Научная статья на тему 'Формирование методических подходов при планировании развития территорий'

Формирование методических подходов при планировании развития территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
425
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черданцева И. В.

Рассмотрены организационно-экономические аспекты муниципального планирования в условиях реформирования местного самоуправления. Представлены методические решения при планировании развития территорий на уровне муниципальных образований с использованием новых технологий прогнозирования. Сделан вывод о необходимости разработки единых методических рекомендаций для расчета показателей муниципального прогноза социально-экономического развития и определены основные принципы их разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Черданцева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METHODICAL APPROACHES PLANNING TERRITORY DEVELOPMENT

Economic-organizing aspects of local planning in conditions of reforming local government have been considered. Methodical solutions when planning territory development at the level of municipalities using new techniques of predicting were presented. The conclusion on necessity of integrated guideline development for designing municipal prediction indices of socio-economic development was made and the main principals of their development were determined.

Текст научной работы на тему «Формирование методических подходов при планировании развития территорий»

Применение единого методологического подхода позволило нам сформировать единую модель социально-экономической системы региона инновационного типа с учетом специфики социальных и экономических процессов. Ее содержание дает возможность четко выделить основные направления развития региона и объекты управления этим развитием. Практическое применение этой модели

связано с сформированием системы индикаторов оценки не только состояния социума и экономики, но и процессов взаимодействия, и с разработкой комплексной программы развития региона. Данным моментам будут посвящены наши будущие научные исследования и статьи.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант 07-02-64201а/Т.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы системного анализа и их приложение к разработке территориальной автоматизированной системы управления / Под ред. Ф.И. Перегудова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. -247 с.

2. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое управление и планирование. - М.: Инфра-М, 2002. - 428 с.

3. Видяев И.Г., Монастырный Е.А. Структурная модель социальной системы // Экономика и управление. - 2007. - № 4. -С. 172-175.

4. Монастырный Е.А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. - 2005. - № 8. - С. 49-54.

5. Гневко В.А., Гусаков М.А., Рохчин В.Е., Румянцев А.А., Тихомиров С.А. Стратегический подход к управлению инновационным развитием регионов России // Управление иннова-

ционным развитием территорий: региональный и муниципальный уровни: Доклад на Междунар. научно-практ. конф. -СПб., 2005. - 49 с.

6. Видяев И.Г. Инновационная система как инструмент социально-экономического развития региона // Философия науки и инновационные технологии в науке и образовании: Труды Все-росс. научно-практ. конф. - Томск: Изд-во НТЛ, 2008. -С. 167-172.

7. Рохчин В.Е. Региональные воспроизводственные пропорции: сущность и классификация // Экономика и управление. -2005. - № 4. - С. 15-19.

8. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая Волна, 1996. - 320 с.

Поступила 28.04.2008г.

УДК 332.144

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

И.В. Черданцева

Томский политехнический университет E-mail: economics@tpu.ru

Рассмотрены организационно-экономические аспекты муниципального планирования в условиях реформирования местного самоуправления. Представлены методические решения при планировании развития территорий на уровне муниципальных образований с использованием новых технологий прогнозирования. Сделан вывод о необходимости разработки единых методических рекомендаций для расчета показателей муниципального прогноза социально-экономического развития и определены основные принципы их разработки.

Ключевые слова:

Муниципальное планирование, методические подходы.

Экономика каждого муниципального образования является составной частью экономики региона с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала. Поэтому на современном этапе среди особенностей регионального прогнозирования является вовлеченность муниципальных образований в прогнозную деятельность субъектов РФ, так как вопросы комплексного социально-экономического развития территорий включают в себя не только рассмотрение взаимосвязанных экономических и социальных процессов в самом регионе, но и вопросы развития муниципальных образований.

Начиная с 2003 г., с введением Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], было проведено изменение существующей территориальной организации местного самоуправления, начато разграничение полномочий и предметов ведения между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, распределение вопросов местного значения внутри системы местного самоуправления, созданы основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.

