Применение единого методологического подхода позволило нам сформировать единую модель социально-экономической системы региона инновационного типа с учетом специфики социальных и экономических процессов. Ее содержание дает возможность четко выделить основные направления развития региона и объекты управления этим развитием. Практическое применение этой модели
связано с сформированием системы индикаторов оценки не только состояния социума и экономики, но и процессов взаимодействия, и с разработкой комплексной программы развития региона. Данным моментам будут посвящены наши будущие научные исследования и статьи.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант 07-02-64201а/Т.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы системного анализа и их приложение к разработке территориальной автоматизированной системы управления / Под ред. Ф.И. Перегудова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. -247 с.
2. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое управление и планирование. - М.: Инфра-М, 2002. - 428 с.
3. Видяев И.Г., Монастырный Е.А. Структурная модель социальной системы // Экономика и управление. - 2007. - № 4. -С. 172-175.
4. Монастырный Е.А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. - 2005. - № 8. - С. 49-54.
5. Гневко В.А., Гусаков М.А., Рохчин В.Е., Румянцев А.А., Тихомиров С.А. Стратегический подход к управлению инновационным развитием регионов России // Управление иннова-
ционным развитием территорий: региональный и муниципальный уровни: Доклад на Междунар. научно-практ. конф. -СПб., 2005. - 49 с.
6. Видяев И.Г. Инновационная система как инструмент социально-экономического развития региона // Философия науки и инновационные технологии в науке и образовании: Труды Все-росс. научно-практ. конф. - Томск: Изд-во НТЛ, 2008. -С. 167-172.
7. Рохчин В.Е. Региональные воспроизводственные пропорции: сущность и классификация // Экономика и управление. -2005. - № 4. - С. 15-19.
8. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая Волна, 1996. - 320 с.
Поступила 28.04.2008г.
УДК 332.144
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
И.В. Черданцева
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Рассмотрены организационно-экономические аспекты муниципального планирования в условиях реформирования местного самоуправления. Представлены методические решения при планировании развития территорий на уровне муниципальных образований с использованием новых технологий прогнозирования. Сделан вывод о необходимости разработки единых методических рекомендаций для расчета показателей муниципального прогноза социально-экономического развития и определены основные принципы их разработки.
Ключевые слова:
Муниципальное планирование, методические подходы.
Экономика каждого муниципального образования является составной частью экономики региона с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала. Поэтому на современном этапе среди особенностей регионального прогнозирования является вовлеченность муниципальных образований в прогнозную деятельность субъектов РФ, так как вопросы комплексного социально-экономического развития территорий включают в себя не только рассмотрение взаимосвязанных экономических и социальных процессов в самом регионе, но и вопросы развития муниципальных образований.
Начиная с 2003 г., с введением Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], было проведено изменение существующей территориальной организации местного самоуправления, начато разграничение полномочий и предметов ведения между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, распределение вопросов местного значения внутри системы местного самоуправления, созданы основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.
Закон достаточно четко прописывает вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления: владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, за исключением финансовой и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления относится также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов.
Все это предполагает наличие в каждом муниципальном образовании нормативных документов, определяющих на территории муниципалитета общие для населения, бизнеса и власти «правила игры». В качестве таких документов, согласующих совместные действия бизнеса, населения и власти в целях эффективного развития муниципального района (городского округа) выступают самые различные документы: концепции, стратегии, комплексные программы, планы и прогнозы социально-экономического развития муниципального образования.
В настоящее время во многих городах и районах России либо реализуются, либо приступили к разработке планов, программ, и прогнозов развития. Однако отсутствие единых методических подходов к принципам, формам и методам планирования и прогнозирования зачастую делают крайне сложным, а иногда и невозможным интеграцию казалось бы однотипных отраслевых или функциональных планов, программ муниципальных образований в планы и программы субъектов РФ [2. С. 6]. Сравнительный анализ видов плановых и прогнозных документов муниципальных образований Сибирского Федерального округа выявляет пеструю картину в части наименования плановых документов даже однотипных административно-территориальных образований. Временной анализ видов плановых и прогнозных документов также показывает их крайнюю неоднородность, как по времени принятия, по сроку действия, так и по соответствию сроков действия наименованию документов.
В этой работе не стала исключением и Томская область, где в последнее время создается трехуровневая система стратегического планирования: регион-район-поселение. Порядок работы муниципальных образований Томской области по разработке программ социально-экономического развития регламентируется нормативными правовыми актами Томской области, включающие методические рекомендации по формированию программ социально-экономического развития муниципальных районов, методические рекомендации по корректировке действующих муниципальных программ в соответствии с Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 гг. [3], а также методические рекомендации по разработке комплексных планов развития поселений.
Поиск нового качества и содержания управления местным развитием привели к появлению новых форм и методов планирования, в том числе стратегического планирования, в рамках которого проходит формирование целевых ориентиров развития местного сообщества на перспективу в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами, а также определяется последовательность их реализации.
Принципиально важным представляется рассмотреть связь стратегического планирования муниципального района (городского округа) с текущим и бюджетным планированием, рисунок.
Как видно, немаловажная роль отводится разработке текущего прогноза, который в соответствии с бюджетным законодательством непосредственно предшествует и является базой для составления проекта муниципального бюджета. Основным содержанием данного прогноза являются:
• анализ социально-экономического развития муниципального образования [4];
• оценка предпосылок и факторов, определяющих развитие муниципального образования на прогнозный период [4];
• выбор приоритетных направлений и мероприятий по решению социально-экономических задач в прогнозном периоде [4].
