COORDINATING MANAGEMENT OF THE NATIONAL INVESTMENT SYSTEM

Gretchenko, Alexander A.

PhD, Assistant Professor of the Department for Innovation Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: nirek@rea.ru

The author has developed basic elements in the structure of the National Innovation System (NIS), which allow to coordinate steps of federal and regional bodies of legislative and

1 Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-02-00221.

executive power and at the same time to ensure adjusted work of the Russian Academy of Sciences, public associations and research organizations of the Russian Federation. The article defines the idea of the innovation lift, which could become a secure research and methodological tool providing coordination between science and business and motivate Russian enterprises to carry out applied research. The author puts forward mechanisms of integrating Russian NIS in the international innovation environment through attracting leading overseas scientists, participation in advanced international innovation programs, conducting highly technological business through Russian finance institutions and institutes of development.

Keywords: National Innovation System, technological platforms, coordinating mechanism of management, innovation lift, highly technological structures, regional innovation system, stateprivate partnership.

Одним из основных факторов повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы (НИС) в России является тесная взаимосвязь как существующих, так и создаваемых новых элементов отечественной НИС.

Предложенная нами модель координации управления НИС (рис. 1 и 2) учитывает сформировавшиеся в настоящее время институциональные структуры (органы законодательной и исполнительной власти, существующую систему институтов развития и отраслевых министерств, государственных и негосударственных корпораций).

Общее управление реализацией российской инновационной системы и координацию взаимодействия между основными ее элементами осуществляет Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям - постоянно действующий координационный орган. Эта комиссия признана разрабатывать предложения по реализации государственной политики научно-технологического развития всех основных элементов в структуре НИС, координировать согласованные действия федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивать слаженные действия РАН, общественных объединений и организаций науки в Российской Федерации.

Важнейшим инструментальным средством координации, предлагаемым нами,

являются технологические платформы, обеспечивающие координацию науки, государства, бизнеса и потребителей по выработке стратегических программ научно-технологического развития отдельных отраслей национальной экономики. Институциональной структурой по реализации стратегических программ с использованием технологических платформ должен стать Российский фонд технологического развития (РФТР).

Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России осуществляет общий контроль над реализацией НИС. Две важнейшие задачи призван решать Президентский совет:

- во-первых, он обеспечивает координацию согласованных действий федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти по реализации государственной научно-технологической политики в тесном сотрудничестве с РАН, общественными объединениями и организациями науки в Российской Федерации;

- во-вторых, разрабатывает приоритетные направления научно-технологического развития отечественной экономики, выделяя прорывные инновационные проекты по выбранным приоритетам, которые в перспективе создадут базу глобальных конкурентных преимуществ российской экономики.

Рис. 1. Политическое управление национальной инновационной системой

СО 9

Федеральное медико- Министерство

биологическое агентство здравоохранения

Министерство энергетики

Федеральная служба по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций

Министерство связи и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по Министерство

техническому регулированию промышленности и торговли

и метрологии

Российская академия наук

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

Российский научный фонд (РНФ)

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

Общественный совет при Минобрнауки

Министерство экономического развития

Министерство образования и науки

Министерство финансов

Министерство обороны

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Федеральное космическое агентство

Государственная корпорация «Ростех»

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

ОАО «РОСНАНО»

Госкорпорации

Непосредственную реализацию НИС и ее развитие должны осуществлять федеральные органы исполнительной власти в рамках их компетенции. Основные ведомства-координаторы (Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпром-торг России) обеспечивают их слаженные действия. Другие федеральные органы исполнительной власти - Министерство здравоохранения, Министерство энергетики, Министерство связи и массовых коммуникаций, Министерство финансов, Министерство обороны, Федеральное космическое агентство, а также Российская академия наук - отвечают за обеспечение создания условий инновационного развития отдельных секторов национальной экономики, в том числе социальной сферы и государственного управления.

Следует отметить, что органами федеральной исполнительной власти создаются институциональные структуры (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), которые обеспечивают включение отраслевой науки в реализацию государственной инновационной политики.

Действующая российская практика и проведенный нами анализ зарубежного опыта показали, что в каждом из секторов НИС должен быть выстроен координационный механизм управления. Он позволит максимально эффективно использовать уже имеющиеся в стране институты поддержки инноваций, т. е. такие государственные конкурсные фонды, как Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ); Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Российский научный фонд (РНФ); Российский фонд технологического развития (РФТР).

Заметим, что для ускорения разработки отраслевых (секторальных) стратегий ин-

новационного развития необходимо их включать в состав государственных подпрограмм и целевых федеральных программ. Вместе с тем с целью активизации коммерциализации полученных научных результатов необходимо задействовать основной координирующий орган со стороны государства - Минэкономразвития России. Инновационный лифт должен стать главным инструментом обеспечения координации, созданным в стране институтов развития. Именно инновационный лифт в перспективе должен стать надежным научно-методическим инструментом обеспечения координации научных исследований со сферой бизнеса, активизировать деятельность российских предприятий в проведении прикладных исследований.

