Научная статья на тему 'Формирование митраизма в Киликии и Коммагене'

Формирование митраизма в Киликии и Коммагене Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1144
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИЛИКИЯ / КОММАГЕНА / КОММАГЕНСКИЙ СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ЦАРСКИЙ КУЛЬТ / МИСТЕРИИ МИТРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елешин Александр Вячеславович

Рассматриваются исторические условия, в которых классический митраизм формировался на юго-востоке Малой Азии. В центре внимания Киликия и Коммагена, земли, где сформировалось два варианта митраизма коммагенский синкретический царский культ и мистериальный митраизм, которые затем были объединены в Коммагене и, вероятно, дали начало классическому римскому митраизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование митраизма в Киликии и Коммагене»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 94(35)

ББК 63.3(0)31

А.В. Елешин

ФОРМИРОВАНИЕ МИТРАИЗМА В КИЛИКИИ И КОММАГЕНЕ

Рассматриваются исторические условия, в которых классический митраизм формировался на юго-востоке Малой Азии. В центре внимания - Киликия и Коммагена, земли, где сформировалось два варианта митраизма - коммагенский синкретический царский культ и мистериальный митраизм, которые затем были объединены в Коммагене и, вероятно, дали начало классическому римскому митраизму.

Ключевые слова:

Киликия, Коммагена, коммагенский синкретический царский культ, мистерии Митры.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе ранее не рассматривался вопрос о роли Киликии и Коммагены в распространении митраизма как самостоятельная проблема. Изучение роли областей в формировании митраизма очень важно для понимания процессов становления и распространения учения в Римской империи.

Митраизм - синкретическая религия, связанная с поклонением Митре. Классический римский митраизм включает в себя мистерии, но некоторые учёные выделяют более ранний, домистериальный митра-изм на основе дозороастрийского мидийс-кого культа Митры и зурванизма.

В формировании митраизма особую роль в эллинистический период сыграли два малоазийских региона: Киликия и Коммагена. В Киликии и Ликии мистерии Митры, по сообщению Плутарха, были введены киликийскими пиратами: «Сами пираты справляли в Олимпе странные, непонятные празднества и совершали какие-то таинства; из них до сих пор ещё имеют распространение таинства Митры, впервые введённые ими» [17, «Помпей», XXIV]. Плутарх пользовался сведениями, полученными от более древнего автора, Посидония Апамейского (135-50 гг. до н.э.) [26, р. 469].

Город Олимп входил в шесть главных городов Ликийского союза [18, XIV, V, 7]. В начале I в. до н.э. Олимп был захвачен киликийскими пиратами под руководством

Зеникета. Зеникет также захватил Корик, Фаселиду и много местностей в Памфи-лии. В 78 г. до н.э. Олимп был осаждён и разрушен Публием Сервилием Ватией Исавриком, проконсулом Киликии [23, I, XX, 56-57; 29, II, 50; 36, VI, 3:16, V, 23.21]. Таким образом, мистерии Митры в Олимпе пираты, вероятно, справляли в начале I в. до н.э. Не исключено, что сам Зеникет или кто-то из его окружения явился основателем мистерий Митры.

Киликийские пираты были многих национальностей, в их состав входили жители Киликии, Памфилии, Кипра и побережья Понта, выходцы из Сирии и других стран [4, с. 92]. Но основное ядро составляли горные лувийские племена [38]. Соответственно и религиозные культы в Киликии были разнообразны: лувийские, фригийские,

греческие, финикийские, культ Исиды и Сераписа, иудаизм [2, с. 34].

После того, как в 540-е гг. до н.э. Киликия вошла в состав царства Ахеменидов с сохранением местной династии [38], здесь появились иранские диаспоры, а в места поселений иранцев пришли маги - жрецы иранских культов, в том числе, поклоняющиеся Митре как одному из главных богов в мидийском традиционном маздеизме. М. Бойс, со ссылкой на свидетельства киликийского епископа Феодора Мопсуест-ского и киликийского архиепископа Василия Исаврийского, отмечает, что иранские диаспоры в Киликии продолжали существовать ещё в V в. н.э. [26, р. 306].

