Научная статья на тему 'Формирование любви к малой Родине как аспект патриотического воспитания населения Красноярского края в послевоенные годы (1946-1953 гг. )'

Формирование любви к малой Родине как аспект патриотического воспитания населения Красноярского края в послевоенные годы (1946-1953 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАЛАЯ РОДИНА / ЗАПОВЕДНИК «СТОЛБЫ» / ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ / ТУРИЗМ / RESERVE "STOLBY" / DEPARTMENT OF SOVIET WRITERS’ UNION / POST-WAR PERIOD / PATRIOTIC EDUCATION / SMALL HOMELAND / TOURISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисенко Е. А.

Автором приведено исследование влияния такого аспекта системы патриотического воспитания, как формирование любви к малой Родине, на жителей Красноярского края в послевоенный период. Статья основана на материалах газеты «Красноярский рабочий» и архивных документах, впервые вводимых в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOVE FORMATION TO THE SMALL HOMELAND AS THE ASPECT OF THE KRASNOYARSK KRAI POPULATION PATRIOTIC EDUCATION IN POST-WAR YEARS (1946-1953)

The research of the influence of such patriotic education system aspect as love formation to the small Homeland on the Krasnoyarsk Krai population during the post-war period is given by the author. The article is based on the «Krasnoyarsk worker» newspaper materials and the archival documents that are introduced into scientific research for the first time.

Текст научной работы на тему «Формирование любви к малой Родине как аспект патриотического воспитания населения Красноярского края в послевоенные годы (1946-1953 гг. )»

УДК 371.035.6: 947.086 (571.51) Е.А. Борисенко

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ КАК АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1953 гг.)

Автором приведено исследование влияния такого аспекта системы патриотического воспитания, как формирование любви к малой Родине, на жителей Красноярского края в послевоенный период. Статья основана на материалах газеты «Красноярский рабочий» и архивных документах, впервые вводимых в научный оборот.

Ключевые слова: послевоенный период, патриотическое воспитание, малая Родина, заповедник «Столбы», отделение Союза советских писателей, туризм.

E.A. Borisenko THE LOVE FORMATION TO THE SMALL HOMELAND AS THE ASPECT OF THE KRASNOYARSK KRAI POPULATION PATRIOTIC EDUCATION IN POST-WAR YEARS (1946-1953)

The research of the influence of such patriotic education system aspect as love formation to the small Homeland on the Krasnoyarsk Krai population during the post-war period is given by the author. The article is based on the «Krasnoyarsk worker» newspaper materials and the archival documents that are introduced into scientific research for the first time.

Key words: post-war period, patriotic education, small Homeland, reserve "Stolby", department of Soviet writers’ Union, tourism.

После Великой Отечественной войны в советском обществе сложилась уникальная общественная атмосфера возвращения к мирной жизни и созиданию. Народу-победителю, несмотря на невосполнимые потери и утраты, было присуще чувство гордости за победу, ощущение коллективной силы и готовности восстанавливать и благоустраивать свою страну. В этих условиях определенные изменения претерпела система патриотического воспитания населения. Главной целью, как и прежде, было формирование у различных категорий населения преданности коммунистической партии, любви к Родине, готовности к труду и обороне. Но в послевоенный период большее внимание стали обращать на патриотическое воспитание у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, которая в годы войны сыграла решающую роль в защите общего дела для всех граждан страны.

Тема патриотического воспитания активно изучается исследователями и в настоящее время, поскольку процессы, происходящее в современном обществе, свидетельствуют о том, что люди находятся в духовном кризисе, отсутствует доверие государству. В подобной ситуации необходимо искать пути выхода и стоит обратиться к опыту, который уже был реализован в нашей стране более 60 лет назад.

Целью данной работы является выявление роли процесса формирования любви к природе малой Родины в патриотическом воспитании жителей Красноярского края.

Задачи исследования. Определить основные формы воспитательной деятельности и выявить степень их эффективности.

Материалы архивов и краевой периодической печати позволяют сделать вывод о том, что важную роль в патриотическом воспитании через формирование любви к природе малой Родины играли средства массовой информации. Особое значение в этом процессе отводилось производству и прокату познаватель-

ных и документальных сюжетов, так как они в обязательном порядке демонстрировались перед художественными фильмами, и заложенные в них идеи доводились до всех категорий зрителей разных возрастов.

