И.В. ИОВЛЕВ
соискатель Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ
Рассмотрены проблемы инвестирования отрасли связи и предложена методика оценки ее инвестиционной привлекательности с учетом жизненного цикла предприятия, выявлены цели инвестирования и определены возможные источники финансирования для каждого этапа развития предприятия.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, связь, жизненный цикл предприятия, цели инвестирования, источники инвестиций.
УДК 338.47 ББК 65.38
I.V. IOVLEV
post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
FORMING SOME TECHNIQUES TO ENHANCE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF TELECOMMUNICATION ENTERPRISES
Some problems of telecommunication field investment are considered and an estimation procedure of investment prospects that takes into account an enterprise's life cycle is offered in the article. The purposes of investment are determined and some possible sources of financing for each stage of an enterprise development are estimated.
Keywords: investments, investment attractiveness, telecommunication, enterprise's life cycle, purpose of investment, sources of investment.
В современных условиях, учитывая всеобщий характер потребления телекоммуникационных услуг, особое внимание нужно уделять инвестициям, так как бурное развитие конкуренции на рынке связи требует от операторов ускоренного совершенствования своих сетей на современной, быстро изменяющейся технико-технологической основе. В целях привлечения инвестиций, необходимых для развития сетей связи, предприятия должны формировать методы повышения своей инвестиционной привлекательности.
При формировании методов повышения инвестиционной привлекательности предприятие сталкивается с такими проблемами, как несоответствие его инвестиционной политики этапу развития; отсутствие информации
о требованиях инвестора, неготовность к обеспечению прозрачности и открытости своего менеджмента, а также отсутствие методологии формирования инвестиционной привлекательности и ее оценки.
Поэтому считаем, что этапы формирования методов повышения инвестиционной привлекательности предприятия связи надо рассматривать в следующей последовательности:
1. Первый этап формирования инвестиционной политики предприятия связи характеризуется определением стадии его жизненного цикла с целью выявления наиболее актуальных проблем, возникающих при его развитии, а также возможностью принятия соответствующих управленческих решений. Наиболее предпочтительным периодом
© И.В. Иовлев, 2009
жизненного цикла предприятия является стадия «зрелость». Предприятие может находиться на этой стадии, не переходя в «старение», бесконечно долго благодаря разработке и внедрению инноваций. В связи с этим следует отметить особую роль инвестиций в выравнивании жизненного цикла предприятия. Определить, на какой стадии жизненного цикла оно находится, несложно. Так, например, стадии «рождение» соответствует информирование потенциальных потребителей о появлении нового предприятия. Выручка от реализации услуг связи пока минимальна, предприятие убыточно или имеет незначительную массу прибыли, в управлении превалирует стратегия роста. На стадии «рост» предприятие приобретает известность на рынке услуг связи, становится более конкурентоспособным; растет занимаемая им доля рынка сбыта, наблюдается увеличение объема предоставляемых услуг и, следовательно, объема выручки и прибыли; требуется повышение уровня квалификации его персонала и эффективности функционирования самого предприятия. «Зрелости» же соответствует стратегия ограниченного роста, так как динамика объемов услуг постепенно стабилизируется, выручка от реализации и масса прибыли максимальны, и их динамика также стабилизируется. Поскольку услуги предприятия конкурентоспособны, оно становится одним из лидеров уже насыщенного рынка. На стадии «старение», которой соответствует стратегия ликвидации, конкурентоспособность предприятия и занимаемая им доля рынка уменьшаются, клиенты уходят к более успешным компаниям, наблюдается рассогласованность целей и действий между его подразделениями.
2. На втором этапе необходимо выполнить анализ рынка конкурентов, как общий, так и детальный. Общий анализ включает в себя определение потенциальных конкурентов и оценку уровня конкуренции на предполагаемом к внедрению рынке. Детальный анализ включает в себя оценку конкурентоспособности главных конкурентов, их сильных и слабых сторон и разработку основных направлений внедрения организуемого предприятия или разрабатываемого продукта на планируемый рынок. В связи с этим необходимо определить конкурентное
положение, которое предприятие может занимать в отрасли (доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое (нежизнеспособное)) (табл. 1).
Таблица 1 Матрица рекомендаций для выбора
инвестиционной политики предприятия
Положение на рынке Стадия жизненного цикла
Рождение Рост Зрелость Старение
Доминиру- ющее Б П Р Р
Сильное С Т Р Р
Благоприят- ное И И И Р или О
Неустойчи- вое И И Р или О Р или О
Слабое О И или О И или О О или Д
Примечание: Б — следует инвестировать немного быстрее, чем это требует рынок; П — следует продолжать инвестировать, чтобы поддержать сложившиеся темпы роста; Р — реинвестировать по мере необходимости; С — инвестировать со скоростью, диктуемой рынком; Т — инвестировать с целью увеличения темпов роста; И — избирательно инвестировать; О — отказаться от инвестиций; Д — инвестировать в случаях масштабной диверсификации продукции и перепрофилирования предприятия.
Таким образом, определение стадии жизненного цикла предприятия связи и его конкурентного положения в отрасли телекоммуникационных услуг позволяет выбрать общее направление инвестиционной политики.
3. Третий этап разработки инвестиционной политики заключается в выборе предприятием приоритетных направлений инвестирования, т.е. в стратегическом плане развития предприятию необходимо определить основные инвестиционные цели и задачи и утвердить действия для достижения этих стратегических целей. Как показывает практика, инвестиционные цели на каждом этапе развития предприятия различаются. Часто существует необходимость оптимизации продолжительности отдельных стадий жизненного цикла товара: уменьшить или увеличить длительность этапа, изменить динамику параметров, описывающих данный этап. Так, например, для предприятия, находящегося на стадии жизненного цикла «старение», данная стадия может стать как последней в его деятельности, так и первой в случае своевременного усовершенствования процессов и технологий производства, т.е. разработки и внедрения
инноваций. Следовательно, можно оптимизировать как отдельный этап жизненного цикла предприятия, так и вид самого жизненного цикла. Таким образом, жизненным циклом предприятия можно управлять с помощью своевременной постановки актуальных стратегических целей.