Закон достаточно четко прописывает вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления: владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, за исключением финансовой и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления относится также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов.

Все это предполагает наличие в каждом муниципальном образовании нормативных документов, определяющих на территории муниципалитета общие для населения, бизнеса и власти «правила игры». В качестве таких документов, согласующих совместные действия бизнеса, населения и власти в целях эффективного развития муниципального района (городского округа) выступают самые различные документы: концепции, стратегии, комплексные программы, планы и прогнозы социально-экономического развития муниципального образования.

В настоящее время во многих городах и районах России либо реализуются, либо приступили к разработке планов, программ, и прогнозов развития. Однако отсутствие единых методических подходов к принципам, формам и методам планирования и прогнозирования зачастую делают крайне сложным, а иногда и невозможным интеграцию казалось бы однотипных отраслевых или функциональных планов, программ муниципальных образований в планы и программы субъектов РФ [2. С. 6]. Сравнительный анализ видов плановых и прогнозных документов муниципальных образований Сибирского Федерального округа выявляет пеструю картину в части наименования плановых документов даже однотипных административно-территориальных образований. Временной анализ видов плановых и прогнозных документов также показывает их крайнюю неоднородность, как по времени принятия, по сроку действия, так и по соответствию сроков действия наименованию документов.

В этой работе не стала исключением и Томская область, где в последнее время создается трехуровневая система стратегического планирования: регион-район-поселение. Порядок работы муниципальных образований Томской области по разработке программ социально-экономического развития регламентируется нормативными правовыми актами Томской области, включающие методические рекомендации по формированию программ социально-экономического развития муниципальных районов, методические рекомендации по корректировке действующих муниципальных программ в соответствии с Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 гг. [3], а также методические рекомендации по разработке комплексных планов развития поселений.

Поиск нового качества и содержания управления местным развитием привели к появлению новых форм и методов планирования, в том числе стратегического планирования, в рамках которого проходит формирование целевых ориентиров развития местного сообщества на перспективу в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами, а также определяется последовательность их реализации.

Принципиально важным представляется рассмотреть связь стратегического планирования муниципального района (городского округа) с текущим и бюджетным планированием, рисунок.

Как видно, немаловажная роль отводится разработке текущего прогноза, который в соответствии с бюджетным законодательством непосредственно предшествует и является базой для составления проекта муниципального бюджета. Основным содержанием данного прогноза являются:

• анализ социально-экономического развития муниципального образования [4];

• оценка предпосылок и факторов, определяющих развитие муниципального образования на прогнозный период [4];

• выбор приоритетных направлений и мероприятий по решению социально-экономических задач в прогнозном периоде [4].

Наличие качественного муниципального прогноза помогает совершенствовать работу муниципального хозяйства, координирует финансово-хозяйственную деятельность муниципальных предприятий и учреждений городов и районов, обеспечивая эффективность управления в целом.

Другим аспектом важности муниципального прогноза является то, что он является неотъемлемой частью регионального прогноза социально-экономического развития и уточняет прогнозные показатели, полученные в результате макроэкономического анализа, за счет приближения к реальной экономической ситуации, складывающейся в муниципальных образованиях. Прогноз позволяет выявить изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия [5. С. 4].

Поэтому перед региональными органами власти становится актуальным разработка единых методических подходов при планировании развития территорий на уровне муниципальных образований с использованием новых технологий прогнозирования, включая разработку методических рекомендации для расчета показателей прогноза социально-экономического развития.

Следует учитывать, что прогноз социально-экономического развития муниципального района (городского округа) - это документ, в котором должны быть определены индикаторы развития кон-

кретных видов экономической деятельности и социальной жизни по прогнозным этапам, и описаны механизмы реализации каждого из прогнозных этапов, их конкретных участков и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.

Основными целями прогнозирования социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) является удовлетворение (реализация) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, то

есть населения, а также создание благоприятных условий для жизнедеятельности всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных районов (городских округов).