Общество

Terra Humana

В ахеменидский период граница Киликии, согласно Геродоту [7, I, 72], проходила у Галиса. В состав Киликии входили Киликия Мазакенская с городом Мазаки, позднее ставшим столицей Каппадокии, Ликаония и Коммагена [15, с. 5-6, 9; 2, с. 9; 11, с. 320]. Имеются материальные свидетельства влияния иранской религии в Ма-закенской Киликии ахеменидского времени. В Мазаках был зороастрийский храм огня, располагавшийся на горе Аргей [38]. В Каппадокии в эллинистический и римский период культ горы Аргей засвидетельствован римской монетой. Поклонение горам характерно для древнего зороастризма [26, р. 276].

На службе в персидской армии и флоте [7, VI, 6; 7, VII, 91] киликийцы сталкивались с иранскими воинами, поклоняющимися Митре как своему покровителю [1, Яшт X: II, 8-9; III, 11; VI, 24; IX, 36]. Так, киликийцы несли службу в персидских военных гарнизонах в Уруке, Ниппуре, Мемфисе и на Элефантине, а в этих городах находились храмы Митры ахеменидского времени [10, с. 288-291, с. 299-300]. Ком-магенцы в ахеменидский период, возможно, также считались киликийцами, так как и те, и другие в языковом отношении были лувийцами, и те, и другие входили в одну и ту же IV сатрапию. В эллинистический период киликийцы служили наёмниками в армиях и флоте Александра Македонского, Птолемеев [19, XVII, 88-89], Селевки-дов [13, XXXVII, 40, 13], Аталлидов, Александра Янная [20, I, 4, 3], Митридата VI Евпатора [4, XXII, 92; 17, Помпей, XXIV; Лукулл, XIII], а в период гражданских войн в I в. до н.э. в Риме в армиях и флоте Помпея [22, III, 3-4, 88, 101, 110; 5, II, 49, 71], Цезаря [21, с. 1, 13, 25, 26, 34], Антония и Клеопатры [28, LI, 7, 4; 2, с. 37-38].

Как полагает Д. Юланси, митраизм возник в I в. до н.э. в среде киликийских пиратов в ходе их контактов с философа-ми-стоиками из Тарса [24]. На наш взгляд, эта гипотеза вызывает большие сомнения, поскольку киликийские пираты и философы-стоики принадлежали к разным социальным слоям и маловероятно, чтобы пираты проявляли интерес к какой-нибудь философии. Однако следует отметить, что в среде пиратов было немало греков. По утверждению Плутарха в пиратском промысле приняли участие даже состоятельные и знатные люди [17, Помпей, XXIV]. Поэтому версия Д. Юланси требует дальнейшего изучения. Ф. Кюмон считает, что киликийцы познакомились с мистериями Митры в армии Митридата VI Евпатора

[12, с. 43-44]. Однако данных о проведении мистерий Митры в армии Митридата не найдено, а с культом Митры киликий-цы должны были быть знакомы и раньше, по крайней мере, с VI в. до н.э.

Пираты в своей борьбе против Рима могли прибегнуть к помощи Митры как покровителя воинов [1, Яшт X, III, 11]. Пираты также могли использовать имя Митры для своих договоров.

Митра вершил Суд над душой усопшего [1, Яшт X, XX, 80]. Киликийские пираты служили в армии Митридата VI, где для павших в сражениях солдат иранского происхождения маги проводили церемонии, связанные с обращением к Митре как к Судье, который выносит приговор душе. Обряд проводился лицом на восток, где нарастает свет. Молитвы, направленные в сторону солнца, могли привести к предположению, что Митре как солнечному богу было самому доверено поднимать души к себе для их спасения. Если пираты стали так думать о Митре, то эта вера могла фигурировать в тайном культе, который они основали, и который позже развился в более сложные мистерии [26, р. 483].

Тайные обряды и инициации напоминают практики, типичные для группы воинов, применявшиеся с целью укрепления связей в объединении. Р. Тюркан указывает на символическое значение солидарности воинов, устанавливаемое в мистериях [39, р. 3-5]. И. Кампос Мендез отмечает, что в культе пиратов уже присутствуют оригинальные элементы митраизма, но эволюционный процесс всё ещё продолжается [27, р. 81]. По нашему мнению в I в. до н.э. в Киликии и Ликии сформировался локальный вариант митраизма, для которого характерны мистерии.