В 1946-1953 гг. в крае широко демонстрировались документальные фильмы, снятые на его территории Новосибирской студией кинохроники. Это «Край причудливых скал» о заповеднике «Столбы», «Курейка» и «Енисей», «Карское море», «Полуостров Таймыр», которые показывались во всех клубах и кинотеатрах региона [1, с.304]. Министерство просвещения РСФСР также инициировало снять в Восточной Сибири учебные фильмы «На озере Байкал» и «Добыча золота в Сибири» [2, с.3].

Красноярцы тепло приняли вышедший на экраны в феврале 1948 г. фильм «Сказание о земле Сибирской» о величии сибирской природы и человеческих отношений в послевоенный период. Некоторые сюжеты этого фильма снимались на территории Красноярского края [3].

Управление кинофикации Красноярского края активно продвигало документальные фильмы в прокат. С этой целью оно регулярно проводило месячники показа художественных и научно-популярных фильмов. Например, за апрель 1948 г. в таких районах, как Березовский, Тасеевский, Сухобузимский, Краснотуран-ский, были проведены более ста сеансов, которые посетили 8446 зрителей [4, л.105]. Зрительская аудитория хорошо воспринимала короткометражные фильмы из киножурнала «Сибирь на экране» и научнопопулярные фильмы о Сибири и Красноярском крае.

Однако охват населения документальными и художественными фильмами был неполон из-за нецелевого использования клубов. В период 1947-1950 гг., по информации председателя Крайсовпрофа И.И. Говоруш-кина, 120 учреждений культурного назначения в 25 районах края использовались для хранения зерна, а в ряде случаев - для содержания птицы или ягнят [5, л.304]. Это объяснялось нехваткой финансовых средств в послевоенный период и стремлением в первую очередь решить продовольственную проблему.

Подобное положение сохранялось на протяжении всего рассматриваемого нами периода. На VIII Красноярской краевой партийной конференции в сентябре 1952 г. отмечалось, что по разным причинам картины не демонстрировались в ряде колхозов Бирилюсского, Большемуртинского, Даурского, Дзержинского, Богучанского и Боготольского районов [6, л.205].

Для воспитания патриотизма использовались возможности периодической печати, имевшей большую читательскую аудиторию. Тираж «Красноярского рабочего», который являлся органом Красноярского крайкома партии и исполкома Красноярского совета депутатов трудящихся, в 1946 г. составлял 50 000 экземпляров, а к 1953 г. увеличился в два раза и составил 100 000 экземпляров.

В рубрике «По нашему краю» в газете регулярно публиковалась информация об исследовании природных ресурсов Красноярского края, о проводившемся в крае авиаучете лесов, о результатах научных геологических экспедиций, о находках полезных ископаемых в районах, о походах и экскурсиях. В тяжелое послевоенное время в газете систематически велась рубрика «Из блокнота натуралиста», в которой печаталось большое количество материалов о жизни животного мира. Например, благодаря заметке «Путешествующая икра», читатели узнали, что она переносилась в различные водоемы водоплавающими птицами [7, с.3]. Такие рубрики носили познавательный характер и пользовались большим спросом у всех категорий населения - от самых маленьких до пожилых жителей. Люди чувствовали, что они живут в большом красивом крае с уникальными природными ресурсами, которые нужно использовать для улучшения жизни.

Возросшее внимание журналистов и писателей к теме природы иногда вызывало обеспокоенность у партийных органов по поводу правильности акцентов в воспитательной работе с населением. В частности, после принятия Постановления ЦК ВКП (б) о недостатках в работе ленинградских журналов «Звезда» и «Ленинград» краевой комитет партии раскритиковал статью Н. Устиновича «Лебединая дружба», указав, что автор идеализирует отношения в животном мире в ущерб отношениям между людьми. И таким образом отвлекает людей от созидательной деятельности [1, с.303]. Нужно отметить, что действия крайкома носили кампанейский характер и никак не повлияли на дальнейшую творческую судьбу писателя, который в дальнейшем опубликовал немало книг о природе и людях Красноярского края.

Эмоциональное воздействие на читателей имели публикации стихов и рассказов красноярских поэтов и писателей. В 1948-1949 гг. в Красноярском издательстве вышли книги Н. Устиновича «Рассказы следопыта» и «Сокровища при Ангаре», С. Сартакова «Хребты Саянские», поэта И. Рождественского «С берегов Енисея» [1, с.303]. Их авторы побывали во всех районах нашего края, и их книги освещали взаимоотношения человека и природы.

