Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности как основа диалога культур в контексте поликультурного образования студентов вузов'

Формирование межэтнической толерантности как основа диалога культур в контексте поликультурного образования студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНОЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY STUDENTS / MULTI-CULTURAL EDUCATION / MULTI-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CONSTRUCTIVE INTER-ETHNIC INTERACTION / INTER-ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кац Александра Семеновна

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы формирования межэтнической толерантности студентов в условиях поликультурного образования в вузе. Выделены характеристики формирования межэтнической толерантности в контексте поликультурной образовательной среды современного вуза; раскрывается взаимосвязь поликультурного образования и межэтнической толерантности. Автором рассматривается влияние поликультурной образовательной среды на осуществление конструктивного межэтнического взаимодействия. Автор представляет также результаты анкетирования студентов гуманитарных вузов по вопросу диагностики уровня сформированности у них толерантности на основе методики «Индекс толерантности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF INTER-ETHNIC TOLERANCE AS THE BASIS OF DIALOGUE OF CULTURES IN THE CONTEXT OF MULTI-CULTURAL EDUCATIONOF UNIVERSITY STUDENTS

This article issues actual problems of the formation of inter-ethnic tolerance of students in the conditions of multi-cultural education in the university. The characteristics of the formation of inter-ethnic tolerance in the context of multi-cultural educational environment of the modern university are highlighted here, this article reveals the interconnection between multi-cultural education and the formation of inter-ethnic tolerance. The author of the article studies the influence of multi-cultural educational environment on realization of constructive inter-ethnic interaction. The author also shows the results of questionnaireof students of humanitarian universities on the question of diagnosing the level of formation of their tolerance based on the questionnaire “Index of tolerance”.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности как основа диалога культур в контексте поликультурного образования студентов вузов»

УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

КАК ОСНОВА ДИАЛОГА КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ

ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

А.С. Кац

Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальные вопросы формирования межэтнической толерантности студентов в условиях поликультурного образования в вузе. Выделены характеристики формирования межэтнической толерантности в контексте поликультурной образовательной среды современного вуза; раскрывается взаимосвязь поликультурного образования и межэтнической толерантности. Автором рассматривается влияние поликультурной образовательной среды на осуществление конструктивного межэтнического взаимодействия. Автор представляет также результаты анкетирования студентов гуманитарных вузов по вопросу диагностики уровня сформированности у них толерантности на основе методики «Индекс толерантности».

Ключевые слова: высшее образование, студенты вуза, поликультурное образование, поликультурная образовательная среда, межэтническая толерантность, конструктивное межэтническое взаимодействие.

THE FORMATION OF INTER-ETHNIC TOLERANCE AS THE

BASIS OF DIALOGUE OF CULTURES IN THE CONTEXT

OF MULTI-CULTURAL EDUCATIONOF UNIVERSITY STUDENTS

А. Kats

Abstract. This article issues actual problems of the formation of inter-ethnic tolerance of students in the conditions of multi-cultural education in the university. The characteristics of the formation of inter-ethnic tolerance in the context of multi-cultural educational environment of the modern university are highlighted here, this article reveals the interconnection between multi-cultural education and the formation of inter-ethnic tolerance. The author of the article studies the influence of multi-cultural educational environment on realization of constructive inter-ethnic interaction. The author also shows the results of questionnaireof students of humanitarian universities on the question of diagnosing the level of formation of their tolerance based on the questionnaire "Index of tolerance".

Keywords: higher education, university students, multi-cultural education, multi-cultural educational environment, constructive inter-ethnic interaction, inter-ethnic tolerance.

В современных условиях глобализации и интеграции общественных отношений «меняется парадигма современного образования» [9, а194]: появляются новые приоритеты и образовательные ориентиры, идет поиск путей эффективного функционирования вуза в условиях международной образовательной интеграции. В результате исследования и актуализации международного научного и образовательного опыта на первый план выходит задача развития «диалога культур», который является «важным созидательным ресурсом высшего

профессионального образования в процессе интеллектуального развития личности» [8, а 13].

