Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности'

Формирование лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
909
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / LEADERSHIP SKILLS / THE FUNDAMENTAL CORE OF THE CONTENT OF GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова Анна Витальевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности. В работе актуализируется необходимость формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. В статье изучены основные подходы к определению компонентов структуры лидерских качеств. Выявлены соответствия между лидерскими качествами и универсальными учебными действиями. Представлены результаты эмпирического исследования педагогических условий формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невзорова Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF LEADERSHIP SKILLS OF SCHOOLCHILDREN DURING THEIR EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

This study is devoted to the research of the problem of formation of leadership skills of students in extracurricular activities. The paper actualizes the need for the formation of leadership skills in the younger generation. The article studies the main approaches to the definition of the components of the structure of leadership qualities. The correspondence between leadership qualities and universal educational actions is revealed. The results of empirical research of pedagogical conditions of formation of leadership skills of school students in extracurricular activities are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности»

Педагогика

УДК:37.032

кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности. В работе актуализируется необходимость формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. В статье изучены основные подходы к определению компонентов структуры лидерских качеств. Выявлены соответствия между лидерскими качествами и универсальными учебными действиями. Представлены результаты эмпирического исследования педагогических условий формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, лидерские качества, фундаментальное ядро содержания общего образования.

Annоtation. This study is devoted to the research of the problem of formation of leadership skills of students in extracurricular activities. The paper actualizes the need for the formation of leadership skills in the younger generation. The article studies the main approaches to the definition of the components of the structure of leadership qualities. The correspondence between leadership qualities and universal educational actions is revealed. The results of empirical research of pedagogical conditions of formation of leadership skills of school students in extracurricular activities are presented.

Keywords: extracurricular activities, leadership skills, the fondamental core of the content of General education.

Введение. Проблема изучения феномена лидерства и формирования лидерских качеств личности у школьников остается актуальной в отечественной педагогике на протяжении достаточно длительного времени, несмотря на смену политического строя и идеологических ориентиров. Государство, как главный заказчик системы образования, ставит перед ней цель воспитания граждан с активной жизненной позицией, инициативных, самостоятельных и грамотных молодых людей, способных брать на себя ответственность, повести за собой, организовать работу группы, работать в команде. В научной литературе понятие лидерских качеств является довольно расплывчатым и строго не определено. В разных научных школах у разных авторов мы можем найти структуры лидерских качеств, значительно различающиеся между собой. В то же время, существуют и сходства между ними, можно выделить общие подходы к пониманию ключевых компонентов, входящих в структуру лидерских качеств. Одновременно с этим, мы можем соотнести имеющиеся структуры лидерских качеств с перечнем планируемых образовательных результатов, обозначенных в Федеральных государственных образовательных стандартах на разных уровнях общего образования. Это сопоставление позволяет нам обнаружить смысловые параллели между лидерскими качествами и универсальными учебными действиями, прежде всего, личностными, регулятивными и коммуникативными.

Педагогические подходы к изучению лидерства и лидерских качеств личности базируются, в первую очередь, на достижениях мировой психологии. Хронологически выделяют следующие этапы изучения проблемы лидерства: до начала ХХ века (Г. Спенсер, Ф. Гальтон, А. Жоли, Г. Тард, Н.К Михайловский, Л. Войтоловский), первая четверть ХХ века (К. Левин, З. Фрейд, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев), вторая четверть ХХ века (М. Вебер, Г. Олпорт, К. Берд, Р. Стокдилл, А.С. Залужный, Д.Б. Эльконин, Е.А. Аркин), третья четверть ХХ века (Л. Хьелл, Д. Зиглер, Ф. Фидлер, Р. Кеттел, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, А.В. Петровский, Р.Л. Кричевский, Г.М. Андреева), современный период, включающий целый ряд зарубежных и отечественных исследований лидерства в политологии, социологии, организационной психологии, педагогике.

