Научная статья на тему 'Формирование механизма социального страхования как инструмента управления социальными рисками'

Формирование механизма социального страхования как инструмента управления социальными рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2054
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / THE IMPORTANCE OF SOCIAL INSURANCE / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF THE SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухарбаева Дина Маратовна

В статье исследуются теоретические основы механизма социального страхования, эволюция взглядов ученых-экономистов на вопросы, затрагивающие раскрытие сущности и функций социального страхования. На основе существующих определений термина «социальное страхование» и классификаций его функций автор рассматривает следующие виды социального страхования: экономические, социальные, организационные и регулирующие. Проанализированы цель и необходимость совершенствования социального страхования, его значение в системе социальной защиты населения и социальной политики государства в целом, дано авторское определение организационно-экономического механизма социального страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL INSURANCE MECHANISM AS THE TOOL OF SOCIAL RISKS MANAGEMENT

The article researches theoretical bases of social insurance mechanism and evolution of scholars' views on the issues, concerning the nature and functions of the social insurance. Based on the existing definition of the term “social insurance” and classifications of its functions the author considers the following types of the social insurance: economic, social, organizational and regulating. The aims and necessity of improving of the social insurance, its importance in the system of the social insurance of the population and social policy of the government in general are analyzed. The author suggests his own definition of organizational-economic mechanism of the social security.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма социального страхования как инструмента управления социальными рисками»

Управленческое стратегирование предполагает точное позиционирование предприятия в конкурентной среде и анализ рыночных условий хозяйствования. Результаты анализа позволяют выявить резервы диверсификации производственно-хозяйственной деятельности. Для каждого направления диверсификации деятельности формируется индивидуальная рыночная стратегия. Стратегирование должно учитывать как сильные, так и слабые стороны промышленной организации, а также наиболее важные для конкуренции факторы.

В рамках стратегической реструктуризации проводится реструктуризация базовых бизнес-процессов, позволяющая оптимизировать процесс создания стоимости путем исключения тех ступеней, на которых не происходит формирования добавленной стоимости [3]. Для обеспечения успешности процессов, связанных с увеличением добавленной стоимости, менеджмент должен использовать все более совершенные информационные системы управления изменениями.

Стратегическая реструктуризация крупных промышленных организаций предполагает согласование элементов системы стратегического и оперативного планирования; управленческого учета; инструментов; методического сопровождения оценки бизнес-единиц; деятельности центров финансовой ответственности. Для этого холдинговая структура промышленной организации дополняется подразделением контроллинга, которое обеспечивает реализацию проектных стратегий развития хозяйствующего субъекта, а также сроки выполнения и ответственных исполнителей. Наряду с этим отдел контроллинга осуществляет регулярный мониторинг проведения проектных мероприятий и своевременность выполнения наиболее значимых заданий. Дополнительной функцией контроллинга является превентивное предупреждение кризисов при осуществлении стратегических направлений развития. Для этого разрабатываются целевые индикаторы наблюдения за ходом проведения стратегической реструктуризации и проектных мероприятий развития хозяйствующего субъекта. Данный подход облегчает осуществление изменений и условий деятельности предприятия в рамках корпоратив-

ного управления. Наблюдение за изменениями параметров внешней и внутренней среды может осуществляться экспертным методом, с определением весовых значений факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия стратегических решений.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что реализация концепции управленческого стра-тегирования предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, во многом определяется эффективностью организационно-экономического сопровождения стратегических изменений. Это в большей мере относится к предприятиям, производящим наукоемкую продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Проведение регулярного организационного и финансового мониторинга деятельности высокотехнологичных предприятий - условие повышения эффективности деятельности отечественных производителей, модернизации их производственной и технологической базы.

1. Байгузин А.Р., Долгий В.И. Организационные изменения стратегических предприятий в процессе модернизации российской экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4 (43).

2. Гребенников А.И., Долгий В.И. Организационное развитие предприятий в условиях формирования новой индустриальной экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

3. Гребенников А.И., Долгий В.И. Стратегические приоритеты модернизации и реструктуризации промышленности России // Наука и общество. Серия «Экономика и управление». 2012. № 3 (6).

4. Долгий В.И. Управление предприятием как экономической системой // Методологические и институциональные подходы к управлению современной организацией. Саратов: КУБик, 2011.

5. Моделирование: философский словарь. М.: Республика, 2001.