Российские и зарубежные исследователи [3;7;8;9], анализируя понятие «межэтнической толерантности», расходятся в определении её характеристик. Г. Олпорт рассматривает межэтническую толерантность как

психологическую установку на процесс поиска свободы личности, её ориентированность на себя. Б.З. Вульфов рассматривает межэтническую

толерантность как способность гармоничного, мирного сосуществования с людьми разных этнических групп. С.Д. Щеколдина понимает межэтническую толерантность как качество личности в своем стремлении сравнивать и сопоставлять себя с другими. А.Г. Асмолов рассматривает межэтническую толерантность как отказ от насилия и конфликтов, агрессии и ссор. П.В. Степанов рассматривает межэтническую толерантность в контексте «я» и «другой».

Анализ характеристик толерантности, а также собственные исследования автора позволили дать следующее определение: межэтническая толерантность - это психологическая установка на терпимое отношение к чужой культуре, к другой национальности, к ее ценностям, достоинствам и недостаткам, а также конструктивное межэтническое взаимодействие с представителями других этнических групп на основе уважения и равноправия. Задача формирования

межэтнической толерантности в условиях

поликультурной образовательной среды ВУЗа - это «обеспечить готовность студенческой молодежи к жизни в многомерном социуме». [1, с.80].

На основе анализа педагогической литературы по вопросам формирования различных видов толерантности [1;3;7;8], выделим основные характеристики понятия межэтнической толерантности: это признание права партнера по общению на открытое проявление культурных различий; готовность личности к вступлению в межэтническое взаимодействие; прогнозирование и

моделирование кризисных ситуаций

межэтнического общения; развитие

межкультурной компетенции личности, основанной на формировании базовых ценностей человека; формирование активной нравственной позиции личности по профилактике деструктивных идеологий.

Ряд авторов [2;4-6;9] считают, что в российских вузах надо также уделять внимание вопросам эффективной подготовки педагогов для осуществления и управления поликультурным образованием.

Исследователи международного опыта организации поликультурного образования в европейских вузах [2;5-7;9] указывают, что зарубежные эксперты активно изучают следующие вопросы: каким образом происходит взаимодействие социальных институтов, в особенности вузов с этнически-неоднородным составом студенчества? Как они относятся к культурному многообразию мира? Следует ли в высшей школе поощрять данное явление? По их мнению, ключевую роль в отборе содержания и технологий организации поликультурного образования в вузе играют традиции, образовательная политика вуза и его особенности.

Нами было разработано и проведено анкетирование студентов в ЧОУ ВО «Академия социального образования» (АСО) и в Казанском Приволжском Федеральном Университете (К(П)ФУ) с использованием анкеты Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности» [3], согласно которой выделяют 4 уровня (высокий, средний, низкий, отсутствующий). В опросе участвовало 302 респондента. По 105-бальной шкале уровни сформированности толерантности распределяются следующим образом:105 -90 - высокий уровень;89 - 69 - средний уровень;68 - 48 - низкий уровень; ниже 48 - отсутствующий уровень.

Результаты анкетирования показали, что общий средний уровень сформированности толерантности - 82,24 балла (максимальное

количество баллов - 105). Для качественного анализа аспектов толерантности было использовано деление на субшкалы: межэтническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности. Был подсчитан результат по субшкале межэтническая толерантность — 35,75балла (максимальное количество 45), что соответствует среднему уровню.

Данные результаты показывают, что в учебных заведениях ведется эффективная социально-воспитательная работа по

формированию толерантности, например, 3 марта 2017 года в КФУ прошел студенческий форум «Объединяя языки и эпохи», в котором приняли участие лучшие студенческие работы, посвященные актуальным вопросам языкознания и лингвострановедения, которые актуализируют значимость межкультурной коммуникации в современном мире. На форуме подчеркивалась значимость владения иностранными языками для достижения конструктивного межнационального общения представителей разных культур. Также для школьников г. Казани и районов республики Татарстан и студентов в КФУ 16.02.2017 была проведена конференция «Языковой вкус эпохи», где рассматривались школьные и студенческие работы по секциям: «Лингводидактика», «Лингвострановедение», «Общая педагогика», «Интегрированное изучение предметов». 28.02.2017 г. на базе ЧОУ АСО прошла международная конференция для преподавателей вузов РТ «Формирование гражданской идентичности молодежи в условиях социально-экономических реалий российского общества», где особо была подчеркнута значимость исследования конструктивного международного опыта по построению гармоничных межэтнических отношений.