Активизации творческой деятельности писателей и поэтов способствовало создание в 1946 г. Красноярского отделения Союза советских писателей СССР. В рамках этой организации в 1946-1952 гг. было проведено более 250 встреч с читателями, в ходе которых мастера слова имели возможность при прямом общении доводить свои мысли до читателей [8, л. 52,53]. Также в край помимо местной краеведческой литературы поступало много научной, художественной и популярной литературы, которая распространялась через отделения КОГИЗа.

Важным средством воздействия на жителей Красноярского края были работы местных живописцев. Зачастую проводились демонстрации работ красноярских художников Д. Каратанова, А. Лекаренко, Р. Руйги и др. В 1946 г. на выставке в Москве их пейзажные работы, в которых были отражены красота и величие сибирской природы, получили высокую оценку посетителей [9, с.3]. Востребованность их произведений объяснялась еще и тем, что художники часто встречались с различными категориями населения и стремились отражать жизнь людей и природы в своих произведениях. Их полотна давали вдохновение раньше и до сих пор вызывают душевный подъем у людей, которые чтут историю своего края.

Например, в 1947 г. Д.И. Каратанов, Р.К. Руйга и Т.В. Ряннель посетили геологов, рассказали им о своей работе и получили приглашение участвовать в экспедиции, чтобы была возможность ближе познакомиться с природой и отобразить труд людей [10, с.4]. Их произведения были востребованы, о чем свидетельствовало посещение передвижных выставок, которые регулярно проводились в разных городах и районах края. Так, в 1948 г. выставку работ художников в Красноярске посетили более 10 тысяч человек [11, с.4].

Свой вклад в воспитание людей вносили коллективы музеев, работавших в Красноярском крае. Краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова в Минусинске и Красноярский краевой музей представляли собой крупные исследовательские центры, которые за многие годы работы создали разнообразные познавательные экспозиции. Например, особой гордостью мартьяновского музея была коллекция представителей животного мира юга нашего края. В статье, посвященной 70-летию музея, отмечалось, что поток посетителей, желавших познакомиться с обитателями лесостепных и степных зон, не иссякал в течение всего года [12, с.2].

Естественно, музеи в крае после войны находились в тяжелейшем состоянии. Скудное финансирование, отсутствие специально подготовленных кадров осложняли деятельность подобных учреждений. Например, в краеведческом музее города Енисейска штат состоял из 2 сотрудников и уборщицы [13, с.2].

Тем не менее музеи постепенно становились центрами исследовательской и воспитательной работы. В Краевом музее отдел археологии проводил многочисленные выездные экспедиции по краю под руководством Э. Рыгдылона [14, с.4], а по выходным в экспозиции краевого краеведческого музея демонстрировались фильмы о достижениях сибиряков в областях науки, природопользования и промышленности [15, с.4]. Кроме того, при краевом и минусинском музеях была развернута работа общества краеведов. В 1947 г. в Игарке открылся ранее законсервированный музей и за короткий промежуток времени сотрудниками и местными жителями было собрано более 500 экспонатов полезных ископаемых. В том же году была активизирована деятельность дома-музея В.И. Сурикова, а в феврале 1949 г. в Красноярске был создан «Литературный музей», который занимался популяризацией творчества красноярских писателей [16].

Наряду с музеями большое значение в воспитании любви к малой Родине имели библиотеки. Так, фонды краевой библиотеки за 10 лет после ее открытия в 1936 г. выросли почти в 10 раз и составили около 300 000 экземпляров. Они постоянно пополнялись подписками журналов более чем ста наименований, художественных книг, в том числе и на иностранных языках [17, с.4]. Эти фонды были востребованы: за первый послевоенный год краевую библиотеку посетили 6000 человек. Библиотеки по всему краю проводили выставки книг на разные темы, организовывали встречи с местными авторами, на которых посетители могли лично познакомиться с писателями и обсудить возникшие вопросы [18].