6. Непринцева Е., Шубин С. Вертикальная интеграция: стимулы и преимущества // Управление компанией. 2006. № 7.

7. Семенов Г.В., Николаев М.В., Савеличев М.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.

8. Чернецов Г., Ушанов А., Коротин Е. Возможности применения методов управления проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3.

удк 364:368.4 Дина Маратовна Бухарбаева,

соискатель кафедры экономики труда ^63^ Maxon2005@yandex.ru и управления персоналом,

Х СГСЭУ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

В статье исследуются теоретические основы механизма социального страхования, эволюция взглядов ученых-экономистов на вопросы, затрагивающие раскрытие сущности и функций социального страхования. На основе существующих определений термина «социальное страхование» и классификаций его функций автор рассматривает следующие виды социального страхования: экономические, социальные, организационные и регулирующие. Проанализированы цель и необходимость совершенствования социального страхования, его значение в системе социальной защиты населения и социальной политики государства в целом, дано авторское определение организационно-экономического механизма социального страхования.

Ключевые слова: значение социального страхования, функции социального страхования, организационноэкономический механизм социального страхования.

D.M. Bukharbaeva

THE FORMATION OF SOCIAL INSURANCE MECHANISM AS THE TOOL OF SOCIAL RISKS MANAGEMENT

The article researches theoretical bases of social insurance mechanism and evolution of scholars' views on the issues, concerning the nature and functions of the social insurance. Based on the existing definition of the term “social insurance” and classifications of its functions the author considers the following types of the social insurance: economic, social, organizational and regulating. The aims and necessity of improving of the social insurance, its importance in the system of the social insurance of the population and social policy of the government in general are analyzed. The author suggests his own definition of organizational-economic mechanism of the social security.

Keywords: the importance of social insurance, organizational-economic mechanism of the social security.

На сегодняшний день основная и актуальная цель, которую должно ставить перед собой государство, состоит в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния граждан и социальной стабильности общества. Данная цель достигается путем совершенствования системы социальной защиты населения, одной из составляющих которой является социальное страхование.

Отметим, что необходимость в социальном страховании возникла в процессе производственных отношений, которые носили рисковый характер и неопределенность последствий выбора. Действия, направленные на развитие производственной системы, сопровождаются множеством рисков и повышением их уровня воздействия в дальнейшем. По мнению Н.М. Ованесяна, причинами возникновения страхования как социального института являются неопределенность развития социально-трудовых отношений и, как следствие, исторически сложившаяся потребность человека защитить себя и свое имущество от непредвиденных обстоятельств и их неблагоприятных последствий. С экономической точки зрения неблагоприятные последствия воздействуют на индивида в двух направлениях:

• через общественное и физическое разрушение трудоспособности как основного источника благосостояния;

• через общественное и физическое разрушение имущества, принадлежащего гражданину [1, с. 57].

Значение социального страхования для социальной стабильности и защищенности граждан заключается в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационнотехнических средств и рычагов осуществлять поддержку нуждающихся в этом групп населения и отдельных граждан. Социальное страхование призвано обеспечить защиту населения при наступлении социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, профессиональное заболевание, беременность, роды, потеря кормильца, уход за детьми. Термин «социальное страхование» включает две составляющие: социальное обеспечение и страхование. Первая составляющая устанавливает основные социальные ориентиры развития общества, вторая - формирует организационноэкономический механизм достижения поставленных целей.

Необходимость в совершенствовании организационно-экономического механизма социального страхования населения России вызвана переходом к цивилизо-

ванным рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками его развития являются изменение форм собственности, системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества, потребность в решении целого ряда социальных проблем, социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека. По мнению Л.С. Верещагиной, организационно-экономический механизм «включает два органически взаимосвязанных блока: механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством на уровнях макро-, мезо- и микроэкономики и системы государственного регулирования экономики, адекватные требованиям экономических законов рыночной экономики» [2, с. 62].

Основные цели социального страхования граждан

- компенсация потери трудового дохода в результате наступления определенного вида социального риска, оказание материальной помощи населению в моменты его социальной и материальной нестабильности, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Вопросы трудовых доходов и социальных выплат рассматриваются М.А. Еремеевым: «Приходится условно отличать заработную плату от других видов дохода, поступающего в бюджет рабочего деньгами или натурой, - будь то за счет государственного бюджета или за счет специальных фондов социального страхования» [3, с. 62].