Следует отметить, что эффективное функционирование данного координационного механизма должно быть направлено на обеспечение тесного взаимодействия венчурных фондов, созданных с участием государства, фондов, связанных с развитием малого бизнеса (ОАО «РОСНАНО», РВК, Внешэкономбанка, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере), отдельных федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Росмолодежи), биржевых институтов (торговой площадки ММВБ для высокотехнологичных хозяйствующих структур).

В основе эффективного функционирования инновационного лифта должна лежать совершенная инновационная инфраструктура (центры трансфера технологий, технопарки, центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы и т. п.). Для оценки эффективности инновационной инфраструктуры целесообразно создать в региональном разрезе центр мониторинга ее использования.

Как уже было отмечено ранее, сфера коммерциализации в рамках реализации государственной политики должна быть тесно сбалансирована с политикой, проводимой в сфере научно-технологических разработок, направленных на обеспечение

инновационного развития предприятий бизнеса. Основным инструментом такой сбалансированности должна стать подпрограмма государственной программы Минэкономразвития России «Экономическое развитие и инновации». Реализация данной подпрограммы направлена на дальнейшее обеспечение координации институтов развития (Внешэкономбанка и ОАО «РОСНАНО»). Такие действия со стороны государства позволят разработать комплекс дополнительных мер, направленных на стимулирование реализации инновационных проектов со стороны частного бизнеса.

Важную роль в проведении научных исследований и разработке инновационных проектов со стороны государства играет Минобрнауки России, который должен:

- обеспечивать контроль за расходованием государственных бюджетных средств по основным приоритетным направлениям научно-технологического развития;

- при организации конкурсного распределения грантов и заказов исключить из ныне действующей практики недобросовестное отношение к проводимым конкурсам (наличие коррупции должностных лиц, участвующих в организации конкурсов);

- используя зарубежных экспертов, проводить качественную экспертизу выполняемых исследований. В настоящее время основным инструментом такой координации стала государственная программа «Развитие науки и технологий»1.

В качестве предложений, направленных на усиление координирующей роли Мин-обрнауки в проведении фундаментальных исследований, на наш взгляд, можно отметить следующие:

- Российской академии наук2 сохранить относительную самостоятельность в распределении государственных средств, выделенных академическим институтам на проведение фундаментальных исследо-

1 URL: http://infosystems.ru/ assets/files/library/ Gosprogramma_razvitie_nauki_i_texnologii_(proekt).pdf

2 URL: http://www.rg.ru/2013/09/27/ran-site-dok.html

ваний по приоритетным направлениям, усилив ответственность за их качество;

- расширить практику привлечения зарубежных экспертов и представителей вузовской науки к качественной экспертизе проводимых научных исследований;

- учитывая особенности университетской и академической науки, целесообразно скоординировать действия РАН и Мин-обрнауки России по обеспечению мониторинга результативности проводимых исследований.

Что касается прикладных исследований, Минобрнауки осуществляет реализацию своей координирующей функции путем поддержки прикладных исследований в рамках реализации государственной программы «Развитие науки и технологий», обеспечения сбалансированных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по федеральным целевым программам других институциональных структур, а также упорядочения результатов научной деятельности в ходе реализации по заказу федеральных органов НИР и НИОКР.

При этом оценивать эффективность научной деятельности следует на основе тщательного анализа полученных результатов от проводимых исследований и разработок и их сопоставления с объемами финансирования по ключевым научно-технологическим направлениям в сравнении с зарубежными странами.

Важную роль в повышении эффективности развития НИС играет проводимая в стране региональная политика, направленная на повышение эффективности как действующих, так и вновь разрабатываемых методических инструментов по поддержке регионального инновационного развития.

Активное задействование таких институтов развития, как технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны, а также софинансирование из федерального бюджета региональных программ позволяют обеспечить сбалансиро-

ванность инновационной системы на федеральном и региональном уровнях.

В последние годы некоторым муниципальным образованиям присвоен статус наукограда, что позволило активизировать внимание региональных властей к формированию эффективных региональных инновационных систем, обеспечивающих высокий уровень коммерциализации результатов инновационного бизнеса. Активное участие в развитии региональных инновационных систем должны играть такие федеральные ведомства, как Минкомсвязь, Минтранс, Минобрнауки, Минэнерго.

Следует отметить, что для обеспечения экономической безопасности и обороны страны «гражданскую» составляющую НИС следует эффективнее состыковать с ее научно-техническим и технологическим блоками. Ключевыми механизмами координации должны стать Военно-промышленная комиссия и Минпромторг России, разрабатывающие и реализующие в сфере оборонно-промышленного комплекса и развития высокотехнологичных производств федеральные целевые программы.