В Коммагене сложился иной вариант митраизма. В этой стране правила иранская династия Ервантидов, покровителем которой был Митра. Брат царя Армении Ерванда IV (212-200 гг. до н.э.), Митрас, был верховным жрецом храма Солнца и Луны в Армавире [3, с. 171; 6, 44]. Вероятно, имя Митрас было жреческим титулом [14, с. 13]. В Коммагене культовый праздник дня рождения двух царей (Митрида-та I Каллиника и Антиоха I) приказано было справлять ежемесячно в один день [Арсамейская надпись Антиоха I Комма-генского, стк.70-72 (25-27), 111-113 (12-14) в кн. 33, s. 40-58]. В большой Немруд-Дагс-кой надписи Антиоха I указана дата празднования дня рождения этого царя, 16 ауднайоса [31, № 383, стк. 85=37, стк. ПЬ, 13-15, с. 272-278]. 16 число каждого месяца

в зороастрийском календаре было посвящено Митре [8, с. 127]. С большой долей вероятности можно предположить, что Ервантиды были зороастрийцами. Когда Селевкиды управляли Коммагеной и Киликией, они в рамках религиозной политики эллинизации должны были ввести там культы греческих богов. Иранские боги стали отождествляться с греческими богами. Царь Коммагены Митридат I Калли-ник женился на Лаодике Тее Филадельфе, дочери Селевкида Антиоха VIII Гриппа и поклонение греческим богам и греческая культура были введены в царской семье Коммагены. Так Митридат I первым из коммагенских Ервантидов начал строить в Арсамее-на-Нимфее свой гиеротхесион и дворец в греческом стиле. Его сын, Антиох I (69-40 гг. до н.э.) создал большое количество священных участков - теме-нов, на которых были установлены стелы с рельефами, изображающими сцены пожатия правых рук (бє^імок;) Антиоха I и божества. На обратной стороне стел, а иногда и по бокам, имелись греческие надписи [26, р. 316-317]. На стелах, найденных у деревни Софраз-кёй и в Адыямане, Аполлон-Гелиос изображён обнажённым, по греческому образцу, тогда как на более поздних рельефах Митра-Аполлон-Гелиос-Гермес изображался одетым в персидском стиле. Надписи на обеих стелах содержат имена греческих богов: Аполлон Эпекоос и Артемида Диктина [35, s.13, 15; 26, р. 318-319]. Большое значение имеет гиеротхесион Антиоха I на горе Немруд-Даг. Этот комплекс является центром синкретического греко-иранского царского культа. Там были колоссальные статуи Зевса-Оромазда, Аполлона-Митры-Гелиоса-Гермеса, Артаг-неса-Геракла-Ареса, богини Коммагены и самого царя Антиоха, а также 8є^імоі;-ре-льефы. Это символизирует близость царя к богам и его собственную божественность. Ещё там представлены стелы с надписями, посвящёнными предкам царя. В большой надписи регламентировался порядок отправления культа и культовые праздники [31, № 383]. В гиеротхесионе был помещен рельеф с гороскопом Антиоха на 7 июля 62 г. до н.э. Он отмечает время, когда планеты Юпитер (Зевс), Меркурий (Аполлон), Марс (Геракл) и Луна расположены близ Регула (Василиск), главной звезды созвездия Льва [37, s. 329-335]. Планеты могли быть связаны с богами, почитаемыми царём, а Регул мог быть интерпретирован как небесный представитель самого Антиоха. Казалось, что через небесные союзы почитаемые божества предлагают

божественные приветствия Антиоху, возвышая его над всеми другими смертными [34, s. 205]. Этот гороскоп мог возникнуть на основе верований о планетах иранцев и греков, последовавших за вавилонским примером в соединении каждой планеты с богом или богами. Иранские жрецы называли каждую планету в честь одного божества [9, с. 91-92]. Греки соотносили одну планету с несколькими божествами. Синкретизм Ахура-Мазды и Олимпийского Зевса был простым, т. к. и греки, и иранцы отождествляли планету Юпитер с одним божеством. Иранцы знали Марс как планету Веретрагны, греки обозначали его или как планету Геракла, или как планету Ареса. Соответственно были три имени для божества Марса в новом культе: Артагнес-Геракл-Арес.