Однако главную роль в формировании взглядов подрастающего поколения, его любви к Родине играла общеобразовательная школа. Педагогические коллективы делали это через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия. В первые послевоенные годы в крае была организована работа по озеленению школьных территорий, улиц, дворовых площадок. Эта работа в какой-то степени являлась символом восстановления мирной жизни, так как демонстрировала быстрый и эффективный результат благоустройства жизни. Примером организации работы по озеленению стала деятельность педагогического коллектива красноярской средней школы №27, который организовал школьников на очистку территории от мусора, посадку деревьев. Каждый школьник взял обязательство не только участвовать в благоустройстве территории школы, но и посадить несколько деревьев возле своего дома [19, с.3]. Заметки в газете «Красноярский рабочий»

в весенне-осенний посадочный период 1946-1952 гг. свидетельствует о широком размахе озеленительных работ в населенных пунктах края, участии в них школьников, молодежи и значительной части взрослого населения.

Помимо озеленения пришкольных участков школьники участвовали в закладке плодовых садов и посадке полезащитных лесополос. Во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. эта работа рассматривалась как практическая реализация «Великого сталинского плана преобразования природы». Можно по-разному относиться к этому плану, но очевидные изменения в лучшую сторону связаны с озеленением, появлением плодово-ягодных садов, созданием лесополос, которые обеспечивали снегозадержание и гарантировали урожай, воспитывали уверенность в том, что совместным созидательным трудом можно сделать страну богатой и удобной для проживания.

Учителя школ также организовывали познавательные экскурсии на природу. Ученики третьих классов Шалинской средней школы Манского района летом 1946 г. под руководством учителей обследовали реки Шалинку и Есауловку, они научились определять их глубину, скорость течения, а также узнали о значении этих рек в жизни населения и экономике района [20, с.4]. Ученики разных школ во время походов и экскурсий не только знакомились с природой родного края, но и находили локальные месторождения полезных ископаемых: угля, известняка, охры, - которые затем использовались для хозяйственных нужд колхозов.

В послевоенные годы практиковалась организация длительных походов школьников в период летних каникул, маршруты, как правило, прокладывались вдоль рек, протекавших по территории края. Например, учащиеся Аскизской средней школы летом 1946 г. прошли более 300 км по реке Абакан и отрогам Саян [21, с.1]. Они не только знакомились с флорой и фауной, ландшафтами, полезными ископаемыми края, но и приобретали те знания и практические умения, которые могли в дальнейшем пригодиться им в учебной и трудовой деятельности.

Также они приобретали навыки, необходимые бойцу-защитнику Отечества. Государство выделяло участникам походов какое-то количество необходимых продуктов. Морально-этический аспект этих походов заключался в том, что в них участвовали школьники, у которых отцы вернулись с фронта и у которых погибли в боях. И у ребят складывалось ощущение, что за ними стоит сильное государство, которое заботится о них. Государство, в свою очередь, воспитывало поколение ребят, которое было благодарно существующей власти и психологически готово к ее защите, имело необходимые навыки и умения.

Большое внимание в послевоенный период было обращено на физическую подготовку молодежи. С этой точки зрения интерес представляет развитие столбистского движения в Красноярске. Не исключено, что руководство Красноярской краевой партийной организации видело в нем малобюджетную для органов власти, но эффективную форму не только воспитания у красноярцев любви к малой Родине, но и средство для их спортивной подготовки, поддержания их физической формы, необходимой для защитника Отечества. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны в Красноярске было создано столбистское альпинистское общество «Беркуты». 25 мая 1947 г. на первом собрании были приняты его программа и устав, а 14 июня было объявлено Днем любителей «Столбов». О популярности начинания свидетельствовало то, что на первом празднике столбистов присутствовали более 1000 человек. Ночью было совершено факельное восхождение на причудливые скалы. 269 красноярцев смогли подняться на их вершины [22]. Особенностью движения являлось то, что оно подпитывалось романтикой, характерной для молодых людей; развивалось на собственной основе, втягивая все новые и новые группы красноярцев. Сами столбисты и администрация заповедника выступали в качестве популяризаторов движения.

Большой популярностью среди посетителей заповедника пользовались лекции научных сотрудников. В частности, летом 1949 г. Т.Н. Буторина проводила экскурсии для школ и ремесленных училищ города по истории «Столбов» и столбистского движения [23, с.1].

В апреле 1949 г. А.В. Михеев, начальник научного отдела Главного управления, сделал предложение о необходимости постройки в 1950 г. в Эстетическом районе заповедника (Столбинском нагорье) зданий музея заповедника площадью в 600 м2, лектория и гостиницы для приезжающих туристов с комнатами для 1520 человек, поскольку это место массово посещалось гостями, а значит было необходимо создать очаг и базу для показа работы и богатств заповедника [24, л.14, 15].