В этой связи основными задачами прогнозирования социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) являются:

• согласование интересов и координация деятельности различных субъектов, расположенных на территории муниципальных районов (городских округов);

Администрация района

Глава Администрации

Координационный

Гпцрт

Администрация района

Районная Дума

Местное сообщество

т

Внешние эксперты и консультанты

Разработка Концепции развития района

Утверждение Концепции развития района на Координационном Совете

РАЗРАБОТКА СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

[^Приоритетные проекты ^дедевыё"" программы

Администрация района

Утверждение среднесрочной Программы социально-экономического развития

Оперативный план Администрации района на очередной год

Текущий прогноз развития

ПЛАН РАЗВИТИЯ

ПРОЕКТ ГОДОВОГО БЮДЖЕТА

Рисунок. Связь стратегического планирования с текущим и бюджетным планированием на уровне муниципального района

• образование единого экономического, социального, культурного и информационного пространства;

• формирование прогнозов развития, как муниципальных районов (городских округов), так и входящих в них поселений;

• эффективное использование местных ресурсов;

• создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Органы местного самоуправления в зависимости от специфики муниципального района (городского округа) могут ставить и другие задачи.

Методические рекомендации для расчета показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района или городского округа должны учитывать:

• полный перечень вопросов местного значения, закрепленных за муниципальными образованиями в соответствии с Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1].

• единую систему показателей «муниципальной статистики», и обеспечения сквозного мониторинга социально-экономического развития районов и городов как составляющих субъекта РФ;

• методическое единство формирования прогнозов социально-экономического развития субъекта РФ и находящихся на ее территории муниципальных районов и городских округов. Основными принципами, которыми следует руководствоваться при формировании содержательной части методических рекомендаций, являются:

• системный подход к предмету исследования;

• программно-целевой подход к объектам и субъектам прогнозирования;

• вертикально-отраслевой подход к формированию показателей прогноза;

• балансовый подход к планированию межотраслевых и межтерриториальных процессов, а также гармонизации развития социального и экономического секторов муниципальных образований.

Принципиальное значение в рекомендациях должно придаваться методологическому единству формирования и актуализации прогнозов социально-экономического развития субъекта РФ и находящихся на ее территории муниципальных районов и городских округов, а также прогнозов городских и сельских поселений.

Это обеспечивает, с одной стороны, возможность интеграции прогнозов развития городских и сельских поселений в прогнозы муниципальных районов (городских округов), а последним, в свою очередь, возможность трансформироваться в комплексные прогнозы социально-экономического развития регионов. Кроме того, единая система показателей, характеризующих социальные и экономические процессы в муниципальных образованиях, должна позволять обеспечивать сравнимость уровня и темпов развития различных районов и городов в рамках одного субъекта РФ.

По мнению автора, предложенные организационно-экономические подходы при планировании муниципального развития в условиях реформирования местного самоуправления, могут быть полезны не только руководителям и специалистам органов исполнительной власти муниципальных районов (городских округов) для применения в практической работе, но и для организации обучения студентов высших учебных заведений и разъяснения населению и бизнес-сообществу особенностей планирования и прогнозирования развития муниципальных образований при реализации Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - Томск: ООО КонсультантЪ, 2003. - Режим доступа: Компьютерная сеть Администрации Томской области, свободный.

2. Иванков В.И., Квашнин А.В., Псарев В.И., Псарева Т.В. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. - Новосибирск, 2005. - 344 с.

3. Об утверждении Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 гг.: Закон Томской области от 19 апреля 2006 г. № 79-ОЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. -Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - Томск: ООО Кон-сультантЪ, 2003. - Режим доступа: Компьютерная сеть Администрации Томской области, свободный.

4. Методические рекомендации по разработке краткосрочных прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований // Московский общественный научный фонд [Электронный ресурс]. / - Электрон. дан. - 2002. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/mpsf/mun 42.zip, свободный.

5. Методические рекомендации Министерства экономического развития и торговли РФ к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (исх. письмо № 1965-ВС/Д14 от 15.02.2004) // Архив Департамента экономики Администрации Томской области. - Д. 2. - Л. 227.

Поступила 13.05.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.