Организация механизма социального страхования основывается на определенных принципах, которые рассматривались многими авторами: С.Ю. Яновой, В.Г. Павлюченко, В.Д. Роик. С.Ю. Янова выделяет следующие принципы социального страхования: принцип личной ответственности, принцип солидарности, принцип организационного самоуправления, принцип всеобщности, принцип обязательности (принудительности), принцип государственного регулирования [4].

Достижение главной цели осуществляется за счет решения конкретных социально-экономических задач и выполнения различных функций. Наиболее полно и четко функции социального страхования сформулированы учеными-экономистами в работе под редакцией Н.А. Горелова: защитная, компенсационная, воспроизводственная, перераспределительная, стабилизационная [5]. Такие ученые, как А.Г. Гладышев, Т.А. Федорова, Ю.Е. Михеева, выделяют следующие функции социального страхования:

• гарантийная, включающая воспроизводственную, компенсирующую, защитную, профилактическую подфункции;

• экономическая, включающая аккумулирующую, инвестиционную,перераспределительную и стимулирующую подфункции;

• регламентирующая функция [6; 7; 8, с. 68].

На наш взгляд, в первую очередь социальное страхование выполняет экономические функции:

• аккумулирование денежных средств в специальный фонд для оказания социальной помощи населению;

• отчисление в обязательном порядке части заработной платы и индивидуальных доходов для целей общественного потребления, вызванного действием социальных рисков;

• распределение и перераспределение доходов населения при наступлении неблагоприятных событий, снижающих индивидуальные трудовые доходы граждан;

• вложение в финансовые активы временно свободных от обязательств финансовых средств в национальную экономику и получение инвестиционного дохода, укрепляющего финансовую устойчивость и платежеспособность фонда социального страхования.

Во вторую очередь социальное страхование выполняет сугубо социальные функции, поскольку компенсация потери или снижения доходов граждан важна в контексте поддержания того социального статуса, которым обладает каждый человек. В этой связи социальное страхование:

• реализует важнейшие права граждан на труд, охрану здоровья, воспитание детей, обеспеченную старость и др.;

• осуществляет принципы социальной справедливости при распределении социальной помощи в зависимости от индивидуального предыдущего трудового вклада, в отличие от социальной солидарности, порождающей социальное иждивенчество;

• проводит превентивные мероприятия по снижению уровня социального риска, сокращению форм его проявлений, профилактике потенциального ущерба.

В третью очередь, являясь механизмом управления социальными рисками, социальное страхование выполняет организационные и регулирующие функции, заключающиеся:

• в регулировании и координации финансового участия граждан, работодателей и государства в осуществлении принципов социального партнерства по вопросам оказания социальной помощи;

• разработке и выполнении специальных социальных программ для групп населения, имеющих критические показатели уровня социального риска или специфические формы его проявления;

• формировании и развитии общественного контроля со стороны страхователей и застрахованных за выполнением задач по социальной защите населения.

С точки зрения В.Д. Роика, существуют следующие характерные признаки социального страхования:

• наличие нормативной базы и структуры органов, обеспечивающих стабильность в обществе;

• регулирование специфической сферы отношений по возникновению между работодателями и работниками обязательств, связанных с трудовой деятельностью и уплатой части заработной платы в страховые фонды для покрытия социальных рисков;

• обмен обязательствами между работодателями и работниками, что позволяет решить важные задачи (работникам - снизить неопределенности в сфере доходов, работодателям - обеспечить непрерывный ход производства) [9].

Таким образом, социальное страхование характеризуется следующими особенностями:

• взносы являются централизованными доходами государства, так как внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности и порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством;

• страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно на социальные отчисления при наступлении социальных рисков;

• страховым взносам присущ возвратный характер, но возвратность не адекватна уплаченным суммам;

• привлекаемые страховые взносы обезличены, отсутствует персонификация;

• временно свободные денежные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов и финансирования деятельности фондов социального страхования.

А.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов считают, что «понятие социального страхования, таким образом, охватывает различные формы общественного страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов. Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба» [10, с. 8]. Данные авторы рассматривают социальное страхование как одну из составляющих социальной защиты населения и перечисляют все риски, которые данный вид страхования покрывает.

