Научная статья на тему 'Формирование лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного'

Формирование лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ТЕКСТ / COMPETENCE APPROACH / LINGUISTIC COMPETENCE / AN ADJECTIVE / TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова С.В., Снурникова Ю.С.

В статье рассматриваются некоторые аспекты работы по формированию лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного на уроках русского языка. Предложенные материалы могут использоваться учителями в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного»

Петрова С.В.1, Снурникова Ю.С.2 ©

1К.ф.,н., доцент, кафедра теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства; 2Бакалавр, кафедра теории, педагогики и методики начального

образования и изобразительного искусства.

НИУ «Белгородский государственный университет»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты работы по формированию лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного на уроках русского языка. Предложенные материалы могут использоваться учителями в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: компетентностный подход, лингвистическая компетенция, имя

прилагательное, текст.

Keywords: competence approach, linguistic competence, an adjective, text.

В настоящее время российское образование переживает этап модернизации, который характеризуется переходом от традиционной, знаниевой, модели обучения к компетентностной. Ориентация на компетентностный подход в обучении предметам обусловлен в первую очередь социальными преобразованиями, которые предъявляют новые требования к выпускникам школ и вузов: это должен быть человек, способный

самостоятельно адаптироваться к внешним условиям, умеющий вырабатывать стратегию, решать поставленные задачи.

Как отмечает профессор Е.А. Быстрова, «в отечественной школе происходит смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию. Всё это ведёт к смене образовательной парадигмы, что предполагает поиск таких методов обучения и подходов, когда учащиеся приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях [1, 23].

Перед современной школой стоит важная задача - воспитание грамотного человека, на высоком уровне владеющего государственным языком. Именно в начальной школе закладывается основа грамотности, поскольку в этот период происходит интенсивное обучение всем видам речевой деятельности (письмо, чтение, говорение и слушание). По справедливому замечанию М.В. Дубовой, «именно начальная школа должна раньше и активнее остальных ступеней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи компетентностного подхода» [2, 55].

Различные аспекты внедрения компетентностного подхода в образовательную систему нашли отражение в трудах методистов, психологов, педагогов и лингвистов (Л.Б. Антипина, А.Г. Асмолов, Г.М. Богомазов, Е.Д. Божович, Е.А. Быстрова, А.А. Вербицкий,

Л.С. Выготский, Е.В. Голубовская, Г.И. Дедюхина, Д.С. Ермаков, И.А. Зимняя, Е.В.

Коньков, Г.А. Орлова, Н.М. Шанский и др.).

Сущность компетентностного подхода заключается в том, обучающиеся должны не просто усваивать готовые знания, а они должны быть способны самостоятельно формулировать понятия, необходимые для решения конкретной задачи.

Вслед Н.М. Шанским под компетенцией мы понимаем, «владение совокупностью знаний о языке, правилом их анализа и синтеза и способность пользоваться ими для целей коммуникации» [3, 87].

© Петрова С.В., Снурникова Ю.С., 2015 г.

Преподавание русского языка в школе направлено на развитие языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В данной работе мы затронем некоторые аспекты формирования лингвистической компетенции.

Следует отметить, что некоторые ученые отождествляют понятия языковой и лингвистической компетенции, но с нашей точки зрения, необходимо разграничивать эти категории. Языковая компетенция предполагает грамотное использование средств языка в соответствии с литературными нормами, а лингвистическая компетенция, как справедливо отмечает Н.М. Шанский, основывается на формировании представлений «о том, как язык устроен, что и как в нём изменяется» [3, 203].

Лингвистическая компетенция основывается на знании теории в области языка; знании семантических, морфологических, синтаксических категорий, относящихся к разным уровням языка, находящихся во взаимодействии и представляющих собой организованную систему. Также сюда относится и умение правильно использовать единицы языка, знать правила их соединения.

Лингвистическая компетенция - это результат осмысления речевого опыта обучающимися, что в свою очередь содержит в себе знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Она также включает в себя элементы истории науки о русском языке, о её выдающихся представителях, усвоение сведений о роли языка в жизни общества, на которых воспитывается устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку.