Относительно планеты Меркурий вопрос был значительно сложнее. Для иранцев эта планета принадлежала Тири, греки назначили эту планету или Аполлону, или Гермесу. Возможно, маги Антиоха сначала предложили синкретизм Тири-Апол-лона-Гермеса. Но царь, очевидно, глубоко почитал Митру как своего покровителя-язата: свой «официальный» день рождения, ежегодный и ежемесячный, он объявил 16 числа, в день Митры [31, № 383, стк. 84-85, 100-105=37, стк. IIb, 13-15, IIIa, 9-14, с. 272-278]. Если бы Антиох на самом деле родился 16 числа, это было бы не более чем простым совпадением. Более вероятно, что число царского дня рождения было назначено в честь Митры (Mitra) [30, p. 5]. Так или иначе, Митра пользовался у Антиоха большим почётом. Поэтому, было необходимо ввести великого Ахуру в новый культ. В звездных терминах это было невозможно, т. к. планета Митры, Солнце, была отдалена во время соединения других четырех планет с Регулом; но на уровне «перевода» иранского божественного имени на греческое божественное имя не было никаких трудностей, так как Митра и Аполлон регулярно отождествлялись, потому что оба были солнечными божествами. По-видимому, по этой причине Гели-ос был введен в синкретизм Немруд-Дага, сделав ясной основу для их связи друг с другом и с Гермесом. В древней семитской астрологии планета Меркурий была сама известна как «Звезда солнца». Так Тири был вытеснен Митрой.

Другим фактором, который предоставил возможность коммагенским магам заменить Тири, бога планеты Меркурий, Митрой, богом Солнца, было то, что в се-левкидское время Аполлон, постоянный

Общество

Terra Humana

двойник Митры, был отождествлён с вавилонским Набу, богом Меркурия, который для иранцев был двойником Тири.

Четвертая планета гороскопа, Луна, ассоциировалась с Коммагеной, «всепита-ющей» страной или землёй (уп). Это дало возможность иранцам чтить через нее их собственного язата земли, Спента-Армай-ти [26, р. 324-327].

Митридат I построил свой погребальный комплекс на холме Эски-Кале возле Арсамеи-на-Нимфее. Он был раскопан в 1951-1956 гг. Ф.К. Дёрнером и Т. Гёлл.

Скальный коридор длиной 158 м, ведущий косо вниз в гору и тесно связанный с надписью над ним, и камеру в скалах (8,5х8,8 м) Ф.К. Дёрнер связывает с митра-истскими мистериями. По его мнению, эти помещения созданы Антиохом. «Имели ли место в этой камере митраистские мистерии? Заманчиво было бы думать о связи с «рождённым из скалы богом» Митрой» [32, s. 71-78]. «Митра начал своё победное шествие из Коммагены. Специфической особенностью митреумов является их подземное символическое культовое помещение...

Коммагена до сих пор не представила нам прототипа ставших известными в Европе культовых помещений, но, разумеется, в Коммагене должны были существовать места культа Митры, которые служили коммагенским вспомогательным отрядам и римским легионерам образцом для распространения культа Митры в античном мире» [33, s. 123]. Большая вырубленная в скале камера с её мощным входным залом, бассейном, террасой и парапетом, заставляет думать о ней с большой вероятностью, как о месте монументального митреума [33, s. 122-123]. Но в Арсамее ни в скальном коридоре, ни в скальной камере не было найдено ничего специфически митраистского, а надписи не содержат ни

Список литературы:

[1] Авеста / Михр-Яшт (Яшт X) / Пер. И.М. Стеблин-Каменского // Авеста в русских переводах (18611996); под ред. И.В. Рака. - СПб.: РХГИ, 1997. - 473 с.

[2] Абрамзон М.Г. Римское владычество на Востоке. Рим и Киликия / Под ред. М.М. Холода. - СПб.: Акра, 2005. - 256 с.