Наличие качественного муниципального прогноза помогает совершенствовать работу муниципального хозяйства, координирует финансово-хозяйственную деятельность муниципальных предприятий и учреждений городов и районов, обеспечивая эффективность управления в целом.
Другим аспектом важности муниципального прогноза является то, что он является неотъемлемой частью регионального прогноза социально-экономического развития и уточняет прогнозные показатели, полученные в результате макроэкономического анализа, за счет приближения к реальной экономической ситуации, складывающейся в муниципальных образованиях. Прогноз позволяет выявить изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия [5. С. 4].
Поэтому перед региональными органами власти становится актуальным разработка единых методических подходов при планировании развития территорий на уровне муниципальных образований с использованием новых технологий прогнозирования, включая разработку методических рекомендации для расчета показателей прогноза социально-экономического развития.
Следует учитывать, что прогноз социально-экономического развития муниципального района (городского округа) - это документ, в котором должны быть определены индикаторы развития кон-
кретных видов экономической деятельности и социальной жизни по прогнозным этапам, и описаны механизмы реализации каждого из прогнозных этапов, их конкретных участков и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.
Основными целями прогнозирования социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) является удовлетворение (реализация) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, то
есть населения, а также создание благоприятных условий для жизнедеятельности всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных районов (городских округов).
В этой связи основными задачами прогнозирования социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) являются:
• согласование интересов и координация деятельности различных субъектов, расположенных на территории муниципальных районов (городских округов);
Администрация района
Глава Администрации
Координационный
Гпцрт
Администрация района
Районная Дума
Местное сообщество
т
Внешние эксперты и консультанты
Разработка Концепции развития района
Утверждение Концепции развития района на Координационном Совете
РАЗРАБОТКА СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА
[^Приоритетные проекты ^дедевыё"" программы
Администрация района
Утверждение среднесрочной Программы социально-экономического развития
Оперативный план Администрации района на очередной год
Текущий прогноз развития
ПЛАН РАЗВИТИЯ
ПРОЕКТ ГОДОВОГО БЮДЖЕТА
Рисунок. Связь стратегического планирования с текущим и бюджетным планированием на уровне муниципального района
• образование единого экономического, социального, культурного и информационного пространства;
• формирование прогнозов развития, как муниципальных районов (городских округов), так и входящих в них поселений;
• эффективное использование местных ресурсов;
• создание и развитие рыночной инфраструктуры.
Органы местного самоуправления в зависимости от специфики муниципального района (городского округа) могут ставить и другие задачи.
Методические рекомендации для расчета показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района или городского округа должны учитывать:
• полный перечень вопросов местного значения, закрепленных за муниципальными образованиями в соответствии с Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1].
• единую систему показателей «муниципальной статистики», и обеспечения сквозного мониторинга социально-экономического развития районов и городов как составляющих субъекта РФ;
• методическое единство формирования прогнозов социально-экономического развития субъекта РФ и находящихся на ее территории муниципальных районов и городских округов. Основными принципами, которыми следует руководствоваться при формировании содержательной части методических рекомендаций, являются:
• системный подход к предмету исследования;
• программно-целевой подход к объектам и субъектам прогнозирования;
• вертикально-отраслевой подход к формированию показателей прогноза;
• балансовый подход к планированию межотраслевых и межтерриториальных процессов, а также гармонизации развития социального и экономического секторов муниципальных образований.
Принципиальное значение в рекомендациях должно придаваться методологическому единству формирования и актуализации прогнозов социально-экономического развития субъекта РФ и находящихся на ее территории муниципальных районов и городских округов, а также прогнозов городских и сельских поселений.
Это обеспечивает, с одной стороны, возможность интеграции прогнозов развития городских и сельских поселений в прогнозы муниципальных районов (городских округов), а последним, в свою очередь, возможность трансформироваться в комплексные прогнозы социально-экономического развития регионов. Кроме того, единая система показателей, характеризующих социальные и экономические процессы в муниципальных образованиях, должна позволять обеспечивать сравнимость уровня и темпов развития различных районов и городов в рамках одного субъекта РФ.
По мнению автора, предложенные организационно-экономические подходы при планировании муниципального развития в условиях реформирования местного самоуправления, могут быть полезны не только руководителям и специалистам органов исполнительной власти муниципальных районов (городских округов) для применения в практической работе, но и для организации обучения студентов высших учебных заведений и разъяснения населению и бизнес-сообществу особенностей планирования и прогнозирования развития муниципальных образований при реализации Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - Томск: ООО КонсультантЪ, 2003. - Режим доступа: Компьютерная сеть Администрации Томской области, свободный.
2. Иванков В.И., Квашнин А.В., Псарев В.И., Псарева Т.В. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. - Новосибирск, 2005. - 344 с.
3. Об утверждении Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 гг.: Закон Томской области от 19 апреля 2006 г. № 79-ОЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. -Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - Томск: ООО Кон-сультантЪ, 2003. - Режим доступа: Компьютерная сеть Администрации Томской области, свободный.
4. Методические рекомендации по разработке краткосрочных прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований // Московский общественный научный фонд [Электронный ресурс]. / - Электрон. дан. - 2002. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/mpsf/mun 42.zip, свободный.
5. Методические рекомендации Министерства экономического развития и торговли РФ к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (исх. письмо № 1965-ВС/Д14 от 15.02.2004) // Архив Департамента экономики Администрации Томской области. - Д. 2. - Л. 227.
Поступила 13.05.2008 г.