Т.А. Фёдорова считает, что «социальное страхование

- это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения» [11], и отводит социальному страхованию центральное место в системе социальной защиты населения. Н.А. Вигдорчик указывает, что социальное страхование

- «особая форма организованной взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, и заранее же связанная с этим риском материальная тяжесть распределяется между всеми участниками организации» [цит. по: 11]. Данное определение социального страхования схоже с понятием «самострахование», при котором участники страхового сообщества делят риски и материальное обеспечение при их наступлении между собой. Необходимо учитывать, что элемент социального в данном виде страхования является преобладающим и законодательно закрепленным.

Ведущий специалист в области социального страхования В. Д. Роик считает, что «социальное страхование

- совокупность социальных, экономических и правовых отношений по формированию и распределению финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков в экономическом аспекте, и система прав и обязанностей субъектов по обеспечению социальных гарантий застрахованным» [9, с. 23].

По мнению С. И. Жолдасбаева, «обязательное социальное страхование представляет собой механизм

♦--------------------------------------------------

защиты от рисков, связанных с общественным производством: утраты трудоспособности, потери работы, потери кормильца, требующих финансовых средств, которых в нужный момент может не оказаться» [10, с. 43]. Б. Татибеков считает социальное страхование «одним из важнейших рычагов, обеспечивающих стабильную занятость, снижающих неблагоприятные последствия безработицы в рыночной экономике» [12, с. 6]. Г.Н. Аб-дыкаликова указывает, что социальное страхование является «защитой имущественных интересов работника... социальной гарантией и защитой работающих граждан при наступлении социального риска» [цит. по:

11, с. 4]. По мнению К.К. Жуйрикова, известного казахстанского ученого и специалиста в области страхования, определение, данное казахстанским законодательством, достаточно четкое и емкое, закладывающее в основу всей системы механизм страховых отношений, но недостаточно корректное относительно понимания социальных рисков и используемых финансовых механизмов. Он считает, что практика социального страхования ушла гораздо дальше традиционных методологических положений [12].

Таким образом, социальное страхование можно определить как организационно-экономический механизм по перераспределению национального дохода, основывающийся на формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей или части социального налога специальных государ-

-------------------------------------------------♦

ственных фондов и использовании этих средств для компенсации потери трудового дохода вследствие действия определенных социальных рисков.

1. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: курс лекций. М.: ТЕИС, 1998.

2. Верещагина Л.С. О содержании организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).

3. Гладышев А.Г. Социальное управление: теория и методология. М.: Муниципальный мир, 2004.

4. Еремеев М.А. Развитие систем вознаграждения труда персонала: теория, методология // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).

5. Михеева Ю.Е. Роль и функции социального страхования в организации новой модели защиты интересов населения // Экономист. 2003. № 8.

6. Ованесян Н.М. Социализация страховых отношений и формирование института страхования в посткризисной экономике России. Ростов на/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007.

7. Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2003.

8. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. М.: МИК, 2007.

9. Роик В.Д. Социальное страхование: теоретические и методологические основы // Человек и труд. 2010. № 2.

10. Страхование: учебник / под ред. Т.А. Фёдоровой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008.

11. Фёдорова Т.А. Основы страховой деятельности: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2001.

12. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. СПб., 2010.

УДК 64.01:621

[ta ► vetrovsgceu@mail.ru

Алексей Сергеевич Ветров,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, СГСЭУ

СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Сегодня многие отечественные машиностроительные предприятия ориентируют свою работу на решение проблемы своевременного сервисного обслуживания своей продукции. В статье анализируются пути и варианты организации сервисного обслуживания, широко применяемые сегодня на машиностроительных предприятиях России и за рубежом. Рассматривается поэтапное создание структуры по обеспечению своих клиентов высококачественным сервисом. В работе определяются методы работы сервисных центров, разбираются функции и задачи для предприятий машиностроительной отрасли по организации сервисного обслуживания. Автором предложен подход, позволяющий перейти от повышения результативности к повышению эффективности процесса работы по сервисному обслуживанию на предприятиях машиностроительного комплекса России.

Ключевые слова: машиностроительные предприятия, сервисное обслуживание, методы работы сервисных центров, эффективность.

A.S. Vetrov

THE AFTER-SALES SERVICE OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES' PRODUCTION IN RUSSIA

Today many national machine-building enterprises are oriented at the solving the problems of modern after-sales service of their production. The author analyses the ways and variants of the organization of after-sales service which are widely used at machine-building enterprises in Russia and abroad today. A stepwise creation of high-quality service and its provision for the clients are considered in the article. The author defines the methods of service centers' work, researches the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.