Новый подход к обучению требует поиска и разработки новых эффективных приемов работы, средств оценки учебных достижения учащихся.

Организуя образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе с учетом компетентностного подхода, важно помнить, что усвоение младшими школьниками языковых знаний должно складываться не в виде разрозненных фрагментов, а в целостной системе. Необходимо формировать у обучающихся научное представление об уровнях языковой системы (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом), о ее внутренних связях, особенностях функционирования. Важно, чтобы новая языковая единица изучалась комплексно, обосновывалась через ее функцию в языковой системе, посредством использования в коммуникативной ситуации.

В данной статье рассмотрим пример организации работы по формированию лингвистической компетенции у младших школьников при изучении имени прилагательного. Своё внимание мы остановили на данной части речи, учитывая, что имя прилагательное является одним из средств языковой выразительности при изображении окружающей действительности, отличается богатством грамматических форм. Вряд ли какое-либо высказывание можно себе представить без слов этой части речи. Употребление прилагательных может вызывать затруднения у младших школьников, которые обусловлены большим семантическим потенциалом некоторых единиц, о также неумением учащихся образовывать краткие формы прилагательных, формы степеней сравнения.

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников должно вестись по следующим направлениям: закрепление и расширение знаний об имени прилагательном; развитие практических умений анализировать имя прилагательного как часть речи; развитие навыков использования имен прилагательных в речи с учетом нормативного аспекта.

В ходе работы необходимо целенаправленно и систематически использовать разнообразные приемы проблемно-творческого и исследовательского характера. Эффективно проходит усвоение лингвистической информации об имени прилагательном с учетом функциональной и коммуникативной направленности при работе с текстом.

Например, в 4 классе работу с текстом можно организовать следующим образом. Учащимся предлагается следующий текст с заданиями.

Тест

Матрешки

1.Замечательная игрушка матрешка! 2.Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. 3.Родственница русской матрешки - складная кукла Фукруша - веселый старик.4. Эта кукла по форме похожа на яйцо. Первым расписал русскую матрешку художник С.А. Мамотин. 5.Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. 6.Одета она в русский костюм - платок, сарафан и передник. 7.В руках у нее черный петух. 8.Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка».

(По Махмутовой Х.И.)

Задания:

1. Прочитайте текст. Определите его стиль, свой ответ аргументируйте.

2. О чем этот текст? Предложите свои варианты названия.

3. Уточните по толковому словарю значение слова «матрешка».

4. Найдите прилагательные в тексте, поставьте к ним вопросы, определите, какие признаки они обозначают, каким членом предложения являются.

5. К какому разряду относятся данные прилагательные?

6. Выпишите из текста сочетания сущ. + прил.

7. Определите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания.

8. Найдите прилагательные, от которых можно образовать краткие формы, формы степеней сравнения.

9. Подберите противоположное по значению слово к слову веселый.

10. Распространите предложения 2, 6, добавив в них прилагательные со значением

цвета.

11. Есть ли у вас такая игрушка, расскажите о ней, используя имена прилагательные. Какую функцию в речи они выполняют?

Предложенные приемы работы с текстом позволяют организовать комплексную работу по закреплению изученного материала об имени прилагательном как о части речи, развивать умение использовать прилагательные в речи, не нарушая лексической сочетаемости, что способствует эффективному формированию лингвистической компетенции.

Сущность реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку состоит в преодолении разрыва между знаниями обучающихся и их практическим применением, в обучении их с помощью полученных знаний решать свои коммуникативные задачи.

Литература

1. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос. - М.: Дрофа, 2004. - С. 20-39.

2. Дубова М.В. Дидактические принципы компетентностно ориентированного обучения в начальном общем образовании // Начальное образование. - 2012. - № 1. - С. 50-51.

3. Шанский Н.М. Методика преподавания русского языка: достижения и проблемы // Русское языкознание и лингводидактика. - М., 1985. - С. 194-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.