Личностное развитие школьника стало приоритетной задачей современного общего образования с введением нового поколения образовательных стандартов. Образовательные стандарты, разработанные в русле системно-деятельностного подхода и реализующие идею фундаментального ядра содержания образования, предполагают три основных компонента образовательных программ и соответствующих им три вида образовательных результатов. Таким образом, фундаментальное ядро содержания общего образования определяет базовые национальные ценности, универсальные учебные действия и основные элементы научного знания. Эти компоненты содержания образования соотносятся соответственно с личностными, метапредметными и предметными образовательными результатами. Основным средством достижения школьниками планируемых образовательных результатов становится организация их учебной и внеурочной деятельности.

Теоретический анализ проблемы лидерских качеств и формирования универсальных учебных действий позволил выявить ключевые компоненты лидерских качеств, соотносящихся с универсальными учебными действиями - это коммуникативные и организаторские способности. Это позволило обосновать отбор диагностических методик.

Представим результаты исследования, направленного на изучение возможностей внеурочной деятельности в формировании лидерских качеств школьников.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим подходы к определению понятий лидерства и лидерских качеств. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике дает следующее определение понятия «лидерство» - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

В современных исследованиях, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода,

предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.

3. Лидерство — это влияние одного человека на других людей.

Лидерские качества, как собирательное, комплексное явление, характеризующее личность лидера, трактуются также неоднозначно. Представим некоторые компоненты структур личностных качеств, соотнесенных с отдельными универсальными учебными действиями. Эти соотношения показаны ниже в таблице.

Таблица 1

Соотношение лидерских качеств и универсальных учебных действий

Автор характеристики лидера Качество личности лидера Универсальное учебное действие

Л. Войтоловский Самобытность Самоопределение

З. Фрейд Самоуверенность и самодостаточность

Е.А. Аркин Инициативность, изобретательность

Уверенность в своих силах

Р. Стокдилл Энергетический потенциал

Доминантность, энтузиазм

М. Вебер Независимость характера

Л. Войтоловский Преследование личной выгоды Смыслообразование

З. Фрейд Желание власти

Р. Стокдилл Желание навязать свою волю

Мотивация к успеху и настойчивость в достижении цели, ответственность

Л. Войтоловский Красноречие и умение убеждать Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

Р. Стокдилл Общительность и коммуникабельность

Такт, дипломатичность, вежливость

Способность привлекать к сотрудничеству других людей

М. Вебер Хорошие риторические способности Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р. Стокдилл Вербальные способности

Речевые способности

П. Пигорс Самоконтроль Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Подход Университета Огайо Инициативная структура: нацеленность поведения на достижение цели: распределение ролей, расписывание заданий, объяснение требований, составление графика работ Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Внимательность: предупредительность, доброжелательность, привлечение к участию в принятии решений Постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Как видно из таблицы, в ней представлены лидерские качества, которые можно условно объединить в две группы - коммуникативные и организаторские способности. Особую группу составляют собственно личностные характеристики, которые формируются в соответствии с ценностно-смысловыми установками человека. Среди универсальных учебных действий, соотнесенных с лидерскими качествами, перечислены, в основном, личностные и коммуникативные, а также регулятивное действие контроля, которое несомненно важно при реализации организаторских функций лидера. Интересно, что среди перечисленных в таблице качеств личности можно обнаружить как те, которые определяются биологическими, наследственными факторами (например, энергетический потенциал, умение убеждать, доминантность), так и те, которые могут быть сформированы под действием социальных факторов и в процессе целенаправленной психолого-педагогической деятельности (например, уверенность в своих силах, речевые способности, самоконтроль).

Эмпирическое исследование формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности проходило в несколько этапов. Замысел исследования состоял в том, чтобы проверить следующие педагогические условия формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности:

- выделение актива школьников и сопровождение их работы;

- организация самоуправления школьников во внеурочной деятельности;

- использование ресурсов общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Выборка составила 67 учеников, из них - 62 обучающихся 5-х классов и 5 обучающихся 9-х классов. На первом этапе были изучены особенности организации внеурочной деятельности базы исследования. Было выяснено, что внеурочная деятельность в школе наиболее широко представлена программами общеинтеллектуального направления, причем ряд этих программ интегрированы в воспитательную работу