Однако 41,64% опрошенных студентов считают что, мероприятий, проводимых силами только учебных заведений АСО и К(П)ФУ по формированию толерантности, недостаточно, поэтому требуется консолидация усилий вузов города Казани в данном направлении. Необходимо так организовать социально-педагогическую работу со студентами, чтобы каждый из них мог принять участие в межэтническом общении и взаимодействии, а координатором всей этой работы должен быть толерантно-мыслящий педагог - воспитатель-тьютор учебной группы. Следовательно, требуется вовлекать активнее студентов в межнациональное общение, активизировать деятельность студентов по участию в мероприятиях, посвященных данному вопросу: в проведении специальных семинаров, диспутов,

круглых столов в ходе городских и республиканских мероприятий с учащейся молодежью.

В заключение укажем, что, в данной статье мы рассмотрели сущностно-содержательную характеристику понятия межэтнической толерантности и охарактеризовали процесс ее формирования. Межэтническая толерантность

была рассмотрена в контексте поликультурного образования, где ведущую роль в вопросе формирования толерантности и конструктивных межэтнических отношений отводится специально-организованной воспитательной работе в учебном заведении.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н., Мусхаджиева Т.А. Полиэтническая образовательная среда вуза как условие формирования межэтнической толерантности / Ф.Н. Алипханова, Т.А. Мусхаджиева // Мир образования - образование в мире. - Москва. - 2016. - С. 75-81.

2. Гаганова О.К. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание / О.К. Гаганова // Педагогика. - Москва. - 2005. - С. 86-95.

3. Голендухина Т.Р. Формирование межэтнической толерантности студентов вуза в процессе преподавания иностранного языка / Т.Р. Голендухина // Человек. Спорт. Медицина. - Южный Урал. - 2007. - С. 80-85.

4. Данилова М.В. Поликультурное образование: практикум / М.В. Данилова. - Владимир: Издательство ВлГУ, 2014. - 63 с.

5. Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом / А.Н. Джуринский. - Москва: Просвещение, 2005. - 105 с.

6. Зарецкая И.И. Поликультурное образование: сущность и социально-педагогическое значение / И.И. Зарецкая // Образование личности. - Москва. - 2016. -С. 20-27.

7. Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н. Камалеева А.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М.,

Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А., Щербаков В.С. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография. - Казань: «Данис», 2016. -268 с.

8. Трегубова Т.М. Международные проекты поликультурного образования студентов в условиях современных проблем глобализации / Т.М. Трегубова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород. - 2015. - С. 194-199.

9. Трегубова Т.М. Формирование академической мобильности студентов вузов за рубежом в условиях единого европейского образовательного пространства / А.Р. Масалимова, Р.Г. Сахиева, Т.М. Трегубова, А. Фахрутдинова, Э.Х. Тазутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 8. - С. 80.

10. Elfstrom J., Vanderzee K., Cuellar R., Sink H., Volz A. The case for programs that address school climate. Oxford, OH: Miami University Department of Psychology Center for School-Based Mental Health Programs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ascd.org/publications/educational-leadership /sept13 /vol71 /num01 /Havens -of-Resilience.aspx

11. Jerstein J. Ed. The Branches of the Other 21st Skills [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://usergeneratededucation.wordpress.com/2014/02/02/t he-branches-of-the-other-21 st-century-skills

Сведения об авторе:

Кац Александра Семеновна (г. Казань, Россия), аспирант, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: cats.schura@yandex.ru

Data about the author:

А. Kats (Kazan, Russia), post-graduate student, FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and social problems", e-mail: cats.schura@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.