[3] Ананикян М. Мифы Армении / Пер. с англ. В.В. Левченко - М.: Цертралполиграф, 2010. - 191 с.

[4] Аппиан. Митридатовы войны // Аппиан Александрийский. Римская история / Под ред. С.А. Жебе-лева. - М.: АСТ, Ладомир, 2002. - 879 с.

[5] Аппиан. Гражданские войны // Аппиан Александрийский. Римская история / Под ред. С.А. Жебеле-ва. - М.: АСТ, Ладомир, 2002. - 879 с.

[6] Болтунова А.И. Греческие надписи Армавира // Известия Армянского филиала АН СССР. - № 1-2 (15-16). - Ереван, 1942. - С. 35-61.

[7] Геродот. История / Пер. Г.А. Стратоновского; под ред. Ю.А. Михайлова. - М.: АСТ: Ладомир, 2002. -741 с.

[8] Гюиз Ф. Древняя Персия / Пер. А.Н. Степановой; под ред. С.Н. Дмитриева. - М.: Вече 2007. - 334 с.

[9] Дадестан-и-меног-и-храд («Суждения духа разума») / Пер. О.М. Чунаковой // Зороастрийские тексты. Суждение Духа разума. Сотворение основы и другие тексты / Под ред. О.М. Чунаковой. - М.: Восточная литература РАН, 1997. - 352 с.

единого намёка на мистерии. Вход в подобный туннель был найден и в Гергере (Арсамея-на-Евфрате) [26, р. 338]. Летом 1997 г. археологами из Мюнстерского университета был найден митреум в Долихе. Митреум расположен в природной пещере. В нём имеется рельеф, высеченный в скале и изображающий убийство быка. Митреум пока не датирован [40, s. 31-37; 25, р. 128].

В развитии религиозных взглядов Антиоха I Коммагенского можно выделить два этапа. На раннем этапе засвидетельствовано поклонение греческим богам и учреждение теменов. Позднее Антиох основал царский синкретический грекоиранский культ. Особо следует подчеркнуть глубокое почитание Митры. Он был выделен среди других богов и являлся династическим богом Ервантидов. Митра, один из всех богов, имел собственного жреца, о чём свидетельствует текст на обратной стороне большой стелы из Ар-самеи-на-Нимфее, на которой изображён Митра-Гелиос-Аполлон-Гермес в иранском платье, пожимающий руку Антиоху [26, р. 325; 33, s. 95-99, 199-202]. Вероятно, можно говорить о коммагенском домисте-риальном варианте митраизма. Мистерии были введены в Коммагене в I в. н.э., когда Антиох IV Коммагенский присоединил часть Киликии [25]. Таким образом, можно думать, что классический римский мис-териальный митраизм сложился на базе синтеза локальных вариантов малоазий-ского митраизма, в частности, коммаген-ского синкретического царского культа и киликийского мистериального митраиз-ма. Распространению митраизма способствовали иранские диаспоры, маги - магу-зеи и киликийские пираты, переселённые Помпеем в различные районы Римской республики, и армия.

[10] Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана / Под ред. Н.Б. Кондыревой. -М.: Наука, 1980. - 417 с.

[11] История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 2001. - 462 с.

[12] Кюмон Ф. Мистерии Митры / Пер. С.О. Цветковой; под ред. Т.В Антонова. - СПб.: Евразия, 2009. -

318 с.

[13] Ливий Тит. История Рима от основания города. Т.3 / Пер. Г.С. Кнабе; под ред. Ю.А. Михайлова. - М.: АСТ, Ладомир, 2002. - 795 с.

[14] Маргарян Е.Г. Святилища страны Коммагены и Армении: автореф. ... канд. ист. наук. - Ер., 1992.

[15] Немировский А.А. Каппадокийцы и Каппадокия: к формированию этнополитической карты древней Анатолии // Восток. - 1999, № 6. - C. 5-15.

[16] Орозий Павел. История против язычников / Пер. В.М. Тюленева; под ред. Л.А. Абышко. - СПб.: Изд. О. Абышко, 2004. - 543 с.