Для подготовки альпинистов красноярский городской Дом пионеров организовал в районе поселка Лалетино летний лагерь альпинистов. Школьники осваивали технику скалолазания, собирали коллекцию минералов и гербарии для школ города [25, с.4].

Одновременно в устье р. Лалетино началось строительство туристической базы. Здесь планировалось построить павильоны для культурно-массовых развлечений, столовую, зимние и летние корпуса, баню и гараж. На базе должны были быть проложены водопровод, канализация и проведено электрическое освещение [26, с.1]. Был создан ряд условий для привлечения к заповеднику еще большего количества красноярцев. Например, исполком Красноярского горсовета обеспечил возможность доставки посетителей туристической базы автобусами и катерами [1, с.305].

Проделанная работа имела высокую эффективность. Так, 14 июня 1950 г., когда исполнилось 100 лет со дня первого подъема на «Столбы», заповедник посетили около 10 000 красноярцев.

За летний сезон заповедник посещали в среднем 20 тысяч человек, поэтому сотрудники делали все, чтобы сохранить этот уникальный памятник природы. В 1953 г. директор заповедника В.Г. Латышев обратился к председателю Красноярского городского совета депутатов трудящихся В.П. Черемушкину с запиской о необходимости изготовить 40 текстовых таблиц с правилами режима и предупредительными надписями, поскольку в связи с большим потоком посетителей по субботам и воскресеньям охрана не справлялась с обязанностями должным образом [24, л.14, 15].

Особое место в послевоенное время в системе воспитания человека-патриота отводилось физической подготовке и спорту.

В частности, 1 декабря ежегодно открывался зимний лыжный спортивный сезон, начинала работать лыжная база, в которой можно было взять лыжи на прокат. Во всех общеобразовательных учреждениях города начинали работать лыжные секции [27, с.2].

Большой популярностью в послевоенный период пользовались лыжные пробеги. Например, делегаты Южно-Енисейского приискового комитета профсоюза золота и платины прибыли на лыжах на открытие конференции спортивного общества «Цветные металлы». Ими за девять суток было пройдено расстояние в 490 км при температуре минус 45 - минус 59°С [28, с.4]. Это было показателем их хорошей физической подготовки, необходимой для защиты Отечества, достаточно вспомнить роль сибиряков в победе над гитлеровскими войсками под Москвой.

Популярность лыжного спорта позволила Красноярскому краю занять ведущее положение в спортивной жизни Сибирского региона. Поэтому Красноярску было поручено проведение в феврале 1947 г. лыжных зональных соревнований Сибири и Дальнего Востока, в которых приняли участие команды Красноярского, Алтайского, Приморского краев, Бурят-Монгольской автономной республики, Новосибирской, Омской, Томской, Иркутской областей и др. [29, с.3].

Распространение в Красноярском крае получил конькобежный спорт, причем если в городах была возможность кататься на стадионах и специальных ледовых площадках, то в сельской местности для этого использовался лед окрестных водоемов.

Укреплению здоровья и физической подготовки способствовало увлечение жителей Красноярского края охотой и рыболовством.

Также в послевоенное время особое внимание было уделено развитию туризма. Основными его формами было спортивное ориентирование и ориентирование на местности, проводились пешие горные и лыжные походы по всему краю. Использование этого активного средства воспитания личности позволяло позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку умений и навыков, совершенствовало его двигательные способности, развивало морально-волевые и интеллектуальные качества [30, с.5]. Участие в туристических походах способствовало укреплению здоровья, воспитанию необходимых с точки зрения тоталитарного государства качеств, так как большинство походов и лыжных пробегов были приурочены к различным торжественным датам жизни страны.

Распространение также получил спелеотуризм. В справочниках указано, что он возник практически одновременно в Крыму, на Урале и в Красноярске. Причем газетные публикации дают возможность предположить, что зарождение спелеологии в крае началось еще в 1940-е годы. В 1946-1947 гг. здесь неоднократно производились исследования стоянок древних людей [31, с.1].