школы и систему самоуправления старшеклассников. Среди актива старшеклассников было выбрано пять учеников 9-х классов, занимающихся по программе внеурочной деятельности «Клуб веселых и находчивых». Также были определены группы пятиклассников, с которыми планировалось проведение формирующей работы (62 ученика). Все испытуемые были продиагностированы с помощью методики КОС В.В. Синявского, В.А. Федорошина На втором этапе эмпирического исследования была организована формирующая работа в соответствии с выдвинутыми педагогическими условиями формирования лидерских качеств школьников. На этом этапе актив старшеклассников проводил работу с учащимися 5-х классов, включающую целый ряд мероприятий, среди которых организация игр на переменах в начальной школе, подготовка и проведение школьных праздников, специальные занятия по актерскому мастерству, мастер-классы и презентации. Активистами школы было проведено мероприятие посвящение в пятиклассники, были организованы интерактивные площадки, танцевальные площадки, театрализованное представление на тему "Теперь я пятиклассник", дневная дискотека. В результате проведенной работы среди пятиклассников выявились заинтересованные ученики, которые выразили желание присоединиться к работе актива школы и команде КВН. Формирующая работа, направленная на развитие лидерских качеств пятиклассников продолжалась в течение одного учебного года. На третьем этапе исследования были повторно проведены замеры с помощью методики КОС среди всех участников эмпирического исследования.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты. У девятиклассников практически не изменился уровень развития коммуникативных способностей: как на начало, так и на конец исследования. У двух из пяти испытуемых был зафиксирован очень высокий уровень развития коммуникативных способностей, у трех - высокий уровень. Незначительные изменения в лучшую сторону произошли в уровне развития организаторских способностей девятиклассников: количество испытуемых со средним уровнем организаторских способностей снизилось с трех до одного, в то время как количество испытуемых с высоким уровнем повысилось с двух до четырех. Динамика развития коммуникативных и организаторских способностей у пятиклассников оказалась более значительной, чем у девятиклассников. Это объясняется разными стартовыми показателями: у учеников девятых классов они изначально были выше, а у пятиклассников - ниже. Статистическую значимость изменений в уровнях развития коммуникативных и организаторских способностей пятиклассников мы проверили с помощью критерия Манна-Уитни. Изменения уровней коммуникативных способностей у учащихся 5-х классов находятся в зоне неопределенности. Это означает, что зафиксированное нами позитивное изменение данной характеристики статистически не значимо; пока существует лишь тенденция развития коммуникативных способностей у пятиклассников. Изменения уровней развития организаторских способности у учеников 5-х классов находятся в зоне значимости. Из этого следует, что формирующая работа оказала сильное влияние на развитие организаторских способностей пятиклассников и зафиксированные сдвиги статистически значимы.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило проверить педагогические условия формирования лидерских качеств школьников.

Выяснено, что выделение актива школьников и сопровождение их работы, организация самоуправления школьников во внеурочной деятельности и использование ресурсов общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности действительно оказывают положительное влияние на формирование лидерских качеств школьников.

Выводы:

1. Выявлены соответствия между лидерскими качествами и универсальными учебными действиями. Обнаружено, что ряд лидерских качеств соответствуют личностным универсальным учебным действиям самоопределения и смыслообразования; комплекс коммуникативных и организаторских лидерских качеств соотносятся с коммуникативными универсальными учебными действиями; лидерское качество самоконтроля соотносится с регулятивным универсальным учебным действием.

2. Проверены педагогические условия формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности, а именно выделение актива школьников и сопровождение их работы, организация самоуправления школьников во внеурочной деятельности и использование ресурсов общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обладает широкими возможностями индивидуализации работы, направленной на формирование лидерских качеств школьников. Интересно изучить влияние данного направления внеурочной деятельности на развитие личностных универсальных учебных действий самоопределения и смыслообразования.

3. Обнаружено положительное влияние школьного самоуправления и разновозрастных групп на формирование лидерских качеств школьников. Организованное в ходе эмпирического исследования взаимодействие девятиклассников с пятиклассниками, а также их совместная работа с учащимися начальной школы, положительно сказалось на развитии коммуникативных и особенно организаторских способностей пятиклассников. Изменения показателей организаторских способностей пятиклассников оказались статистически значимыми.

Литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.

2. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. - М.: Новая Москва, 1927. - 37 с.

3. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

4. Бехтерев В.М. Значение полового влечения в жизнедеятельности организма. - М.: Изд-во Наркомздрава РСФСР, 1928. - 32 с.

5. Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии. В 2 ч. - М.: Гос. изд-во, 1925, Ч.1. - 88 с. Ч.2 - 118 с.

6. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. - М.: Госиздат, 1931. - 145 с.

7. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

8. Невзорова А.В. Социализация личности младшего школьника в процессе освоения универсальных учебных действий // [Электронный ресурс] NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 42. С. 198-202.

9. Невзорова А.В. Повышение качества воспитания младших школьников в условиях современного образовательного процесса // Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся: материалы IV республиканской научно-практической конференции, 30 марта 2017 г., г. Могилев, МГУ имени А.А. Кулешова / под ред. С.П. Чумаковой, А.А. Папейко. - Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2017

10. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования): Сб. науч. трудов / Под ред. Б.Д. Парыгина, - Л., 1973, - С. 5-12.

11. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 29-41.

12. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. - Кострома, 2001.

Педагогика

УДК 378

ассистент Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности у студентов. Раскрываются теоретические задачи профессиональной компетенции, компетентности учителя. Проведен эксперимент по проблеме. Анлизируются взгляды, подходы, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель, тренинг, опрос, формирование, кругозор, знания, теория.

Annotation. The article deals with the formation of professional competence of students. Theoretical problems of professional competence, competence of the teacher are revealed. An experiment was conducted on the problem. The article analyzes the views, approaches, results of research of domestic and foreign scientists on this problem.

Keywords: professional competence, teacher, training, survey, formation, Outlook, knowledge, theory.

Введение. Термин «компетентность» имеет разный смысл и связан с понятием «компетенция». Также наряду с этими понятиями употребляют такие, как «профессионализм», «педагогическая культура», «квалификация», «педагогическая образованность».

Слово «компетентность» означает обладание какими-либо определенными знаниями, умениями и навыками в какой-либо сфере деятельности, то есть является мастером своего дела [15].

Если рассматривать специалиста с точки зрения компетентностного подхода необходимо подробно остановится на понятии «профессиональная компетентность». Проведены множественные исследования этой проблематики, но, несмотря на это оно не стало однозначно определенным. Профессиональная компетентность целостное качество специалиста, характеризующее его умение решать профессиональные задачи с помощью его профессиональных знаний и опыта, а так же готовность к самообразованию в профессиональной среде [19].

Изложение основного материала статьи. Для специалистов различных областей в современной науке представлены содержание и структура профессиональной компетентности.

При рассмотрении профессиональной компетентности как процесса большинство авторов выделяют в нем различные уровни. Так, С. Пэрри описывает, например, такие уровни как: новичка, адепта, уровень опытного профессионала, который выполняет свою работу на высоком уровне.

Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а так же способы выполнения профессиональной деятельности [5].

В работе «Компетентность в современном обществе» Дж. Равен на основе проведенных исследований определяет качества необходимые человеку в любой профессиональной деятельности:

- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

- способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

- способность уживаться с другими;

- способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

- умение принимать решения на основе здравых суждений, т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически [14].

Профессиональна компетентность по И.А. Зимней это интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции. Следовательно, «компетентность» можно описать через синонимы «осведомленность», «эрудированность», «усвоенность социального опыта» [6].

И.А. Зимняя исследует профессиональную компетентность на материале изучения новой для России профессиональной деятельности- социальной работы. Одним из приоритетных направлений совершенствования профессионального образования становится ориентация на приобретение будущими специалистами определенного уровня профессиональной компетентности уже в процессе обучения.

Существенным аспектом профессиональной компетентности как образовательного результата является способность решать задачи, определяемые условиями реальной профессиональной деятельности. Во многих современных работах, которые посвящены проблеме профессиональной компетентности, говорится, что большинство ее компонентов не ограничивается только профессиональным фактором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.А. Болотов определяет профессиональную компетентность как образованность, способ существования знаний, умений, способствующий личной самореализации [2]. Можно сказать, что это и есть, как бы мера,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.