[17] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - T. II / Под ред. Р.В. Грищенкова. - СПб.: Кристалл, 2001. - 375 с.

[18] Страбон. География / Пер. Г.А. Стратоновского; под ред. Д.Р. Кондахсазовой. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 638 с.

[19] Феокрит. Идиллии. XVII, 88-89 // Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / Пер. М.Е. Грабарь-Пассек; под ред. Ф.А. Петровского. - М.: АН. СССР, 1958. - 327 с.

[20] Флавий Иосиф. Иудейская война / Под ред. О.Н. Адаскиной. - Минск: Современный литератор, 2004. - 703 с.

[21] Цезарь Гай Юлий. Александрийская война // Юлий Цезарь. Записки / Пер. М.М. Покровского; под ред. А.В. Короленкова. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 478 с.

[22] Цезарь Гай Юлий. Записки о Гражданской войне // Юлий Цезарь. Записки / Пер. М.М. Покровского; под ред. А.В. Короленкова. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 478 с.

[23] Цицерон Марк Тулий. Речь против Г. Вереса, назначенная к произнесению во второй сессии. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1291035819 - 12.01.2012.

[24] Юланси Д. Загадки Митраизма // В мире науки. - 1990, № 2. - Scientific American. - 1989, № 12. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ancientrome.ru /publik/ulansey/ulan01.htm

[25] Beck R. The Mysteries of Mithras: A New Account of Their Genesis // The Journal of Roman Studies (JRS). -1988, vol. 88.

[26] Boyce M., Grenet F. A History of Zoroastrianism. Vol. III. Zoroastrianism under Macedonian and Roman Rule. - Leiden - New York - Kшbenhavn - Кц1п: Press E.J. Brill, 1991. - 596 p.

[27] Campos-Mendez I. El culto del dios Mithra en el antiguo Iran y en el Imperio Romano. - P. 81. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mithraeum.eu/liber/el_culto_del_dios_mithra_en_el_antiguo_iran_y_ en_el_imperio_romano

[28] Cassius Dio Roman History. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/EZ Roman/Texts/Cassius_Dio/51*.html

[29] Ciceronis Marci Tulli. De lege agraria orations, II, 50. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. thelatinlibrary.com/cicero/legagr2.shtml

[30] Clauss M. The Roman cult of Mithras / Transl. by R.L. Gordon. Edinburgh. - Edinburgh University press, 2000.

[31] Dittenberger W. Orientis Graece Inscriptionis Selecte (OGIS). - № 383, Lipsae, apud S. Hirzel, 1903-1905.

[32] D^ner F.K. Die Entdeckung von Arsameia am Nymphenfluss // Neue deutsche Ausgrabungen im Mittelmeergebiet und im vorderen Orient. - 1961. - S. 71-78.

[33] D^ner F.K. und Goel T. Arsameia am Nymphaios / Istanbuler Forschungen. Band 23 / Die Ausprabungen im Hierothesion des Mithridates Kallinikos von 1953-1956. - B.: Verlag GEBR MANN, 1963.

[34] D^rie H. Der Kцnigskult des Antiochos von Kommagene im Lichte neuer Inschriften. - Getingen: Akademie der Wissenschaften, 1964.

[35] Duchene-Guillemin J. Iran und Griechenland in der Kommagene // Konstanzer althistorische Vorträge und Forschungen, Heft 12. - Konstanz, 1984. - S. 6-18.

[36] Evtorpius. Breviarium historiae Romanae. VI, 3. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. thelatinlibrary.com/eutropius/eutropius6.shtml

[37] Humann K., Puchstein O. Reisen in Kleinasien und Nordsyrien. B. Preussischen Akademie der Wissenschaften, 1890. - 424 s.

[38] Lendering J. Cilicia. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.livius.org/cg-cm/cilicia/cilicia.htm

[39] Turcan R. Mithras Platonicus, Recherches sur l’ Hellenisation Philosphique de Mithra // EPRO, 47, Leiden, 1975. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mithreum.eu

[40] Winter E.und. Schutte A. Neue Forschungen in Kommagene // Historisch-Archдologischer Freundeskreis: Rundbrief. - 1997. - S. 31-37.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.