В настоящее время особое место в совместной реализации исследований между гражданским и оборонным секторами должна обеспечивать государственная корпорация «Ростехнологии». В этих целях она обязана создать корпоративную инновационную инфраструктуру; значительно усилить фундаментальную составляющую научных исследований в сфере обороны и безопасности вовлечением институциональных отраслевых и академических исследовательских структур, в том числе «силовых» ведомств: Минобороны, ФСБ, МВД и т. д.

По аналогии с DARPA1, призванной осуществлять финансовое обеспечение стратегических перспективных разработок

1 DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency - Агентство передовых оборонных исследовательских проектов) - агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооруженных силах.

в оборонном комплексе, в России решается вопрос о создании такой структуры.

Используя все имеющиеся механизмы, в перспективе российская НИС должна интегрироваться в международную инновационную среду через привлечение ведущих зарубежных ученых, активное участие в перспективных международных инновационных программах, ведение высокотехнологичного бизнеса через российские финансовые структуры и институты развития, предоставив возможность ведущим зарубежным компаниям открывать свои исследовательские центры на территории России. Определенный опыт такой интеграции уже имеется - создан центр инноваций в Сколково.

Широкая популяризация инновационной деятельности в российском обществе должна осуществляться и координироваться со стороны Минобрнауки, Минэкономразвития при активном участии Мин-комсвязи, Минкультуры и Росмолодежи. Важную роль при этом играют научные и образовательные учреждения, средства массовой информации, благотворительные фонды, некоммерческие организации, институты развития и объединения предпринимателей.

Возрастает значимость органов государственной власти и их координирующая роль с бизнесом, научными и образовательными организациями, а также организациями гражданского общества. А это в свою очередь требует от федеральных органов исполнительной власти пристального внимания к разработке и реализации научно-технологической и инновационной политики, совершенствования инструментов и механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере, а также методов оценки эффективности по выполнению бюджетных программ.

Частно-государственное и общественно-государственное партнерство обеспечивает формирование совместных консультативных советов и бизнес-ассоциаций, представителей предпринимателей, профессио-

нальных объединений, представителей научно-образовательного сообщества, экспертных и благотворительных организаций. В настоящее время эти советы создаются при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. С их участием проводится оценка эффективности и экспертиза реализации государст-

венных программ в сфере научной, технической и инновационной деятельности.

Формирование механизмов координации управления национальной инновационной системой позволит эффективно использовать потенциальные возможности не только государства, но и бизнеса, а также организации гражданского общества.

Список литературы

1. Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. - М. : Наука, 2011.

2. Гретченко А. А., Гретченко А. И. Организационно-экономические условия функционирования российской инновационной системы / / Вестник Омского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 5-9.

3. Инновационные кластеры - точки роста XXI века: теоретические подходы, методологические и методические основы их формирования и развития / под ред. Р. В. Фатта-хова. - М. : Финансовый университет, 2013.

4. Кочурова Л. И., Грекова З. Н. Инновационной экономике нужен инновационный механизм / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2014. - № 11 (77). - С. 29-38.

5. Манахов С. В., Гретченко А. А., Абрамова М. И. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России : монография. - М. : Полеотип, 2013.

References

1. Golichenko O. G. Osnovnye faktory razvitiya natsional'noy innovatsionnoy sistemy: uroki dlya Rossii [Basic Factors of Developing the National Innovation System: Lessons for Russia]. Moscow, Nauka, 2011. (In Russ.).

2. Gretchenko A. A., Gretchenko A. I. Organizatsionno-ekonomicheskie usloviya funktsionirovaniya rossiyskoy innovatsionnoy sistemy [Organizational and Economic Conditions of Russian Innovation System Functioning]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Omsk State University], 2013, No. 4, pp. 5-9. (In Russ.).

3. Innovatsionnye klastery - tochki rosta XXI veka: teoreticheskie podkhody, metodologicheskie i metodicheskie osnovy ikh formirovaniya i razvitiya [Innovation Clusters -Point of Growth in the 21st Century: Theoretical Approaches, Methodological Principles of their Shaping and Development], edited by R. V. Fattakhov. Moscow, Finance University, 2013. (In Russ.).

4. Kochurova L. I., Grekova Z. N. Innovatsionnoy ekonomike nuzhen innovatsionnyy mekhanizm [Innovation Economy Needs Innovation Tool]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 11 (77), pp. 29-38. (In Russ.).

5. Manakhov S. V., Gretchenko A. A., Abramova M. I. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoy deyatel'nosti v Rossii, monografiya [Tax Incentives for Innovation Activity in Russia, monograph]. Moscow, Poleotip, 2013. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.