4. На четвертом этапе в соответствии со стратегической целью разрабатывается перечень мероприятий, направленных на ее достижение (табл. 2).
Кроме того, на каждой стадии жизненного цикла могут потребоваться ресурсы для соблюдения различных требований законодательства. В итоге получаем базу необходимых к принятию управленческих решений для разработки инвестиционной политики.
5. Следующим этапом является расчет требуемых для проведения инвестиционной политики предприятия ресурсов. При обосновании проведения инвестиционной политики предприятия важно учитывать вид, объем и качество оказываемых услуг; состав и последовательность намеченных к реализации инвестиционных проектов; уровень отраслевой специализации предприятия, преимущества его технологии производства и оборудова-
ния; техническую и экономическую безопасность предприятия; единовременные затраты при реализации инвестиционных проектов, расходы на строительно-монтажные работы, НИОКР и приобретение нематериальных активов; текущие эксплуатационные расходы и операционные затраты предприятия; возможность реализации демонтированного неамортизированного оборудования; необходимость осуществления амортизационных отчислений, уплаты налогов и других обязательных платежей; размер тарифов предприятия и величину выручки от реализации продукции.
6. На шестом этапе определяется источник финансирования. Предприятие связи на каждой стадии своего развития обладает инвестиционной привлекательностью для определенного круга инвесторов, и для каждой стадии характерен тот или иной источник финансирования. В случае если предприятие связи играет большую социальную роль для общества, например предприятие, обеспечивающее стационарную электросвязь, основным инвестором практически на всех стадиях его развития может стать государство. На стадии «зарождение» ин-
Таблица 2
Направления инвестирования на стадиях жизненного цикла предприятия связи
Стадия жизненного цикла Основная стратегическая цель Направления инвестирования
Зарождение Поиск источников финансирования для создания предприятия Проведение исследований, необходимых проектных работ. Разработка бизнес-плана. Привлечение специалистов, консультантов
Рождение Непосредственное создание предприятия Закупка оборудования. Строительство линий связи. Приобретение лицензий и др.
Рост Увеличение объемов продаж и получение прибыли Расширение объема предоставляемых услуг для уже сформировавшегося рынка. Проведение рекламных мероприятий и др.
Зрелость Увеличение массы прибыли Модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, развитие материально-технической базы. Маркетинговые исследования рынка услуг
Старение Сохранение достигнутых результатов, разработка и внедрение инноваций Внедрение инновационных подходов. Обновление кадрового состава. Обновление телекоммуникационного оборудования. Обеспечение стабильности оказания услуг и др.
Возрождение (иначе — ликвидация) Обеспечение оживления по всем функциям Интеграция. Обновление форм и направлений деятельности и др.
весторами будут являться преимущественно учредители либо государство, если оно заинтересовано в достижении определенных целей при создании нового предприятия связи, хотя возможно кредитование и со стороны. Стадия «рост» является самой привлекательной для вложения инвестиций, так как именно на этой стадии показатели деятельности предприятия имеют наибольшее значение (максимальные темпы роста прибыли; сформировавшийся рынок потребителей; высокий уровень кредитного рейтинга и т.д.). Не менее привлекательна и стадия «зрелость». На стадиях «старение» и «ликвидация» в инвестициях заинтересованы либо сами владельцы, либо государство.
7. На седьмом этапе исходя из стадии развития предприятия определяется тип инвестора; изучаются цели инвестора, что дает руководству предприятия представление о том, какой блок управленческих решений необходимо принимать в целях эффективного повышения уровня инвестиционной привлекательности; проводится оценка инвестиционной привлекательности предприятия связи.
8. На восьмом этапе в зависимости от того, кто оценивает, определяется схема оценки инвестиционной привлекательности. Оценка субъективна, если она проводится в соответствии с выбранной целью инвестора, т.е. по приоритетному блоку из инновационной, территориальной, экологической, социальной, финансовой, кадровой привлекательности или привлекательности услуги. Оценка объективна, если оценивается весь блок в целом. После этого необходимо обеспечить сбор исходных данных.
9. На базе пройденных этапов и полученной информации на девятом этапе разрабатываются соответствующие управленческие
решения, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности предприятия связи.
10. Десятый этап — разработка инвестиционного меморандума, который является связующим информационным звеном между объектом и субъектом инвестиционной деятельности. Инвестиционный меморандум не должен быть настолько стандартизованным, как бизнес-план, так как он предназначен для привлечения инвесторов, а не является руководством к действию для менеджеров.
11. На следующем этапе происходит непосредственно само финансирование инвестиционного проекта для достижения поставленных целей.
12. Завершающим этапом является оценка эффективности реализации инвестиционных проектов. В условиях совершенной конкуренции критерием эффективности инвестиционного проекта является уровень массы прибыли, полученной на вложенный капитал. При этом под прибыльностью, рентабельностью или доходностью следует понимать не просто прирост капитала, а такой темп его увеличения, который, во-первых, полностью компенсирует общее (инфляционное) изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, во-вторых, обеспечит минимальный гарантируемый уровень доходности и, в-третьих, покроет риск инвестора, связанный с осуществлением проекта.
Следовательно, проект будет привлекательным для потенциальных инвесторов, если его реальная норма доходности будет превышать таковую для иного варианта вложения капитала. Таким образом, проблема оценки эффективности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности (нормы прибыли).