Таким образом, в послевоенный период (1946-1953 гг.) в Красноярском крае, как, вероятно, и на всей территории страны, в системе патриотического воспитания был сделан акцент на воспитание у различных категорий населения любви к малой Родине и готовности к ее защите как части единой страны. Победа многонационального советского народа в Великой Отечественной войне показала, что любовь к малой Родине явилась одним из основных источников победы. В Красноярском крае в рассматриваемый период использо-

вались различные формы воспитания любви к родному краю. Общение с природой рассматривалось как одно из малозатратных для государства и эффективных способов укрепления здоровья населения и выработки у них, особенно у подрастающего поколения, навыков, необходимых для труда и обороны. Эта деятельность являлась частью системы идеологической работы, характерной для тоталитарного государства. Однако накопленный в тот период опыт работы по воспитанию патриотизма и ответственности за страну, по нашему мнению, представляет определенный практический интерес для сегодняшнего дня.

Литература

1. Гайдин С.Т. Развитие природопользования в Восточной Сибири (1946-1991 гг.). - Красноярск, 2008. -428 с.

2. Новые учебные кинофильмы // Красноярский рабочий. - 1949. - № 178.

3. Сказание о земле Сибирской // Красноярский рабочий. - 1946. - № 185. - С. 4; Первые кадры // Крас-

ноярский рабочий. - 1946. - № 251. - С. 3; Работа съемочной группы // Красноярский рабочий. - 1947.

- №184. - С. 4.

4. ГАКК. Ф. Р-1912. Оп. 1. Д. 34. Л. 105.

5. ГАКК. Ф.П-26. Оп.22. Д.15. Л.304.

6. ГАКК. Ф. П-26. Оп.24. Д.16. Л.205.

7. Путешествующая икра // Красноярский рабочий. - 1946. - № 133.

8. ГАКК. Ф. Р-1401. Оп.1. Д.20. Л.52, 53.

9. О красноярских художниках // Красноярский рабочий. - 1946. - № 98.

10. Творческие встречи с геологами // Красноярский рабочий. - 1947. - № 80.

11. Десять тысяч посетителей художественной выставки // Красноярский рабочий. - 1948. - № 43.

12. Музею Мартьянова 70 лет // Красноярский рабочий. - 1947. - № 43.

13. Неиспользуемые сокровища // Красноярский рабочий. - 1946. - № 187.

14. Археологические работы Краевого музея // Красноярский рабочий. - 1946. - № 255.

15. Фильмы в Краевом музее // Красноярский рабочий. - 1949. - № 117.

16. Краеведческий музей в Игарке // Красноярский рабочий. - 1947. - № 157. - С.2; Дом-музей В.И. Сури-

кова // Красноярский рабочий. - 1947. - № 249. - С.4; Открытие литературного музея в Красноярске // Красноярский рабочий. - 1949. - № 23. - С.2.

17. Фонды Краевой библиотеки // Красноярский рабочий. - 1947. - № 38.

18. Выставка в Краевой библиотеке // Красноярский рабочий. - 1946. - № 254. - С.1; Прошлое и настоя-

щее Красноярской городской библиотеки // Красноярский рабочий. - 1947. - № 36. - С.2; Литературная конференция с писателями Красноярска // Красноярский рабочий. - 1947. - № 101. - С.4.

19. Работы по озеленению края, города, села // Красноярский рабочий. - 1946. - № 120.

20. Походы школьников Шалинского района // Красноярский рабочий. - 1946. - № 94.

21. Знакомство с красотами юга // Красноярский рабочий. - 1947. - № 151.

22. Первое заседание // Красноярский рабочий. - 1947. - № 100. - С.4; О «Столбах» // Красноярский рабочий. - 1947. - № 107. - С.2; На высоте причудливых скал // Красноярский рабочий. - 1947. - № 152.

- С.4.

23. Все на природу // Красноярский рабочий. - 1949. - № 121.

24. ГАКК. Ф. Р-2129. Оп.1. Д.12. Л.14, 15.

25. Лагерь для альпинистов // Красноярский рабочий. - 1949. - № 137. - С.4.

26. Начало строительства базы в районе заповедника // Красноярский рабочий. - 1947. - № 129.

27. Открылся лыжный сезон // Красноярский рабочий. - 1946. - № 240.

28. Лыжный пробег в честь открытия конференции // Красноярский рабочий. - 1947. - № 4.

29. Региональные соревнования по лыжам // Красноярский рабочий. - 1947. - № 26.

30. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 290 с.

31. Сокровища из провалища // Красноярский рабочий. - 1946. - № 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.